|
|
|
25.01.2007 Купить товар по новому закону
Хронической болезнью недоосвоения выделенных средств болен практически каждый заказчик. Как с этим бороться? Может, стоит жестче наказывать виновных? Или же загвоздка в несовершенстве процесса государственных закупок? Думается, однозначного ответа получить нельзя. И, чтобы изменить систему государственных закупок, нужно начинать с отправной точки — законодательной базы. С момента введения Закона РК «О государственных закупках» прошло немало времени. И в стране произошли глобальные перемены. На первый план вышла необходимость кардинального пересмотра существующего законодательства о госзакупках. Министерство финансов РК разработало и направило в Мажилис новый проект закона о государственных закупках. Основой для работы послужил анализ текущего состояния отечественной системы госзакупок и существующие проблемы. Также учитывались отзывы и предложения участников системы госзакупок, объединений предпринимателей. Основные цели нового закона — повышение эффективности, результативности и своевременности исполнения процесса государственных закупок, а также предотвращение коррупционных действий. Ни для кого не секрет, что эта сфера наиболее подвержена коррупции... И не только в нашей стране. Какие же действия могут быть предприняты для решения поставленной задачи? Один из путей — обеспечение максимальной прозрачности госзакупок. Для этого в законопроекте упорядочен и расширен перечень ограничений, связанных с процессом государственных закупок. Пересмотрены квалификационные требования, предъявляемые к потенциальным поставщикам, и определен исчерпывающий перечень оснований для признания потенциального поставщика несоответствующим квалификационным требованиям. Также становится обязательным опубликование сумм, выделенных для госзакупок. Придаст гласности процедуре и такой шаг, как предоставление права потенциальным поставщикам на ведение аудио- и видеосъемки заседаний конкурсной комиссии, на которых производится вскрытие конвертов с конкурсными заявками (за исключением закрытого конкурса). В дополнение предусмотрена норма, исключающая необходимость согласования с уполномоченным органом решения заказчика о госзакупке из одного источника. Новый закон призван решить еще одну проблему — несвоевременное проведение закупок. Так, для бесперебойного обеспечения деятельности заказчика последний, согласно законопроекту, вправе продлить действующий в текущем году договор о госзакупках товаров, работ, услуг ежедневной и еженедельной потребности на первый квартал следующего года. Если таких договоров нет, заказчик должен объявить конкурс на период до подведения итогов, но вправе осуществить закупки необходимых товаров, работ и услуг из одного источника. Анализ системы госзакупок помог выявить, что много времени занимают повторные конкурсы и согласование с уполномоченным органом решения заказчика о выборе способа закупок. В законопроекте говорится, что согласование с уполномоченным органом решения заказчика о выборе способа отменено, что позволит сэкономить от тридцати до шестидесяти дней. Министерство финансов поставило цель — внедрить систему электронных закупок, что позволит на порядок повысить эффективность закупок и способствует прозрачности процесса. Работа по созданию системы электронных госзакупок идет с 2003 года. Пилотное ее внедрение запланировано на март 2007 года. Здесь три основных направления. Первое — формирование интегрированной информационной базы и ее администрирование депозитарием базы данных системы государственных закупок. Предполагается, что функцию депозитария станет осуществлять государственное предприятие. Второе — разработка программного обеспечения для мониторинга госзакупок, связанного с интегрированной информационной базой данных. Пользование программным обеспечением должно быть максимально доступным для любого специалиста. Кроме того, пользователь должен иметь возможность использования сведений, содержащихся в интегрированной информационной базе данных. Третье — разработка программного обеспечения для организации и проведения торгов. При этом закупки в системе должны осуществляться по принципу «торговой площадки» в режиме реального времени. Заказчики и потенциальные поставщики должны будут обеспечить только ввод данных о потребности в товарах, работах, услугах и их характеристики, а также о предложениях, в том числе ценовых. Соответственно, для исключения коррупционных правонарушений итоги в системе электронных госзакупок должно определять соответствующее программное обеспечение системы.
Серик Камели,
начальник управления координации государственных закупок департамента методологии управления госактивами МФ РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |