|
|
|
23.11.2007 Госуслугам — международный стандарт
С января будущего года в республике вводятся стандарты предоставления государственных услуг населению, а постановлением Правительства РК утвержден реестр таких услуг. В настоящее время на их основе госорганами нашего региона разрабатываются необходимые документы. Для изучения состояния дел в этом вопросе проведена проверка областных ведомств, которая показала, что некоторые чиновники не считают, что предоставление ими государственных услуг должно быть ориентировано на потребителя — простого гражданина — и что от качества этой работы зависит их личный имидж и репутация государственного органа. Учитывая, что успешность внедрения стандартов госуслуг во многом зависит от принимаемых организационных мер, мы решили вести эту работу поэтапно. Так, в начале проведены два совещания по данной проблематике — управлением с руководителями кадровых служб территориальных и областных ведомств, а аппаратом акима области — с руководителями отделов организационно-контрольной работы аппаратов акимов районов. В адрес руководителей территориальных и областных ведомств районов области направлены письма, в которых говорится о значимости внедрения стандартов госуслуг в практику госорганов. На втором этапе создан учебный модуль семинара «Разработка стандартов государственных услуг» на основе полученного из Евразийского центра обучения госслужащих учебного материала, адаптированного с учетом контингента слушателей. Проведены пять семинаров, в том числе для работников территориальных и областных ведомств и аппаратов акимов районов и городов. Поскольку многие госслужащие сегодня считают, что они должны управлять населением, а не обслуживать его, по-прежнему остается низким качество предоставляемых услуг, нередко такие чиновники проявляют грубость, нежелание «возиться» с гражданами по их вопросам, плюс пресловутая коррупция. А ведь по прямому поручению Президента Нурсултана Назарбаева деятельность госорганов должна быть ориентирована прежде всего на нужды граждан, а оценка работы госаппарата в целом — основываться на качестве предоставляемых услуг населению. К сожалению, чиновники на местах нередко проявляют халатность, равнодушие при выполнении своих должностных обязанностей. По данным отдела контроля за соблюдением законодательства о госслужбе и борьбе с коррупцией нашего управления с начала года поступило 129 обращений граждан, недовольных действиями чиновников. Больше всего получено писем по вопросам легализации имущества, а «лидерами» по числу нареканий со стороны стали Енбекшильдерский и Аршалынский районы, города Степногорск и Кокшетау. К примеру, один из жителей Енбекшильдерского района пожаловался на то, что обратился с заявлением в комиссию по легализации в августе 2006 года, а получил ответ только в январе нынешнего. Тут налицо ничем не оправдываемая халатность в работе, так как срок рассмотрения заявления не должен превышать месячного срока. На втором месте стоят обращения граждан по вопросам предоставления земельных участков. К числу характерных можно отнести письмо жителя Шортандынского района, которому предоставлен земельный участок ранее уже оформленный на юридическое лицо. И тут налицо непрофессионализм, головотяпство со стороны чиновников, допустивших такую непростительную ошибку. К нам поступают самые разные жалобы от акмолинцев. Так, например, житель областного центра в своем письме посетовал на действия сотрудников противопожарной службы, которые долго не отвечают на его запрос. Выяснилось, что они действительно не провели проверку дома его соседа на предмет противопожарной безопасности и произошло все потому, что заявление об этом не было зарегистрировано. В итоге на виновного наложено дисциплинарное взыскание. К слову, ни одно обращение со стороны граждан не остается без внимания управления, регулярно наши сотрудники выезжают на места с их проверкой, и, увы, ездить им по этим вопросам приходится во все районы и города без исключения. Именно поэтому не последнее место среди проблем, которые препятствуют повышению профессионализма и эффективности работы госслужащих, занимают низкий уровень доверия населения, негативно влияющий на развитие отечественной экономики и повышение конкурентоспособности страны, а также невысокое качество предоставляемых услуг, что является следствием слабой мотивации государственных служащих на добросовестную и беспристрастную службу. Агентство по делам госслужбы работает над тем, чтобы в законе о государственной службе закрепить ответственность чиновников за предоставление либо непредоставление госуслуг, вплоть до увольнения. К примеру, в Швеции за допущенные просчеты и недостатки в этой работе сотрудников госорганов наказывают материально. Большую помощь при совершенствовании административных процедур и обеспечении доступности и качества государственных услуг призваны оказать недавно принятые Парламентом поправки в законодательные акты, касающиеся административных процедур. Этот закон в первую очередь направлен на внедрение в систему государственного администрирования принципов доступности информации для граждан, открытости, гласности, публичности в деятельности госорганов. Понятия «регламент» и «стандарты оказания государственных услуг» получили в нем однозначное толкование. Внедрение стандартов государственных услуг потребует высокой профессиональной подготовленности чиновников, а потому повышается роль областного центра обучения, а также госорганов. Улучшение качества массового обучения госслужащих по вопросам предоставления госуслуг в учебных заведениях, в Академии госуправления является сегодня актуальной задачей. В связи с этим регулярная публикация в СМИ материалов на эту тему дает возможность населению не только быть готовым к получению качественных услуг, но и принимать непосредственное участие в обсуждении этой проблемы. В целом внедрение стандартов предоставления государственных услуг, соответствующих международным, обеспечит прочную основу для вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран.
Марат КУЛЬМАГАМБЕТОВ, заместитель начальника управления Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |