|
|
|
З А К О Н РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
Данная редакция действовала до внесения изменений от 27 июля 2007 г.
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, защиты законных интересов потребителей.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) конкуренция — состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; 2) взаимозаменяемые товары — группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, а также другим параметрам таким образом, что покупатель заменяет их друг другом в процессе потребления (производства); 3) соглашения (согласованные действия) — любые договорные отношения сторон, направленные на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности; 4) монопольно высокая цена — цена, устанавливаемая субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения дополнительного дохода в результате злоупотребления доминирующим (монопольным) положением; 5) антимонопольный орган — государственный орган в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности; 6) монополистическая деятельность — антиконкурентные соглашения (согласованные действия) субъектов рынка, злоупотребление доминирующим (монопольным) положением, антиконкурентные действия государственных органов; 7) монопольный доход — доход, полученный субъектом рынка в результате осуществления монополистической деятельности; 8) монопольно низкая цена — цена, сознательно устанавливаемая субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, целью установления которой является ограничение конкуренции путем устранения конкурентов с товарного рынка; 9) субъекты рынка — физические и (или) юридические лица Республики Казахстан, а также иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), осуществляющие предпринимательскую деятельность; 10) товар (работы, услуги) — имущество, являющееся объектом гражданского оборота; 11) товарный рынок — сфера оборота товара или взаимозаменяемых товаров, определяемая исходя из экономической, территориальной и технологической возможности покупателя приобрести товар; 12) расследование — применение антимонопольного законодательства посредством рассмотрения дел о его нарушениях; 13) Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, — поименный перечень субъектов рынка, осуществляющих предпринимательскую деятельность и занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке; 14) фиксированная цена — цена, вводимая антимонопольным органом в случаях нарушения настоящего Закона; 15) доминирующее (монопольное) положение — положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
Статья 2. Сфера применения Закона 1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках республики, в которых участвуют физические и юридические лица, иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), а также центральные исполнительные органы и органы местного самоуправления (далее — государственные органы). 2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции.
Статья 3. Антимонопольное законодательство Республики Казахстан 1. Антимонопольное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Глава 2. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
Статья 4. Система антимонопольного органа Систему антимонопольного органа образуют антимонопольный орган и подчиненные ему территориальные подразделения. Территориальные подразделения осуществляют свою деятельность в пределах полномочий, установленных антимонопольным органом.
Статья 5. Функции антимонопольного органа Функциями антимонопольного органа являются: 1) обеспечение и реализация государственной политики по вопросам развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности; 2) пресечение актов, действий (бездействия) государственных органов, направленных на ограничение конкуренции; 3) недопущение экономической концентрации, противоречащей требованиям настоящего Закона; 4) предупреждение и устранение злоупотреблений доминирующим (монопольным) положением на соответствующем товарном рынке; 5) предотвращение и пресечение антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции; 6) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; 7) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Казахстан.
Статья 6. Полномочия антимонопольного органа 1. В соответствии с установленными функциями антимонопольный орган вправе: 1) разрабатывать меры по совершенствованию антимонопольного законодательства Республики Казахстан и обобщать практику его применения; 2) согласовывать проекты нормативных правовых актов по вопросам функционирования товарных рынков, развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности; 3) осуществлять координацию деятельности государственных органов по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности; 4) осуществлять мониторинг ценообразования субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке; 5) организовывать взаимодействие и сотрудничество с государственными органами и организациями иностранных государств, международными организациями, а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам, относящимся к его полномочиям; 6) вести Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке (далее — Реестр); 7) разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности; 8) вносить в Правительство Республики Казахстан предложения по: основным направлениям государственной политики в области развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности; номенклатуре товаров, на которые необходимо введение регулируемых государством цен; 9) организовывать и проводить информационно-презентационные мероприятия, а также совещания по вопросам развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности; 10) утверждать правила определения монопольного дохода, установления монопольно высоких (низких) цен; 11) утверждать правила применения мер антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства Республики Казахстан; 12) утверждать инструкцию по выявлению соглашений (согласованных действий) субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию; 13) утверждать методические рекомендации по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке; 14) проводить проверки по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Республики Казахстан государственными органами, субъектами рынка в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами; 15) давать субъектам рынка обязательные для исполнения предписания о: прекращении нарушений настоящего Закона и (или) устранении их последствий; восстановлении первоначального положения; расторжении или изменении договоров, противоречащих настоящему Закону; заключении договора с другим субъектом рынка; возмещении ущерба потребителям и (или) перечислении в бюджет монопольного дохода; 16) давать государственным органам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, о прекращении нарушений, а также расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих настоящему Закону; 17) рассматривать дела об административных правонарушениях в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности и налагать административные взыскания в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях; 18) обращаться в суд с исками и заявлениями, а также участвовать в процессах при рассмотрении судами дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства Республики Казахстан; 19) направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства Республики Казахстан; 20) давать рекомендации государственным органам по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан; 21) проводить расследование нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан государственными органами, субъектами рынка и их должностными лицами; 22) получать беспрепятственный доступ в помещения и на территорию субъектов рынка с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан; 23) в целях выполнения возложенных на него обязанностей запрашивать и получать информацию от государственных органов, субъектов рынка, их должностных и иных лиц с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну; 24) вводить фиксированные цены субъектам рынка, допустившим нарушение настоящего Закона. 2. Антимонопольный орган обязан: 1) ежегодно не позднее 1 июня направлять Правительству Республики Казахстан годовой отчет о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и мерах, принимаемых по ограничению монополистической деятельности; 2) изучать состояние товарного рынка, уровень конкуренции на нем и разрабатывать на этой основе меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности; 3) осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Казахстан на товарных рынках Республики Казахстан; 4) проводить анализ в целях выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующих товарных рынках; 5) давать разъяснения по вопросам антимонопольного законодательства Республики Казахстан; 6) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к их полномочиям, и сообщать заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Казахстан; 7) обеспечить сохранность получаемых сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также другой информации, полученной при исполнении возложенных на него задач.
Глава 3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 7. Антиконкурентные соглашения (согласованные действия) субъектов рынка 1. Запрещаются и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), касающиеся: 1) установления (поддержания) согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров; 2) искажения итогов торгов в результате повышения, снижения или поддержания цен либо иных соглашений между участниками торгов; 3) раздела товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или покупателей либо по другим признакам; 4) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров, включая квотирование; 5) необоснованного отказа от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями; 6) ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей; 7) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами; 8) заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных прав и других). 2. Запрещается координация физическими лицами, коммерческими и некоммерческими организациями экономической деятельности субъектов рынка, которая приводит или может привести к последствиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи. 3. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, не применяются к соглашениям (согласованным действиям) по: договорам комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга); договорам, связанным с передачей технологий; договорам о кооперации в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работах; иным договорам, связанным с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности.
1. Группой лиц является совокупность физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняется одно из следующих условий: 1) лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться двадцатью пятью и более процентами голосующих акций (долей участия, паев) юридического лица; 2) лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа; 3) одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники представляют собой пятьдесят и более процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц; 4) одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники и (или) юридические лица получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые двумя и более юридическими лицами, в том числе определять условия ведения этими лицами предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия их исполнительных органов; 5) физические лица, исполняющие трудовые обязанности в юридическом лице, одновременно: представляют собой пятьдесят и более процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) другого юридического лица; получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими юридическими лицами, в том числе определять условия ведения этими лицами предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия их исполнительных органов; 6) одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться двадцатью пятью и более процентами голосующих акций (долей участия, паев) каждого из двух и более юридических лиц; 7) физические и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться в сумме двадцатью пятью и более процентами голосующих акций (долей участия, паев) одного юридического лица, одновременно данные физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники либо представители указанных юридических лиц занимают пятьдесят и более процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного органа управления другого юридического лица. 2. Положения настоящего Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяются на группы лиц.
Статья 9. Доминирующее (монопольное) положение 1. Доминирующим (монопольным) признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет тридцать пять и более процентов, а также положение субъектов рынка по совокупной доле на соответствующем товарном рынке, если в отношении их выполняются условия, предусмотренные в пункте 2 настоящей статьи. 2. Доминирующим (монопольным) признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если: 1) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов; 2) совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов. Доминирующим (монопольным) не может быть признано положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке не превышает пятнадцати процентов. 3. Анализ товарного рынка производится на основании данных, представляемых государственными органами, субъектами рынка и их объединениями по формам, установленным антимонопольным органом. 4. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар или взаимозаменяемый товар и не имеют возможности приобрести его за пределами данной территории по экономическим, технологическим, административным и другим причинам. 5. Границы товарного рынка определяются с учетом доступности приобретения товаров (работ, услуг) по следующим критериям: 1) возможность приобретения товара (работы, услуги) на данной территории; 2) обоснованность и оправданность транспортных затрат относительно стоимости товара (работы, услуги); 3) сохранение качества, надежности и других потребительских свойств товара (работы, услуги) при его транспортировке; 4) отсутствие ограничений (запретов) купли-продажи, ввоза-вывоза товаров (работ, услуг); 5) наличие равных условий конкуренции на территории, в пределах которой осуществляются реализация, поставка товаров (работ, услуг). 6. Определение антимонопольным органом границ соответствующих товарных рынков осуществляется: 1) при анализе состояния товарных рынков; 2) в целях формирования и ведения Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке; 3) в случае мотивированного обращения субъекта рынка; 4) при выявлении фактов нарушения антимонопольного законодательства Республики Казахстан. 7. Объем товарного рынка определяется как сумма реализации субъектами рынка товара или взаимозаменяемых товаров в пределах географических границ рынка в натуральных показателях (в исключительных случаях в стоимостных показателях) с учетом объемов ввоза и вывоза товара или взаимозаменяемых товаров. 8. Доля субъекта рынка на соответствующем товарном рынке определяется как отношение объема реализации субъектом рынка товара или взаимозаменяемых товаров в пределах географических границ рынка к объему товарного рынка. 9. В случае использования субъектом рынка части своей продукции для собственных нужд в объем реализации включается объем, реализуемый на товарном рынке.
Статья 10. Злоупотребление доминирующим (монопольным) положением Запрещаются и признаются недействительными действия субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение, ограничивающие доступ на соответствующий товарный рынок либо ограничивающие, устраняющие конкуренцию и (или) ущемляющие законные интересы потребителей, в том числе такие действия, как: 1) установление монопольно высоких (низких) цен; 2) применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами без объективно оправданных на то причин; 3) установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также количеству, цене; 4) обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений; 5) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара; 6) обусловливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами; 7) необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки; 8) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Статья 11. Антиконкурентные действия государственных органов 1. Антиконкурентными действиями государственных органов являются принятие актов либо решений, письменных либо устных указаний, заключение соглашений и (или) иные действия, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции. 2. Антиконкурентными действиями государственных органов, в частности, признаются: 1) запрещение либо препятствование созданию субъектов рынка в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан; 2) прямое или косвенное принуждение субъектов рынка к приоритетному заключению договоров, к первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей либо первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов; 3) любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами рынка по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок или по кругу потребителей или продавцов, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан; 4) установление запрета на реализацию (вывоз) определенных товаров из одного региона Республики Казахстан в другой, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан; 5) предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции; 6) действие, вследствие которого отдельным субъектам рынка создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами; 7) действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Республики Казахстан запреты и ограничение самостоятельности субъектов рынка, в том числе относительно приобретения или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения доходом (выручкой) от реализации товаров.
Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ
Статья 12. Экономическая концентрация 1. Экономической концентрацией признается: 1) создание субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов; 2) реорганизация (слияние, присоединение, преобразование) субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке; 3) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться двадцатью пятью и более процентами указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка. Данное требование не распространяется на учредителей юридического лица при его создании; 4) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество; 5) приобретение субъектом рынка прав в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения) или иным способом прав, позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа; 6) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более субъектов рынка. 2. Экономической концентрацией не признается: 1) приобретение акций (долей участия, паев) субъекта рынка финансовыми организациями, если это приобретение осуществляется в целях их последующей перепродажи при условии, что указанная организация не принимает участия в голосовании в органах управления субъекта рынка; 2) назначение реабилитационного или конкурсного управляющего, временной администрации (временного администратора).
Статья 13. Государственный контроль за экономической концентрацией 1. В целях предотвращения возможного злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим (монопольным) положением или ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), предусмотренных статьей 12 настоящего Закона. 2. Предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в подпунктах 3), 4), 5) и 6) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, требуется в случаях, если балансовая стоимость активов участвующих в соответствующей сделке лиц или совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает полуторамиллионнократный размер месячного расчетного показателя или одним из них является субъект рынка, занимающий доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, указанных в данном пункте. Антимонопольный орган на основании анализа соответствующих товарных рынков вправе устанавливать более высокие размер стоимости активов и объемы реализации товаров для данных рынков, при которых необходимо согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в настоящем пункте. 3. Получение разрешения на экономическую концентрацию с участием финансовых организаций осуществляется в случае, если стоимость активов либо величина собственного капитала финансовой организации превышает размер, установленный антимонопольным органом совместно с государственным органом, осуществляющим регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций. 4. При расчете объемов реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи используется сумма дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) за вычетом суммы налога на добавленную стоимость и акциза за последний финансовый год, предшествовавший подаче ходатайства о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию. 5. В случае, если субъект рынка существовал в течение срока меньше чем последний финансовый год, предшествовавший подаче ходатайства о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, при расчете объемов реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи используется сумма дохода, полученного за время до подачи ходатайства о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, но не более одного года. 6. Государственная регистрация, перерегистрация субъектов рынка в случаях, предусмотренных подпунктами 1) - 4) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, осуществляются регистрирующим органом с предварительного согласия антимонопольного органа. Государственная регистрация, перерегистрация субъекта рынка, осуществленные в нарушение настоящей статьи, могут быть признаны в судебном порядке недействительными по иску антимонопольного органа. 7. Экономическая концентрация, совершенная без разрешения антимонопольного органа, может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа.
Статья 14. Предоставление разрешения на экономическую концентрацию 1. Антимонопольный орган предоставляет разрешение на экономическую концентрацию в случае, если она не приводит к установлению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции. 2. Антимонопольный орган вправе предоставить разрешение на экономическую концентрацию при возможности ограничения конкуренции в случае, если участники соответствующей сделки докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия на соответствующем товарном рынке.
Глава 5. РАССМОТРЕНИЕ ХОДАТАЙСТВ О РАЗРЕШЕНИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ КОНЦЕНТРАЦИЮ
Статья 15. Представление субъектами рынка ходатайств о разрешении на экономическую концентрацию 1. Субъекты рынка, намеревающиеся осуществлять экономическую концентрацию, обращаются в антимонопольный орган с ходатайством о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию. Участники экономической концентрации представляют общее ходатайство. Конфиденциальная информация, необходимая для рассмотрения ходатайств, может предоставляться в антимонопольный орган этими лицами в отдельности. 2. В случае, если экономическая концентрация проводится с применением конкурсных процедур (аукционы, тендеры, конкурсы), ходатайство может представляться как до начала конкурсной процедуры, так и после, но не позднее тридцати дней с даты объявления победителя, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан. 3. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о разрешении на экономическую концентрацию устанавливается антимонопольным органом.
Статья 16. Рассмотрение ходатайств о разрешении на экономическую концентрацию 1. Ходатайство считается принятым к рассмотрению по истечении семи рабочих дней со дня его поступления, если в течение этого времени антимонопольный орган не возвратил заявителю ходатайства с уведомлением, что оно и другие документы не отвечают установленным антимонопольным органом требованиям. 2. Антимонопольный орган может запросить у заявителя и других лиц дополнительную информацию, если ее отсутствие препятствует рассмотрению ходатайства, а также назначить экспертизу. 3. Срок рассмотрения ходатайства о разрешении на экономическую концентрацию не должен превышать тридцать дней. В случае назначения экспертизы указанный срок не должен превышать шестьдесят дней с момента принятия ходатайства к рассмотрению. В течение указанного срока антимонопольный орган должен принять соответствующее решение на осуществление экономической концентрации. Днем принятия решения о разрешении на экономическую концентрацию считается последний день срока рассмотрения ходатайства, предусмотренного частью первой настоящего пункта. 4. Рассмотрение ходатайства о разрешении на экономическую концентрацию приостанавливается в случае невозможности его рассмотрения до принятия решения антимонопольным органом или судом по связанному с ним другому ходатайству. О приостановлении рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию и его возобновлении антимонопольным органом принимается решение, о чем уведомляется заявитель. Антимонопольный орган возобновляет рассмотрение ходатайства о разрешении на экономическую концентрацию после устранения обстоятельств, которые явились причиной его приостановления. Течение срока рассмотрения ходатайства о разрешении на экономическую концентрацию приостанавливается со дня вынесения решения антимонопольным органом о приостановлении рассмотрения ходатайства. Со дня возобновления рассмотрения течение срока рассмотрения ходатайства о разрешении на экономическую концентрацию продолжается. 5. В рассмотрении ходатайств о разрешении на экономическую концентрацию могут принимать участие третьи лица, если решение антимонопольного органа может существенно затронуть их права и интересы, охраняемые настоящим Законом. Вопрос о привлечении к участию в рассмотрении ходатайства о разрешении на экономическую концентрацию третьих лиц решается антимонопольным органом, о чем уведомляются лица, принимающие участие в рассмотрении данного ходатайства.
Статья 17. Решение по ходатайствам о разрешении на экономическую концентрацию 1. По результатам рассмотрения ходатайства о разрешении на экономическую концентрацию антимонопольным органом принимается одно из следующих решений: 1) о разрешении на экономическую концентрацию; 2) о запрещении экономической концентрации с мотивированным заключением. 2. Решение антимонопольного органа о разрешении на экономическую концентрацию может быть обусловлено выполнением участниками экономической концентрации определенных требований и обязательств, которые устраняют или смягчают отрицательное влияние экономической концентрации на конкуренцию. Такие условия и обязательства могут касаться, в частности, ограничения по управлению, пользованию или распоряжению имуществом. 3. Экономическая концентрация должна быть осуществлена в течение года со дня принятия решения антимонопольным органом о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, если иное не определено в решении антимонопольного органа. Если экономическая концентрация в установленный срок не осуществлена, участники экономической концентрации подают новое ходатайство о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию. 4. Заявителю направляются решение либо при наличии в решении сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, выписка из решения антимонопольного органа.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |