|
|
|
Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. № 451-1 О средствах Данная редакция действовала до внесения изменений от 3.05.2001 г. Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4) Глава 2. Организация деятельности средств (статьи 5 - 13) массовой информации Глава 3. Распространение средств массовой информации (статьи 14 - 16) Глава 4. Отношение средств массовой информации с (статьи 17 - 19) гражданами и организациями Глава 5. Права и обязанности журналиста (статьи 20 - 21) Глава 6. Аккредитация журналистов (статьи 22 - 24) Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства (статьи 25 - 26) о средствах массовой информации
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия: 1) массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; 2) средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации; 3) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в полугодие; 4) теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в год; 5) выход в эфир - трансляция теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем; 6) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы; 7) официальное сообщение - информация, предоставляемая государственными органами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации; 8) распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ; 9) редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющиеся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации; 10) главный редактор (редактор) - физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир; 11) журналист (представитель средства массовой информации) физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений; 12) распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях; 13) цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей; 14) продукция эротического характера - печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Статья 2. Свобода слова, получения и распространения информации 1. Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан. Цензура запрещается. 2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. 3. Не допускается использование средства массовой информации для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны. Статья 3. Язык средств массовой информации 1. Средства массовой информации распространяются на государственном и других языках. См. Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-1 О языках в Республике Казахстан. 2. Объем передач по телерадиовещательным каналам, независимо от форм их собственности, на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках. Статья 4. Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации 1. Законодательство о средствах массовой информации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Глава 2. Организация деятельности средств массовой информации Статья 5. Право на создание средства массовой информации 1. Право на создание средства массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица (филиалы или представительства). 2. Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. Статья 6. Собственник средства массовой информации 1. Собственник - физическое или юридическое лицо либо объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации. 2. Собственник средства массовой информации вправе выступать в качестве редакции, редактора, журналиста, издателя, распространителя как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора. Статья 7. Редакция средства массовой информации 1. Редакция осуществляет подготовку и выпуск (выход в эфир) средства массовой информации по поручению собственника. 2. Редакцией руководит главный редактор (редактор). 3. Отношения между собственником и редакцией регулируются уставом и договором. Статья 8. Информационное агентство 1. Информационное агентство - это зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера. 2. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием и датой выпуска. 3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства средствами массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. 4. На информационное агентство распространяется действие статей 2, 10 настоящего Закона. Статья 9. Издатель средства массовой информации 1. Издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. 2. Если собственник не является одновременно и издателем средства массовой информации, то права, обязанности и ответственность собственника и издателя определяются отдельным договором. Статья 10. Постановка на учет средства массовой информации 1. Средства массовой информации, распространяемые на территории Республики Казахстан независимо от формы собственности, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе Республики Казахстан по делам средств массовой информации (далее - уполномоченный орган). См.: Правила "О постановке на учет средства массовой информации и информационного агентства", Письмо Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 27 февраля 2001 года № 524 о постановке на учет организаций кабельного телевидения. 2. Для постановки на учет собственник средства массовой информации либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 11 настоящего Закона. 3. Заявление об учете средства массовой информации подлежит рассмотрению в течение пятнадцати дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику средства массовой информации свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям: 1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет средству массовой информации с тем же названием и распространением на ту же территорию; 2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 11 настоящего Закона; 3) если заявление подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации. 4. Учет иностранных средств массовой информации, распространяемых в Республике Казахстан, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Статья 11. Заявление о постановке на учет средства массовой информации 1. В заявлении о постановке на учет средства массовой информации должны быть указаны: 1) наименование, местонахождение, организационно-правовая форма собственника средства массовой информации; 2) язык (языки) средства массовой информации; 3) предполагаемая периодичность выпуска; 4) основная тематическая направленность; 5) территория распространения. К заявлению прилагаются: для физических лиц - документ, подтверждающий право на занятие предпринимательской деятельностью; для юридических лиц - копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица. 2. Предъявление иных требований при постановке на учет средства массовой информации запрещается. Статья 12. Освобождение от постановки на учет средства массовой информации Не требуется постановки на учет периодических печатных изданий: тиражом менее ста экземпляров; официальных, нормативных и иных актов; бюллетеней судебной практики. Статья 13. Приостановление и прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации 1. Приостановление либо прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации возможно по решению собственника или суда. 2. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, а также выхода в эфир радио- и телепрограмм, выпуска иных средств массовой информации. Приостановление выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев. 3. Суд приостанавливает выпуск (выход в эфир) средства массовой информации в случае нарушения требований статей 2, 14, 15 и 16. 4. Основанием для прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации является повторное в течение года нарушение им требований статьи 2 настоящего Закона, а также в случаях прекращения деятельности собственника в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 5. В случае приостановления либо прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации по решению собственника либо суда в уполномоченный орган по делам средств массовой информации направляется уведомление. Прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет. Глава 3. Распространение средств массовой информации Статья 14. Распространение средства массовой информации 1. Распространение средства массовой информации осуществляется по решению собственника им самим либо на договорных или иных законных основаниях редакцией, издателем, а также организациями или гражданами. 2. Розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, допускается в специально отведенных стационарных помещениях, предназначенных для этого, расположение которых и правила продажи в них определяются местными исполнительными органами. Выход в эфир радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, пропаганда культа жестокости и насилия запрещаются. 3. Выход в эфир теле-, радиопередач и рекламных роликов, пропагандирующих табачные и алкогольные изделия, допускается с 23 до 06 часов местного времени. Реклама алкогольных и табачных изделий в средствах массовой информации должна сопровождаться хорошо отличимым текстом о вреде их употребления. 4. Воспрепятствование осуществляемому на законных основаниях распространению средства массовой информации со стороны физических или юридических лиц, а равно должностных лиц государственных органов, незаконная конфискация, а также уничтожение тиража или его части не допускаются, иначе как на основании вступившего в законную силу решения суда. 1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: 1) название средства массовой информации; 2) Собственник средства массовой информации; 3) фамилия и инициалы главного редактора (редактора); 4) номер и дата свидетельства о постановке на учет и наименование выдавшего его органа; 5) периодичность издания; 6) порядковый номер и дата выхода в свет средства массовой информации; 7) тираж; 8) наименование типографии, ее адрес и адрес редакции. 2. При каждом выходе в эфир, а при непрерывном вещании - не реже четырех раз в сутки, средство массовой информации (телерадиовещание) обязано объявлять свое наименование. Статья 16. Обязательные экземпляры периодических изданий и хранение материалов теле- и радиопередач 1. Обязательные бесплатные экземпляры периодических изданий, в том числе и освобожденных от постановки на учет в силу статьи 12 настоящего Закона, в день их изготовления направляются собственником средства массовой информации либо по его поручению третьим лицом в Национальную государственную книжную палату, Национальную библиотеку, библиотеку Парламента Республики Казахстан, в уполномоченный орган по делам средств массовой информации. 2. Редакции средств массовой информации (теле-, радиовещания) обязаны в течение одного месяца сохранять записи собственных передач, вышедших в эфир, а также фиксировать их в регистрационном журнале своей эфирной работы и хранить его не менее одного года с момента последней записи в нем. Записи, имеющие историческую или культурную ценность, сохраняются в порядке, определяемом уполномоченным органом. Глава 4. Отношение средств массовой информации с гражданами и организациями Статья 17. Авторские произведения и письма 1. Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские и иные права на интеллектуальную собственность. Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-1 Об авторском праве и смежных правах. 2. При публикации читательских писем допускаются сокращение и редактирование их текста, не искажающие смысла его содержания. 3. Никто не вправе обязать редакцию средства массовой информации обнародовать отклоненный ею материал, если иное не предусмотрено законом. Статья 18. Официальные сообщения 1. Официальные сообщения государственных органов размещаются в средства массовой информации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 2. Государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан. 3. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, а затем в суде в порядке, предусмотренном законом для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Статья 19. Право на опровержение 1. Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. 2. Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица распространены в средствах массовой информации они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации. В случае, если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву с обязательным сообщением адресатам о несоответствии действительности содержащихся в этом документе сведений. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом. 3. Требование гражданина или юридического лица о публикации опровержения либо ответа в средстве массовой информации рассматривается судом в случае, если орган массовой информации отказал в такой публикации либо в течение месяца не произвел публикации, а также в случае его ликвидации. 4. Гражданин или юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. См.также: ГК РК. Глава 5. Права и обязанности журналиста Статья 20. Права журналиста Журналист имеет право: 1) осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением своих служебных обязанностей, присутствовать на всех мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия; 3) производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан; См.например: УИК РК. 4) присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районах стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста; 5) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты; 6) проверять достоверность получаемой информации; 7) обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов; 8) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем (псевдонимом); 9) отказываться от публикации материала за своей подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям журналиста; 10) на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда. Статья 21. Обязанности журналиста Журналист обязан: 1) осуществлять программу деятельности средства массовой информации, с которым он состоит в договорных отношениях, руководствуясь законодательством Республики Казахстан; 2) не распространять информацию, не соответствующую действительности; 3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании их авторства; 4) уважать законные права и интересы физических и юридических лиц; 5) выполнять иные обязанности, возложенные на него в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Глава 6. Аккредитация журналистов Статья 22. Аккредитация журналистов 1. Средства массовой информации по согласованию с государственными органами, общественными объединениями и организациями могут аккредитовать при них своих журналистов. 2. Государственные органы, общественные объединения и организации, при которых аккредитован журналист, обязаны предварительно извещать его о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами. 3. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его государственными органами, общественными объединениями и организациями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. 4. Журналист может быть лишен аккредитации, если им нарушены правила аккредитации либо за распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавших его государственных органов, общественных объединений и организаций. 5. Правила аккредитации журналистов утверждаются уполномоченным органом в установленном порядке. См.: Правила об аккредитации журналистов средств массовой информации и информационных агентств при государственных органах или иных организациях. Статья 23. Аккредитация средств массовой информации Республики Казахстан за рубежом Собственник средства массовой информации Республики Казахстан имеет право открывать корреспондентские пункты, аккредитовать журналистов в других странах в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан и страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами. См. положение об аккредитации корреспондентов и открытии корреспондентских пунктов средств массовой информации иностранных государств на территории Республики Казахстан утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 1997 года № 903 Статья 24. Деятельность представителей иностранных средств массовой информации в Республике Казахстан 1. Аккредитация представительств иностранных средств массовой информации и их журналистов проводится Министерством иностранных дел Республики Казахстан. 2. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Республике Казахстан иностранных журналистов и других представителей иностранных средств массовой информации регулируются законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации Статья 25. Основания ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации 1. Распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или организации (государственного органа, общественного, творческого, научного, религиозного либо иного объединения граждан и юридических лиц), воздействие средствами массовой информации на суд влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан. См.например: Административный кодекс РК, Уголовный кодекс РК. 2. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации несут виновные в этом должностные лица государственных органов и иных организаций, а также собственник, распространитель, главный редактор (редактор) средства массовой информации, авторы распространяемых сообщений и материалов. См.: Административный кодекс РК. 3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста влечет установленную законодательством Республики Казахстан ответственность. Статья 26. Случаи освобождения от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности Главный редактор (редактор), а равно журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности: 1) если эти сведения содержались в официальных сообщениях и документах; 2) если они получены от рекламных и информационных агентств или пресс-служб государственных органов и иных организаций; 3) если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан; 4) если они содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом; 5) если эти сведения содержались в обязательных в соответствии со статьей 18 настоящего Закона сообщениях.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |