|
|
|
Источник: Аппарат, комитеты, отделы, бюро
17.06.2006 Информационно-аналитический отдел Аппарата Сената
Информация к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан»
Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан». Проект Закона разработан в целях приведения действующего законодательства, регламентирующего деятельность органов финансовой полиции, в соответствие с Указом Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2003 года № 1255 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».
О международном опыте
Экономическая безопасность государства - это надежная защищенность его интересов от внутренних и внешних угроз. Переход к рыночным отношениям порождает новый вид преступлений - налоговый. В цивилизованном мире они отнесены к категории тяжких преступлений. Эффективно бороться с сокрытием доходов от налогообложения и уклонением от уплаты налогов может только специализированная силовая структура, обладающая полномочиями правоохранительного органа. В этой связи представляется целесообразным сравнить пути структурных преобразований налоговых служб отдельных стран ЕврАзЭС. Стремление к национальному самоопределению уже в начале 90-х годов сказалось на становлении налоговых администраций, на понимании того, какое место должна занимать налоговая служба в системе органов государственной власти. К тому же в течение нескольких лет налоговые службы стран СНГ развивались без практического взаимодействия. Затем налоговые органы пяти бывших советских республик (Казахстана, России, Беларуси, Кыргизии и чуть позднее - Таджикистана) в рамках Таможенного союза, а затем ЕврАзЭС создали Совет руководителей налоговых служб и начали сотрудничать. В Российской Федерации 21 ноября 1991 года была образована Государственная налоговая служба, ранее входившая в состав Министерства финансов, как структурное подразделение. В соответствии с Законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года № 5238-1 она стала самостоятельным органом федеральной исполнительной власти и передана в подчинение Президенту России. В 1998 году Государственная налоговая служба России стала правопреемником упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по обеспечению монополии на алкогольную продукцию (в отношении функций, прав и обязанностей этого Комитета), а 23 декабря того же года Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 254 Министерству по налогам и сборам было разрешено создание управлений по налогам и сборам в субъектах Российской Федерации, межрегиональных инспекций, инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекций межрайонного уровня. До марта 2004 года налоговые органы России развивались в русле общих тенденций, характерных для стран ЕврАзЭС. Существенной их особенностью была только передача функций налоговой полиции в ведение Министерства внутренних дел. В марте 2004 года Министерство по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, подведомственную Министерству финансов. В Белоруссии Государственная налоговая служба создана постановлением Совета Министров БССР от 2 апреля 1990 года № 78 в системе Министерства финансов БССР в виде Главной государственной инспекции Минфина и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах. В 1992 году создано управление налоговых расследований и соответствующие его подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям, городу Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек. В 1994 году Указом Президента Республики Беларусь от 17 октября 1994 года № 150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов была переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь с правами самостоятельного ведомства. Затем Указом Президента Республики Беларусь от 11 января 1997 года № 30 Главная государственная налоговая инспекция была преобразована в Государственный налоговый комитет, который вошел в систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики. Главное же управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, в 1998 году было преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований. Кроме того, при Государственном налоговом комитете в 1999 году был создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий. В 2001 году произошли дальнейшие преобразования. Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий - в Департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам, без прав юридического лица. Деятельность государственной налоговой службы в республике регламентируется Законом Республики Беларусь от 2 февраля 1994 года «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», Положением о Министерстве по налогам и сборам, утвержденным постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 года № 1592. В структуру министерства входят 168 инспекций, в том числе 7 - по областям и г. Минску, 137 - по городам и районам, 24 - по районам в городах областного подчинения и в г. Минске. В настоящее время штатная численность налоговых органов республики (без обслуживающего персонала) составляет около 10 тысяч человек. В Кыргызской Республике Государственная налоговая инспекция всегда входила в состав Министерства финансов. И только в 2003 году в Минфине был создан Комитет по доходам, в который вошли налоговые и таможенные органы. В Таджикистане налоговые органы с 1995 года существовали как Налоговый комитет при правительстве, а в январе 2002 года Указом Президента Налоговый комитет был преобразован в Министерство по государственным налогам и сборам. В состав нового министерства вошли Таможенный комитет при Правительстве Республики и подразделение по предупреждению и пресечению налоговых и таможенных правонарушений. В целом органы финансовых (налоговых) расследований в странах ЕврАзЭС в настоящее время неравнозначны по своему положению в системе государственной власти. В Беларуси они выделены в отдельный Государственный комитет финансовых расследований, в Кыргызстане - Департамент Комитета по доходам при Министерстве финансов, в России - Службу, подведомственную Министерству финансов, в Таджикистане - объединены в одно министерство вместе с таможенными и налоговыми органами. Структуры центральных аппаратов налоговых служб, в основном, организованы по функциональному принципу. Территориальные налоговые органы образованы строго по иерархическому принципу, причем столицы имеют статус второго уровня, за исключением Таджикистана, где часть районных инспекций подчиняется непосредственно центру. Вначале территориальные инспекции были созданы в соответствии с административным делением, затем образованы межрегиональные инспекции. Российская Федерация, позже и другие страны стали формировать подразделения и по крупнейшим налогоплательщикам, а также специализированные инспекции по важнейшим отраслям. Права налоговых органов примерно одинаковы во всех странах. Вместе с тем, Беларусь и Кыргызстан обладают существенно большими правами в отношении проверки банковских счетов налогоплательщиков. Во всех странах ЕврАзЭС приняты среднесрочные планы развития налоговых органов и налоговых систем. Это означает, что период спонтанного становления налоговых служб закончился, и можно говорить о том, что государства Сообщества перешли к целенаправленному их построению сотрудничать. *** После обретения Казахстаном независимости и с началом рыночных реформ в республике возникла необходимость создания собственных налоговых органов. Указом Президента Казахской ССР от 9 июля 1991 года № 380 «О создании Государственной налоговой службы Казахской ССР» на базе соответствующих подразделений Министерства финансов Казахской ССР и Комитета цен при Государственном комитете по экономике была сформирована Государственная налоговая служба Казахской ССР, состоящая из Главной государственной налоговой инспекции и государственных налоговых инспекций по областям, городам и районам в городах. Но примерно через полтора года налоговая служба была вновь введена в состав Министерства финансов. В сентябре 1996 года был образован Государственный налоговый комитет. Однако 4 марта 1997 года его функции снова были переданы Министерству финансов республики. Был осуществлен целый ряд преобразований и органов налоговой полиции. Президент Республики Казахстан 11 февраля 1994 года поручил Правительству Республики Казахстан создать в налоговой службе Министерства финансов налоговую милицию, возложив на нее обязанности органа дознания. Новое ее название «налоговая полиция» было введено Указом Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года, а 6 мая 1998 года был создан Комитет налоговой полиции. Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 1998 года «О дальнейшем реформировании системы государственных доходов Республики Казахстан» было образовано Министерство государственных доходов, в ведение которого были переданы функции и полномочия по управлению имуществом и делами Налогового, Таможенного комитетов, Департамента Налоговой полиции, Агентства по реорганизации и ликвидации предприятий и Комитета по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции. Указом Президента Республики Казахстан от 22 января 2001 года № 536 «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» образовано Агентство финансовой полиции Республики Казахстан, как центральный исполнительный орган (не входящий в состав Правительства), с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами упраздняемого Комитета налоговой полиции и Академии налоговой полиции Министерства государственных до-ходов. 4 июля 2002 года был принят Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», направленный, прежде всего, на устранение причин, порождающих экономические правонарушения, а также на пресечение незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, налоговых преступлений, правонарушений, сдерживающих развитие законного бизнеса, борьбу с коррупцией и контрабандой. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2003 года № 1125 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство финансовой полиции Республики Казахстан преобразовано в Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финансовая полиция) с передачей ему функций и полномочий по выявлению и расследованию экономических и коррупционных преступлений. В этой связи разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», предусматривающий расширение полномочий органов финансовой полиции. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана отметил, что «Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) должно быть самостоятельным и независимым.» Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 25 февраля 2005 года № 1521 «О реорганизации Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)» Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) реорганизовано путем его преобразования в государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан. За одиннадцать лет название финансовой полиции менялось несколько раз. В связи с переходом к рыночным отношениям созрела необходимость создания государственного органа с функциями по выявлению и расследованию экономических и коррупционных преступлений, который, наряду с другими правоохранительными органами и спецслужбами, является составной частью сил обеспечения экономической безопасности государства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |