|
|
|
14.02.2008 Тюркский эль.
В последнее время много говорится о геополитической игре вокруг Цент-ральной Азии. Конечно, в основном речь идет о крупных участникам, будь то США, Россия, ЕС или Китай. Хотя есть еще один игрок, который когда-то претендовал на лидирующие позиции в регионе, но упустил свой шанс и сожалеет об этом, пытаясь вернуться в регион. Речь идет о Турции, которая в последнее время выдвинула новые инициативы по объединению тюркоязычного мира и все активнее пытается подключиться к энергетическим проектам стран Центральной Азии. Именно о перспективах Турции в регионе и о существующих проблемах, с которыми она сталкивается, шла речь на международной конференции, организованной турецким Институтом глобальной стратегии в Анкаре 6 февраля текущего года. Стоит отметить, что после распада СССР в 1991 году Турция выступила одним из первых государств, признавших независимость бывших советских республик, и была в числе тех стран, которые официально установили дипломатические отношения со всеми странами Центральной Азии. Но Турция не учла одного важного момента. Пытаясь занять доминирующие позиции в ЦА, она столкнулась с «парадом суверенитетов», при котором правящие элиты государств региона отвергали любую попытку нового идеологического доминирования. В результате стремительный старт в регионе при Тургуте Озале и Сулеймане Демиреле закончился укреплением позиций Турции только в экономической сфере. Стоит отметить, что сами турецкие эксперты вполне четко осознают это. Как заявил директор Института глобальной стратегии Отурум Баскани: «…К сожалению, после обретения независимости странами Центральной Азии Турция не смогла занять важное место в регионе». При этом, по мнению турецкого эксперта Хакана Фидана, проблема Турции состояла в том, что во время «холодной войны» Турция находилась в спячке и утратила способность инициировать повестку дня. Но когда в начале 90-х годов потребовалось это сделать, Турция не смогла. Теперь Анкаре придется учитывать фактор присутствия России и Китая в регионе. Без этого она не сможет проводить эффективную политику в ЦА. С ним согласен профессор Института экономики и технологий Мустафа Айдын, который считает, что Турция не была подготовлена к распаду Советского Союза и у нее до сих пор нет хороших специалистов по Цент-ральной Азии. Хотя Турция, по сравнению с тем же Китаем или ЕС, имела больше шансов укрепиться в регионе. С точки зрения Мустафы Айдына, основным успехом Турции было усиление ее экономического присутствия. К неудачам он относит отсутствие союза тюркоязычных государств. При этом по вине самой Анкары отношения между Турцией и странами ЦА сейчас не выделяются на фоне отношений Турции с другими регионами мира. Что касается перспектив, эксперт приходит к выводу о том, что, во-первых, Турция должна продолжать поддерживать политическую и экономическую независимость стран ЦА. Во-вторых, она должна быть заинтересована в политической стабильности в этих странах во время смены власти. В-третьих, Турции следует дальше лоббировать проект транскаспийского газопровода. В-четвертых, Анкаре следует поощрять участие Казахстана в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан. В-пятых, Турции стоит усилить сотрудничество в сфере образования. Но, в отличие от начала 90-х годов, ей следует не приглашать студентов, а учить их в странах региона. В-шестых, Турция должна помогать решать конкретные проблемы региона, например, водно-энергетические. Интересным является седьмой пункт, который касается ужесточения контроля за трудовой миграцией из Турции в Центральную Азию. Можно согласиться с турецким экспертом в том, что это приводит к социальной напряженности в некоторых странах региона, в том числе и в Казахстане, где уже были столкновения между турецкими и казахстанскими рабочими. Стоит отметить, что особенностью текущей геополитической ситуации в Центральной Азии является активная деятельность различных региональных организаций, которые дополнили конкуренцию между отдельными государствами за влияние в регионе. В первую очередь, речь идет о ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. На этом фоне Организация экономического сотрудничества с участием Турции выглядит очень слабо. В целом по поводу инвестиций можно сказать, что еще в 1992 году было создано Турецкое агентство международной кооперации (ТИКА), основной целью которого являлось координирование турецкой помощи странам региона в различных сферах, включая сельское хозяйство, образование, малое и среднее предпринимательство, энергетику, туризм и т.д. Однако, по мнению экспертов, инвестиционный потенциал Турции оказался слабее, чем других государств, что также ограничило ее присутствие в Центральной Азии. Конечно, Турция время от времени оказывает определенную финансовую помощь в виде грантов, кредитов и технической поддержки. Но она не сравнима с той помощью, которую оказывают другие страны, имеющие свои интересы в регионе. Турция сейчас не имеет ни политических, ни экономических рычагов для оказания какого-либо ощутимого влияния на тюркоязычные страны. Выводы турецких экспертов наводят на мысль о том, что Турция до сих пор не может определиться со своими приоритетами, в каком направлении ей двигаться: в сторону ЕС, Ближнего Востока или Центральной Азии. Если исходить из того, что дверь в ЕС для Турции еще долго будет закрыта, что уже привело к росту исламских настроений в обществе, а для стран Ближнего Востока Турция все-таки является чужаком из-за тесных связей с США и Израилем, то возвращение в Центральную Азию кажется вполне логичным. Хотя из пяти стран региона у Турции нормальные отношения сохранились только с тремя государствами: Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Что касается Узбекистана, то после обвинений в адрес Турции по поводу поддержки узбекских оппозиционных движений и их лидеров отношения между двумя странами довольно прохладные. Это видно хотя бы по тому факту, что представитель Узбекистана не присутствовал 17-19 ноября 2007 года в Баку на XI съезде Организации дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных стран и общин. Кстати, ни одного узбекского эксперта не было и на конференции в Анкаре. Кроме этого, напряженные отношения возникли у турецкого бизнеса и с новыми туркменскими властями. Досым САТПАЕВ, Алматы - Анкара
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |