|
|
|
Источник: Газеты «Караван» (www.caravan.kz)
29.06.2007 Загнанные в пробки
Интенсивное строительство дорожных развязок еще крепче завязало дорожные узлы, пробки стали круглосуточным явлением и почти повсеместным. А может, зря все это затеяли? Мнения экспертов о том, помогут ли развязки решить проблему пробок, стали резко расходиться. Но есть ли альтернатива? За “круглым столом” в редакции мы собрали представителей разных точек зрения.
Наши эксперты Асылбек Оразымбетов, начальник отдела экономики и организации дорожного строительства КазДорНИИ. Атамурат Шаменов, доктор экономических наук, разработчик альтернативной программы “Система ликвидации заторов на автомобильных дорогах города Алматы”. Ермек Кусаинов, заместитель начальника управления дорожной полиции г. Алматы.
Дорогие дорожные развязки!
Атамурат Шаменов: – У нас в городе аховая ситуация! Число машин перевалило за 420 тысяч единиц. Когда сидишь в пробке, то понимаешь – это в первую очередь не экономично – люди столько времени непродуктивно теряют! Сюда же прибавьте экологические проблемы, ведь во время простоя машина выбрасывает в атмосферу больше вредных веществ. Плюс психологическая составляющая, люди не выдерживают в пробках, выскакивают на встречную полосу – и увеличивают количество ДТП. В среднем в год дорожно-транспортные происшествия приносят Казахстану ущерб в размере миллиарда долларов. Поэтому надо срочно решать проблему заторов.
Ермек Кусаинов: – Работа идет. В этом году запланировано строительство 12 дорожных развязок – это огромные инвестиции! Но без этого не решить проблему заторов. Сдача первых развязок на Сейфуллина – Рыскулова показывает: в десятки раз выросла пропускная способность, там решен вопрос пробок. Атамурат Шаменов: – У нас функционируют уже три развязки, а я, как житель города, от них не чувствую особой пользы. Может, они и смогли ослабить дорожные узлы, но только локально, только на этом одном перекрестке, а что дальше за развязкой? Еще большая пробка! Пропускная способность развязки возрастает, а на следующем перекрестке все эти машины опять упираются в пробку… Проблему надо решать системно. Или вы собираетесь строить развязки на всех перекрестках? Сколько у нас в Алматы перекрестков? Ермек Кусаинов: – На сегодняшний день у нас 294 светофорных объекта. Атамурат Шаменов: – Так вот из этих 294 перекрестков мы только на двенадцати решаем проблему, и стоит это нам огромных денег. Только одна развязка обходится городу в четыре с половиной миллиарда тенге. А сколько потребуется еще? На воплощение таких идей будет работать весь Казахстан десятилетиями… Ведь половину развязок собираются строить за счет республиканского бюджета. Любой сельчанин из далекого аула платит за эти развязки в виде отчисления налогов, а сам ходит по бездорожью. Это дорого, дорого для всех. Ермек Кусаинов: – Я в корне не согласен с вашим мнением. Наоборот, развязки надо строить и вкладывать больше денег. Вопрос денег тоже спорный. Алматы является донором, еще не известно, кто больше кому платит – чабан алматинцу или алматинец чабану… Асылбек Оразымбетов: – Есть понятие инвестиций, затрат и прибыли. От результатов деятельности дорожной отрасли прибыль получает все общество в виде готового продукта – новых либо отремонтированных дорог. Снижается количество ДТП, потеря времени, уменьшается амортизация запчастей. У нас есть специальная программа, которая позволяет подсчитать выгодность инвестиций. Чем больше интенсивность движения, тем больше общество получает прибыли. Убыточно будет строить там, где низкая интенсивность движения машин. Ермек Кусаинов: – Конечно же, даже первое транспортное кольцо всех проблем не снимет, но значительно разгрузит Алматы от транзитного транспорта. И не надо строить везде развязки. Должны остаться светофоры. Сейчас все кажется запутанным и непонятным. После того, как будут построены развязки, будет рассчитан пассажиропоток и выставлены светофорные режимы. Напряжение снимется, мы в этом уверены. Мы используем мировой опыт, зачем изобретать колесо? Взять тот же Кельн. Там более семисот тысяч машин и в три раза больше светофоров, чем у нас. Атамурат Шаменов: – Строить надо равномерно, а не так, что здесь “космические объекты”, а рядом по грязи едут. Я предлагаю альтернативный вариант решения проблем заторов. Нужно модернизировать перекрестки города. Поток машин задерживается больше всего на перекрестках у светофоров, и их надо избегать. Для рационализации движения при светофорных регулировках надо перестроить перекресток в виде дельты рек – пробить одностороннюю внесветофорную дорогу с проездом только направо. Для снижения нагрузки основного потока на светофорах установить дополнительный сигнал, разрешающий постоянный поворот направо с уступкой транспорту, идущему по прямому направлению. Полноценным дельтовым перекрестком считается перекресток с возможностью поворота направо во всех четырех направлениях. В Алматы есть на некоторых перекрестках такие элементы. Но только на один-два поворота. А если задействовать все четыре стороны на всех дорогах, будет результат. Ермек Кусаинов: – Правосторонний съезд – это простое решение проблемы. Уже выделены средства на проведение таких малозатратных мероприятий. Например, по Тимирязева идут работы. По Рыскулова и Букейханова. Этот способ мы будем применять в центральной части города. Такие перекрестки можно делать с островком безопасности для удобства пешеходов. Но даже при строительстве таких перекрестков нужно место. На самом деле крупные города уже прошли это. Не хочу будоражить население, но и мы придем к тому, что целые кварталы будут сноситься для расширения дорог. Разгрузить дорогу можно и за счет одностороннего движения. Как в Нью-Йорке, например. Нужны пары дорог на расстоянии 200–250 метров. Кабанбай батыра, Кирова, Калинина – на этих улицах можно ввести. Университетская и Маркова, скорее всего, будут односторонними. Проектировщики департамента транспорта сейчас этим занимаются.
Целые кварталы Алматы будут сноситься для расширения дорог
Асылбек Оразымбетов: – Мы являемся свидетелями переустройства транспортной схемы всего Алматы, переходим от обычной планировки города к современному типу, с высокой скоростной способностью дорог. И поэтому возникают временные затруднения на дорогах. Сейчас мы должны отказаться от удобств, чтобы потом было лучше. Визуально видно, какие узлы у нас наиболее страдают от перегрузки. Но мы не можем строить развязки на всех перекрестках. Интересный объект у нас по Абая – Саина, подземный туннель. Но проблемы пробок нам все равно не избежать, это плата за цивилизацию. Почему полицейские светофорами работают? – Многие автолюбители жалуются на дорожных полицейских – дескать, попытками разрулить пробки в час пик они только усугубляют ситуацию. Ермек Кусаинов: – Дорожная полиция проводит программу “Час пик”, по которой наши сотрудники выставляются на узловых перекрестках города, помогают организовать проезд в кратчайшее время… Атамурат Шаменов: – Я против того, чтобы все сотрудники полиции работали помощниками светофоров. Если пробка огромная образовалась – значит “живой светофор” движение регулирует… Ермек Кусаинов: – Действительно, лучше светофора ни один полицейский не сможет отрегулировать движение, по определенному режиму светофоры могут пропустить безостановочно машины. Но сейчас сложилась ситуация, что по всем направлениям у нас идет строительство развязок. Если оставить работу на светофоры, то поток машин с развязки через несколько кварталов застрянет в пробке, которую потом можно целые сутки разгребать. У нас сейчас по улицам Абая, Саина, Шаляпина, Жансугурова и многим другим ведется строительство, задействованы объездные дороги. Если убрать сотрудников полиции, то мы закупорим всю западную сторону. Это вынужденная мера, и всем надо потерпеть. К концу года запустится первое транспортное кольцо, и станет легче. Многие водители недовольны, когда выключают светофоры и движение регулируют полицейские. Но это вынужденная мера, говорят эксперты
Вырубить деревья и припарковаться?
Атамурат Шаменов: – Давайте разберемся, из-за чего, собственно, образуются пробки. На дорогах возникают препятствия. В Законе РК “Об автомобильных дорогах” сказано, что автомобильная дорога – это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для движения автомобилей. Поэтому дороги должны использоваться только для движения. Нужно устранить преграды на дорогах. Их несколько. Самое “тяжелое” препятствие – это запаркованные машины. Необходимо создать придорожные паркинги, но не на самой дороге, а около нее. Для этого необходимо использовать пространство между автодорогой и тротуаром. В Алматы эти места занимают арыки. Почему бы их не закрыть частично бетонными плитами в виде прямоугольного ромбика под углом 45 градусов – в виде елочек. Такие “над-арычные” паркинги можно строить везде. Каждая организация, которая выходит на дорогу, должна иметь свой “карман” для парковки. А то иногда водители умудряются две полосы занять своими запаркованными машинами. А где дорожная полиция, хочется спросить в этот момент. Ермек Кусаинов: – Сейчас при сдаче любого нового объекта обязательным требованием является наличие паркинга. Атамурат Шаменов: – У новых объектов – да, а старые здания, которые переделываются под магазины и офисы? Ермек Кусаинов: – На сегодняшний момент у нас уже имеется несколько многоярусных паркингов. Это позволяет экономно использовать участки земли. Но это вопрос инвестиций. Атамурат Шаменов: – Стоянки разгрузят наши дворы – согласен, но проблему придорожных пробок не решат. Ермек Кусаинов: – У нас уже сложилась автомобильная сеть, и она такова, что у нас по две полосы в каждом направлении, и машины могут парковаться на дороге, но есть знаки, которые определяют положение, которое должна занять машина на дороге. Можно в некоторых местах частично занимать бордюр, то есть место для пешеходов. В крупных западных городах это практикуется. Атамурат Шаменов: – Сегодня существует масса вариантов, например, железные многоярусные паркинги по типу колеса обозрения, которые можно установить на небольшом участке земли около объектов частого посещения. Но эта идея не нашла широкого применения. И понятно, почему – у нее есть противники, эти оранжевые жилеты, которые атаковали все дороги. Если будет наведен порядок, то они и те, кто за ними стоит, потеряют свой хлеб. Я, как разработчик альтернативной программы борьбы с заторами, предлагаю несколько вариантов решения проблем стихийной парковки.
Почти каждая вторая дорога в Алматы имеет так называемую “зеленую” полосу, я предлагаю ее убрать и использовать для парковки машин. На меня многие могут наброситься сейчас, ведь деревья – это легкие города. По второму образованию я эколог и отдаю отчет своим словам. Однорядная высадка деревьев не санирует воздух, для этого нужен обширный массив типа парка. Нам надо пожертвовать деревьями, которые радуют глаз, ради той же экологической обстановки, ведь, простаивая в пробках, мы загрязняем воздух так, что его не в силах очистить все вместе взятые парки города. В Алматы много места занимают русла рек, поэтому водоохранную зону тоже можно использовать для строительства паркингов – с условием строгого соблюдения требований водоохранных зон и экологических законодательств. Они могут быть “приречные” – это строительство автостоянок на прилегающих к рекам территориях, “надречные” паркинги, мостовые паркинги. Это в принципе строительство широких железобетонных площадок над речкой для стоянок автомашин. Вторая преграда на дорогах – это пешеходные переходы. Необходимо убрать их с дороги, что обеспечит безостановочное движение, и главное – мы решим проблему безопасности. А для пешеходов можно построить подземные тоннели и навесные мосты – они послужат ограничителем для большегрузных машин в центре города и могут стать местом торговли и быстрого питания. Можно целые архитектурные ансамбли соорудить!
Въезд в город по расписанию?
Атамурат Шаменов: – Самые большие пробки возникают в час пик – утром и вечером. Это связано в основном с утренним выездом на работу и возвращением с работы вечером. Но ведь график можно и поменять. Например, установить начало работы и учебы – с 7.00 до 10.00 и завершения работы с 16.00 до 20.00 равномерно. Удлинить обеденный перерыв до двух часов. Работы по благоустройству и ремонту осуществлять ночью или рано утром. Запретить использование государственных транспортных средств в выходные дни. А также рассмотреть перенос для отдельных категорий работников выходных дней на другие дни недели... Ермек Кусаинов: – Мы вышли с инициативой пересмотреть режим работы горожан. Государственные чиновники пусть выезжают пораньше, студенты могут отоспаться, чтобы не спать на первой паре, бизнесмены пусть к 11 утра выезжают, в общем, в порядке очереди. Мы просто привыкли с советских времен, что все встают в восемь – и на работу. Сегодня ситуация на дорогах требует перераспределять людские потоки. Это очень эффективно. Мы сразу почувствовали, как разгрузились дороги, когда школьники вышли на каникулы. Каждый предприниматель может составить свой график работы, ничего страшного, если работники придут к 12, они все равно отработают свою “восьмерку”. Нам удалось добиться изменения режима дорожных работ. Если вы заметили, теперь укладка асфальта идет ночью. Но мы же не можем приказывать, наши предложения носят рекомендательный характер.
Узелок развяжется, узелок завяжется…
За “круглым столом” разгорелся спор о том, как нужно спасать город от пробок, в результате родилась истина, с которой согласились все эксперты. Суть этой истины в том, что разгружать дороги Алматы нужно не единичными мероприятиями, а комплексно. Как говорил сантехник из анекдота – систему менять надо. А развязки, как оказалось, не панацея, если кроме строительства этих дорожных шедевров никаких мер не принимается. Мы просто “перевязываем узелки” на наших дорогах…
Александра Мыскина
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |