|
|
|
02.09.2007 Мы ставим вопрос о расширении сведений, не составляющих налоговую тайну На вопросы «Эксклюзива» отвечает председатель Налогового комитета Минфина РК Нурлан Рахметов
Диар Каржаубаев
- Нурлан Кусаинович, налоговиков в народе, мягко говоря, недолюбливают. Как вы считаете, это вопрос менталитета или качества работы самих налоговых служб? Делается ли что-нибудь для того, чтобы сформировать более благоприятный фон в ваших отношениях с обществом?
- Эффективность и полезность для общества работы налоговых органов должна оцениваться не самими налоговиками, а обществом, которому мы служим. Узнать эту оценку можно через опросы и обследования общественного мнения. Для этого уже сделаны первые шаги. Проведены встречи с ассоциациями и общественными объединениями. По их инициативе создана Координационная группа, в состав которой вошли представители различных ассоциаций и объединений. Решено в этом году провести пилотное исследование по всей республике с охватом двух категорий налогоплательщиков - населения и бизнеса (юридические лица и индивидуальные предприниматели). Определена профессиональная организация (ТОО «ЦИОМ»), которая будет непосредственно заниматься проведением опроса, разработаны анкеты для проведения опроса. Данное независимое исследование позволит узнать реальный текущий уровень качества оказания налоговых услуг, уровень коррупции в налоговых органах, отношение налогоплательщиков к процедурам налогового администрирования, а также в целом к органам налоговой службы - в общем, получить реальную обратную связь от налогоплательщиков.
- За последнее время Налоговый комитет провел серию проверок на крупнейших предприятиях-экспортерах. Каковы их результаты? - Да налоговым комитетом проводится ряд проверок крупных налогоплательщиков по отдельным уже имеются внушительные результаты. Но мне сейчас хотелось бы обратить внимание не на проверки, а на то, что налоговым комитетом было сделано для повышения результативности и качества проводимых проверок. Так, например, для проверок по трансфертному ценообразованию до настоящего времени на практике отсутствовала какая-либо методика отбора предприятий. Это было связано с отсутствием программного обеспечения, которое необходимо для автоматизированного мониторинга сделок значительного количества участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время такая программа внедрена в работе налоговых органов. Данная программа подключена к таможенной базе данных ТАИС и позволяет выявлять сомнительные сделки, которые подпадают под государственный контроль за трансфертным ценообразованием. Теперь Налоговый комитет осуществляет проверки только тех предприятий, у которых наблюдается отклонение цены сделки от рыночной цены сверх допустимого коридора цен, предусмотренного Законом РК «О государственном контроле при применении трансфертных цен».
- Будут ли как-то изменены правила проведения рейдовых проверок, на которые больше всего жалуются предприниматели? - Действительно, со стороны бизнес-сообщества (особенно малого бизнеса) имеются нарекания в проведении рейдовых проверок, в ходе которых проверяются вопросы регистрации, применения кассовых аппаратов, соблюдение норм законодательства по подакцизной продукции. Налоговым комитетом издан приказ, в соответствии с которым, начиная с июля текущего года, результаты рейдовых проверок будут заполняться на бланках строгой отчетности. Также отменяются сплошные повсеместные рейдовые проверки, выход на рейдовые проверки будет осуществляться на основании заявлений налогоплательщиков (в том числе поступивших на телефоны доверия) и камерального контроля. Конечно, данный приказ на 100% не уменьшит уровень коррупции при рейдовых проверках, однако, надеемся, что будет значительное его снижение.
- Правоохранительные органы давно ведут наступление на налоговую и банковскую тайну? Как вы считаете, действительно ли сейчас так необходимы поправки в соответствующие нормы? - Деятельность всех государственных органов направлена на защиту интересов государства. Однако норма по налоговой тайне не позволяет налоговым органам передавать другим госорганам необходимые им сведения о налогоплательщиках. Считаем, что надо ставить вопрос о расширении сведений, не составляющих налоговую тайну. В этой связи, нами вносится предложение по расширению соответствующего перечня в статье 518 Налогового кодекса. Предлагаем регистрационные данные налогоплательщика (адрес, дата рождения физических лиц, учредители, руководитель и другие реквизиты) вывести из состава налоговой тайны. Получается нонсенс. Мы в финансовую полицию передаем материалы по результатам камерального контроля по НДС. А когда финпол спрашивает у нас все реквизиты, мы говорим, что это налоговая тайна ?!. Еще один пример. Таможенные органы при оформлении грузовой таможенной декларации методом зачета требуют от субъектов внешнеэкономической деятельности копию свидетельства о постановке на учет по НДС. Если мы исключим из налоговой тайны информацию об этом свидетельстве и в автоматизированном режиме будем представлять в таможенный комитет указанные сведения, то это позволит упростить данную процедуру.
- Многие процедуры можно было бы упростить за счет дальнейшего внедрения современных технологий работы налоговой службы. Что сейчас делается в этом направлении? - Налоговыми органами ведется работа по автоматизированному взаимодействию со всеми государственными органами и другими организациями. Например, совместно с АО «Казкоммерцбанк» для физических лиц внедрена услуга по оплате налогов в бюджет через банкоматы, информационные киоски и Интернет-портал. Одновременно работаем и с другими банками (Народный Банк, Банк ТуранАлем, Альянс Банк), где на стадии завершения пилотное тестирование по введению этих же услуг. Кроме того, с июля мы перейдем на автоматизированное выставление инкассовых распоряжений на банковские счета недоимщиков. В этом году, согласно совместному плану мероприятий, мы также будем переходить на электронное взаимодействие с органами финансовой полиции в части передачи материалов налоговых проверок, а со стороны финпола - передачи результатов их рассмотрения. Уже подписан регламент. В Астане реализуется пилотный проект по электронной передаче в органы прокуратуры предписаний на проведение налоговых проверок для регистрации и получения разрешений. Также окончательное внедрение планируется в текущем году. Но есть и негативные примеры. Несмотря на наши обращения в ГЦВП и совместные совещания, до сих пор электронные платежные документы по обязательным пенсионным взносам предоставляются нам с задержкой на 1-2дня. Хотя по законодательству они представлять нам эту документации. ежедневно за прошедший день. Кроме того, в форматах допускаются ошибки (нет РНН, нарушение структуры формата и т.д.), а исправленные реестры были направлены с задержкой в 20 и более дней. Все это приводит к задержке представления отчетности в Администрацию Президента РК, Правительство, Счетный комитет и другие государственные органы в установленные сроки, а также к жалобам на налоговые органы по качеству предоставления государственных услуг (справки, акты сверок, выписки из лицевых счетов и др.). Одним из приоритетных направлений по взаимодействию информационных систем государственных органов является предупреждение и пресечение фактов регистрации лжепредпринимательства, которое реализовывается в рамках проекта взаимодействия информационных систем налоговых органов с Государственной базой данных «Юридические лица» в части исключения регистрации бездействующих юридических лиц, либо в случае если учредитель или руководитель вновь создаваемого юридического лица. В целях исключения фактов непредставления или некачественного представления налоговой отчетности, наличия налоговой задолженности и не исполнения налоговых обязательств иностранными гражданами при выезде за пределы Республики Казахстан, создающих фирмы на территории Казахстана или зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, необходим автоматизированный учет въезда (выезда) иностранцев. С этой целью налоговыми органами ведется работа по созданию автоматизированной базы данных для совместного использования КНБ (пограничная служба), МВД (миграционная полиция).
- Насколько хорошо налажены ваши взаимоотношения с налоговыми службами других стран? -Мы работаем в этом направлении, но проблемы еще есть. Например, Налоговым комитетом по г. Алматы совместно с ДФП по г. Алматы проводятся налоговые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли мебелью. Входе налоговых проверок установлено, что поставка мебели осуществлялась из страны дальнего зарубежья. Нами в январе были направлены запросы на проведение встречных проверок в органы налоговой службы страны-импортера. Однако, до сих пор нет ответа. При этом и финполиция помочь в данном вопрос не может. В связи с чем, в целях эффективного исполнения указанных запросов нами были направлены в командировку свои работники в страну - импортера мебельной продукции. Но это не системное решение проблемы. Приведу статистику: За 2006 год в налоговые органы республики поступило 1569 запросов из иностранных государств на проведение встречных проверок, в том числе из Российской Федерации - 1508 (96%); Кыргызстана - 24 (2%); из других государств - 37 (2%). Из них по 1375 (87,6 %) проведены встречные проверки, 194 запроса находится на исполнении. В свою очередь, за 2006 год налоговыми органами Казахстана направлено 513 запросов в иностранные государства на проведение встречных проверок. Из них почти половина в Россию, 20% - в Узбекистан, 14% - в Таджикистан. А ответы получены только по 151 запросу, это менее 30%. То есть, статистика показывает, что в основном только мы свои обязательства исполняем, а контрагенты - нет. Этот вопрос мы будем решать в рамках Совета руководителей налоговых служб (СРНС). Учитывая, что основной поток информации приходится на Казахстан и Россию, предполагаем автоматизировать направление запросов и ответов на них между налоговыми службами РК и РФ. Я думаю, что такие же проблемы существуют и в других подразделениях Минфина. Предлагаем совместно выработать позиции по получению информации из зарубежных стран.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |