|
|
|
Закон Республики Казахстан от 6 июля 2004 года № 574-II
Данная редакция действовала до внесения изменений от 31 января 2006 г.
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 5) Глава 3. Внутренние водные пути (статьи 11 - 14) Глава 4. Безопасность судоходства (статьи 15 - 21) Глава 5. Судно (статьи 22 - 24) Глава 7. Экипаж судна (статьи 33 - 38) Глава 8. Аренда судна (статьи 39 - 43) Глава 9. Порты (статьи 44 - 48) Глава 10. Перевозка пассажиров, багажа и почтовых отправлений (статьи 49 - 55) Глава 11. Перевозка грузов (статьи 56 - 62) Глава 12. Буксировка судов, плотов, и иных плавучих объектов (статьи 63 - 64) Глава 13. Общая авария. Спасание судов и другого имущества (статьи 65 - 75) Глава 14. Затонувшее имущество (статьи 76 - 81) Глава 15. Ответственность по обязательствам, вытекающим из перевозок (статьи 82 - 93) Глава 17. Акты, претензии, иски и исковая давность (статьи 97 - 101) Глава 18. Заключительные положения (статьи 102 - 103) В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами в сфере внутреннего водного транспорта при осуществлении судоходства, перевозке пассажиров, багажа и грузов, а также определяет их права, обязанности и ответственность. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) акватория порта - ограниченный участок поверхности воды, служащий для подхода и стоянки судов у причалов и устройства рейдов, на которых суда и составы ожидают грузовой обработки или отправления в рейс, а также где выполняются необходимые операции; 2) береговая полоса - полоса суши шириной 20 метров от края воды вглубь берега реки, естественного водоема (озера), проектного уровня воды искусственно созданных водоемов; 3) внутренние водные пути Республики Казахстан (далее - внутренние водные пути) - естественные или искусственно созданные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства; 4) внутренний водный транспорт Республики Казахстан (далее - внутренний водный транспорт) - вид транспорта, зарегистрированный на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и осуществляющий судоходство и иную, связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях; 5) Государственный судовой реестр - документ, в котором регистрируются суда и права на них, соответствующие требованиям, установленным пунктом 5 статьи 26 настоящего Закона; 6) дебаркадер - плавучий причал, предназначенный для швартовки и обслуживания пассажирских или грузовых судов; 7) диспаша - расчет убытков по общей аварии, распределяемых между сторонами, участвующими в перевозке; 8) диспашеры - лица, обладающие знаниями и опытом в сфере внутреннего водного транспорта, составляющие расчет по определению диспаши; 9) киль - основной продольный элемент судна, который идет вдоль днища от носа до кормы и делит его на две симметричные части; 10) лоцман - специалист, обладающий определенными знаниями и навыками в области безопасного проведения судов к месту швартовки, постановки на якорь и перестановки судов в порту; 11) лоцманская проводка судов - деятельность, обеспечивающая безопасное прохождение судов по особо сложным участкам внутренних водных путей; 12) навигация - период времени, в течение которого возможно судоходство; 13) опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств и особенностей при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении может послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, зданий, строений и сооружений, а также гибели, травмирования или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей среде; 14) пассажир - лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд, либо осуществляющее по договору перевозки груза с согласия перевозчика сопровождение автотранспортного средства, животных и иного груза; 15) паспорт моряка - документ, удостоверяющий личность гражданина Республики Казахстан, работающего на казахстанских судах или иностранных судах заграничного плавания; 16) перевозчик - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях судном, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа и грузов и указанное в перевозочных документах; 17) предприятие уполномоченного органа - государственное предприятие внутреннего водного транспорта, основной задачей которого является осуществление производственной деятельности для надлежащего содержания и развития внутренних водных путей с целью обеспечения безопасного плавания судов в пределах обслуживаемых границ; 18) причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их погрузки, выгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов; 19) пункт отстоя - земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов, плотов и иных плавучих объектов; 20) путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях; 21) Регистр судоходства - государственное учреждение классификации и обеспечения технической безопасности судов внутреннего водного плавания и судов плавания "река - море"; 22) рейды - часть акватории порта за пределами судового хода, предназначенной для якорной стоянки судов, маневрирования или перегрузки грузов; 23) рейс - транспортный процесс перевозки пассажиров или грузов за определенный интервал времени между географическими пунктами или районами; 24) порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта; 25) свидетельство о годности к плаванию - один из основных документов Регистра судоходства, выдаваемый в соответствии с правилами Регистра судоходства; 26) скоропортящийся груз - груз, имеющий ограниченный срок годности и требующий особых условий перевозки и хранения; 27) собственник судна - лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна в соответствии с правилами государственной регистрации судна и прав на него; 28) судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно плавания "река - море", паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; 29) судно плавания "река - море" - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям; 30) судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени на праве владения и пользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 31) судовождение - деятельность, связанная с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям; 32) судовой ход - поверхность воды на внутренних водных путях, обставленная знаками навигационной обстановки, указывающими его направление и границы, в пределах которой допускается беспрепятственное плавание судов определенных размеров; 33) судовая книга - документ, в котором регистрируются суда и права на них, не вошедшие в Государственный судовой реестр; 34) судоходный шлюз - гидротехническое сооружение для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой; 35) судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, рыбных и иных промыслов, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской проводки судов, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей; 36) такелаж - совокупность судовых снастей для грузоподъемных работ, подъема и спуска флагов и сигналов; 37) транспортная накладная - перевозочный документ, оформляемый при перевозке грузов в прямом водном и смешанном сообщениях; 38) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере внутреннего водного транспорта, государственный контроль и надзор, координацию и регулирование деятельности внутреннего водного транспорта; 39) швартовка - действия по подходу и креплению судна к причалу, пирсу или другому судну. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о внутреннем водном транспорте 1. Законодательство Республики Казахстан о внутреннем водном транспорте основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 3. Сфера действия настоящего Закона 1. Настоящий Закон распространяется на всех физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на внутренних водных путях: 1) на судах, эксплуатируемых на внутренних водных путях; 2) на судоходных гидротехнических сооружениях; 3) в портах, расположенных на внутренних водных путях. 2. Настоящий Закон не распространяется на суда, плавающие под флагом Военно-морских сил Республики Казахстан и Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. 3. В случаях захода в морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном судов внутреннего водного плавания, а также судов плавания "река - море" возникающие отношения регулируются законодательством Республики Казахстан в сфере торгового мореплавания. Статья 4. Основные принципы осуществления деятельности в сфере внутреннего водного транспорта Деятельность в сфере внутреннего водного транспорта осуществляется на основе следующих основных принципов: 1) приоритета безопасности судоходства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и экологической безопасности; 2) равенства прав физических и юридических лиц при выполнении работ и оказании услуг на внутреннем водном транспорте; 3) обеспечения свободы выбора перевозчика потребителем услуг; 4) обеспечения свободы цен на выполнение работ и оказание услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 5. Обеспечение мобилизационной готовности и привлечение внутреннего водного транспорта к ликвидации чрезвычайных ситуаций 1. Обеспечение мобилизационной готовности внутреннего водного транспорта, мероприятий по гражданской обороне и аварийно-спасательным работам осуществляется в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан. 2. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при введении чрезвычайного положения государственные органы в пределах своей компетенции вправе привлекать перевозчиков к выполнению работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, с последующим равноценным возмещением материальных затрат и ущерба в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Глава 2. Государственное регулирование и контроль в сфере внутреннего водного транспорта Статья 6. Основные задачи государственного регулирования и контроля в сфере внутреннего водного транспорта Основными задачами государственного регулирования и контроля в сфере внутреннего водного транспорта являются: 1) создание условий для обеспечения потребностей экономики республики и населения в перевозках, выполнении работ и оказании услуг на внутреннем водном транспорте; 2) защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также национальных интересов государства; 3) защита внутреннего рынка перевозок на внутреннем водном транспорте; 4) дальнейшее развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей; 5) осуществление контроля за деятельностью в сфере внутреннего водного транспорта и безопасностью судоходства. Статья 7. Государственное регулирование и контроль в сфере внутреннего водного транспорта 1. Государственное регулирование и контроль в сфере внутреннего водного транспорта осуществляются посредством правового обеспечения, лицензирования отдельных видов деятельности, контроля и надзора за соблюдением законодательства Республики Казахстан о внутреннем водном транспорте. 2. Государственное управление на внутреннем водном транспорте осуществляется Правительством Республики Казахстан и уполномоченным органом. 3. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Республики Казахстан о внутреннем водном транспорте осуществляются уполномоченным органом. Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся: 1) разработка основных направлений государственной политики в сфере внутреннего водного транспорта; 2) разработка государственных программ развития внутренних водных путей; 3) осуществление международного сотрудничества в сфере внутреннего водного транспорта; 4) утверждение правил эксплуатации внутренних водных путей; 5) утверждение правил государственной регистрации судна и прав на него, а также форм документов, удостоверяющих право собственности на судно, и прав на него; 6) утверждение перечней: внутренних водных путей, открытых для судоходства; 7) определение порядка пользования береговой полосой; 8) определение порядка осуществления лоцманской проводки судов; 9) утверждение квалификационных требований при лицензировании отдельных видов деятельности в сфере внутреннего водного транспорта; 10) определение порядка дипломирования лиц командного состава судов; 11) утверждение перечня опасных грузов, предназначенных для перевозки судами; 12) определение порядка судоходства по внутренним водным путям судами, плотами и иными плавучими объектами, осуществляющими перевозку опасных грузов; 13) принятие решений о запрете транзитного пассажирского сообщения по территории Республики Казахстан; 14) принятие решений о запретах на ввоз, вывоз, транзит багажа и груза на (с) территории Республики Казахстан; 15) утверждение образцов формы одежды (без погон) и знаков различия, порядка ношения форменной одежды, норм обеспечения ею и перечня должностей (профессий) работников государственного контроля, имеющих право ее ношения; 16) выполнение иных функций, возложенных на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Статья 9. Компетенция уполномоченного органа и его территориальных подразделений 1. К компетенции уполномоченного органа относятся: 1) разработка концепции и программ по развитию внутренних водных путей и внутреннего водного транспорта; 2) организация обеспечения безопасности судоходства, контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательных актов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования внутреннего водного транспорта; 3) обеспечение внутренних водных путей в судоходном состоянии и содержание шлюзов; 4) регистрация и классификация судов; 5) утверждение формы Государственного судового реестра и судовой книги; 6) принятие решения о предоставлении права плавания под Государственным флагом Республики Казахстан и временном переводе судна под флаг иностранного государства; 7) контроль за соблюдением правил плавания на внутренних водных путях лоцманской службой и иными службами на внутреннем водном транспорте; 8) утверждение положения о лоцманской службе; 9) утверждение перечня участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке; 10) осуществление технического надзора за судами; 11) обеспечение проведения технического освидетельствования судов, портов, береговых объектов, судоходных гидротехнических сооружений; 12) установление требований о минимальном составе экипажей судов; 13) определение квалификационных требований, предъявляемых к капитану судна, и порядка его аттестации; 14) дипломирование лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан или судовой книге, а также выдача паспортов моряка; 15) проведение аттестации работников, ответственных за обеспечение безопасности судоходства; 16) утверждение образцов формы одежды (без погон) и знаков различия, порядка ношения форменной одежды, норм обеспечения ею и перечня должностей (профессий) работников внутреннего водного транспорта, имеющих право ее ношения; 17) утверждение положения о капитане порта; 18) определение порядка осуществления капитаном порта надзора за судами в целях обеспечения безопасности судоходства, организации и регулирования деятельности в порту; 19) установление порядка осуществления захода судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в пределах акватории порта и стоянки в порту, а также пользование перевозчиками технологической связью; 20) определение порядка перевозки пассажиров, багажа и грузов; 21) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о лицензировании; 22) диспетчерское регулирование движения судов; 23) контроль за выполнением правил, норм и стандартов в области связи, используемой судами на внутренних водных путях; 24) определение порядка устройства временных приспособлений и наплавных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов, плотов и иных плавучих объектов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, погрузки, выгрузки и хранения грузов; 25) определение порядка и сроков подъема затонувшего имущества; 26) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере внутреннего водного транспорта; 27) участие в пределах своей компетенции в осуществлении международного сотрудничества в сфере внутреннего водного транспорта и представление интересов Республики Казахстан в международных организациях; 28) иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. К функциям территориальных подразделений уполномоченного органа (далее - территориальное подразделение) относятся: 1) произведение осмотра судов, плотов и иных плавучих объектов и сооружений, расположенных на внутренних водных путях, на их соответствие требованиям обеспечения безопасности судоходства, установленным уполномоченным органом; 2) задержание судов, плотов и иных плавучих объектов, не соответствующих требованиям обеспечения безопасности судоходства; 3) приостановление и запрещение движения судов, плотов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства, жизни и здоровью людей, сохранности грузов; 4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением требований международных договоров, участником которых является Республика Казахстан; 5) надзор за состоянием внутренних водных путей; 6) осуществление надзора за соблюдением правил технической эксплуатации, уставов службы на судах; 7) осуществление иных мер, направленных на обеспечение безопасности судоходства по внутренним водным путям; 8) иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Выполнение предписаний должностных лиц территориальных подразделений и Регистра судоходства является обязательным для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на внутренних водных путях. Отдельные виды деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляются на основе лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании. Глава 3. Внутренние водные пути Статья 11. Общие положения 1. Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, используемые для судоходства, находятся в собственности государства. 2. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям, за исключением участков пограничной зоны Республики Казахстан, осуществляется уполномоченным органом. 3. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям на участках пограничных зон Республики Казахстан регулируется международными договорами Республики Казахстан. Статья 12. Содержание внутренних водных путей 1. Проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах, находящихся в государственной собственности, и подходов к причалам этих портов, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация перевозчиком технологической связи осуществляются предприятиями уполномоченного органа. 2. Проведение путевых работ на подходах к портам (не указанным в пункте 1 настоящей статьи), а также в пунктах отстоя обязаны осуществлять их владельцы по согласованию с уполномоченным органом. 3. Работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ. Статья 13. Пользование акваториями, береговой полосой на внутренних водных путях и земельными участками 1. В пределах внутренних водных путей, расположенных вне территорий городских населенных пунктов, береговая полоса земли предоставляется в постоянное землепользование на безвозмездной основе для работ, связанных с обеспечением внутренних водных путей в судоходном состоянии. 2. Предприятия уполномоченного органа вправе: 1) пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и возведению строений и сооружений для этих целей; 2) устанавливать на береговой полосе внутренних водных путей средства навигационного оборудования; 3) осуществлять рубку произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе для видимости средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным и водным законодательством Республики Казахстан; 4) использовать для проведения работ, указанных в настоящем пункте, грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы. 3. Территориальные подразделения вправе выдавать разрешение на: 1) устройство временных приспособлений и наплавных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов, плотов и иных плавучих объектов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, погрузки, выгрузки и хранения грузов; 2) строительство временных строений и сооружений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с ними. 4. Лица, использующие береговую полосу внутренних водных путей для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее. 5. Запрещается установка на береговой полосе внутренних водных путей каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судового хода, за исключением навигационных. Установка временных огней осуществляется только по согласованию с уполномоченным органом при условии ограждения таких огней со стороны судовых ходов. 6. Не допускается использование береговой полосы для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность не совместима с обеспечением безопасности судоходства. 7. Проекты строительства или реконструкции объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с уполномоченным органом. 8. Пользование водными участками для нужд рыболовства в случае, если такие участки используются для целей судоходства, допускается по согласованию с уполномоченным органом. 9. Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, возведение на них строений и сооружений осуществляются по согласованию с уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 10. Береговая полоса и участок прилегающей акватории, предназначенной для отстоя, ремонта, строительства судов, плотов и других плавучих объектов, находятся в пользовании предприятий уполномоченного органа. 11. Пользование береговой полосой внутренних водных путей на участках пограничных зон Республики Казахстан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и по согласованию с Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. 12. Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, строений и сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование. Статья 14. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях 1. Строительство и эксплуатация возводимых искусственных сооружений (мостов, плотин, причальных сооружений, каналов, устройств гидроэнергетики, надводных и подводных переходов, линий связи и электрических передач, трубопроводов, водозаборов и других гидротехнических сооружений) на внутренних водных путях и проведение работ, связанных с их эксплуатацией, добыча нерудных строительных материалов осуществляются по согласованию с уполномоченным органом. 2. Владельцы сооружений на внутренних водных путях (в том числе и возводимых) по согласованию с уполномоченным органом обязаны за свой счет устанавливать средства навигационного оборудования, в том числе плавучее и иное оборудование, а также в целях безопасности судоходства в соответствии с требованиями государственных стандартов обеспечивать их функционирование. 3. Владельцы мостов и других гидротехнических сооружений, эксплуатируемых, а также возводимых на внутренних водных путях, по согласованию с уполномоченным органом обязаны: 1) обеспечить беспрепятственный и безопасный пропуск судов, плотов и других плавучих объектов; 2) производить за свой счет необходимые дноуглубительные и дноочистительные работы к их подходам; 3) изготавливать, устанавливать и содержать сооружения и приспособления, необходимые для безопасного прохода судов; 4) разводить и поднимать пролеты подъемных мостов. 4. Владельцы гидроэлектростанций и других водонапорных гидротехнических сооружений, регулирующих уровень воды на внутренних водных путях, обязаны поддерживать согласованный с уполномоченным органом уровень воды, необходимый для беспрепятственного и безопасного судоходства на участках выше и ниже таких сооружений. 5. Эксплуатация сооружений, регулирующих уровень воды на внутренних водных путях, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом. 6. Гарантированные глубины на реках, используемых для судоходства и расположенных на территориях нескольких государств, устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. Глава 4. Безопасность судоходства Статья 15. Общие положения 1. Подготовка судна к плаванию, соответствующая требованиям безопасности судоходства, является обязанностью собственника судна и (или) судовладельца. Судно допускается к плаванию в случаях, если: 1) соответствует требованиям обеспечения безопасности судоходства, в том числе экологической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и норм, установленным законодательством Республики Казахстан; 2) численность экипажа судна в день его выхода в плавание составляет не менее установленных требований о минимальном составе экипажа судна. 2. Собственник судна и (или) судовладелец обязаны: 1) обеспечить безопасную эксплуатацию судов; 2) назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов; 3) постоянно совершенствовать навыки членов экипажей судов, других работников в соответствии с требованиями безопасности судоходства; 4) обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в технически исправном состоянии в соответствии с требованиями безопасности судоходства, установленными настоящим Законом. 3. Контроль за безопасностью судоходства осуществляется уполномоченным органом через свои территориальные подразделения. 4. Предприятия уполномоченного органа для обеспечения безопасности судоходства обязаны осуществлять: 1) содержание внутренних водных путей в соответствии с государственным заказом по программе обеспечения водных путей в судоходном состоянии и содержания шлюзов; 2) пропуск судов, плотов и иных плавучих объектов через шлюзы, при этом данные мероприятия осуществляются за счет перевозчика в соответствии с заключенным договором. 5. Владельцы гидротехнических и других сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно информировать территориальные подразделения о возникновении ситуаций, угрожающих безопасности судоходства, для принятия соответствующих мер. 6. Территориальные подразделения в целях безопасности судоходства вправе произвести осмотр морского судна, плавающего под Государственным флагом Республики Казахстан, или судна, плавающего под флагом иностранного государства, при заходе на внутренние водные пути на одинаковых основаниях с судами, плавающими по внутренним водным путям. Статья 16. Технический надзор за судами и классификация судов 1. Технический надзор за судами и классификация судов осуществляются уполномоченным органом. 2. Техническому надзору и классификации судов подлежат суда внутреннего водного плавания и суда плавания "река - море" независимо от их принадлежности и форм собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях: пассажирские; непассажирские самоходные суда внутреннего водного плавания с главными двигателями мощностью 55 киловатт (75 л. с.) и более; самоходные и несамоходные суда вместимостью 80 тонн и более. 3. Технический надзор и классификация судов, не указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Казахстан. 4. Регистр судоходства разрабатывает правила о проектировании, постройке, ремонте и эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться технический надзор, и правила об изготовлении материалов и изделий для установки на судах, утверждаемые уполномоченным органом. 5. Регистр судоходства вправе при невыполнении лицами правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, запретить эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и технических средств, а также отказать в выдаче документов или аннулировать ранее выданные ими документы, разрешающие эксплуатацию судов. Статья 17. Контроль за безопасностью эксплуатации судов Контроль за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных и несамоходных судов внутреннего водного плавания, пассажирских, прогулочных, спортивных и наливных судов, паромных переправ и других плавучих объектов, эксплуатируемых на внутренних водных путях, независимо от вида их движителей, мощности главных двигателей и вместимости таких судов, в том числе и маломерного флота, осуществляется территориальными подразделениями посредством: 1) проведения расследований, классификации и учета транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях; 2) контроля за надлежащим содержанием судоходных водных путей и средств навигационного оборудования. Статья 18. Надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту Надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту, в том числе за соблюдением международных договоров Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о торговом мореплавании в порту, открытом для захода иностранных судов, а также в порту, расположенном в устье реки, осуществляется капитаном порта в соответствии с положением о капитане порта, утвержденным уполномоченным органом. Статья 19. Контроль за обеспечением экологической безопасности 1. Контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов осуществляется государственным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. 2. Уполномоченный орган совместно с государственным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды осуществляет: 1) контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях в зоне их деятельности; 2) информационное обслуживание собственников судна, судовладельцев и капитанов судов по вопросам, связанным с экологической безопасностью. 3. Надзор за соблюдением санитарных правил и норм на внутреннем водном транспорте осуществляется государственным уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 20. Лоцманская проводка судов 1. Лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности судоходства по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами. Услуги по лоцманской проводке судов оказываются на платной основе. 2. К работе в качестве лоцманов могут быть допущены граждане Республики Казахстан при условии соответствия их требованиям, установленным положением о лоцманской службе, а также требованиям к лоцманской проводке судов, определяемым Правительством Республики Казахстан. 3. В случае необходимости в целях обеспечения безопасности судоходства лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства. 4. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственности с капитана судна за управление судном. Капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства в случае возникновения сомнений в правильности рекомендаций лоцмана отказаться от его услуг, при этом, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна обязан потребовать замену такого лоцмана. 5. За вред, причиненный собственнику судна и (или) судовладельцу по вине лоцмана, ответственность несет организация, работником которой он является в момент причинения вреда собственнику судна и (или) судовладельцу. Лоцман или организация, работником которой является лоцман, несет ответственность в полном объеме, если доказано, что убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки, явились результатом совершенного умышленно или по неосторожности действия (бездействия) лоцмана или организации, работником которой он является.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |