<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Жанар Айтжанова: Точную дату назвать не могу. Переговоры по вступлению в ВТО ведутся коллегиально

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

06.02.2008

Жанар Айтжанова: Точную дату назвать не могу.
Переговоры по вступлению в ВТО ведутся коллегиально

 

Описание: \\smith\doc_src$\040154\040154643.JPGКак известно, для нашей страны несколько лет назад 2007 год определялся как окончательная дата вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. По ряду причин этого не произошло. Между тем правительство по-прежнему считает, что «нам туда дорога». О степени готовности страны к такому шагу расскажет читателям «Литера» вице-министр индустрии и торговли РК Жанар Айтжанова.

- Жанар Сейдахметовна, определена ли точная дата вступления в ВТО? Или же этот процесс может затормозиться еще на несколько лет?

- Точную дату вступления в ВТО не могу назвать, но мы стремимся окончить двусторонние и многосторонние переговоры в течение года.

Для нас сегодня очень важно правильно использовать сам процесс подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию для укрепления рыночных институтов в стране и вступать в данную организацию, четко осознавая все плюсы и минусы от вступления. Тем более что членство в ВТО не ограничивает нашу самостоятельность в проведении экономической и торговой политики. Оно лишь нацеливает государство на работу в рамках мировых правил торговли.

- А как вообще ведутся переговоры по вступлению в ВТО?

- Переговорный процесс по вступлению в ВТО осуществляется по четырем направлениям, в частности переговоры по доступу на рынок товаров, по доступу на рынок услуг, по системным вопросам и по вопросам сельского хозяйства. И процесс переговоров условно можно разделить на два этапа: подготовка переговорной позиции и непосредственно переговоры…

Принимая во внимание заинтересованность страны-переговорщика в доступе на казахстанский рынок конкретного вида товара, Казахстан в процессе переговоров, уступая по данному товару, отстаивает интересы в других отраслях. Так, например, в обмен на либеральные условия доступа в Казахстан бразильского кофе Бразилия согласилась с предложенным нами уровнем таможенных пошлин на импорт мяса. И это несмотря на то, что Бразилия является крупнейшим в мире поставщиком мяса и, соответственно, выражала заинтересованность в либерализации условий доступа на данный рынок.

Снижение в результате длительных переговоров с Малайзией уровня тамо-женных пошлин на импорт пальмового масла позволило сохранить необходимый уровень тарифной защиты в отношении чувствительных для экономики Казахстана маргарина, масла, текстильных изделий и некоторых видов мебели.

Таким образом, снижая по некоторым товарам уровни тарифных предложений, которые в настоящее время находятся на уровне выше действующих таможенных пошлин, и сохраняя высокий уровень по другим товарам, переговорная команда следует выработанной переговорной позиции.

- Перед встречей с вами мы ознакомились со списком товаров, которые отстаивались во время переговоров, начиная с пищевых продуктов, заканчивая нефтью, транспортом, даже телевизоры есть. Но мы даже по пищевой продукции не стоим на ногах крепко…

- Размер таможенных пошлин, которые Казахстан сможет применять после вступления в ВТО, отрабатывается с учетом реалий и перспектив развития отечественного бизнеса.

В этой связи, учитывая проводимую в настоящее время политику поддержки и развития аграрного сектора, Казахстан в ходе переговоров отстаивает возможность установления таможенных пошлин в размере 15 процентов и выше (выше действующего тарифа) в отношении импорта наиболее чувствительных сельскохозяйственных товаров, к примеру мясо и мясопродукты, включая мясо птицы, молочную продукцию. Тем более что порядка 90 процентов внутреннего потребления мяса, за исключением мяса птицы, покрывается за счет отечественного производства и лишь 3 процента всего объема говяжьего мяса, потребляемого нашим населением, приходится на импортируемую продукцию из Австралии, Польши и США.

При определении размеров максимальных уровней таможенных пошлин на импорт промышленных товаров учитываются перспективы индустриально-инновационного развития государства, а также принятых программ по развитию промышленных кластеров. Кроме того, следует иметь в виду, что большинство товаров сельскохозяйственной переработки импортируется из стран СНГ, с которыми у нас существует зона свободной торговли, т.е. их товары к нам завозятся беспошлинно.

Вступление в ВТО, безусловно, серьезный шаг для нашей республики, к которому необходимо готовиться всему бизнес-сообществу. При содействии государственных органов, на мой взгляд, вопросам качества продукции и предоставляемых услуг должно уделяться пристальное внимание самими товаропроизводителями и поставщиками услуг во все времена, но особенно - в ходе подготовки к вступлению страны в ВТО.

Поэтому, каким бы ни был выбор товаропроизводителя - наполнять внутренний рынок своей продукцией или осваивать внешние рынки, - повышать качество продукции до международных стандартов необходимо в любом случае.

- Жанар Сейдахметовна, относительно переговоров по сельскому хозяйству скажите, насколько ограничено субсидирование сельского хозяйства? Согласно сведениям в СМИ, ставка может быть 5 процентов. Это не низкий показатель?

- Переговоры по вопросам сельского хозяйства при вступлении в ВТО являются самыми сложными практически для всех вступающих стран, в том числе и для Казахстана. В настоящее время Казахстан ведет переговоры по вопросам сельского хозяйства с Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Канадой, Австралией и Бразилией. В этой связи окончательного решения по объемам поддержки сельского хозяйства в Республике Казахстан в рамках ВТО еще нет. Мнение же, озвученное в СМИ, представляет собой только предположение. Естественно, что Казахстан не намерен вступать в ВТО на условиях, которые ухудшат возможности поддержки сельского хозяйства в будущем…

- Жанар Сейдахметовна, вы стоите во главе казахстанской переговорной делегации в ВТО. Если произойдет недопонимание с другими странами - членами ВТО или это отразится на судьбе страны, не обвинят ли во всем вас?

- Знаете, переговоры от имени Казахстана не осуществляет один человек. В данном процессе задействованы представители всех государственных органов (Министерство энергетики и минеральных ресурсов, сельского хозяйства и др.). Кроме того, для окончательного утверждения переговорной позиции при правительстве Республики Казахстан действует специально созданная межведомственная комиссия во главе с заместителем премьер-министра Республики Казахстан Умирзаком Шукеевым…

Таким образом, выработка переговорной позиции происходит коллегиально и не является мнением одного человека. Поэтому основная задача казахстанской переговорной команды - отстоять те позиции, которые были определены в совместной работе государственных органов и бизнеса.

Гульбаршын Сабаева, Каиржан ТУРЕЖАНОВ, Алматы

 

В ВТО - а для чего?

 

Казахстан продолжает переговорный процесс по вступлению в ВТО. Мы, безусловно, достигнем этой цели, тем более что с нашей стороны в переговорах принимают участие авторитетные представители.

Разумеется, наша страна, объявившая себя открытым государством с рыночной экономикой, должна стать частью всемирного торгового механизма и жить по мировым законам торговли и экономики.

Но крайне важно не само вступление в ВТО, а способность проявить себя полноценным партнером. Для этого экономика Казахстана должна быть конкурентоспособной. В этом плане пока особенно рукоплескать нечему. В основном ВВП и экономический рост нашего государства формируются за счет сырьевого сектора, тогда как обрабатывающая и перерабатывающая промышленности испытывают трудности. Руководство нашей страны ставит перед правительством задачу повышения конкурентоспособности экономики, развития ее перерабатывающего сектора.

Что сегодня в этом направлении делает правительство? Безусловно, кабмин принимает адекватные меры. Так, в ноябре прошлого года была принята программа «30 корпоративных лидеров», налаживается взаимодействие бизнеса с институтами развития. Но и этих мер недостаточно для того, чтобы казахстанский товаропроизводитель мог конкурировать со своим зарубежным коллегой.

Обрабатывающая промышленность Казахстана долгое время находилась на втором плане, и поднять ее за полгода-год невозможно. Перерабатывающий сектор сможет твердо встать на ноги только за счет развития малого и среднего бизнеса. А предприниматели, вместо того чтобы строить грандиозные планы на будущее, вынуждены решать свои повседневные проблемы, которых, по большому счету, может и не быть. Развивать бизнес мешают высокие налоги, о чем в предпринимательской среде говорится постоянно. До сих пор, несмотря на неоднократные заявления, не налажено полноценное сотрудничество бизнеса с государством.

Не будем отрицать, что госструктуры, вмешиваясь в деятельность малого и среднего бизнеса, только мешают им в развитии. Весьма серьезной остается проблема коррупции. Подавляющему большинству предпринимателей все-таки приходится выживать в суровых буднях.

Акиматы на местах вместо реальной помощи создающемуся предприятию задохнулись в текущей работе и не видят главного - бизнесу нужно открыть дорогу. Институты развития заявляют о готовности оказывать финансовую помощь бизнес-сообществу, но в итоге поддерживают только мегапроекты, тогда как на местах у предпринимателей масса революционных идей. Достаточно создать предпринимательству льготный режим кредитования, налогообложения, и результаты не заставят себя ждать. Нам стоит поучиться у Гонконга, который по итогам прошлого года занял первое место как страна с большим уровнем свободы. Мы же в этом плане пока инертны.

Чтобы вступление в ВТО принесло стране больше плюсов, чем минусов, стоит подумать о том, как чувствует себя казахстанский бизнес сегодня, пока мы еще не присоединились к мировому торговому пространству.

 

Гульнар РАХМАТУЛИНА, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК