<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Уроки из будущего. Совсем скоро среднее образование в нашей стране станет 12-летним

Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

24.01.2008

Уроки из будущего

 

Совсем скоро среднее образование в нашей стране станет 12-летним. В жизни учебных заведений многое изменится, а к некоторым новшествам, вероятнее всего, придется привыкать постепенно. Какой же быть школе XXI века? Ответов на этот вопрос предлагается немало. А начинать важную реформу нужно уже сейчас... В столичном Институте повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования от слов и абстракций решили перейти к делу: 57 учителей города совершили пятидневное путешествие во времени — стали участниками проекта «Строим школу будущего».

 

«Полет на Луну»

 

Уже третий год институт занимается подготовкой педагогов к 12-летке. А задача это по-настоящему непростая. «Полет на Луну в миниатюре», как выражаются сами наставники учительства. Дело в том, что конкретикой идея перехода на принятый за рубежом стандарт срока обучения стала наполняться лишь в последнее время, когда на специальных курсах уже нужно было изучать новые требования и правила. Вначале же не было даже рекомендаций. Однако, несмотря на это, специалисты института уже обучили две с половиной тысячи педагогов столицы.

Главные принципы современного образования, конечно, хорошо известны — переход от «статичных» знаний и навыков к компетентности, умению решать проблемы, эффективно общаться. Но как реализовать все это на деле? В итоге пришлось сделать еще один шаг — провести своеобразный эксперимент, «смоделировать» школу будущего, дабы из звучного проекта она превратилась в нечто осязаемое, а молодые педагоги хотя бы в течение нескольких дней могли сами поучиться в ней, ведь в таком случае работать им будет уже намного проще.

Правда, как оказалось, полезной инициатива стала не только для начинающих учителей. Судя по всему, свою роль она сыграет и в профессиональном росте будущих руководителей учреждений образования столицы. Чтобы уменьшить пресловутую нехватку кадров, в октябре 2006 года при департаменте образования города была сформирована группа резерва директоров школ. В нее вошли наиболее перспективные педагоги, показавшие свои лидерские и организаторские способности. Теоретической подготовкой «резервистов» занялись сразу, в течение года они вникали в премудрости директорства — изучали школьный менеджмент, инновационные методики и многое другое. А вот опыта, хотя бы и игрового, не хватало. Поэтому «Школа будущего» для них оказалась как нельзя кстати.

 

Игра, танец и чувство локтя

 

Интрига начинается уже с расписания. Нет в нем обычного монотонного чередования предметов и похожих друг на друга уроков. Главное здесь — реализация ведущей идеи с помощью самых разных инновационных методов.

По словам директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования Майи Керимбаевой, сверхзадача виделась так: развить умение решать проблемы, ведь именно это качество считается главным в XXI веке. Ставка делалась и на чувство локтя, поскольку успешная работа в команде также соответствует реалиям дня. А еще обязательным было участие каждого «ученика». Мастерство наставников определялось по тому, смогут ли они уйти «в тень», спровоцировав предварительно оживленную дискуссию.

Другими словами, расписание «Школы будущего» настраивает на нечто такое, что по суровым традиционным меркам учебному процессу только мешает, — на праздник. Конечно, в течение пяти дней это сделать куда легче, чем добиваться того же эффекта на протяжении четверти или тем более учебного года. Но все-таки важен сам подход: каждое посещение школы должно быть запоминающимся, каждое занятие — неповторимым.

...Практически все мы по собственному ученическому и студенческому опыту знаем, с какими «пробуксовками» нередко начинается очередной день в классе или аудитории, а кое-кто, преодолев многочисленные погодные и физиологические преграды, вообще становится способным нормально усваивать информацию как раз к тому времени, когда пора идти домой. Помня об этом, организаторы «Школы будущего» решили каждое утро начинать с эмоциональной зарядки «Energizer» — небольшой танцевально-гимнастической программы, заснуть после которой, даже если сознательно задаться такой целью, очень трудно.

Однако чтобы не впасть в развлекательную крайность, после веселых упражнений учеников приглашают на публичную лекцию. Но педагоги знают: теоретические выкладки — это только часть процесса. Еще очень важно увидеть, как все происходит в жизни. Поэтому следующее занятие превращается в мастерскую педагогического общения или открывается целая исследовательская лаборатория. А потом идут такие уроки (причем некоторые из них на английском языке), на которых, без сомнения, хотелось бы побывать многим бывшим и нынешним школьникам. Изучают на них ни много ни мало глобальные проблемы человечества, туризм, менеджмент, а также разрабатывают проекты, состязаются в беге и вообще делают много интересного.

Ну а после обеда можно поучиться в аспирантуре увлекательной педагогики, посетить Музей первого Президента и Национальную академическую библиотеку. Не остается без внимания, конечно, и время перемен, которое посвящается песням, танцам, играм и даже подаркам. Завершением каждого насыщенного дня становится рефлексия, позволяющая глубже понять новые сведения и впечатления, сделать выводы, осознать упущенные возможности.

 

Футуристы-оптимисты

 

В обучающей игре все должно быть по-настоящему — успехи и ошибки, радости и разочарования. Создатели «Школы будущего» строго следовали этому принципу. Поэтому придуманный ими мир практически во всем соответствовал реальному. И в первую очередь в том, что в двух школах — с казахским и русским языком обучения — были не только свои завучи, учителя, тьюторы, но и директора. Ими стали «резервисты» Жандос Ахметов и Кымбат Жанабилова.

Школа не только учит, но и воспитывает. В последнее время эта важная функция, к сожалению, часто отходит на второй план, виной чему не в последней мере неоднозначный опыт советской системы образования. Менторство в современной педагогике не в моде. Поэтому еще одной особенностью проекта «Школа будущего» стала работа тьюторов, появление которых в учреждениях образования республики пока только планируется.

Во многих зарубежных школах тьюторы воспитывают учеников, не довлея над детьми и подростками, а стремясь стать их старшими друзьями. Между прочим, «резервисты», которым выпала эта нелегкая «участь», старательно вживались в новые роли: работали с небольшими группами, последовательно отслеживали достижения и ошибки каждого ученика, консультировали, направляли.

Конечно же, в школе будущего изменится и форма проведения занятий. От традиционных уроков нужно перейти к проектам и исследованиям... Так и было сделано. В зависимости от склонностей и интересов всех участников игры-тренинга разделили на группы по интересам, каждая из которых разрабатывала свою часть общего проекта. Кто-то создавал школу радости общения и положительных эмоций, кто-то ратовал за интеграцию национальных культур, добивался максимальной самореализации учащихся, а кто-то думал о том, как укрепить здоровье мальчишек и девчонок. И в итоге все идеи и предложения слились в единое целое под названием «Школа будущего».

...Последний день, порадовавший всех ярким фестивалем проектов и гала-концертом, показал, что усилия молодых учителей — и тех, что уже уверенно идут к профессиональным высотам, и совсем недавно ступивших на педагогическую стезю — оправдались. «Резервисты» получили ценный опыт, а их друзья-«ученики» увидели, насколько интересной и творческой может быть работа с детьми. А возглавившие на несколько дней школу будущего Жандос и Кымбат считают, что красивая «футуристическая» идея уже сейчас может стать реальностью. Ведь для этого есть все возможности, но, самое главное, желание и задор.

 

Дмитрий МЕЛЬНИКОВ