|
|
|
Закон Республики Казахстан от 22 ноября 1996 года № 48-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.01.2006 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 декабря 2006 г.
Глава 1 Общие положения (статьи 1 - 4) Глава 2 Компетенция государственных органов в области пожарной безопасности (статьи 5 - 8) Глава 3 Органы противопожарной службы в Республике Казахстан (статьи 9 - 13) Глава 4 Обеспечение пожарной безопасности (статьи 14 - 23) Глава 5 Права и обязанности в области пожарной безопасности (статьи 24 - 25) Глава 6 Ответственность за нарушение законодательства (статьи 26 - 28) в области пожарной безопасности Глава 7 Заключительные положения (статьи 29 - 31) В оригинале оглавление отсутствует
По всему тексту Закона слова «государственные комитеты», «государственным комитетам», «государственных комитетов» исключены в соответствии с Законом РК от 29.12.03 г. № 511-II (см. стар. ред.)
Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды. Настоящий Закон регулирует правовые отношения государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в области обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Казахстан. Общие положения
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности людей, имущества, собственности, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее вред жизни и здоровью, материальный ущерб людям, интересам общества и государства; государственный пожарный контроль — вид деятельности, осуществляемый должностными лицами органов противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Республики Казахстан; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение стандартов, норм, правил и инструкций по обеспечению пожарной безопасности, установленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан; противопожарный режим - установленные правила поведения граждан, порядок организации производственной и хозяйственной деятельности, условия содержания сооружений, зданий, помещений (территорий), производственного и специального оборудования, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности - действия по выполнению требований пожарной безопасности; противопожарная служба - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств органа пожаротушения и его филиалов в областях (городе республиканского значения, столице), в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия по спасению и эвакуации людей, имущества, собственности, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах; пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров; селитебная территория - часть территории населенного пункта, которая предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов; добровольные противопожарные формирования - форма участия граждан в организации предупреждения и тушения пожаров в населенных пунктах и организациях; добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения индивидуального трудового договора) в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров; уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области пожарной безопасности (далее — уполномоченный орган).
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области пожарной безопасности Законодательство Республики Казахстан в области пожарной безопасности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, а также других законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих вопросы пожарной безопасности. См.: Правила пожарной безопасности в Республике Казахстан, Правила пожарной безопасности для города Алматы.
Статья 3. Основные принципы обеспечения пожарной безопасности Основными принципами обеспечения пожарной безопасности являются: - охрана жизни и здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды в области пожарной безопасности; - заблаговременное определение степени риска в деятельности организаций и граждан, обучение мерам предупреждения и осуществление профилактических мероприятий в области пожарной безопасности; - обязательность тушения пожара, проведения первоочередных аварийно-спасательных и других необходимых работ, оказания медицинской помощи, социальной защиты граждан и пострадавших работников, возмещения вреда, причиненного вследствие пожара здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования. В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 4. Система обеспечения пожарной безопасности в Республике Казахстан Система пожарной безопасности в Республике Казахстан - это совокупность экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, а также сил и технических средств противопожарной службы, направленных на предотвращение пожара и ущерба от него. Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя центральные и местные исполнительные органы, обеспечивающие пожарную безопасность, органы противопожарной службы, отраслевой противопожарной службы, пожарно-технические научно-исследовательские учреждения, пожарно-технические учебные заведения, предприятия пожарно-технической продукции. Заголовок главы 2 изменен Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Глава 2 Компетенция государственных органов в области пожарной безопасности
В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.07.99 г. № 437-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 05.05.2000 г. № 48-II (см. стар. ред.); Законом РК от 29.12.03 г. № 511-II (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан в области пожарной безопасности: - разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; - утверждает отраслевые программы в области пожарной безопасности; - руководит деятельностью государственных органов, контролирует выполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан; - определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области пожарной безопасности; - определяет порядок государственного учета пожаров и их последствий; - устанавливает лимит штатной численности противопожарной службы, содержащейся за счет бюджетных средств; - устанавливает перечень селитебных территорий и особо важных объектов государственной собственности, защищаемых противопожарной службой от пожаров; - осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации пожаров на территории Республики Казахстан; - утверждает Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов противопожарной службы; - утверждает перечень организаций и объектов, на которых в обязательном порядке создается противопожарная служба.
В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1; Законом РК от 16.07.99 г. № 437-1; Законом РК от 05.05.2000 г. № 48-II (см. старую редакцию); Законом РК от 29.12.03 г. № 511-II (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 6. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган в области пожарной безопасности: 1) проводит единую государственную политику, осуществляет межотраслевую координацию и государственный контроль; 2) утверждает и согласовывает нормативы, стандарты и правила, ведет государственный учет в области пожарной безопасности; 3) осуществляет государственный пожарный контроль в Республике Казахстан; 4) организует исследовательскую деятельность, пропаганду знаний, обучение граждан и специалистов в области пожарной безопасности; 5) осуществляет сертификацию в области пожарной безопасности; 6) осуществляет дознание по пожарам в пределах своих полномочий; 7) координирует деятельность противопожарных служб независимо от форм собственности; 8) разрабатывает Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов противопожарной службы; 9) осуществляет прием на службу лиц рядового и начальствующего состава органов противопожарной службы, перемещение по службе, увольнение со службы, решение вопросов присвоения специальных званий в пределах своей компетенции; 10) контролирует осуществление производства об административных правонарушениях; 11) согласовывает проекты стандартов, норм и правил, устанавливающих требования пожарной безопасности на строительство объектов.
Статья 7 изложена в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 7. Полномочия центральных государственных органов в области пожарной безопасности Центральные государственные органы в пределах своей компетенции: 1) разрабатывают и согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области пожарной безопасности и представляют его данные в уполномоченный орган в области пожарной безопасности; 2) образуют отраслевые пожарно-технические комиссии; 3) обеспечивают контроль за состоянием пожарной безопасности в государственных органах, проводят мероприятия по предупреждению пожаров. Статья 8 изложена в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 8. Полномочия местных исполнительных органов города республиканского значения, столицы, районов (города областного значения) в области пожарной безопасности К полномочиям местных исполнительных органов города республиканского значения, столицы, районов (города областного значения) в области пожарной безопасности относятся: 1) информирование населения и организаций о мерах в области пожарной безопасности; 2) обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты граждан и работников, пострадавших вследствие пожаров, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования. ОРГАНЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 9. Статус органов противопожарной службы и их задачи Органы противопожарной службы являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан предупреждение пожаров, контроль за состоянием пожарной безопасности и тушение пожаров. В состав органов противопожарной службы входят: орган управления, силы и средства, в том числе противопожарные формирования, предназначенные для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, а также пожарно-технические учебные заведения и научно-исследовательские учреждения, созданные в установленном порядке. Органы противопожарной службы имеют знамена, описание которых утверждается Президентом Республики Казахстан.
Закон дополнен статьей 9-1 в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года); изложена в редакции Закона РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Статья 9-1. Компетенция органов противопожарной службы Органы противопожарной службы: 1) осуществляют в государственных органах, организациях, на предприятиях и в жилых домах контроль за исполнением нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности; 2) разрабатывают и утверждают правила пожарной безопасности; 3) выдают физическим и юридическим лицам лицензии на проведение работ и услуг, связанных с обеспечением пожарной безопасности; 4) осуществляют дознание по делам о пожарах и нарушениях правил пожарной безопасности; 5) осуществляют производство об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан; 6) разрабатывают меры по мобилизационной подготовке и мобилизации подразделений противопожарной службы, повышению устойчивости их работы при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, обеспечивают постоянную готовность к мобилизации органов противопожарной службы; 7) выдают гражданам, руководителям предприятий предписания об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по предотвращению пожаров; 8) осуществляют контроль за готовностью пожарных подразделений в населенных пунктах и на объектах независимо от их ведомственной принадлежности к борьбе с пожарами; 9) обеспечивают деятельность по охране от пожаров стратегических, особо важных государственных объектов и объектов жизнеобеспечения государственной собственности, определяемых Правительством Республики Казахстан. Приостановление частично или полностью работы организаций, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, запрещение эксплуатации зданий, сооружений, электрических сетей, приборов отопления и ведения пожароопасных работ, осуществляемых субъектами с нарушением норм и правил пожарной безопасности, а также при невыполнении предусмотренных проектами требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, расширении или техническом перевооружении организаций, объекта, сооружения, здания, производятся судом по заявлению уполномоченного органа и территориальных органов противопожарной службы в областях (городе республиканского значения, столице). Исковое заявление о приостановлении или запрещении частично или полностью работы субъекта направляется уполномоченным органом и территориальными органами противопожарной службы в областях (городе республиканского значения, столице) в суд в порядке и на основаниях, установленных законами Республики Казахстан. Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических учреждений Республики Казахстан, а также представительств Республики Казахстан за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан. Закон дополнен статьей 9-2 в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) Статья 9-2. Исключена в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.) Закон дополнен статьей 9-3 в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) Статья 9-3. Исключена в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.)
Закон дополнен статьей 9-4 в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) Статья 9-4. Учебные заведения в области пожарной безопасности Учебные заведения в области пожарной безопасности создаются в целях подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по специальностям, определяемым центральным исполнительным органом в области образования и повышения квалификации работников противопожарной службы. Главными задачами учебных заведений в области пожарной безопасности являются: 1) создание условий для профессионального роста и совершенствования работников органов противопожарной службы; 2) подготовка специалистов для органов противопожарной службы; 3) проведение научных исследований по актуальным проблемам совершенствования деятельности в соответствии с профилем подготовки специалистов, внедрение полученных результатов исследований в учебный процесс и практику.
Закон дополнен статьей 9-5 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III Статья 9-5. Государственный контроль в области пожарной безопасности Государственный контроль в области пожарной безопасности, осуществляемый уполномоченным органом, выполняется в виде проверок, проводимых в целях определения соблюдения субъектами предпринимательства требований законодательства Республики Казахстан в области пожарной безопасности. Документом органа противопожарной службы, являющимся основанием для проведения проверки деятельности государственных учреждений и других субъектов предпринимательства, является предписание о назначении проверки. Проверки подразделяются на следующие виды: плановая — проверка, запланированная органом противопожарной службы, проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам; внеплановая — проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, общественному порядку, национальной безопасности, по фактам, изложенным в обращениях и иной информации о нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц, непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля исполнения требований об устранений выявленных нарушений в результате плановой проверки; встречная — проверка, проводимая органом противопожарной службы во внеплановом порядке в целях перепроверки достоверности предоставленной либо получения дополнительной информации в отношении физического или юридического лица, с которым проверяемый субъект предпринимательства имел договорные обязательства либо иные правовые отношения; рейдовая — проверка, охватывающая одновременно деятельность нескольких субъектов предпринимательства по вопросам соблюдения ими отдельных требований нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.
Закон дополнен статьей 9-6 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III Статья 9-6. Порядок осуществления контроля за исполнением нормативных правовых актов в области пожарной безопасности 1. Контролю за соблюдением норм, правил и стандартов в области пожарной безопасности подлежат населенные пункты, а также все организации независимо от их форм собственности. 2. Органами противопожарной службы в уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учетов представляется годовой план проведения плановых проверок. В конце каждого месяца проводится сверка актов о назначении проверок и составлении карточек учета проверки деятельности всех организаций независимо от их форм собственности. 3. При проведении внеплановых, встречных, рейдовых проверок выносится акт о назначении проверки, составляется карточка учета проверок, которая представляется для регистрации в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, по месту нахождения проверяемого субъекта или по месту осуществления предпринимательской деятельности в день его вынесения. В исключительных случаях, когда проверка вызвана сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы здоровью и жизни граждан и национальным интересам Республики Казахстан, при проведении проверки в неурочное время, а также в случаях обнаружения нарушений непосредственно в момент их совершения и необходимости проведения неотложных действий для закрепления доказательств акт о назначении проверки и информационные учетные документы представляются в уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учетов в течение следующего рабочего дня после начала проведения проверки. 4. Организации по степени их пожарной опасности подразделяются на объекты 1, 2, 3 и 4 групп. Учет объектов в районе ведется органом противопожарной службы. 5. К объектам 1-й группы относятся: крупные промышленные предприятия с общей площадью строений более 3 500 квадратных метров и республиканские научно-исследовательские организации; электростанции; аэропорты; морские торговые порты; театры, дворцы спорта, другие культурно-зрелищные организации, медицинские организации и гостиницы вместимостью 800 и более человек; объекты торговли общей площадью более 2 500 квадратных метров; музеи, картинные галереи; библиотеки общей площадью свыше 2 500 квадратных метров; нефтебазы и склады нефтепродуктов общей емкостью более 2 000 кубических метров; газохранилища и газгольдерные станции емкостью более 1000 кубических метров. Эти объекты проверяются комплексно органами противопожарной службы не менее одного раза в пять лет, и ежегодно осуществляется контроль за исполнением выявленных в период комплексных проверок нарушений норм, правил и стандартов в области пожарной безопасности. 6. К объектам 2-й группы относятся: промышленные предприятия и научно-исследовательские организации, не вошедшие в первую группу; рыбные и речные порты; автопредприятия с количеством техники более 50 единиц; железнодорожные станции, локомотивные, вагонные, вагоноремонтные, рефрижераторные, ремонтно-экипировочные депо; здания исполнительных и представительных органов; Национальный Банк Республики Казахстан и банки второго уровня; учебные учреждения с количеством учащихся, студентов, слушателей в смену 800 и более человек; театры, дворцы спорта, другие культурно-зрелищные организации, не вошедшие в первую группу; культовые учреждения независимо от площади; объекты торговли общей площадью от 1 000 до 2 500 квадратных метров; музеи, картинные галереи и библиотеки общей площадью от 1 000 до 2 500 квадратных метров, медицинские организации и гостиницы вместимостью от 400 до 800 человек; сельскохозяйственные, животноводческие объекты и птицефабрики общей площадью строений более 1500 квадратных метров. Эти объекты проверяются комплексно органами противопожарной службы один раз в два года, и ежегодно осуществляется контроль за исполнением выявленных в период комплексных проверок нарушений норм, правил и стандартов в области пожарной безопасности. 7. К объектам 3-й группы относятся: организации образования, не вошедшие во вторую группу; научно-исследовательские и проектные институты; автопредприятия с количеством техники менее 50 единиц; сельскохозяйственные, животноводческие объекты и птицефабрики общей площадью менее 1 500 квадратных метров; детские, административные здания, общежития, организации связи, предприятия коммунального и бытового обслуживания; жилые дома с предусмотренной системой дымоудаления, питания, игорные заведения, аптеки, почты, переговорные пункты связи, телеграфы, отделы банков, художественные мастерские, залы торжеств площадью более 150 квадратных метров; музеи и картинные галереи, медицинские организации и гостиницы, объекты торговли, библиотеки, не вошедшие в первую и вторую группы. Объекты этой группы проверяются органами противопожарной службы один раз в год. 8. К объектам 4-й группы относятся: открытые автостоянки и индивидуальные гаражи; одноэтажные наземные и подземные гаражи; автозаправочные станции, дачные и садоводческие общества; жилые дома: отдельно стоящие, одиночные и сблокированные; торговые павильоны, ремонтные мастерские, киоски, приемные пункты и пункты обмена валюты, контейнеры для реализации товаров, в том числе расположенные на территориях рынков; отдельно стоящие и пристроенные (встроенные) к жилым домам и сооружениям площадью до 150 квадратных метров предприятия торговли, бытового обслуживания, питания, игорные заведения, физкультурно-оздоровительные комплексы, аптеки, медицинские кабинеты, отделы банков, художественные мастерские, залы торжеств, музеи, выставочные залы, офисы, пункты аудио-, видеозаписи и проката, диспетчерские пункты и другие мелкие объекты. Объекты этой группы проверяются органами противопожарной службы один раз в год. 9. Строящиеся объекты проверяются органами противопожарной службы на соответствие их проектно-сметной документации и выполненных строительно-монтажных работ требованиям пожарной безопасности на общих основаниях, но не реже одного раза в год.
Закон дополнен статьей 9-7 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III Статья 9-7. Порядок осуществления контроля за исполнением нормативных правовых актов в области пожарной безопасности субъектами малого предпринимательства Документом органа противопожарной службы, являющимся основанием для проведения проверки деятельности субъектов малого предпринимательства, является акт о назначении проверки. Проверки субъектов малого предпринимательства проводятся органами противопожарной службы с той же периодичностью, как и другие объекты, в зависимости от того, к какой группе объектов они относятся. Продолжительность проверки субъектов малого предпринимательства не должна превышать пять суток. При проведении проверок сотрудники органов противопожарной службы обязаны предъявить основание о проведении проверки субъекта малого предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Действия должностных лиц органов противопожарной службы, ведущие к невозможности осуществления свободной предпринимательской деятельности, влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.12.98 г. № 307-1; Законом РК от 29.11.99 г. № 488-1; Законом РК от 05.05.2000 г. № 48-II (см. стар. ред.); Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II (см. стар. ред.); Законом РК от 02.07.03 г. № 454-II; Законом РК от 29.12.03 г. № 511-II (см. стар. ред.) Статья 10. Исключена в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Закон дополнен статьей 10-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.03 г. № 511-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 10-1. Правовое положение сотрудников органов противопожарной службы Сотрудниками органов противопожарной службы являются лица, состоящие на службе в органах противопожарной службы, которым в установленном порядке присвоены специальные звания, выданы служебные удостоверения и жетоны установленного образца. На сотрудников органов противопожарной службы, которым присвоены специальные звания, распространяется порядок медицинского, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел. Законодательство Республики Казахстан о труде к сотрудникам органов противопожарной службы применяется в той мере, в какой оно не противоречит настоящему Закону и иным нормативным правовым актам, установленным для сотрудников органов противопожарной службы. Трудовые отношения рабочих и служащих органов противопожарной службы регулируются законодательством Республики Казахстан о государственной службе и труде. Закон дополнен статьей 10-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.03 г. № 511-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 10-2. Прохождение службы сотрудниками органов противопожарной службы На службу в органы противопожарной службы принимаются граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе восемнадцати лет, способные по своей профессиональной подготовке, состоянию здоровья, физическому развитию и уровню образования выполнять возложенные на них служебные обязанности. Для обучения в пожарно-технические учебные заведения органов противопожарной службы могут зачисляться лица, имеющие среднее образование, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. При этом с лицами, поступившими на учебу в указанные учебные заведения, заключаются контракты, которыми предусматриваются условия и сроки дальнейшего прохождения службы в органах противопожарной службы по окончании пожарно-технического учебного заведения. Время обучения в пожарно-техническом учебном заведении органов противопожарной службы засчитывается в срок срочной военной службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. На должности рядового и младшего начальствующего состава органов противопожарной службы принимаются лица в возрасте не старше тридцати двух лет, среднего и старшего начальствующего состава - не старше сорока лет. В исключительных случаях указанный возрастной ценз изменяется решением руководителя уполномоченного органа в области пожарной безопасности в отношении лиц, обладающих необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствующих квалификационным требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан. Военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава или зачисленные в кадры органов противопожарной службы, включая курсантов и слушателей пожарно-технических учебных заведений органов противопожарной службы, снимаются в установленном порядке с воинского учета и состоят на специальном учете в органах противопожарной службы. Лица, впервые поступающие на службу в органы противопожарной службы, в обязательном порядке проходят специальное первоначальное обучение в школах профессиональной подготовки и учебных пунктах органов противопожарной службы. Порядок и условия прохождения первоначальной подготовки в указанных учебных заведениях определяются руководителем уполномоченного органа в области пожарной безопасности. Для лиц, впервые принимаемых в органы противопожарной службы, устанавливается испытательный срок до трех месяцев. При неудовлетворительном результате испытания сотрудник органов противопожарной службы может быть уволен как не прошедший испытания. При положительном результате срок испытания засчитывается в стаж службы. Не могут быть приняты на службу в органы противопожарной службы лица, ранее судимые и освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы, из правоохранительных органов, судов и органов юстиции. Граждане, поступившие на службу в органы противопожарной службы, принимают присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Казахстан. Сотрудникам органов противопожарной службы запрещается состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии, организовывать забастовки и участвовать в их проведении, заниматься иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности), осуществлять предпринимательскую деятельность, а также входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. См. Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов противопожарной службы
Закон дополнен статьей 10-3 в соответствии с Законом РК от 29.12.03 г. № 511-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 10-3. Предельный возраст службы в органах противопожарной службы Предельный возраст пребывания на службе сотрудников органов противопожарной службы устанавливается: 1) для лиц рядового и младшего начальствующего состава - сорок пять лет; 2) для лиц среднего, а также старшего начальствующего состава в специальных званиях майора и подполковника - сорок пять лет, в специальном звании полковника - пятьдесят лет; 3) для лиц высшего начальствующего состава - пятьдесят пять лет. При необходимости срок службы отдельных сотрудников органов противопожарной службы может быть продлен решением руководителя уполномоченного органа в области пожарной безопасности. Продление службы не исключает возможности увольнения сотрудника органов противопожарной службы по основаниям, предусмотренным настоящим Законом. Закон дополнен статьей 10-4 в соответствии с Законом РК от 29.12.03 г. № 511-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 10-4. Основания прекращения службы в органах противопожарной службы Основаниями для прекращения службы в органах противопожарной службы являются: 1) увольнение в порядке, установленном настоящим Законом; 2) утрата гражданства Республики Казахстан; 3) признание сотрудника органов противопожарной службы в порядке, установленном законом, безвестно отсутствующим или недееспособным; 4) смерть сотрудника органов противопожарной службы; 5) занятие деятельностью, не совместимой с его должностью; 6) вступление в законную силу обвинительного приговора суда или прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Сотрудники органов противопожарной службы увольняются: 1) по выслуге лет (сроку службы), дающей право на пенсию; 2) по достижении предельного возраста пребывания на службе; 3) по состоянию здоровья - на основании заключения соответствующей комиссии о непригодности или ограниченной пригодности к службе; 4) в связи с сокращением штатов; 5) по собственному желанию; 6) в связи с расторжением контракта; 7) по служебному несоответствию, установленному в аттестационном порядке; 8) в случае обнаружившейся непригодности к службе в течение испытательного срока; 9) при совершении дискредитирующего проступка; 10) за систематическое нарушение служебной дисциплины. Закон дополнен статьей 10-5 в соответствии с Законом РК от 29.12.03 г. № 511-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Статья 10-5. Специальные звания сотрудников органов противопожарной службы Сотрудникам органов противопожарной службы устанавливаются и присваиваются следующие специальные звания: рядовой состав: рядовой внутренней службы; младший начальствующий состав: младший сержант внутренней службы;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |