|
|
|
Источник: Сенат (с 16.10.1995)
28.02.2006 СЕНАТ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Информационно-аналитический отдел Аппарата Сената
Информация к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»
Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». Проект Закона разработан в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» с целью дальнейшего совершенствования выборного законодательства.
Международный опыт
Право граждан на проведение публичных мероприятий, собраний и манифестаций (массовых публичных мероприятий на открытом воздухе - митингов, демонстраций, шествий, пикетирований) является одной из важнейших гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений. Право на свободу мирных собраний и, соответственно, явочный порядок их проведения закреплен практически во всех международно-правовых документах, конституциях и законодательствах развитых демократических стран. Так, в п. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года устанавливается, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний. В ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах также «признается право на мирные собрания». Право граждан собираться мирно, без оружия и без предварительного разрешения (то есть в явочном порядке) установлено также в ст. 40 Конституции Ирландии, ст. 21 Конституции Испании, ст. 17 Конституции Италии, ст. 26 Конституции Бельгии. Тем не менее, в некоторых международно-правовых документах и конституциях многих государств устанавливается возможность ограничения законом права на свободу манифестаций. В соответствии со ст. 8 Основного закона ФРГ, для собраний под открытым небом право граждан собираться мирно и без оружия, без уведомления и разрешения может быть ограничено законом или на основе закона (соответствующий Федеральный закон о собраниях и шествиях был принят в 1953 году). Согласно ст. 40 Конституции Ирландии, законом могут быть предусмотрены меры, предупреждающие или контролирующие собрания, которые в соответствии с законом признаются нарушающими мир и безопасность или угрожающими общим интересам, а также для предупреждения или контроля над собраниями. Согласно ст. 21 Конституции Испании о собраниях в общественных местах и демонстрациях должны быть предварительно извещены органы власти, которые могут запретить их только в том случае, если есть достаточные основания предполагать, что заявленные собрания и демонстрации повлекут за собой нарушение общественного порядка, связанное с возникновением опасности для людей или чьего-то имущества. В соответствии со ст. 17 Конституции Италии, для собраний, включая собрания на местах, открытых для публики, предварительного уведомления не требуется. О собраниях в общественном месте необходимо уведомить власти, которые могут их запретить только по соображениям безопасности и общественного порядка. В ст. 9 Конституции Королевства Нидерландов гарантируется право на проведение собраний и демонстраций. При этом данной нормой предусмотрена ответственность за злоупотребление указанным правом. Акт парламента может установить правила осуществления указанного права в интересах защиты безопасности граждан, организации дорожного движения, ликвидации или предотвращения беспорядков. В ст. 26 Конституции Бельгии устанавливается, что право граждан собираться мирно и без оружия, без предварительного разрешения не применяется к собраниям на открытом воздухе, на которые полностью распространяется законодательство о полиции. Как правило, в зарубежном законодательстве устанавливаются более точные и существенные основания запрета проведения публичного мероприятия. К примеру, в Законе ФРГ о собраниях и шествиях 1953 года компетентный орган может либо запретить собрание под открытым небом или шествие, либо определить его условия только в том случае, если имеются явные признаки угрозы общественной безопасности или порядку. Аналогичные положения содержатся в конституциях Испании и Италии: органы власти могут запретить публичное мероприятие лишь в том случае, если есть достаточные основания предполагать, что заявленные мероприятия повлекут за собой нарушение общественного порядка, связанное с возникновением опасности для людей или чьего-то имущества. Таким образом, в настоящее время в большинстве развитых демократических стран широко распространены явочный порядок проведения собраний, а также сочетание уведомительного порядка проведения манифестаций с явочным порядком в зависимости от размера манифестации, ее характера, вероятности существенных нарушений общественного порядка, прав и свобод иных лиц при ее проведении. Конституция Российской Федерации, как и большинство постсоветских конституций, установила довольно либеральный режим проведения публичных мероприятий. Согласно ст. 31 Конституции, граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Из этой нормы прямо следует, что базовый порядок проведения собраний и манифестаций в России должен быть явочным или, в определенных законом случаях, уведомительным. Принятие в 2004 году нового Федерального закона Российской Федерации «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», значительно изменило ставший уже привычным порядок организации и проведения публичных мероприятий. Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Реализовать свое право на свободу собраний граждане могут посредством организации публичного мероприятия или участия в нем. В мире еще не создана совершенная избирательная система. Даже в государствах, имеющих вековые демократические традиции, обнаруживаются недостатки в ходе выборов.
* * * Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» с изменениями и дополнениями, внесенными в 2004 и 2005 годах, по мнению экспертов, также нельзя назвать совершенным. Но главное достоинство Закона в том, что он, являясь частью эффективной электоральной системы, демонстрирует стремление Казахстана к демократии. Изучение положений Конституционного закона показало, что пункт 6 статьи 44 необходимо исключить, который предусматривает, что с момента окончания срока проведения предвыборной агитации и до официального опубликования итогов выборов не допускаются любые формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, способствующих оказанию воздействия на избирателей или членов избирательных комиссий. В этой связи Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан совместно с Правительством республики инициировала поправку в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». Это решение Центризбирком принял после опубликования первого отчета миссии БДИПЧ/ОБСЕ о ходе предвыборной кампании в Казахстане. Кроме того, следует учесть, что данный вопрос, в целом, регулируется Законом Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан». Сама сущность демократического государства требует, чтобы избиратели могли сделать осознанный выбор. Для этого необходимо, чтобы гражданам страны были представлены все конкурирующие точки зрения. Вместе с тем, нельзя злоупотреблять доверием электората. В период предвыборной агитации не допускается проведение запрещенной законом ненадлежащей агитации, связанной с предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег или обещанием предоставления таковых, а также проведение несанкционированных агитационных мероприятий (собрания, митинги, шествия, пикеты и демонстрации), изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением закона и т. д.
* * * Более подробную информацию и материалы к законопроекту можно получить в Информационно-аналитическом отделе Аппарата Сената, в подготовленных Отделом и направленных в Сенат и его Аппарат информационно-аналитических документах к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».
Сектор государственного строительства Информационно-аналитический отдел Аппарата Сената
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |