|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
23.05.2007 Наша страна идет своим, казахстанским путем - профессор К.Халиков
АЛМАТЫ. 23 мая. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Калимулла Халиков - член рабочей комиссии по внесению дополнений и изменений в действующую Конституцию РК. Депутат Алматинского городского маслихата, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой судебной власти и уголовного процесса КазНУ им. аль-Фараби поделился с корреспондентом Казинформа своим видением вопросов реформирования Конституции РК. - Первая Конституция суверенного Казахстана, принятая в 1993 году, не смогла создать правовую базу для принятия соответствующих законов. Это объясняется недостатком опыта, тяжелым экономическим, социальным положением страны в тот период. К середине 90-х годов назрела необходимость создания новой Конституции. Принятая в 1995 году, она еще не исчерпала своих ресурсов. Тем не менее, Основной закон страны - это не догма. В нее необходимо вносить изменения и дополнения, если общество созрело для этого шага и этого требует дальнейшее развитие государства. Как известно, 16 мая 2007 года на совместном заседании обеих палат Парламента РК Глава государства доложил о всех изменениях и дополнениях, которые необходимо внести в Конституцию для дальнейшего развития государства и политической модернизации общества. Стоит отметить, что это был труд не одного месяца и не одного года. Работа по дальнейшей демократизации нашего общества шла в течение нескольких лет. Для этих реформ нужно было изучить мнение общественности. В течение четырех лет работали соответствующие комиссии под разными названиями. Наша страна прошла несколько этапов в своем развитии. Первый - с 1991 по 1995 годы. Это - становление казахстанской государственности, годы определения перспектив на будущее. Именно тогда мы поставили перед собой цель построить демократическое, светское, правовое, социальное государство. Путь, который прошла наша страна, многие другие проходили десятилетиями. Второй этап - период первых шагов в рыночной экономике. Экономика является первичной, она определяет политику, политика - право. То есть экономика, политика и право - это триединая основа государства. Экономика совместно с политикой требуют создания адекватной правовой базы. Именно после этого этапа назрела пора дальнейшей демократизации общества. 1995-2000 годы - это период, когда Президент взял на себя всю полноту ответственности за страну. Это было время проведения жестких реформ. Оглядываясь назад, мы понимаем, что это был правильный выбор. Начиная с 2000 года, страна добилась существенных успехов в экономике, что позволило государству решать социальные вопросы. Возникла необходимость политической перестройки и дальнейшей демократизации нашего общества. Стало возможным сделать шаг к гражданскому обществу и изменению статуса трех ветвей власти. Эти вопросы прорабатывались последние четыре года. Была создана специальная рабочая группа. Подобных примеров в мировой практике немало. В судьбоносные моменты даже такая страна, как США, поступилась демократическими принципами и выбрала своим Президентом Франклина Рузвельта на несколько сроков. Ослабленная послевоенная Франция дала возможность генералу де Голлю править несколько сроков. Его жесткая несгибаемая воля и политика сделали свое историческое дело. Сегодня Франция - одна из самых демократических и развитых стран мира. Великий Ататюрк ликвидировал принципы османской империи в Турции. Именно он заложил основы светского государства, а ведь у него было много противников. Теперь он считается отцом нации в этой стране и основоположником принципов государственности Турецкой республики. Один из самых важных шагов политической модернизации - расширение полномочий Мажилиса. Теперь за формирование Правительства отвечает нижняя палата Парламента. Если раньше только кандидатуры министров социально-экономического блока проходили согласование через профильные комитеты, теперь все члены правительства, начиная с кандидатуры Премьер-Министра, будут утверждаться по их рекомендации, за исключением руководителей силовых ведомств. Следовательно, законодательная и исполнительная власти будут работать в тесном контакте. Теперь Парламент для оказания вотума недоверия должен будет собрать только простое большинство голосов. Президент передал часть своих полномочий Парламенту, сделав шаг в сторону создания президентско-парламентской формы управления государством. Теперь Парламент будет не только утверждать бюджет, он будет контролировать его исполнение, формировать Правительство. Он может оказать недоверие и всему Правительству, и отдельному его члену. Если раньше выборы проходили по одномандатной системе, то теперь - по пропорциональной, то есть по партийным спискам. В данном случае повышается роль политических партий, неправительственных организаций. Несомненно, усилятся их авторитет и влияние, в то же время повышается ответственность политических партий. Между ними должна быть здоровая конкуренция, чтобы занять достойное место в Парламенте. Партии, победившие и вошедшие в состав Парламента, будут финансироваться из госбюджета. И они же будут участвовать в формировании членов Правительства и из их рядов может рекомендоваться кандидатура Премьер-Министра. Да, мы идем по пути многих цивилизованных, развитых, демократических государств. Однако стоит учесть, что мы не копируем их путь. Наша страна идет своим - казахстанским путем, и это признает весь мир. Нужно отметить еще одну существенную деталь - это вопросы назначения судей. До принятия последних дополнений и изменений судейские кадры отбирались квалификационной комиссией юстиции (ККЮ) при Министерстве юстиции, параллельно с ним работал Высший судебный совет. ККЮ проводил тестирование, а Высший судебный совет предлагал кандидатуры. Это был двойной подход, и не совсем честный и открытый. Теперь орган при Минюсте ликвидируется, и все полномочия передаются Высшему судебному совету. Он наделен более высоким статусом и будет отвечать за подбор кадров и за рекомендации. Можно утверждать, что теперь принцип сдержек и противовесов между ветвями власти начал действовать реально. Дальнейшая демократизация судебной системы была намечена в 1998 году. В ныне действующую Конституцию РК были внесены изменения и дополнения о ведении судопроизводства с участием присяжных заседателей. Если внимательно проследить за последними поправками, в перспективе ожидаются глубокие изменения судебной системы. Сейчас у нас существует громоздкая система председателей судов различных уровней. Это связано с тем, что наша судебная система устроена по старому административно-территориальному принципу. Сохраняется многоэтапное рассмотрение дел. Некоторые не очень образованные акимы областей, городов и районов считают, что суд - одно из подразделений местной исполнительной власти, и они имеют право диктовать свою волю. Тем самым стирается принцип независимости судебной власти. Пока система распределения дел между судьями происходит с участием человеческого фактора. Необходимо дальнейшее укрепление принципа независимости суда, то есть механизм реализации принципа независимости будет развиваться дальше. Второй немаловажный аспект права, связанный с правами и свободами гражданина и человека, - это выдача санкций на арест только судами. Этого добивались представители наших оппозиционных партий, и их мнение было учтено. Это общемировая практика, принятая во всех цивилизованных странах и очень важный демократический шаг. Не менее важный шаг - это, конечно, отмена смертной казни. У нас до этого времени существовал мораторий на смертную казнь. Все изменения и дополнения, внесенные в Основной закон РК, должны стать двигателем дальнейшей демократизации нашей страны.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |