|
|
|
02.08.2007 Энергетический якорь на пути в ВТО. Как ускорить вхождение в рынок до вступления РК в ВТО?
Датчиков Э.В., председатель Общественного Объединения «LIFE», председатель тарифной комиссии Совета общественности ВКО
Программа Правительства РК на 2006-2008 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан № 80 от 30 марта 2006 года, предусматривает строительство эффективной системы взаимодействия между государством и частным сектором на основе рыночных принципов. Реализация конкурентной и тарифной политики, направленная на эффективное функционирование рынка товаров и услуг, будет оставаться важным приоритетом деятельности Правительства. С этой целью в 2007 году планируется разработать программу совершенствования тарифной политики в сфере естественных монополий на 2008-2010 годы, в результате выполнения которой будет обеспечена предсказуемость и стабильность уровней тарифов субъектов естественных монополий на среднесрочный и долгосрочный периоды. В послании Президента народу Казахстана в целях реализации Первого Приоритета стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира изложено поручение Правительству: «В 2006 году провести анализ и корректировку действующей нормативно-правовой базы, привести внутренние стандарты технического регулирования в соответствие с международными стандартами ВТО…» Кроме этого: «Планируется повышение уровня эффективности, а также реформирование налоговой политики, что должно стать важным инструментом всей политики экономической модернизации». Далее в Послании Президента сказано: «Государство со своей стороны обязано устранить законодательные, административные и бюрократические преграды на пути деловой инициативы, оказывать прямую поддержку деловым начинаниям частного капитала». Во исполнение Послания Президента 5 июля 2006 года были внесены дополнения и изменения в Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 года № 272. Изменения, внесенные Законом № 166-III, касаются обеспечения потребителей приборами учета тепловой энергии до 1 января 2009 года, отмены коммерческой тайны на тарифную смету. Кроме этого упомянутым Законом введено понятие стратегический товар, используемый в качестве топлива для производства тепловой энергии субъектами естественной монополии. В нашем регионе это уголь. Министерство энергетики своим Приказом узаконило на 3 года 2004-2006 г. субъекту естественной монополии АО «УК тепловые сети» потерю стратегического товара в размере 21% в виде теплопотерь, обогревающих окружающую среду и создающих парниковый эффект, обеспечивающий глобальное потепление климата. Таким образом, государство, в лице Министерства энергетики, разрешило каждый пятый килограмм стратегического сырья бесполезно расходовать на обогрев атмосферы. При этом этот естественный процесс, протекающий без участия человека и техники, под действием природного перепада температуры окружающей среды (воздуха), включен монополистами в тарифную смету как технические потери и утвержден местным управлением по регулированию естественных монополий. Областной налоговый комитет на этом основании принимает от субъекта естественной монополии документацию, в которой работа, совершаемая природными силами, не являющаяся товаром или услугой в полном соответствии с налоговым законодательством, облагается НДС по ставке 15%. Предстоящее снижение ставки НДС на 1% принципиального значения не имеет. В соответствии со всемирным Законом сохранения энергии при передаче тепла от более нагретого тела к менее нагретому никакой работы не совершается. Следовательно, НДС облагается природный процесс, что в мировой практике прецедента не имеет. Предусмотренная Законом обязательная установка общедомовых приборов учета тепловой энергии до 1 января 2009 года также принципиально ничего не меняет, т.к. приборы будут учитывать узаконенные теплопотери, а оплачивать их будет потребитель. Причем социалистическая уравниловка в оплате сохранится, т.к. показания общедомового прибора учета теплоэнергии будет делиться поровну на всех потребителей, что не соответствует провозглашенному Правительством соблюдению рыночных принципов. На местном уровне перечисленные выше проблемы не решаются, т.к. 100% владельцем акций АО «УК тепловые сети» является государство, переложившее на плечи потребителей бремя содержания своей собственности. На внесенные в Закон «О естественных монополиях» поправки субъект естественной монополии отреагировал резким повышением тарифа на теплоэнергию, представив в Управление по регулированию естественных монополий по ВКО заявку на повышение тарифа на 90%. Кроме этого, мощным расслабляющим монополиста фактором является архаичная и разбухшая до неузнаваемости норма потребления теплоэнергии на отопление жилища потребителя. Достаточно сказать, что введение и применение нормы противоречит ГК РК, пункт 3 ст.484 которого - «Количество энергии», гласит: « В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе пользоваться энергией в необходимом ему количестве». Необходимое количество энергии при отсутствии приборов учёта, согласно ГК РК, определяется расчётным путём, т.е.проектом на дом, а неодинаковой для всех нормой расхода теплоэнергии на 1 кв.м. отапливаемой площади. Достаточно сказать, что лень монополиста по энергосбережению проистекает от завышенной на 26% нормы расхода теплоэнергии на отопление и на 25% нормы расхода теплоэнергии на горячее водоснабжение. Заседания по этим вопросам экспертных советов и публичные слушания тарифных смет, не имеющие юридического статуса, проблем не решают. Таким образом, все пути к достижению справедливости для потребителя лежат через экономический суд, для чего требуются дополнения в законодательные акты, и чёткий Указ Президента РК по этому вопросу. Известно, что теплоэнергия не предназначена для продаж в странах ВТО. Однако стоимость теплоэнергии формирует конкурентоспособность товаров. Внесенные поправки в Закон РК «О естественных монополиях» не затрагивают коренных интересов потребителей. Например передача полномочий по утверждению нормативов технических потерь субъекту естественной монополии уполномоченному органу, с последующим согласованием с государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, практически сокращает затраты монополиста: раньше за размером теплопотерь он ездил в Астану, теперь - их размер определяется на месте. Например, в 2001 году теплопотери утверждены в размере 16%, теперь, в размере 21% на 2004-2006 годы. Очевидно, в Министерстве энергетики забыли о своем Приказе № 10 от 24 января 2005 года, где п. 17 определяет стратегию Министерства: «Энергосбережение - деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов». Таким образом, внесенные изменения в Закон РК «О естественных монополиях» носят перманентный характер, и только усиливают контрольные функции уполномоченных органов. Однако по настоящему Закон будет работать на потребителей, если внесенные поправки дополнить приведенными ниже добавлениями. Это следует сделать уже сейчас с тем, чтобы привести рынок энергоуслуг в соответствие с рыночными принципами. Для этого необходимо привести нормативные правовые акты, действующие в энергетическом секторе экономики, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, который в соответствии с Законом РК «О нормативных правовых актах» от 24.03.98г № 213-I имеет высшую юридическую силу, по отношению к другим нормативным правовым актам. Так параграф 5 ГК РК п. 1 ст. 483 гласит: «Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него необходимого оборудования, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации...» В соответствии с этим необходимо внести следующие дополнения в Закон РК «О естественных монополиях»: 1. П. 13 ст. 3: «Потребитель - физическое или юридическое лицо, пользующееся регулируемыми услугами (товарами, работами) субъекта естественной монополии».-дополнить словами: «И предоставляющее принадлежащее ему оборудование для оказания и получения услуг». 2. П. 3 ст. 4: «К сферам естественных монополий в Республике Казахстан относятся услуги (товары, работы): по передаче и(или) распределению электрической энергии, по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией,» дополнить словами: «С использованием оборудования потребителя, пренадлежащего ему на правах собственности». 3. Подпункт 4 п.2. ст. 17: «Порядок проведения публичных слушаний определяется Правительством Республики Казахстан.» дополнить словами: «И юридический статус слушаний». 4. П. 10 ст. 5: «Субъекту естественной монополии запрещается: Признавать коммерческой тайной информацию о тарифной смете, дополнить следующими словами: «О тепловом балансе эксплуатируемых тепловых сетей внутреннего теплопроизводящего контура энергопроизводителя и внешнего транспортирующего теплоэнергию контура энергопередающей организации». 5. В Постановлении Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года № 1882: «Правила пользования тепловой энергией», основные понятия и определения: Подпункт 1 п. 2 ст. 2: «Бытовой потребитель-физическое лицо, использующее тепловую энергию в бытовых целях», дополнить словами: «Предоставляющий принадлежащее ему оборудование для оказания и получения услуг». 6. В том же постановлении - «Правила предоставления коммунальных услуг» п. 2. ст. 1 общие положения: «Потребитель-гражданин или объект кондоминиума пользующийся коммунальной услугой» дополнить словами: «Предоставляющий принадлежащее ему теплопотребляющее оборудование для их оказания и получения». Кроме этих нормативных правовых актов необходимо незамедлительно провести мониторинг нормативных правовых актов всех уровней в секторе энергетики и привести их в соответствии с ГК РК.В тоже время действуя и бездействуя, местная исполнительная власть и региональный антимонопольный орган способствует нарушению субъектом естественной монополии п.6 ст.7 Закона РК «О естественных монополиях», обязывающую монополиста: «Выбирать наиболее эффективные методы и технологии производства и предоставления услуг...». Акимат ежегодно утверждает монополисту разорительный для потребителей температурный график (150-70°С), в то время как согласно межгосударственных СНиП для теплоснабжения жилого сектора должен применяться график (105-70°С). В целях стимулирования субъектов естественной монополий к деятельности по снижению теплопотерь в теплосетях, используемых им по договору найма, установленный уровень потерь в 21% не следует включать в тарифную смету как «технические потери» на основании п. 11 Приказа Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий № 185-ОД от 30.07.03 г., а на основании п. 1 ст. 413 ГК РК уменьшать на 21% цену на товар, обремененный обязательством перед третьими лицами (в данном случае энергоснабжающей организацией перед энергопроизводителем) и потерявший свое качество (температуру ) на 21%. Вышеперечисленные дополнения, внесенные в законодательство регулирующее энергетический сектор экономики, позволят не только привести это законодательство в соответствие с Гражданским Кодексом Республики Казахстан и законодательством стран, членов ВТО, но и исключить бремя расходов потребителей на содержание государственной собственности. В соответствии с п.1 ст.189 ГК РК: «Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества и не может в одностороннем порядке переложить такое бремя на третье лицо», т.е. потребителей. Кроме этого расходы потребителей уменьшатся на величину амортизационных отчислений за использование их собственности для оказания услуг, платы за транзит теплоносителя, скидку на стоимость товара, потерявшего свои качества (температуру теплоносителя), не начисления НДС на работы, товары, услуги, которые улетучились в виде теплопотерь и таким образом потребителю не оказаны, в виде товара ему не переданы и в виде работ Услугодателем не выполнены. Введение этих поправок позволит сделать тариф на теплоэнергию предсказуемым и разумным. Кроме этого Услугодатель в целях экономии и снижения размеров скидки на товар с пониженным качеством, будет принимать меры к уменьшению теплопотерь в теплотрассах, находящихся на его балансе, т.е. осуществлять энергосбережение. Настало время адаптировать действующий до сих пор Закон Казахской ССР от 1991 года: «О защите прав потребителей» к рыночным отношениям. Достаточно сказать, что употребляемые в Законе понятия: «Кабинет Министров Казахской ССР», «Местные Советы народных депутатов», «Товары народного потребления», «Законодательные акты Казахской ССР», «Территориальные органы Казглавстандарта», «Граждане Казахской ССР», «Союзная республика» являются атавизмами и должны быть из Закона исключены. В понятие «Потребитель» (см. п. 1 ст. 2 упомянутого закона) слово «гражданин» должно быть заменено словами - физическое или юридическое лицо, что будет соответствовать действующему гражданскому законодательству РК и обеспечит юридическую защиту всех категории потребителей РК еще до вступления Республики в ВТО. Предлагаемые мероприятия уже сегодня приведут к необходимости соблюдения рыночных принципов и повышению уровня жизни граждан до вступления РК в ВТО, а также опережать социальные программы Правительства РК.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |