|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
07.11.2006 Мажилис: противодействие незаконному предпринимательству
АСТАНА. 6 ноября. КАЗИНФОРМ /Жигер Байтелесов/ - Противодействие незаконному предпринимательству, под которым понимается деятельность «фирм-однодневок», «обнальных контор» и прочих субъектов, направленная на уклонение от налогообложения и незаконное изъятие бюджетных средств, - такова суть налоговых поправок, которые вносятся комитетом Мажилиса по финансам и бюджету 8 ноября на пленарное заседание палаты в первом чтении. Предполагается, что о них доложат депутатам вице-министр экономики и бюджетного планирования Марат Кусаинов и председатель парламентского комитета Кенжегали Сагадиев. В поправках предусмотрены нормы, которые наделяют налоговые органы правом на подачу иска о ликвидации подобных юридических лиц, предприятий, чье фактическое местонахождение неизвестно. Такие субъекты будут сняты с налогового учета, а расходы от операций с подобными субъектами не будут учитываться в целях налогообложения. Одной из крупных проблем является также возмещение НДС по лжеэкспортным операциям. Последствия подобных действий более опасны, чем уклонение от налогообложения, поскольку связаны с изъятием средств из бюджета. Поэтому предлагается актуализировать перечень необходимых документов для определения сумм НДС, подлежащих возврату. В связи со сложностью выявления незаконных требований по давним экспортным операциям вводится ограничение по сроку обращения за возвратом, а налоговому комитету предоставляется право проверять не только непосредственных поставщиков, но и все звенья цепи «производство - реализация». Это позволит эффективно противодействовать схемам с множеством «фирм-однодневок». В соответствии с налоговыми поправками укрепляются административные процедуры, которые производятся параллельно с совершенствованием самого механизма возврата. Предлагается законодательно утвердить ответственность таможенного органа за достоверность документов, подтверждающих экспорт товаров. Это значительно сократит время на проверку достоверности возврата НДС, поскольку снимает необходимость рассылки запросов. Вместе с тем предлагается производить возврат без проверки при устранении ранее выявленных нарушений. При этом налогоплательщикам предоставляются дополнительные варианты использования возмещаемых сумм НДС. Налоговыми поправками предполагается и общее укрепление администрирования, в частности, предоставление права налоговому органу требовать представления консолидированной отчетности, к примеру, по дочерним предприятиям, находящимся за рубежом. Это позволит эффективно устранять схемы уклонения от налогообложения с применением оффшорных юрисдикций. Предлагается публиковать в средствах массовой информации списки недобросовестных работодателей, которые имеют задолженность по обязательным пенсионным взносам. Это позволит работникам контролировать действия работодателя. Согласно поправкам исключается необходимость личного участия налогоплательщика в снятии с учета в налоговом органе при смене места нахождения. И при осуществлении государственной регистрации и снятии запроса об отсутствии задолженности данная процедура будет производиться не налогоплательщиком, а регистрирующим органом. В целях предоставления большему количеству налогоплательщиков возможности защищать свои интересы в суде снижаются ставки государственных пошлин в судах и меняется база исчисления пошлины. Предлагается также освободить некоммерческие и социальные организации от уплаты авансовых платежей, а крестьянским хозяйствам - предоставлять заявление на применение соответствующего специального налогового режима один раз вместо ежегодной подачи. Организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию подземных сооружений, будут освобождены от уплаты роялти. Сборы за регистрацию ипотеки судна, механических транспортных средств, речных и морских судов, воздушных судов объединяются в один. Продлеваются сроки предоставления декларации и расчетов, уплаты налогов от 5 до 10 дней. В проекте законодательных изменений предлагается расширить правовое поле по освобождению операций по финансовому лизингу от НДС на сублизинг и предоставить льготу по корпоративному подоходному налогу сублизингодателю. Эта мера позволит сделать лизинг более доступным для малых форм предпринимательства, не способных самостоятельно работать с лизинговыми компаниями. Уточняется льготная норма по отнесению на вычет расходов на обучение физических лиц, с которыми не заключены трудовые договора. Вычету будут подлежать не только оплата обучения, но и расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно при окончании, проживание и питание обучаемого лица. Эта мера сделает ранее установленную норму комплексной, что расширит количество организаций, желающих создать кадровый резерв, а, следовательно, повысить профессиональный уровень персонала. Поправками предусматривается приведение нормы налогообложения аффинированных драгоценных металлов в соответствие с режимом обложения финансовых инструментов, через освобождение оборотов аффинированного золота и платины от НДС, а также применения нулевой ставки при реализации производителями аффинированного золота. Эта мера послужит стимулом для развития рынка драгоценных металлов в Казахстане, что позволит финансовым организациям, в том числе пенсионным фондам, диверсифицировать свои активы и снизить риски финансового сектора. Новшество заключается и в том, что минимальные и максимальные размеры административных штрафов заменяются едиными ставками. Сегодня представители налоговых органов имеют возможность произвольно выбирать размер налагаемого штрафа в пределах, установленных в Кодексе об административных правонарушениях. Подобная практика вызывала нарекания налогоплательщиков, поскольку создавала условия для проявлений коррупции. В рабочую группу в рамках комитета поступило к проекту предложенных Правительством налоговых поправок более 200 предложений от комитетов и депутатов Мажилиса, из которых нашли отражение в сравнительной таблице 129, также вносимые на рассмотрение Мажилиса в среду. Законопроект разработан в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |