| ||||||||||||||||||||
|
|
|
27.06.2006 Международный и внутренний арбитраж
И.П. Грешников, кандидат юридических наук, доцент КазГЮУ, докторант СПбГУ
Арбитражный или третейский суд - это суд по согласию сторон, избираемый самими сторонами, для разрешения споров. С помощью института третейского разбирательства урегулируются как публичные, так и частноправовые споры. Примером третейского суда для разрешения конфликтов между государствами может служить Постоянно действующий арбитражный суд в городе Гаага (Нидерланды), созданный в конце девятнадцатого века. Но нас будет интересовать, прежде всего, коммерческий арбитраж (третейский суд) как орган разрешающий частноправовые споры. Поэтому далее при употреблении терминов «арбитраж», «третейский суд», «арбитражный суд» и связанных с ними, будет иметься в виду коммерческий арбитраж. Сторонами третейского разбирательства в международном коммерческом арбитраже могут быть физические и юридические лица, а также государственные органы и само государство. Как и во всем мире в Республике Казахстан могут создаваться третейские суды двух видов: постоянно действующие и для разрешения конкретного спора - ad hoc арбитраж. Как уже отмечалось, термины «третейский суд», «арбитражный суд» и «арбитраж» - синонимы. Правда, необходимо помнить, что в некоторых странах СНГ, например в Российской Федерации, еще сохраняется государственный арбитраж - арбитражный суд, что, с нашей точки зрения, неверно по определению. Арбитраж, подчеркнем еще раз, - это суд, сформированный сторонами, и он по своей сути не может быть государственным. Отдельный специализированный государственный суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, разрешающий споры с участием организаций, может называться по-разному: экономический, хозяйственный суд (в Республике Беларусь, например, существует Хозяйственный суд и действует Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь), не стоит забывать и про традиционные названия - коммерческий или торговый суд. Словом государственные суды, разрешающие экономические споры имеют несколько вариантов наименований, которые правильно и адекватно отражают их суть, но при любом раскладе термин «арбитраж» к ним неприменим. «Международный коммерческий арбитраж» в чем-то весьма условное наименование, потому что любой постоянно действующий международный арбитраж учреждается согласно национального законодательства страны где находится его центральный орган или зарегистрировано юридическое лицо при котором образован данный арбитраж (третейский суд). Как феномен, международный коммерческий арбитраж имеет сложную структуру, состоящую из нескольких элементов. Обычно все начинается с соглашения между сторонами - частными лицами. Арбитраж это частное правосудие, в котором стороны с их интересами, потребностями и пожеланиями играют главную роль. Решение арбитража (третейского суда) - центральная точка, ядро ради которого все организовано, но это еще не конец, ибо решение, принятое арбитром носит обязывающий характер, оно связывает стороны, что особенно важно в случае невыполнения должником решения, тогда взыскатель имеет право предъявить решение для принудительного исполнения. Государственные суды большинства стран мира обязаны признать и исполнить арбитражное (третейское) решение. Налицо частный процесс и решение, его результат, обеспечивается поддержкой публичной власти практически в каждом государстве через международные конвенции и соглашения, а также посредством принятия национального арбитражного законодательства. Сложносоставные отношения между международными арбитражными (третейскими) судами, национальным правом и международным частным правом, касающимся рассматриваемого вопроса, будут предметом этой небольшой статьи лишь в части прояснения значения понятий международный, внутренний (национальный) и иностранный арбитраж. Арбитражная практика последних лет показывает, что в странах с развивающейся рыночной экономикой, подобно грибам после дождя, появляются все новые и новые третейские и арбитражные суды, многие из которых именуют себя международными без каких-либо существенных на то оснований. Итак, очевидно, что не всякий арбитраж или третейский суд, имеющий в своем наименовании слово «международный» имеет право и может так назваться. Разберем, когда же действительно арбитраж (третейский суд) становится международным. Возможно сам термин «международный» выглядит несколько поблекшим вследствие частого звучания. Применительно к третейским судам слово «международный» постоянно употребляется для того, чтобы пометить разницу между национальным третейским (арбитражным) судом, рассматривающим отечественные споры (т.н. domestic arbitration) и тем арбитражем, который перешагнул, перерос границы одного государства, на Западе подобный институт иногда называется транснациональным арбитражем, но нам привычнее традиционное - «международный». В каком-то смысле практический каждый арбитраж, за несколькими исключениями, является национальным арбитражем, так как он расположен в определенном месте, в конкретной стране, зарегистрирован в качестве самостоятельного юридического лица или «состоит» при какой-то организации и, следовательно, подпадает под юрисдикцию той страны, где расположен, подчиняется ее национальному праву. Однако международный коммерческий арбитраж «подчиняется» законодательству страны места нахождения его управляющего органа, только как организация со статусом юридического лица либо как его структурное подразделение - часть организации, если, например, арбитраж образован при торговой палате, юридической фирме, общественной организации и т.п. Вопросы налогообложения доходов от рассмотрения споров, обязательная регистрация, отчетность - вот те основные точки соприкосновения арбитража (третейского суда) с внутригосударственным правом. Кроме того, определенное значение может иметь официальное отношение местных властей к третейскому (арбитражному) суду как к институту, выраженное зачастую через национальное право. Далее обратимся к нашему законодательству, так в частности, преамбуле закона Республики Казахстан «О международном коммерческом арбитраже» определено, что данный «закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности международного коммерческого арбитража на территории Республики Казахстан, а также порядок и условия признания исполнения в Казахстане решений международного коммерческого арбитража». Из процитированного следует, что деятельность любого международного арбитража (МКА) на территории Казахстана и вопросы связанные с признанием и исполнением решений МКА регулируются нашим законодательством, причем независимо от того образован он на территории РК или за ее пределами, существует при казахстанской организации или зарегистрирован, учрежден при иностранном юридическом лице. Согласно статье 3 закона РК «О международном коммерческом арбитраже» законодательство Республики Казахстан о международном коммерческом арбитраже основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из закона РК «О международном коммерческом арбитраже», а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Однако, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве об МКА, то применяются правила международного договора.
Критерии, применяемые для признания арбитража (третейского суда) международным.
Наиболее распространенными критериями для признания арбитража (третейского суда) международным являются: национальность (государственная принадлежность) сторон, международный, транснациональный характер спора и место проведения арбитража. В последние десятилетия все большее распространение получает смешанный подход, использующий все три названных критерия, тем более что Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже» также исходит из комплексного подхода к определению «международности» арбитража. Существуют и другие критерии, о которых мы поговорим далее.
Государственная принадлежность сторон
Итак, первым критерием, является различение по субъектному составу участников спора. Если истец или ответчик, либо и истец, и ответчик являются иностранными юридическими или физическими лицами, то спор и, следовательно, арбитраж, который этот спор рассматривает можно назвать международным. Скажем, арбитраж российский, а истец или ответчик иностранная компания или гражданин. Здесь важно, чтобы государственная принадлежность, место регистрации организации, при которой создан третейский (арбитражный) суд и гражданство, место регистрации субъекта обращения (истца и/ или ответчика) не совпадали. Рассмотрение споров с иностранными участниками делает сам арбитраж международным, даже если третейский (арбитражный) суд так себя не именует и его название не содержит слова «международный». Например, Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма - известный международный арбитраж, рассматривающий преимущественно, так называемые споры «Восток-Запад», где сторонами обычно выступают организации из стран СНГ, Западной Европы, США и Канады. В России и бывшем СССР споры с «иностранным элементом» или международные споры наиболее часто рассматривали Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (СССР) и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ (СССР). В Казахстане до обретения им независимости подобных органов не существовало вовсе, однако в 1993 году появляются Арбитражная комиссия при ТПП РК и Международный третейский суд Юридического центра«IUS»[1], а затем и другие арбитражные институты, которые стали рассматривать споры с участием иностранных юридических и физических лиц. Национальность (государственная принадлежность) сторон - традиционный, простой и наиболее признанный критерий. Как видно из изложенного, важными элементами здесь являются место жительства физического лица, место регистрации организации с правами юридического лица или индивидуального, частного предпринимателя либо место осуществления предпринимательской деятельности сторон арбитражного соглашения. Данный подход был одобрен и воспринят Европейской конвенцией «О Внешнеторговом арбитраже» 1961 года, которая в 1995 году была подписана и ратифицирована Казахстаном, таким образом, нормы Конвенции являются для республики действующим правом. Конвенция содержит несколько широко используемых на практике определений, например классификацию арбитражных соглашений к которым она применяется:
Статья I. Сфера применения Конвенции 1. Настоящая Конвенция применяется: a) к Арбитражным соглашениям как физических, так и юридических лиц, которые на момент заключения такого соглашения имеют постоянное местожительство или соответственно свое местонахождение в различных Договаривающихся Государствах, о разрешении в порядке Арбитража споров, возникающих при осуществлении операций по внешней торговле.
Сходных позиций, за теми или иными исключениями, придерживаются страны англо-саксонского права и многие государства континентальной Европы. К примеру, международные арбитражи, находящиеся в Швейцарии подчиняются швейцарскому законодательству о международном арбитраже, а термин «международный» применяется, если в споре участвует хотя бы одна сторона, не имевшая домицилия или места жительства в качестве резидента Швейцарии, во время заключения арбитражного соглашения[2]. В 1990-е годы наметилась тенденция увеличения количества споров рассматриваемых западными арбитражами, стороны в которых имеют домицилий в одной из стран СНГ. Возникает ситуация, когда истец и ответчик - резиденты одного государства (Казахстана, России, Украины), а спор передается на разрешение в иностранный арбитраж. Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, например, имел некоторое количество таких дел[3]. С одной стороны, это свидетельствует о слабой информированности казахстанских предпринимателей и юристов, а также их коллег из других стран СНГ о возможностях и наличии арбитражей (третейских судов) находящихся на территории этих стран. С другой стороны, косвенно подтверждает неравное положение иностранных международных коммерческих арбитражей и внутренних третейских судов. Казахстанский законодатель, при отнесении арбитража (третейского суда) к внутреннему или международному, в целом придерживается концепции государственной принадлежности (национальности) сторон арбитражного разбирательства. Так, Закон РК от 28 декабря 2004 «О международном коммерческом арбитраже» (пункт 4 статьи 6 «Передача спора на разрешение арбитража») определяет, что: В (международный) арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры, вытекающие из гражданско-правовых договоров, между физическими лицами, коммерческими и иными организациями, если хотя бы одна из сторон является нерезидентом Республики Казахстан. Необходимо отметить, что законодатель при определении компетенции международного коммерческого арбитража применяет термин «нерезидент», содержание которого раскрывается в ряде законодательных актов республики, например в Бюджетном кодексе Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года № 548-II, в Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года № 209-II, в Законе РК от 24 декабря 1996 года «О валютном регулировании» и некоторых других, где данный термин имеет различные значения. Считаем, что аналогия с любым из перечисленных выше законодательных актов, в части толкования термина «нерезидент», неприменима, так как каждый из этих актов регулирует специфические отношения и, следовательно, термины «резидент» и «нерезидент» используются законодателем не в общем, а в узком специальном смысле. Закон РК «О МКА» (п.4 статья 6) определяет общий круг споров, которые рассматривает арбитраж и применяет термин «нерезидент» в общем, устоявшемся в международном праве значении. То есть, искусственное сужение компетенции международных коммерческих арбитражей, за счет применения узкоспециального толкования термина «нерезидент» недопустимо. «Нерезиденты» это, во-первых, иностранные граждане, лица без гражданства, не имеющие казахстанского домицилия, а также казахстанские граждане, постоянно проживающие за рубежом и имеющие соответствующую регистрацию (вид на жительство, грин-карту, любой иной документ, свидетельствующий о наличии домицилия за рубежом), во-вторых, юридические лица, а также их филиалы и представительства созданные (зарегистрированные) в соответствии с законодательством иностранного государства, в-третьих, дипломатические, торговые и иные официальные представительства иностранных государств, международные организации и их представительства, находящиеся на территории Республики Казахстан. Обращение в арбитраж расположенный на территории РК названных лиц - иностранных физических и юридических лиц и др., свидетельствует о международном характере спора. Естественно, что речь идет только о тех арбитражах, которые действуют, то есть рассматривают споры, совершают сделки обеспечивающие процесс рассмотрения (разрешения) споров - на территории РК. Закон 2004 года применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Республики Казахстан (см. преамбулу к Закону). Если место арбитража, рассматривающего спор, в который вовлечены стороны различных государств, находится за пределами Казахстана, то для казахстанского законодательства это будет не столько международный, сколько иностранный арбитраж и иностранное арбитражное решение[4]. Казахстанское законодательство довольно определенно разграничивает не столько международный и иностранный арбитражи, сколько их решения, то есть решение международного коммерческого арбитража принятое на территории РК и решение МКА вынесенное за границами Казахстана, то есть иностранное арбитражное решение. Таким образом, международным третейским (арбитражным) судом является способ разрешения споров между сторонами из различных стран. Стороны избирают арбитров либо арбитры назначаются постоянно действующим международным арбитражем (третейским судом), причем решение арбитров имеет обязательную силу и может быть исполнено принудительно.
Международный характер спора
Иной подход к определению «международности» (международного характера) арбитража основывается на природе спора - это французская доктрина, выработанная еще в начале ХХ века. Так, согласно Французскому процессуальному кодексу (статья 1492) арбитраж считается международным или транснациональным, если в спор, рассматриваемый арбитражем, вовлечены интересы международной торговли (в широком понимании этого термина). Так, согласно определению, данному в Типовом законе ЮНСИТРАЛ «О Международном торговом арбитраже», термин «торговый» следует толковать широко, с тем, чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера, как договорных, так и внедоговорных. Отношения торгового характера включают следующие сделки, не ограничиваясь ими: любые торговые сделки о поставке товаров или услуг или обмене товарами или услугами; соглашения о распределении, торговое представительство; факторные операции; лизинг; инжиниринг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; купля-продажа лицензий; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения по эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозки товаров и пассажиров по воздуху, морем, по железным и автомобильным дорогам. То есть арбитражи вправе решать практически любые торговые споры. Иная ситуация складывается в Казахстане. Третейские суды и арбитражи, расположенные в РК, могут разрешать только те споры, которые возникли из гражданско-правовых договоров. Внедоговорные споры, в том числе: споры о признании права собственности и иных вещных прав, некоторые споры, вытекающие из деликтных правоотношений и другие не опосредованные договорами споры, казахстанским арбитражам и третейским судам не подведомственны. Французское законодательство предоставляет международным арбитражам расположенным либо проводимым на территории Французской Республики особый правовой режим, отличный от правил действующих для внутреннего арбитража (третейского суда)[5]. Международная торговая палата расположенная в Париже и учредившая в 1923 году Международный коммерческий арбитраж (далее ICC), одобрила природу (характер) спора как основной критерий для решения вопроса является или нет арбитраж (спор) международным и следовательно подпадает ли он под действие Регламента ICC . Хотя по началу ICC определял спор в качестве международного только, если стороны были из разных государств, однако в 1927 году Международная торговая палата дополнила Регламент ICC, включив споры с иностранным элементом, даже если стороны, вовлеченные в спор, принадлежали к одной стране (например, организации, зарегистрированные официальными органами Франции). Действующий Регламент ICC от 01 января 1998 года (п.1 статьи 1) определяет, что задачей ICC является разрешение путем арбитража споров, имеющих международный характер и возникающих в сфере делового оборота, в соответствии с Арбитражным Регламентом ICC. Вместе с тем в соответствии с Регламентом ICC разрешает споры, возникающие в сфере делового оборота, которые не имеют международного характера при условии, что имеется арбитражное соглашение, предоставляющее ему соответствующую компетенцию. Здесь важно точно установить, что же понимается под формулировкой Регламента ICC «споры, имеющие международный характер». В разъяснениях данных самим ICC говориться: международная природа спора не значит, что стороны обязательно должны быть из разных государств. Так согласно своему предмету и целям, контракт может быть выходить за пределы национальных границ, когда например контракт заключен между двумя резидентами одного государства для исполнения в другом государстве, или когда речь идет о заключении инвестиционного контракта между государством и иностранной компанией либо ее филиалом, осуществляющим бизнес в этом государстве.[6] Как видно из данного пояснения, термин «международный» ICC понимает довольно широко, любой спор в который вовлечен «иностранный» элемент будет рассматриваться как международный или транснациональный и, следовательно, подпадать под действие Регламента ICC.
Место проведения арбитража
По общему правилу место, страна проведения арбитража не должна совпадать с местом, страной исполнения решения, тогда арбитраж рассматривается в качестве иностранного (в данном случае арбитраж является как иностранным, так и международным) и его решения должны исполняться по международным конвенциям и соглашениям. Согласно норме статьи I Конвенции О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года (далее, Нью-йоркская Конвенция), Конвенция применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений. К примеру, Международный третейский суд Юридического центра «IUS» вынес решение по спору между российским ООО и казахстанским ТОО, местом рассмотрения спора была определен г. Москва, а решение исполнено на территории Казахстана, в соответствии с Нью-йоркской Конвенцией. Арбитраж также признается международным, если место Арбитража, если оно определено в арбитражном соглашении или в соответствии с ним, находится за пределами государства, в котором стороны имеют свои коммерческие предприятия (см. часть i подпункта b) пункта 3 статьи 1 Типового закона ЮНСИТРАЛ «О Международном коммерческом арбитраже». Например, Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма рассматривает спор между российским акционерным обществом и его украинским партнером.
Комбинированный подход к МКА, отраженный в Типовом законе ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже».
Необходимость выработки объединенного подхода и общих, критериев для отнесения арбитража к внутреннему или международному[7], обусловлена тем, что каждое государство вырабатывает свои собственные нормы для различения арбитражей или арбитражных (третейских) решений, которые зачастую весьма различаются. В статье I Нью-йоркской Конвенции сказано, что «Конвенция применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений», но «она применяется также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение». А то, какое же решение не считается внутренним определяет национальное законодательство. Здесь уместно вспомнить французскую доктрину характера (природы) спора, так, если рассматриваемое арбитражем дело касается интересов международного бизнеса, предметом его являются трансграничные договоры, то независимо от государственной принадлежности сторон, спор не может быть признан внутренним, а, следовательно, и арбитраж является международным. В отношении международного и внутреннего арбитражей государство зачастую принимает два различных закона, это имеет место и в Республике Казахстан[8], и во многих других странах. Поэтому граница между внутренним третейским судом и международным арбитражным (третейским) судом, как правило, отнормирована. Причем, национальное правительство проявляет значительный интерес к делам местных, внутренних арбитражей и осуществляет регулирование их деятельности на всех уровнях. В то же время деятельность международных арбитражей, особенно в части признания и исполнения их решений, регулируется не только внутренним законодательством, но и международными конвенциями, юридическая сила которых, как правило, выше норм национального законодательства[9]. Базой национального законодательства о международном арбитраже служит, прежде всего, типовой или модельный Закон ЮНСИТРАЛ «О Международном торговом арбитраже» от 21 июня 1985 года, принятый за основу в более чем 40 странах. Благодаря типовому Закону и некоторым иным модельным актам ЮНСИТРАЛ идет активный процесс глобальной унификации законодательства по альтернативному разрешению споров. Закон РК от 28 декабря 2004 года «О международном коммерческом арбитраже» также имеет своей основой типовой Закон ЮНСИТРАЛ, хотя прямо из текста казахстанского закона этого не следует. Одним из главных принципов Типового закона является норма ограничивающая, если не сказать исключающая саму возможность государственных судов вмешиваться в процесс рассмотрения третейскими (арбитражными) судами дел и разрешения ими спора по существу. Этот принцип воспринимается весьма неоднозначно: от поддержки через вынужденное согласие к полному неприятию. Обращаясь к типовому Закону ЮНСИТРАЛ «О Международном Торговом Арбитраже», заметим, что модельное законодательство было создано специально «под» международный коммерческий арбитраж. Определение «международности» арбитража, данное в пункте 3 статьи 1 Типового закона ЮНСИТРАЛ «О Международном торговом арбитраже» основано на уже разобранных критериях: различной национальной (государственной принадлежности) сторон и международном характере спора, в котором страна нахождения коммерческих предприятий сторон не совпадает со страной (местом) исполнения обязательств, либо местом, с которым наиболее тесно связан предмет спора. Кроме того, важное значение имеет место проведения (нахождения) арбитража, как уже отмечалось, оно не должно совпадать с местом, где у сторон имеются коммерческие предприятия, либо со страной (местом) принудительного исполнения решения.
«Бизнес-вес» спорящих сторон и размер их исковых требований как факультативные критерии классификации арбитражей (третейских судов).
Если в международный арбитраж обращаются, прежде всего, крупные корпорации, государственные предприятия, иностранные инвесторы, совместные предприятия и значительно реже физические лица, то клиентами внутренних (местных) третейских судов чаще являются организации, относящиеся к среднему и малому бизнесу, индивидуальные предприниматели и физические лица. Конечно, это правило не жестко и к принципиальным критериям классификации третейских (арбитражных) судов отнесено быть не может. У внутреннего третейского суда (domestic arbitration) также могут быть крупные споры, предметом которых являются сложные в юридическом отношении вопросы. Однако если общепризнанные международные арбитражи рассматривают в основном споры с большим и очень большим размером исковых требований, либо споры, за которыми стоят интересы крупных национальных и транснациональных компаний не выраженные непосредственно в сумме иска, то внутренние третейские суды разрешают между предпринимателями, осуществляющими свой бизнес на определенной, ограниченной территории и дела к ним поступают весьма «разношерстные», от споров стороной в которых является индивидуальный (частный) предприниматель до исков к крупным регионообразующим предприятиям, банкам, нефтяным и горнодобывающим компаниям. Назовем несколько таких внутренних казахстанских постоянно действующих третейских судов: региональные третейские суды, расположенные в городах Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Таразе, Караганде и в других крупных городах. Почти все внутренние (местные) постоянно действующие казахстанские третейские суды имеют какой-то процент международных споров, но обычно он не превышает 10-15% от общего количества рассмотренных дел.
Компетенция внутренних третейских судов, юридическая сила и исполнимость их решений.
Законодательство Республики Казахстан о третейских (арбитражных) судах состоит из специального закона - Закона Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года № 22-III ЗРК «О третейских судах», соответствующих глав и статей ГПК РК, других законодательных актов, ратифицированных межгосударственных соглашений и конвенций, деятельность третейских (арбитражных) судов регулируется также нормами подзаконных актов. Третейские суды в Республике Казахстан могут быть созданы в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда для разрешения конкретного спора, так называемого арбитража Ad hoc.Постоянно действующие третейские суды, в свою очередь, могут образовываться только казахстанскими юридическими лицами и их объединениями, ассоциациями, союзами (ст. 5 Закона РК «О третейских судах»). Субъектами обращения - истцами и ответчиками в казахстанском третейском суде выступают исключительно резиденты РК, если хотя бы одна сторона нерезидент (например, иностранное юридическое, физическое лицо), то мы будем иметь дело с международным коммерческим арбитражем, а не с третейским судом.
Подведомственность дел внутренним третейским судам
Как уже отмечалось, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан, то Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года «О третейских судах» применяется в отношении споров, возникших из гражданско-правовых договоров, заключенных физическими и юридическими лицами. Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что статья 1 закона РК «О третейских судах» устанавливает сферу действия самого Закона и не регулирует вопросы подведомственности споров третейским судам. Законодатель сам ограничил сферу действия закона РК «О третейских судах» только рамками договорных споров передаваемых на разрешение третейским судам. Следовательно, внедоговорные споры, в том числе споры о праве собственности, споры, возникающие из причинения вреда, из конкурсных обязательств находятся вне сферы действия закона РК «О третейских судах». Возникает резонный вопрос о нормах регулирующих порядок разрешения казахстанскими третейскими судами внедоговорных споров. Поскольку статья 25 ГПК РК определяет, что любой «подведомственный суду имущественный спор по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда, когда это не запрещено законодательными актами, и в соответствии с подпунктом 4) статьи 170 и статьи 192 ГПК РК», то при передаче внедоговорного спора на разрешение внутреннего третейского суда Республики Казахстан необходимо руководствоваться прежде всего ГПК РК, а не Законом РК «О третейских судах». Исходя из буквального толкования и точного смысла норм статьи 1 закона РК «О третейских судах» и статьи 25 ГПК РК внутренние третейские суды, могут разрешать как договорные, так и внедоговорные имущественные споры, о чем сказано выше. Исключения составляют споры, по которым затрагиваются интересы государства, государственных предприятий, несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными, лиц, не являющихся участниками третейского соглашения, споры из договоров о предоставлении услуг, выполнении работ, производстве товаров субъектами естественных монополий, субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг, а также по делам о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан (п. 5 ст. 7 Закона РК «О третейских судах»). Таким образом, целый ряд ключевых субъектов гражданских отношений, таких как естественные монополии, компании, занимающие доминирующее положение на рынке, государственные предприятия, не могут обращаться с иском и быть ответчиком в казахстанских третейских судах, если обе стороны являются резидентами РК. Реальная альтернатива обращению в государственный суд для перечисленных субъектов состоит в передаче своих споров, возникших внутри Казахстана, на разрешение иностранным арбитражным (третейским) судам. Так, в частности, арбитражным центром, накопившим значительный опыт в сфере разрешения споров с участием казахстанских государственных предприятий и субъектов, доминирующих на рынке РК, является Международный третейский суд «IUS», данный арбитраж рассматривает споры с 1993 года. Международный третейский суд «IUS» состоит из казахстанского и российского арбитражных институтов, которые являются самостоятельными постоянно действующими третейскими (арбитражными) судами. Международный третейский суд «IUS» в своей деятельности руководствуется единым Регламентом и имеет единое руководство. Российский арбитражный институт Международного третейского суда «IUS» расположен в г. Санкт-Петербурге и рассматривает споры, опираясь на международные соглашения и конвенции, а также руководствуясь процессуальным законодательством Российской Федерации. Перечисленные выше ограничения полномочий казахстанских третейских судов и арбитражей предусмотренные в законодательстве Республики Казахстан на названный арбитражный институт не распространяются. Российский арбитражный институт компетентен разрешать споры с участием казахстанских государственных предприятий, споры, вытекающие из договоров заключенных субъектами естественных монополий и субъектами, занимающими доминирующее положение на казахстанском рынке. Таким образом, казахстанские государственные предприятия, естественные монополии и компании, занимающие доминирующее положение на казахстанском рынке могут обращаться в Международный третейский суд «IUS» за быстрым и эффективным разрешением своих споров.
*** Комментируя отдельные положения Закона РК «О третейских судах» нельзя обойти вниманием статью 4, которая предписывает внутренним казахстанским судам осуществлять третейское разбирательство с соблюдением принципа законности, означающего, что третейские судьи и государственные суды в своих решениях руководствуются только нормами Конституции Республики Казахстан, законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. С одной стороны это означает, что спор между двумя резидентами РК может быть разрешен только в соответствии с нормами права Республики Казахстан, применение норм права иностранного государства исключено, здесь действует императивное правило пункта 1 статьи 6 Закона РК «О третейских судах». Казахстанские стороны не могут договориться об ином, тогда как в подавляющем большинстве стран мира выбор права (законодательства) применимого к спору - это прерогатива самих сторон. Более того, за рубежом спорящие стороны, при обращении в арбитраж, имеют право договориться не применять законодательство кого-либо определенного государства, а спор разрешить исходя из торговых обычаев и обыкновений, на основе общих принципов и норм международного частного права или в качестве дружеских посредников. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что решение третейского суда может быть обжаловано сторонами в компетентном суде и даже отменено, если оно противоречит принципу законности и публичному порядку Республики Казахстан (подпункт 5 пункта 2 статьи 44 Закона РК «О третейских судах»). В тоже время, анализ решения третейского суда на предмет его соответствия принципу законности может привести к фактическому пересмотру такого решения по существу, что противоречит самой сути третейского разбирательства как формы альтернативного разрешения споров. Стороны имеют право обжаловать решение третейского суда также по процессуальным основаниям. Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года № 23-III ЗРК «О международном коммерческом арбитраже» (статья 31), также предусматривает обжалование арбитражного решения, но ходатайство об отмене арбитражного решения может быть подано лишь по процессуальным основаниям: например, если одна из сторон арбитражного соглашения не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам, признанным компетентным судом уважительными, не могла представить свои объяснения либо решение арбитража вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия и т.д. То есть, решение международного арбитража не может быть обжаловано со ссылкой на нарушение принципа законности.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |