|
|
|
Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года № 284-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2006 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 15 мая 2007 г.
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 8) Глава 1-1. Общие требования безопасности в сфере торгового мореплавания (статьи 8-1 - 8-3) Глава 2. Судно (статьи 9 - 15) Глава 3. Государственная регистрация судов и прав на них(статьи 16 - 21) Глава 4. Экипаж судна (статьи 22 - 28) Глава 5. Капитан судна (статьи 29 - 31) Глава 6. Морской порт (статьи 32 - 38) Глава 7. Государственный контроль в морском порту (статьи 39 - 44) Глава 8. Морские лоцманы (статьи 45 - 49) Глава 9. Затонувшее имущество (статьи 50 - 53) Глава 10. Договор морской перевозки груза (статьи 54 - 108) Глава 11. Договор морской перевозки пассажира (статьи 109 - 123) Глава 12. Договор фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер)(статьи 124 - 132) Глава 13. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)(статьи 133 - 143) Глава 14. Договор буксировки (статьи 144 - 148) Глава 15. Договоры транспортной экспедиции, морского (статьи 149 - 151) агентирования, морского посредничества Глава 16. Общая авария (статьи 152 - 168) Глава 17. Возмещение вреда при столкновении судов (статьи 169 - 170) Глава 18. Ответственность за ущерб от перевозки (статьи 171 - 178) опасных грузов и загрязнения моря с судов нефтью Глава 19. Спасание судов и другого имущества (статьи 179 - 194) Глава 20. Ограничение размера ответственности по (статьи 195 - 202) Глава 21. Морской залог на судно. Ипотека судна или (статьи 203 - 221) Глава 22. Арест судна (статьи 222 - 225) Глава 23. Морской протест (статьи 226 - 230) Глава 24. Акты, претензии и иски. Исковая давность (статьи 231 - 239) Глава 25. Применимое право (статьи 240 - 248) В оригинале оглавление отсутствует
По всему тексту слова «Государственном судовом реестре», «Государственный судовой реестр», «Государственного судового реестра» заменены соответственно словами «Государственном судовом реестре морских судов», «Государственный судовой реестр морских судов», «Государственного судового реестра морских судов» в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III
Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические и международные основы государственного управления в сфере торгового мореплавания и регулирует отношения, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузов, обеспечением безопасности на морском транспорте и охраной окружающей среды. Общие положения В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.04 г. № 601-II (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III; изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основныеА понятия: 1) аварийный взнос - денежная сумма, которую получатель обязан внести перевозчику при выдаче ему груза для возмещения расходов в случае общей аварии в качестве обеспечения уплаты его доли в общеаварийных расходах; 2) получатель - лицо, уполномоченное на получение груза по договору морской перевозки груза; 3) спецперсонал - лица, не являющиеся членами экипажа, постоянно находящиеся на борту в связи с назначением судна (занятые добычей и обработкой живых ресурсов моря, научные, инженерно-технические работники, работники лабораторий, рабочие и другие); 4) бербоут-чартер - договор, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания; 5) обычный маршрут - общепринятый в морской практике маршрут следования судна; 6) демерредж - плата за контрсталийное время; 7) диспач - вознаграждение фрахтователю за окончание погрузки судна до истечения сталийного времени; 8) диспаша - расчет убытков и расходов по общей аварии и распределение их между сторонами, участвующими в общем морском предприятии; 9) диспашеры - лица, обладающие знаниями и опытом в области морского права, составляющие расчет по определению диспаши; 10) расчетная единица - единица специального права заимствования, определяемая Международным валютным фондом; 11) фрахт - плата за перевозку груза, а также вознаграждение по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера; 12) общее морское предприятие - имущество (судно, фрахт и груз), за счет которого подлежат возмещению расходы по общей аварии; 13) пассажир - лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд, либо осуществляющее по договору морской перевозки груза с согласия перевозчика сопровождение автотранспортного средства, животных и иного груза; 14) пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более двенадцати пассажиров; 15) пассажирское свидетельство - судовой документ, содержащий сведения о максимально допустимом количестве пассажиров на судне; 16) отправитель - лицо, отправляющее груз в соответствии с договором морской перевозки и указанное в перевозочных документах; 17) плавучая буровая установка - судно (плавучее сооружение), предназначенное для выполнения буровых работ по разведке и (или) добыче подземных ресурсов морского дна; 18) грузовое судно - судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, ледокол, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно); 19) инцидент - происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба; 20) каботаж - перевозка и буксировка в сообщении между морскими портами Республики Казахстан, а также из порта (пункта) погрузки до порта (пункта) разгрузки, находящихся в юрисдикции Республики Казахстан; 21) каютный багаж - компактно упакованные и свободно размещаемые в каюте или на полках в общих местах вещи пассажира, перевозимые им при себе, в пределах установленных количества и габаритов; 22) судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, включая неводоизмещающее судно и гидросамолет, используемые в целях торгового мореплавания; 23) морской залог на судно - ипотека судна, возникающая на основании настоящего Закона при наступлении указанных в нем обстоятельств; 24) судовладелец - лицо, владеющее судном на праве собственности или иных законных основаниях; 25) ипотека судна - ипотека подлежащего государственной регистрации морского судна, судна внутреннего водного плавания, судна плавания «река-море», а также строящегося судна, возникающая на основании договора, зарегистрированного в соответствующем реестре; 26) лоцманская проводка судов - проведение судов, осуществляемое лоцманом; 27) фрахтователь - сторона договора фрахтования, которой предоставляется судно или несколько судов на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов или иных целей торгового мореплавания; 28) фрахтовщик - сторона договора фрахтования, предоставляющая судно или несколько судов на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов или иных целей торгового мореплавания; 29) собственник судна - лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна в соответствии с правилами государственной регистрации судов и прав на них; 30) вместимость судна - вместимость, служащая для расчета в портах и статистического учета флота, определяемая в соответствии с международными договорами Республики Казахстан по обмеру судов; 31) коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком отправителю и удостоверяющий прием груза к перевозке; 32) контрсталийное время - период времени, в течение которого судно находится под погрузкой сверх сталийного времени; 33) опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении может послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей среде; 34) лоцман - специалист, обладающий определенными знаниями и навыками в области безопасного проведения судов к месту швартовки, постановки на якорь и перестановки судов в порту; 35) лоцманская служба - деятельность лоцмана (лоцманов); 36) нефтеналивное судно - судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки шестьдесят градусов по Цельсию и ниже для морских судов, пятьдесят пять градусов по Цельсию и ниже для судов внутреннего водного плавания и с давлением паров по Рейду ниже атмосферного; 37) фактический перевозчик - перевозчик, фактически осуществляющий перевозку пассажира, багажа и груза или их часть; 38) сквозной коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком отправителю и удостоверяющий прием груза к перевозке, которым предусматривается, что часть перевозки должна осуществляться другим перевозчиком; 39) акватория порта - внутренние воды Республики Казахстан, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов или определяемой в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан; 40) портовая буксировка - буксировка и выполнение маневров в акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода его из порта; 41) торговое мореплавание - деятельность по перевозке судами пассажиров, багажа и грузов, а также деятельность, связанная с использованием судов в иных коммерческих и некоммерческих целях (гидрографических, научных, гидротехнических, спасательных и других), за исключением военных и пограничных судов, используемых для выполнения возложенных на них функций; 42) сталийное время - период времени, в течение которого судно находится под погрузкой без дополнительной к фрахту оплаты; 43) суббербоут-чартер - договор фрахтования, по которому фрахтователь обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить третьим лицам во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания; 44) субтайм-чартер - договор фрахтования, по которому фрахтователь обязуется предоставить третьим лицам за вознаграждение на определенный срок судно или несколько судов, снаряженные и укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания; 45) буксирное судно - судно, предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений; 46) классификационное общество - организация, осуществляющая техническое освидетельствование и классификацию судов, совершающих международное плавание, признанная Правительством Республики Казахстан, в порядке, определенном международными договорами Республики Казахстан в области торгового мореплавания; 47) тайм-чартер - договор фрахтования судна на время, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания; 48) правила перевозок - нормативные правовые акты, регулирующие деятельность морского транспорта при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, утверждаемые уполномоченным органом; 49) перевозчик - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях судном, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа и грузов и указанное в перевозочных документах; 50) морской протест - заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований в целях обеспечения доказательств; 51) морская буксировка - буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние; 52) средства навигационной обстановки морских путей - маяки, буи и другое навигационное оборудование, обеспечивающее безопасность плавания; 53) морская накладная - перевозочный документ, оформляемый при перевозке грузов морским транспортом; 54) морской порт - комплекс сооружений, расположенных на предоставленных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке земельных участках, предназначенных для обслуживания судов, пассажиров, багажа и осуществления операций с грузами, а также для иных целей деятельности морского транспорта; 55) морское требование - требование, заявляемое в связи с использованием судов в целях торгового мореплавания (возмещение вреда, уплата сборов и иное); 56) морской терминал - специализированный участок в морском порту, включающий совокупность технических средств, инженерных сооружений, подъемно-транспортного и иного оборудования, обеспечивающих условия для погрузки (разгрузки) грузов, их хранения, обработки транспортных средств, смежных с морским видом транспорта, а также посадки, высадки и иного обслуживания пассажиров; 57) оператор морского терминала - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях терминалом в морском порту и осуществляющее погрузочно-разгрузочные работы и иные технические операции; 58) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию государственной политики, государственный контроль и надзор, координацию и регулирование деятельности в сфере торгового мореплавания; 59) чартер - вид договора морской перевозки пассажиров, багажа, грузов, при котором отправителю предоставляются все судно, его часть или определенные судовые помещения. Статья 2. Законодательство о торговом мореплавании 1. Законодательство Республики Казахстан о торговом мореплавании основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются нормы международного договора. Статья 3. Сфера действия настоящего Закона 1. Настоящий Закон распространяется: 1) на морские суда во время их плавания по морским путям, рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям Республики Казахстан; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III (см. стар. ред.) 2) на суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река - море» во время их следования по морским путям, рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям Республики Казахстан при осуществлении перевозки пассажиров, багажа и грузов с заходом в морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном. 2. Настоящий Закон не распространяется на суда, плавающие под флагом Военно-Морских Сил Республики Казахстан и морских частей пограничной службы. Статья 4. Государственное управление в сфере торгового мореплавания 1. Исключен в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III (см. стар. ред.) 2. К компетенции Правительства Республики Казахстан в сфере торгового мореплавания относятся: 1) разработка основных направлений государственной политики в сфере торгового мореплавания, стратегических и тактических мер по ее осуществлению; 2) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 3) осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области торгового мореплавания; 4) принятие решений о запрете транзитного пассажирского сообщения по территории Республики Казахстан; 5) принятие решений о запретах на ввоз, вывоз, транзит багажа и груза на (с) территории Республики Казахстан; 6) определение порядка размещения морских портов для их строительства; 7) определение порядка государственной регистрации судов, в том числе строящихся, и прав на них, а также форм документов, удостоверяющих право собственности на них; 8) утверждение квалификационных требований при лицензировании деятельности в сфере торгового мореплавания; 9) определение порядка дипломирования членов экипажей судов; 10) утверждение перечня опасных грузов, предназначенных для перевозки судами; 11) утверждение перечня должностей (профессий) работников государственного контроля на морском транспорте, которым выдается форменная одежда, образцов формы и знаков различия, порядка ношения форменной одежды и норм обеспечения; 12) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Пункт дополнен подпунктом 13 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III 13) утверждение образца паспорта моряка Республики Казахстан, порядка его оформления, выдачи, продления, а также изъятия; Пункт дополнен подпунктом 14 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III 14) утверждение порядка выдачи разрешений на осуществление каботажа судами, плавающими под флагом иностранного государства; Пункт дополнен подпунктом 15 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III 15) принятие на основании международных договоров Республики Казахстан в области торгового мореплавания решения о признании классификационного общества, осуществляющего техническое освидетельствование и классификацию судов; Пункт дополнен подпунктом 16 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III 16) утверждение правил классификации морских судов; Пункт дополнен подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III 17) утверждение правил по оборудованию морских судов; Пункт дополнен подпунктом 18 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III 18) утверждение правил о грузовой марке морских судов; Пункт дополнен подпунктом 19 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III 19) утверждение технических регламентов в сфере торгового мореплавания. 3. К компетенции уполномоченного органа в сфере торгового мореплавания относятся: 1) участие в пределах своей компетенции в осуществлении межгосударственного и международного сотрудничества в сфере торгового мореплавания и представление интересов Республики Казахстан в международных организациях; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 2) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере торгового мореплавания, разработка программ и концепции развития торгового мореплавания; 3) обеспечение контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования морского транспорта; 4) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере торгового мореплавания в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан; 5) утверждение положения о капитане морского порта; Пункт дополнен подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III 5-1) утверждение правил плавания и стоянки судов в морских портах Республики Казахстан и на подходах к ним; 6) принятие решения о предоставлении права плавания под Государственным флагом Республики Казахстан и временном переводе судна под флаг иностранного государства; Пункт дополнен подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III 6-1) выдача разрешений на осуществление каботажа судами, плавающими под флагом иностранного государства; 7) осуществление контроля за государственной регистрацией судов; 8) осуществление контроля за классификацией судов; 9) осуществление технического надзора за судами; Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 02.06.05 г. № 55-III (см. стар. ред.) 10) обеспечение проведения технического освидетельствования судов, совершающих международное плавание, портов, береговых объектов, судоходных гидросооружений, искусственных островов и других сооружений на море; 11) контроль за состоянием морских путей, лоцманской службой и иными морскими службами; 12) утверждение перечня должностей (профессий) работников морского транспорта, которым выдается форменная одежда, образцов формы и знаков различия, порядка ношения форменной одежды и норм обеспечения; 13) дача согласия на проектирование, строительство и реконструкцию морских портов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; Пункт дополнен подпунктом 13-1 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III 13-1) согласование создания искусственных островов и других сооружений на море; 14) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) Пункт дополнен подпунктом 15 в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) 15) осуществление государственной регистрации судов и прав на них в государственном реестре судов; Пункт дополнен подпунктами 16-47 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III 16) контроль за обеспечением мореплавания, осуществляемый через морскую администрацию порта; 17) выдача разрешений на осуществление каботажа судами, плавающими под флагом иностранного государства; 18) контроль за проведением осмотров территориальными подразделениями уполномоченного органа морских судов, находящихся в эксплуатации, на зимнем отстое, на ремонте, а также за строящимися судами; 19) контроль за классификацией, расследованием и учетом аварийных случаев с морскими судами, проводимый морской администрацией порта; 20) контроль за соблюдением требований, предъявляемых к комплектованию экипажа судна; 21) принятие решения о названии (или отказе в названии) судна; 22) проведение технического надзора и освидетельствования судостроительных и судоремонтных организаций Республики Казахстан; 23) контроль за деятельностью морских портов, береговых объектов, гидротехнических сооружений, искусственных островов; 24) контроль за ведением Государственного судового реестра, бербоут-чартерного реестра и судовой книги; 25) контроль за перевозками и буксировками в сообщении между морскими портами Республики Казахстан, а также из порта (пункта) погрузки до порта (пункта) разгрузки, находящимися в юрисдикции Республики Казахстан; 26) взаимодействие с государственными органами Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности на водном транспорте; 27) выдача согласия на проектирование, строительство и реконструкцию морских портов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 28) проверка наличия судовых документов на судне; 29) выдача судовых документов и государственных бортовых номеров судам; 30) контроль за дипломированием лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан или судовой книге, а также выдача паспортов моряка; 31) выдача удостоверений на право управления маломерными судами; 32) государственный контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов, международных договоров Республики Казахстан, определяющих порядок функционирования водного транспорта, выявление и принятие мер по пресечению их нарушений; 33) государственный контроль за государственной регистрацией судов, используемых в целях торгового мореплавания территориальными подразделениями уполномоченного органа; 34) государственный контроль за заключением перевозчиком договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами; 35) государственный контроль за ведением технического надзора за морскими судами и их классификацией классификационными органами; 36) государственный контроль за выполнением правил, норм и стандартов в области связи, используемой судами на внутренних водных путях; 37) запрос у физических и юридических лиц необходимой информации, материалов, справочных данных по всем вопросам, входящим в компетенцию уполномоченного органа; 38) проверка деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих перевозочную и другую деятельность на водном транспорте, в части соблюдения ими законодательства Республики Казахстан; 39) проверка соблюдения квалификационных требований лицензирования; 40) в пределах своей компетенции составление актов по результатам проверок и внесение предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования водного транспорта; 41) составление протоколов, осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 42) осуществление в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, административного задержания морских и маломерных судов, произведение досмотра морских и маломерных судов; 43) изъятие документов, товаров, иного имущества и предметов, принадлежащих юридическому лицу, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при проведении осмотра территорий, помещений, транспортных средств, товаров, иного имущества и предметов, принадлежащих юридическому лицу; 44) в пределах своей компетенции проведение осмотра территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также проверки соответствующих документов; 45) привлечение соответствующих специалистов для участия в экспертизах по вопросам, отнесенным к компетенции уполномоченного органа; 46) внесение в государственные органы предложений о мерах по предупреждению транспортных происшествий, нарушений правил эксплуатации водного транспорта; 47) организация курсов по подготовке судоводителей, проведение их аттестации. Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) 3-1. Местные исполнительные органы при организации строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в сфере торгового мореплавания согласовывают проекты с уполномоченным органом. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей осуществляет соответствующая служба Военно-морских Сил Республики Казахстан. Статья 5 изложена в редакции Закона РК от 02.06.05 г. № 55-III (см. стар. ред.) Статья 5. Каботаж Каботаж осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом Республики Казахстан, а также судами, плавающими под флагом иностранного государства, на основании разрешения, выданного уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Отдельные виды деятельности в сфере торгового мореплавания подлежат лицензированию на основании законодательных актов Республики Казахстан. Статья 7. Страхование в сфере торгового мореплавания 1. Добровольное страхование в сфере торгового мореплавания осуществляется физическими и юридическими лицами в силу их волеизъявления. Виды, условия и порядок добровольного страхования определяются соглашением сторон. 2. К видам, подлежащим обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности в сфере торгового мореплавания, относятся: 2) риск ответственности работодателя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью своих работников в период исполнения ими служебных обязанностей; 3) риск ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов, а также за ущерб от загрязнения моря нефтью с судов (при перевозке нефти в объеме две тысячи и более тонн). Условия и порядок проведения обязательного страхования в сфере торгового мореплавания определяются законодательными актами Республики Казахстан. Статья 8 изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.) Статья 8. Подтверждение соответствия 1. Подтверждение соответствия продукции, относящейся к деятельности в сфере торгового мореплавания, и процессов ее жизненного цикла осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Документ по подтверждению соответствия, выданный иностранным государством, признается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Закон дополнен главой 1-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III Глава 1-1. Общие требования безопасности в сфере торгового мореплавания
Статья 8-1. Общие требования 1. Участники перевозочного процесса обязаны обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья человека, окружающей среды, а также соблюдение требований безопасности торгового мореплавания. 2. Безопасность торгового мореплавания обеспечивается комплексом организационных и технических мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья человека, окружающей среды, создание условий безаварийной работы участников перевозочного процесса, содержание водных путей в мореходном состоянии, в технически годном состоянии судов, портов, береговых объектов и сооружений на внутренних водных путях, а также предупреждение аварийности судов. Объектами технического регулирования в сфере торгового мореплавания являются: 1) суда, используемые для торгового мореплавания, порты, береговые объекты и сооружения на водных путях; 2) процессы производства (строительства, ремонта, реконструкции), эксплуатации судов, используемых для торгового мореплавания, портов, береговых объектов и сооружений на водных путях.
Статья 8-2. Требования безопасности при производстве (строительстве, ремонте, реконструкции) судов, используемых для торгового мореплавания, портов, береговых объектов и сооружений на водных путях 1. При производстве (строительстве, ремонте, реконструкции) судов торгового мореплавания необходимо обеспечить соответствие требованиям проектной документации и законодательства Республики Казахстан о торговом мореплавании. 2. При производстве (строительстве, ремонте, реконструкции) судов торгового мореплавания изготовитель обязан выполнить весь комплекс мер по обеспечению безопасности, определенный проектной документацией, и обеспечить возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность мореплавания. 3. Если для обеспечения безопасности в процессе или после изготовления судов торгового мореплавания требуется проведение испытаний, то они должны быть проведены в полном объеме с выполнением всех требований проектной документации. 4. Каждое судно должно быть промаркировано идентификационным номером, наносимым на корпус. Маркировка должна быть видимой, разборчивой и несмываемой. 5. Судно должно быть разработано таким образом, чтобы свести к минимуму риск падения за борт и обеспечить спасение людей, оказавшихся за бортом. 6. Место основного рулевого должно обеспечивать круговой обзор. 7. Судно должно быть снабжено руководством по эксплуатации, в котором особое внимание должно уделяться риску пожара и затопления.
Статья 8-3. Требования безопасности при эксплуатации судов, используемых для торгового мореплавания, портов, береговых объектов и сооружений на водных путях 1. Суда, порты, береговые объекты и сооружения на море, связанные с процессом торгового мореплавания, являются зонами повышенной опасности и должны отвечать требованиям законодательных актов и актов Правительства Республики Казахстан в сфере торгового мореплавания. 2. Физические или юридические лица, осуществляющие эксплуатацию судов, портов, береговых объектов и сооружений на море, должны обеспечить выполнение требований законодательных актов и актов Правительства Республики в сфере торгового мореплавания. 3. Эксплуатация судов, используемых для торгового мореплавания, не должна оказывать негативное воздействие на жизнь и здоровье человека и окружающую среду.
Судно Статья 9. Право собственности на судно 1. Суда могут находиться в собственности: 1) государства; 2) граждан и негосударственных юридических лиц Республики Казахстан; 3) иностранных государств, иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. 2. Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться иным образом. Статья 10. Название судна. Порядок индивидуализации судна В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.04 г. № 601-II (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 1. Судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре морских судов или судовой книге, должно иметь свое название. Собственник присваивает и изменяет название судна в порядке, установленном уполномоченным органом. 2. Об изменении названия судна собственник незамедлительно уведомляет залогодержателей зарегистрированных залогов судна. 3. Порядок индивидуализации судна и присвоения позывного сигнала, а также идентификационого номера судовой станции спутниковой связи определяется уполномоченным органом. Статья 11. Национальность судна. Право плавания под Государственным флагом Республики Казахстан 1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Республики Казахстан, имеет национальность Республики Казахстан. 2. Судно, имеющее национальность Республики Казахстан, обязано нести Государственный флаг Республики Казахстан. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.04 г. № 601-II (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 3. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Республики Казахстан с момента государственной регистрации его в одном из реестров судов Республики Казахстан, указанных в пункте 1 статьи 16 настоящего Закона. Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 02.06.05 г. № 55-III 3-1. Право плавания под Государственным флагом Республики Казахстан предоставляется судам, находящимся в собственности: 1) государства; 2) граждан и негосударственных юридических лиц, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.10.04 г. № 601-II (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 4. Судно, приобретенное в собственность за пределами Республики Казахстан, пользуется правом плавания под Государственным флагом Республики Казахстан с момента выдачи консульской службой Республики Казахстан временного свидетельства, удостоверяющего такое право и действительного до государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре морских судов или судовой книге, но не более одного года. 5. Право плавания под Государственным флагом Республики Казахстан может быть временно передано зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование казахстанскому фрахтователю по бербоут-чартеру, на основании решения уполномоченного органа в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |