|
|
|
03.01.2008 В Узбекистане с 1 января отменена смертная казнь
УзА, Гулом Мирзо, 02.01.2008 20:17
В соответствии с Указом Президента Ислама Каримова от 1 августа 2005 года «Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан» в стране с 1 января 2008 года отменена смертная казнь. Новый год начался с важных и незабываемых событий в жизни нашего народа и страны. Проходившие на основе принципов открытости, гласности и объективности выборы Президента, состоявшиеся 23 декабря 2007 года, стали, как отметил в своем новогоднем поздравлении глава государства Ислам Каримов, школой демократии и новым этапом в построении в Узбекистане свободного демократического государства и гражданского общества, где самой высокой ценностью являются интересы и права человека. Согласно Указу Президента Республики Узбекистан с 1 января 2008 года в стране отменена смертная казнь. Этот вид наказания заменен на пожизненное заключение, которое назначается теперь лишь за два вида преступлений - за умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами и терроризм. При этом пожизненное заключение не применяется в отношении женщин, людей, не достигших 18-летнего возраста, и мужчин старше 60 лет. Как признают зарубежные эксперты и отечественные специалисты, политика уголовного законодательства Узбекистана в отношении смертной казни полностью соответствует происходящим в мире процессам и основывается на принципе гуманизма, закрепленном в Конституции нашей страны. Как отмечал руководитель нашего государства, этого требуют и духовные ценности нашего народа, который всегда воспринимал человека, его жизнь как высшую ценность. Следует отметить особо, что отмена смертной казни является одним из результатов поэтапно проводимых в нашей стране судебно-правовых реформ. При этом необходимо подчеркнуть, что Указ Президента Ислама Каримова от 1 августа 2005 года «Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан» явился важным шагом на пути обеспечения конституционных прав и свобод человека, прежде всего - эффективной защиты права на жизнь. За прошедший период соответствующими министерствами и ведомствами были разработаны и последовательно реализованы необходимые меры по обеспечению исполнения намеченных в указе задач. Принятое 29 июня 2006 года Распоряжение Президента «О дополнительных мерах по подготовке законодательных, нормативно-правовых актов, подлежащих принятию в связи с отменой смертной казни в Республике Узбекистан» послужило важным фактором обеспечения эффективности работы в этом направлении. Заслуживает внимания такой ее аспект, как проведение последовательной разъяснительной работы среди населения о значении либерализации уголовных наказаний, в том числе отмены смертной казни. Учитывая то обстоятельство, что человечество с ранних этапов своей истории за тяжкие преступления наказывало смертной казнью, становится понятно, насколько важно было учитывать мнение населения в отношении отмены этого вида наказания. В соответствующие законы были внесены изменения и дополнения, обеспечивающие исключение смертной казни из системы уголовных наказаний и ее замену пожизненным или долгосрочным лишением свободы. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни», одобренный 29 июня 2007 года Сенатом Олий Мажлиса, будучи основным нормативным документом, обеспечивающим исполнение указа главы государства, определил порядок назначения и исполнения таких видов наказаний. Исключение смертной казни из системы наказаний стало практическим выражением политики государства в этом направлении и с большим воодушевлением было воспринято нашим народом как проявление человечности и гуманизма. Уверенные шаги Узбекистана в этом направлении позитивно воспринимаются и достойно оцениваются мировой общественностью. В соответствии с Указом Президента от 8 августа 2005 года «О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу» с 1 января 2008 года судам передана эта функция, что также стало одним из практических результатов последовательных реформ, проводимых в судебно-правовой системе страны. Известно, что важнейшая задача дальнейшей либерализации судебно-правовой системы состоит в расширении полномочий судов и усилении судебного надзора за защитой конституционных прав и свобод граждан на досудебном, следственном этапе. В этом направлении важнейшее значение приобретает передача судам от органов прокуратуры права на выдачу санкции на заключение под стражу. Процесс поэтапной и последовательной передачи судам права выдачи санкции на применение процессуально-принудительных мер, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека, естественно, также был тщательно подготовлен. При этом особое внимание уделялось детальной разработке всех организационно-правовых вопросов, а также необходимой подготовке судебной системы и связанных с ней других органов правопорядка и прокуратуры к введению этих изменений. Одним словом, это новшество еще раз подтверждает, что по инициативе главы государства в Узбекистане все целенаправленные мероприятия по укреплению независимости и свободы судебной власти проводятся на основе принципа последовательности. У нас в стране сформирована абсолютно новая судебно-правовая система, созданы правовые основы независимой судебной власти. Самое главное - подобные исторические события каждый раз ярко и доказательно подтверждают, какой высокой ценностью является независимость. Потому что только благодаря независимости жизнь человека, его права в нашей стране подняты на уровень самых высоких ценностей. Основной идеей, главной целью модернизации страны, проводимых масштабных демократических реформ по обновлению общества является принцип «Реформы - для человека, для обеспечения его интересов!»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |