|
|
|
29.01.2007 Каждый заемщик - герой истории. Кредитной
Газета «Жилищное Строительство Казахстана», №3 (127) от 25 января 2007 года
Всякий, кто когда-либо сталкивался с банковскими кредитами, знаком с такими понятиями, как кредитное бюро и кредитная история. И все же, что это такое?
У каждого человека имеется своя история, может, она не столь значима в масштабах человечества, но каждый из нас оставляет свой след в истории. Аналогично обстоят дела и с кредитами, с момента получения и до полного погашения. Банк фиксирует каждое действие, связанное с данным кредитом и благодаря этому образуется своего рода история: когда был оформлен кредит, на какую сумму, когда погашен и, самое главное, как погашался кредит (были ли просрочки). В последующем данная кредитная история будет играть большую роль в отношении банка к заемщику. Все мы знаем, что для получения кредита необходимы расчет и подтверждение доходов заемщика, это необходимо для доказательства финансовой благонадежности будущего заемщика. Если у него имеется положительная кредитная история (т.е. он уже оформлял кредит, благополучно погасил его, не было просрочек) - это является наилучшим доказательством финансовой состоятельности данного заемщика, а также показателем его личных качеств - таких, как организованность и дисциплинированность. Соответственно, при оформлении нового кредита ему будет гораздо легче получить положительный ответ кредитного комитета. А если кредитная история не является положительной, это может быть главным аргументом для отказа в новом кредите. Это возможно даже несмотря на высокие доходы данного заемщика. Поэтому, когда заемщик «выходит» на просрочку, менеджеры банков напоминают ему, что он теряет не только свои деньги, потраченные на оплату пени, но и репутацию благонадежного клиента. Далеко не все, кто, оформляя кредит, подписывал согласие на передачу информации о кредите в кредитное бюро, понимают, зачем это нужно. Кредитное бюро - это общереспубликанская база данных по кредитам, которая в будущем должна снизить риски банков. Суть заключается в том, что все банки передают информацию о своих выданных кредитах в данное кредитное бюро и в последующем, когда вся информация по всем банкам будет собрана в одном месте, банк может очень легко (с помощью запроса в бюро) проверить каждого потенциального заемщика на наличие негативной кредитной истории. И использовать полученную информацию при принятии решения по кредиту. Это также помогает в случае, когда заемщик имеет действующий кредит в другом банке, но скрывает данный факт. На заре становления кредитной системы банки часто прибегали к непопулярному методу «обходных листов»: заемщик должен был обойти все банки и представить справку об отсутствии задолженности в другом банке (благо, количество их в Казахстане относительно небольшое). Для заемщиков это значит, что каждый кредит - большой или маленький - в будущем будет влиять на получение новых кредитов. В западных странах аналогичные бюро функционируют уже давно, и подавляющее большинство заемщиков озабочено тем, чтобы у них была хорошая кредитная история. Потому как проблематично погашенный кредит, взятый на покупку телевизора, может сыграть плохую роль при оформлении кредита для покупки квартиры. Необходимо заметить, что хотя согласие на передачу информации в кредитное бюро заемщики подписывают уже на протяжении 3 лет, говорить о полноценной работе данного бюро еще рано. Поэтому если до сегодняшнего дня было возможно утаить свои проблемы в одном банке от другого банка, то в будущем сделать это будет гораздо сложнее.
Бахтияр Каримов, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |