|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
17.12.2007 Политическая стабильность определила экономические успехи страны - КИСИ
АЛМАТЫ. 16 декабря. КАЗИНФОРМ /Даурен Жайлин/ - Сегодня исполняется 16 лет независимости Казахстана. О внутриполитическом и внешнеполитическом развитии страны за эти годы корреспонденту Казинформа рассказал первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК, кандидат политических наук, доцент Санат Кушкумбаев. - 16 лет назад Казахстан обрел государственную независимость, встал на путь демократических преобразований и рыночных реформ. Каковы результаты трансформации казахстанской политической системы? - Прежде всего - это строительство независимого государства, что является самым важным этапом в жизни казахстанского общества. В первые годы независимости были построены институты государства, шло постепенное формирование национальной идентичности общества. В целом, вся структура выстроена. Следующий этап затронет жизнь не одного поколения. Известный тезис Президента РК Нурсултана Назарбаева «Сначала - экономика, потом - политика» оказал свое позитивное воздействие на всю политическую систему нашей страны. Его суть состояла в том, чтобы вводить элементы демократии по мере созревания для них соответствующих условий. Иными словами, государство должно было обеспечить постепенную передачу функций управления обществу и его гражданским институтам по мере их готовности взять на себя такую ответственность и адекватно ее реализовать. Как показало время, выбор такой модели проведения демократических реформ оказался единственно правильным. Благодаря этому Казахстану удалось избежать управленческой анархии, сохранить последовательность политического курса, ограничить масштабы социальных коллизий во время проведения непопулярных социально-экономических реформ. Кроме того, политическая стабильность дала возможность республике создать ясные и прозрачные условия для привлечения иностранных инвестиций. Именно последнее обстоятельство во многом предопределило экономический успех страны, характеризующийся на протяжении последних лет внушительным ростом ВВП, который, начиная с 2000 года, составляет около 9-10% ежегодно. В этой связи выдвинутая 16 мая с.г. Президентом страны масштабная программа конституционных реформ стала исторически важным шагом на пути к формированию в Казахстане устойчивой демократической системы. - Казахстан первым на постсоветском пространстве выбрал путь стратегического планирования. Сегодня, подводя итоги десяти лет реализации Стратегии «Казахстан-2030», можно ли констатировать правильность, обоснованность выбранных стратегических приоритетов? - Стратегия - это документ общего характера, но в целом очень важно любое стратегическое планирование. Стратегия разбивается на ряд отраслевых проектов, в том числе краткосрочных и долгосрочных программ правительства. По результативности и эффективности этих проектов и программ мы в целом можем говорить и о результативности достижения целей в Стратегии «Казахстан-2030». И можно сказать, что документ такого общего, контурного характера, выполняет позитивную роль в продвижении казахстанской экономики и политической системы в сторону стабильности, открытости и эффективности. - Какие тенденции во внешнеполитической сфере можно назвать основными по итогам уходящего года? - Конечно, же, это традиционное направление во внешней политике, связанное контактами с нашими крупнейшими и важнейшими партнерами, такими как Россия, Китай и США. В этом году были проведены встречи на высшем уровне с российским и китайским руководством в рамках двусторонних встреч и на многостороннем уровне. В текущем году состоялся визит Н.Назарбаева в США, затем были визиты в европейские страны. Все эти векторы показывают нам, что Казахстан активизировал свое взаимодействие с нашими ключевыми партнерами - Россией, Китаем, США, Европейским Союзом и группой других государств. По всем этим направлениям Казахстан стал одним из их весомых партнеров в Центральной Азии. Важное направление во внешней политике Казахстана - продвижение инициатив по тесному экономическому сотрудничеству в странах Центральной Азии. В интенсивном диалоге, который развился между Казахстаном и Кыргызстаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Узбекистаном, произошли важные позитивные изменения. Эти страны готовы к адресным экономическим проектам, к тому, чтобы идти к тесной экономической кооперации. Казахстан демонстрирует свои экономические возможности, чтобы инвестировать свои средства в социально-экономическую структуру стран Центральной Азии. Это даст не только экономический эффект, но и социальный, с точки зрения стабилизации в регионе. Нельзя обойти вниманием самую важную новость, которой казахстанское политическое руководство должно быть удовлетворено - вопрос о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году был положительно решен. Конечно же, это будет сказываться на нашем внешнеполитическом имидже, на наших контактах с другими государствами, прежде всего - со странами европейского мира. - В этом году исполнилось десять лет переносу столицы из Алматы в Астану, которая за короткий исторический период стала центром Евразии. Какую роль играет сегодня Астана? - Астана как административный и политический центр Казахстана - в своем контуре сформирован. Можно сказать, что как столица этот город состоялся. Это важнейший итог десяти лет со дня переноса столицы. Безусловно, дальнейшие шаги по развитию Астаны будут связаны с модернизацией и конкретизацией различных функций этого города. Самый важный итог - становление Астаны, как административного центра нашей страны. Он сформировался в общественном сознании, большую роль играет в экономической жизни страны. - Какими Вам видятся тенденции развития Казахстана во внутриполитической и внешнеполитической сфере в XXI веке? - Каких-то кардинальных изменений во внешней политике Казахстана не произойдет. Дело в том, что мы входим в оптимальную зону, в которой Казахстан занимает определенное место в международной и региональной структуре. Очевидно, что наше интенсивное сотрудничество по линии многостороннего взаимодействия в рамках ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС будет сохраняться. Теперь мы будем готовиться к председательству в рамках ОБСЕ. Это важное, ответственное и обязательное для нашей страны направление деятельности. Если говорить о внутриполитической ситуации, безусловно, реформы должны продолжаться. Необходимо синхронизировать наши политические преобразования с нашими экономическими возможностями. Только тогда можно говорить о поступательном развитии, делать шаг за шагом, уверенно и предсказуемо. В любом случае, приостановка реформ в экономике или политике будет чревата новыми рисками. Поэтому для нынешнего этапа Казахстана его динамичное развитие связано с внутренними преобразованиями, затрагивающими не только экономику, но и политическую сферу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |