|
|
|
Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года № 2529 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.12.2006 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 19 июня 2007 г.
Глава I. Общие положения (статьи 1 - 4) Глава II. Компетенция Парламента республики и организационные формы ее осуществления (статьи 5 - 14) Глава III. Законодательный процесс в Парламенте республики (статьи 15 - 20) Глава IV. Осуществление Парламентом полномочий по даче Президенту согласия на назначение на должность, избранию на должность и освобождению от должности должностных лиц республики (статьи 21 - 23) Глава V. Статус депутатов Парламента республики (статьи 24 - 35) Глава VI. Заключительные положения (статьи 36 - 40)
В тексте слова «настоящий Указ» заменены словами «настоящий Конституционный закон» в соответствующих падежах; название и преамбула изложены в новой редакции в соответствии с Конституционным законом РК от 06.05.99 г. № 377-1 (см. стар. ред.)
Настоящий Конституционный закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан определяет организацию и деятельность Парламента Республики Казахстан, правовое положение его депутатов. Общие положения Статья 1. Статус Парламента республики Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции. Статья 2. Срок полномочий Парламента республики Пункт 1 изложен в редакции Конституционного закона РК от 06.05.99 г. № 377-1 (см. стар. ред.) 1. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет. Полномочия Парламента очередного созыва начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента следующего созыва. При этом очередность созыва Парламента определяется очередностью созыва Мажилиса. Срок полномочий Парламента определяется сроком полномочий депутатов Мажилиса очередного созыва. См.разъяснение в Постановлении Конституционного Совета РК от 15 марта 1999 г. № 1/2 «Об официальном толковании пункта 5 статьи 50 Конституции Республики Казахстан», Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 ноября 1999 года № 24/2. 2. Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан. См.также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 1/2 «Об официальном толковании пункта 5 статьи 50 Конституции Республики Казахстан», Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 14 июля 1999 года № 13/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 49 Конституции РК».
Статья 3. Правовые основы деятельности Парламента республики Организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяются Конституцией республики, настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами республики. В статью 4 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 06.05.99 г. № 377-1 (см. стар. ред.) Статья 4. Состав и структура Парламента республики 1. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. 2. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. См.разъяснение в Постановлении Конституционного Совета РК от 15 марта 1999 г. № 1/2 «Об официальном толковании пункта 5 статьи 50 Конституции Республики Казахстан», Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 ноября 1999 года № 24/2. 3. Семь депутатов Сената назначаются Президентом республики на срок полномочий Сената и переизбранию через каждые три года не подлежат. 4. Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. 5. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат. 6. Порядок избрания депутатов Сената и Мажилиса устанавливается конституционным законом. Компетенция Парламента республики и организационные формы ее осуществления Статья 5. Компетенция Парламента республики Компетенция Парламента в совместном и раздельном заседаниях Сената и Мажилиса, исключительная компетенция палат устанавливаются Конституцией республики и реализуются на сессиях Парламента, в деятельности палат Парламента, его органов и депутатов. Статья 6. Сессии Парламента республики 1. Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его палат. 2. Первая сессия Парламента созывается Президентом республики не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов. 3. На первой сессии Парламента, до избрания председателя Сената и председателя Мажилиса, на заседаниях Сената и Мажилиса председательствуют соответственно Президент республики и председатель Центральной избирательной комиссии. 4. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и заканчивая последним рабочим днем июня. 5. Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия Парламента открывается Президентом республики, а в случае его отсутствия - председателем Мажилиса. 6. В период между сессиями Парламента Президент республики по собственной инициативе, по предложению председателей палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва. См.также: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 30 июня 1999 г. № 14/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 59 Конституции Республики Казахстан» о продлении сессий.
Статья 7. Кворум на сессиях Парламента республики Совместные и раздельные заседания палат правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из палат. Статья 8. Публичность сессий Парламента республики 1. Совместные и раздельные заседания палат являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Регламент Парламента Республики Казахстан 2. Президент, Премьер-министр и члены Правительства, председатель Национального Банка, Генеральный прокурор, председатель Комитета национальной безопасности республики, а также Государственный секретарь и руководитель Администрации Президента республики вправе присутствовать на любых, как открытых, так и закрытых заседаниях и имеют право быть выслушанными. 3. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на сессии принято решение Парламента или его палат, обязаны прибыть в Парламент и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в его компетенцию. Парламент и его палаты не вправе принимать подобных решений в отношении Президента республики. Статья 9. Председатели палат Парламента республики 1. Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палат. 2. Кандидатура на должность председателя Сената выдвигается Президентом республики. Внесение новой кандидатуры взамен отклоненной Сенатом осуществляется Президентом республики. 3. Кандидатуры на должность председателя Мажилиса выдвигаются депутатами палаты. 4. Председатели палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов палат. 5. Председатели палат Парламента: 1) созывают заседания палат и председательствуют на них; 2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение палат; 3) обеспечивают соблюдение регламента в деятельности палат; 4) руководят деятельностью координационных органов палат; 5) подписывают акты, издаваемые палатами; 6) назначают по два члена Конституционного Совета Республики Казахстан; 7) выполняют другие обязанности, возлагаемые на них Регламентом Парламента. 6. Председатели палат пользуются правом решающего голоса в случае, если при голосовании в соответствующей палате голоса депутатов разделятся поровну. 1) открывает сессии Парламента; 2) созывает очередные совместные заседания палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях палат. 8. Председатель Сената и председатель Мажилиса имеют по одному заместителю, избираемому соответствующей палатой по представлению председателя палаты большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Заместители председателей палат выполняют по уполномочию председателей палат отдельные их функции, а также замещают председателей в случае их отсутствия или невозможности осуществления ими своих обязанностей. Заместители председателей палат могут быть по предложению председателей палат отозваны от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов соответствующей палаты. 9. По вопросам своей компетенции председатели палат издают распоряжения. Статья 10. Координационные органы Парламента республики 1. Координационными органами Парламента являются Бюро Сената и Бюро Мажилиса, образуемые при председателях палат. 2. Бюро включают в себя заместителей председателей палат, председателей постоянных комитетов палат. 1) осуществляют координацию работы комитетов и комиссий палат; 2) подготавливают для палат предложения по очередности рассмотрения проектов законов и иных решений Парламента и его палат; 3) оказывают содействие в организации совместной работы комитетов по вопросам, относящимся к компетенции нескольких комитетов; 4) решают иные вопросы организации работы палат, не отнесенные настоящим Конституционным законом к компетенции других органов и должностных лиц Парламента. 4. Заседания бюро палат созываются председателями палат по мере необходимости и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов. Статья 11. Рабочие органы Парламента республики 1. Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса, а также совместные комиссии палат. 2. Постоянные комитеты палат образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат. При образовании постоянных комитетов палаты определяют их перечень и количественный состав, а затем избирают членов постоянных комитетов. Число постоянных комитетов, образуемых Сенатом и Мажилисом, не должно превышать семи в каждой палате. 3. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии, численный состав которых определяется по согласованию между палатами. Избрание членов комиссий осуществляется самостоятельно каждой из палат. 4. В целях осуществления полномочий Парламента и его палат, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47, подпунктами 5) и 6) статьи 57 Конституции, палатами Парламента образуются специально временные комиссии. 5. Заседания постоянных комитетов и комиссий правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов. В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 200-III (см. стар. ред.) 6. Постоянные комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления. 7. Полномочия и порядок деятельности постоянных комитетов и комиссий определяются законом. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года № 101-1 «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан».
Статья 12. Парламентские слушания 1. Палаты Парламента по вопросам своей компетенции проводят парламентские слушания. 2. Парламентские слушания проводятся по решению бюро палат постоянными комитетами палат и могут проводиться в открытой и закрытой формах. 3. Парламентские слушания не проводятся в дни совместных или раздельных пленарных заседаний палат. Статья 13. Акты Парламента Республики Казахстан В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 06.05.99 г. № 377-1 (см. стар. ред.); Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 200-III (см. стар. ред.) 1. Парламент принимает имеющие обязательную силу на всей территории республики законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, в том числе конституционных, постановлений Парламента. Сенат и Мажилис по вопросам своей компетенции принимают постановления. 2. Парламент и его палаты вправе по вопросам своей компетенции принимать обращения, декларации, заявления, иные акты, не носящие законодательного характера. Их принятие осуществляется с соблюдением условий и требований, установленных регламентами Парламента и его палат. Регламент Парламента Республики Казахстан 3. При принятии Парламентом законодательных и иных актов в совместном заседании Сената и Мажилиса голосование проводится раздельно по палатам. 4. Законы республики, постановления Парламента и его палат не должны противоречить Конституции республики. Постановления Парламента и его палат не должны противоречить законам. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 11.12.06 г. № 200-III (см. стар. ред.) 5. Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его палат. Регламент Парламента Республики Казахстан, Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Регламент Сената Парламента Республики Казахстан.
Статья 14. Регламент Парламента республики и его палат 1. Регламент Парламента, регламенты Сената и Мажилиса устанавливают условия и порядок проведения совместных и раздельных заседаний палат, формирования их органов и организации их деятельности, а также осуществления полномочий депутатов и должностных лиц Парламента. 2. Регламент Парламента, регламенты Сената и Мажилиса утверждаются соответственно постановлением Парламента, постановлениями его палат. 3. Всякое заседание депутатов Парламента, которое, имея целью осуществление его конституционных полномочий, проводится без соблюдения установленных регламентами условий и процедур, является незаконным. Акты, принятые таким собранием, недействительны. Законодательный процесс в Парламенте республики Статья 15. Законодательная инициатива 1. Законодательной инициативой является официальное внесение субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта Парламента, обязательного к рассмотрению Парламентом. 2. Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и принадлежит: 1) депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением; 2) Правительству республики, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления Правительства. 3. Проекты законодательных актов, внесенные депутатами и Правительством, постановлением Мажилиса направляются для рассмотрения в соответствующие постоянные комитеты Мажилиса и могут быть рассмотрены на его пленарном заседании лишь при наличии по ним заключений постоянных комитетов Мажилиса. 4. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства республики. 5. Иные вопросы, связанные с порядком осуществления права законодательной инициативы, решаются регламентом Мажилиса. См.также: Закон РК от 24 марта 1998 г. № 213-1 «О нормативных правовых актах», Регламент Парламента Республики Казахстан
Статья 16. Компетенция Парламента по принятию законов 1. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: 1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; 2) режима собственности, иных вещных прав; 3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; 4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; 5) республиканского бюджета; 6) вопросов судоустройства и судопроизводства; 7) образования, здравоохранения и социального обеспечения; 8) приватизации предприятий и их имущества; 9) охраны окружающей среды; 10) административно-территориального устройства республики; 11) обеспечения обороны и безопасности государства. 2. Все иные отношения регулируются подзаконными актами. Статья 17. Определение очередности и сроков рассмотрения проектов законодательных актов Парламентом республики 1. Очередность рассмотрения проектов законов и иных актов Парламента определяется Парламентом, его палатами, а также, в установленных Конституцией случаях, Президентом республики. 2. Президент республики специальным посланием Парламенту имеет право: 1) определять приоритетность рассмотрения проектов законов; 2) объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией и законодательством порядке. 1. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается в течение не более шестидесяти дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. 2. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур. 3. В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-министр вправе на совместном заседании палат Парламента поставить вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет установленного Конституцией необходимого числа голосов, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год. См.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 27 сентября 1999 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и подпункта 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан».
Статья 19. Представление законов республики на подпись Президенту республики 1. Законы республики вступают в силу после их подписания Президентом республики. 2. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью председателя каждой из палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-министра, представляются на подпись Президенту республики, который в течение пятнадцати рабочих дней подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. 3. Не возвращенный в течение названного в пункте 2 настоящей статьи срока закон считается подписанным. 4. Если сессия Парламента закрывается до истечения срока, в течение которого закон может быть возвращен Президентом, закон возвращается Президентом в первый день очередной сессии Парламента. См.также: Указ Президента Республики Казахстан от 2 июля 1996 г. № 3051 «Об утверждении Положения о порядке представления на подпись и рассмотрения Президентом Республики Казахстан законов Республики Казахстан, их регистрации, обнародования и хранения».
Статья 20. Рассмотрение Парламентом республики возражений Президента республики 1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента республики, проводятся в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. 2. Возвращенные с возражениями Президента республики закон или статьи закона передаются на рассмотрение соответствующего постоянного комитета Мажилиса, который готовит заключение с участием представителя Президента республики и выносит его вместе с законом или соответственно его статьями и возражениями Президента на рассмотрение Мажилиса в целом. Решение Мажилиса по данному вопросу, принятое большинством в две трети голосов от общего числа его депутатов, вместе с возражениями Президента и заключением постоянного комитета Мажилиса направляется на изучение в Сенат, а также передается для рассмотрения на совместном заседании палат. 3. По итогам рассмотрения возражений в постоянном комитете Мажилиса и на заседании Мажилиса Президент республики вправе с учетом предложений депутатов изменить предложенную им в возражениях редакцию закона в целом либо соответственно отдельных его статей. 4. При повторном обсуждении и голосовании закона или отдельных его статей на совместном заседании палат Парламента голосование проводится по закону в целом, если возражение Президента вызвал закон в целом, либо по статьям, вызвавшим возражения Президента республики. 5. Возражения Президента республики считаются преодоленными, если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение по закону в целом или соответственно по отдельным его статьям. В этом случае закон или соответственно его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в семидневный срок с момента его представления на подпись. 6. Если в результате голосования Парламент не смог преодолеть возражений Президента, закон считается не принятым, либо, если в возражениях Президента республики была представлена новая редакция соответственно закона, отдельных статей закона, он считается принятым в этой редакции. Осуществление Парламентом полномочий по даче Президенту согласия на назначение на должность, избранию на должность и освобождению от должности должностных лиц республики
Статья 21. Должностные лица, назначаемые на должность Президентом с согласия Парламента, избираемые на должность и освобождаемые от должности Парламентом Перечень должностных лиц республики, назначаемых на должность Президентом республики с согласия Парламента, избираемых на должность и освобождаемых от должности Парламентом, определяется подпунктом 5) статьи 53, подпунктами 1), 2) статьи 55, подпунктом 3) статьи 56 Конституции. См. Указ Президента Республики Казахстан от 4 мая 2005 года № 1568 «О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан».
Статья 22. Порядок дачи Парламентом Президенту республики согласия на назначение на должность, избрания на должность и освобождения от должности должностных лиц республики 1. Президент республики для получения согласия Парламента на назначение на должность Премьер-министра и председателя Национального банка республики, а также согласия Сената на назначение на должность Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности республики, для избрания Сенатом на должность и освобождения от должности Председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда республики, избрания Мажилисом на должность и освобождения от должности председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии республики вносит в Парламент соответствующие письменные представления, на основании которых принимается решение о включении соответствующего вопроса в повестку дня ближайшего совместного заседания палат Парламента либо соответствующей палаты. 2. Согласие Парламента на назначение Президентом республики указанных должностных лиц носит предварительный либо последующий характер и дается непосредственно на совместном заседании палат либо соответственно заседании Сената. 3. Предложенные кандидатуры для избрания на должность и освобождения от должности Парламентом до рассмотрения вопроса на заседании Сената или соответственно Мажилиса подлежат обсуждению на заседаниях соответствующих комитетов Сената или Мажилиса, определяемых решением Бюро Сената или Мажилиса. По итогам рассмотрения кандидатур комитеты выносят заключения по каждой обсуждаемой кандидатуре, оглашаемые на заседании Сената или Мажилиса. 4. При рассмотрении вопроса о даче согласия, избрании на должность и освобождении от должности на совместном заседании палат Парламента, заседании соответствующей палаты кандидатуры на должности представляет Президент республики или уполномоченное им должностное лицо республики. 5. На совместном заседании палат Парламента, заседании соответствующей палаты могут быть: 1) заданы вопросы кандидату и лицу, представляющему кандидата; 2) высказаны мнения депутатов за или против предложенной кандидатуры. 6. Прения по предложенной кандидатуре могут не открываться, если на этом не настаивают депутаты. 7. В случае, если Парламент, либо соответственно Сенат или Мажилис не приняли по предложенным Президентом кандидатурам решений о даче согласия на назначение на должность, об избрании на должность, Президент вносит в Парламент либо соответствующую палату письменные представления на тех же лиц или на новые кандидатуры. 8. В случае, если Сенат или Мажилис не приняли решения об освобождении избранного должностного лица от должности, Президент вправе внести в соответствующую палату повторное письменное представление по данному вопросу. См. также: Указ Президента Республики Казахстан от 29 марта 2002 года № 828 «О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти».
Статья 23. Принятие Парламентом решений по представленным кандидатурам 1. Парламент, его палаты решения о даче согласия на назначение на должность, избрании на должность и освобождении от должности принимают большинством голосов от общего числа соответственно депутатов каждой из палат, депутатов соответствующей палаты Парламента. 2. Решения принимаются отдельно по каждой кандидатуре путем открытого голосования, если Парламент или соответствующая палата не определит иной порядок голосования. 3. Решения оформляются постановлениями соответственно Парламента, соответствующей палаты отдельно по каждой кандидатуре. 4. В случае отклонения кандидатур, представленных Президентом для дачи согласия, избрания на должность и освобождения от должности, решение Парламента либо соответствующей его палаты должно содержать развернутую мотивировку отклонения. Статус депутатов Парламента республики В статью 24 внесены изменения в соответствии с Конституционным законом РК от 06.05.99 г. № 377-1 (см. стар. ред.) Статья 24. Депутат Парламента республики 1. Депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом, в том числе наказом или поручением, и голосует в Парламенте по своему убеждению. 2. Полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве Депутата Парламента Центральной избирательной комиссией республики. На первой сессии Парламента на совместном заседании его палат депутаты приносят народу Казахстана следующую присягу: «Клянусь верно служить народу Казахстана, укреплять целостность и независимость Республики Казахстан, строго подчиняться ее Конституции и законам, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности депутата». Принятие присяги осуществляется Президентом и проводится в торжественной обстановке, в присутствии членов Правительства, Конституционного Совета, судей Верховного суда, экс-президентов республики. 3. Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата по представлению Центральной избирательной комиссии республики. 4. Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, признания депутата недееспособным, роспуска Парламента и в иных предусмотренных Конституцией случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан. Решение о прекращении или лишении депутатских полномочий принимается соответствующей палатой Парламента по представлению Центральной избирательной комиссии республики большинством голосов от общего числа ее депутатов. См. разъяснения в постановлениях Конституционного Совета РК от 16.05.97 г. № 11/2; от 23.05.97 г. № 12/2; от 17.05.01 г. № 7/2; от 13.12.01 г. № 19/2, от 11 февраля 2003 г. № 1; от 12 мая 2003 года № 5.
Статья 25. Полномочия депутата Парламента республики 1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит. 1) избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его палат; 2) вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; 3) высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются палатами Парламента либо согласие на назначение которых дается Парламентом и его Сенатом; 4) вносить в бюро палат предложения по вопросам, предлагаемым для рассмотрения на совместных и раздельных заседаниях палат Парламента, а в случае непринятия его предложений - вносить их на рассмотрение пленарных заседаний палат; 5) предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его палат; 6) вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных палатам Парламента; 7) в установленном законом порядке обращаться с депутатскими запросами; 8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании; 9) выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки; 10) вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов; 11) знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, имеющими общественное значение; 12) знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний Парламента; 13) осуществлять другие полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом, регламентами Парламента и его палат. Регламент Парламента Республики Казахстан
Статья 26. Участие депутата в сессиях Парламента, заседаниях его палат 1. Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. 2. Председатель палаты, либо соответственно руководитель органа, членом которого является депутат, в сроки, установленные регламентом, сообщают депутату о времени и месте проведения сессий, заседаний органа, а также о вопросах, вносимых на их рассмотрение, представляют ему необходимые материалы по этим вопросам. 3. В случае невозможности прибыть на заседание депутат заблаговременно сообщает об этом председателю палаты либо соответственно руководителю органа Парламента или его палаты. 4. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных настоящим Конституционным законом мер взыскания. 5. Депутат, входящий в состав бюро палат, их постоянных комитетов, комиссий Парламента и его палат, вправе вносить любые вопросы и предложения на их рассмотрение, участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением. 6. Депутат, не согласный с решением органа Парламента, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии Парламента или сообщить о ней в письменной форме председательствующему. 7. Депутат, не входящий в состав бюро палат, их соответствующих постоянных комитетов, комиссий Парламента и его палат, может участвовать на заседаниях указанных органов, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением бюро палат, постоянного комитета или комиссии депутат может внести свои предложения в качестве поправок к законопроекту, проекту постановления. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются на сессии Парламента и по ним проводится голосование. Статья 27. Депутатские запросы и вопросы 1. Депутатский запрос является официально обращенным на совместном и раздельном заседании палат Парламента требованием депутата к должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица. 2. Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к Премьер-министру и членам Правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. При этом запрос, обращенный к Генеральному прокурору, не может касаться вопросов, связанных с осуществлением функций уголовного преследования. Рассмотрение запросов, обращенных к председателю Комитета национальной безопасности, проводится на закрытом заседании палат. 3. Запрос может быть внесен в письменной форме и подлежит оглашению на сессии Парламента. 4. Должностные лица, к которым обращен запрос, обязаны дать по нему устный или письменный ответ на сессии Парламента. Письменный ответ на запрос представляется в срок не более месяца и оглашается на сессии. По ответу на запрос могут быть открыты прения. Депутат вправе выразить свое отношение к ответу на запрос.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |