|
|
|
Источник: Прочие
22.02.2008 Выше экспортную планку
Казахстан уже сегодня является частью глобальной экономики. Но вопрос в том, какое место будет отведено нам в долгосрочной перспективе. Именно продукция обрабатывающей промышленности, создающая высокую добавочную стоимость, сможет обеспечить государству достойное место в списке 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Главный инструмент повышения конкурентоспособности — это развитие экспортного потенциала. Исследования, проведенные международными организациями, показывают, что экспортирующий бизнес более конкурентен, чем бизнес, нацеленный только на внутренний спрос, и стремление конкурировать на внешних рынках является стимулом к достижению новых высот в бизнесе. Известно, что экспорт является локомотивом устойчивого роста многих государств. Примеры таких стран, как Япония, Корея, США, да и многих европейских стран, это подтверждают. В структуре казахстанского экспорта по-прежнему высок уровень сырьевой составляющей. Для того чтобы добиться уменьшения перевеса в пользу увеличения доли продукции обрабатывающей промышленности, необходимо построение институциональной системы поддержки несырьевого экспорта. Отсутствие такой системы заведомо ставит отечественных производителей в менее выгодное положение в сравнении с их конкурентами в других странах, где имеются различные, преимущественно государственные структуры, оказывающие разного рода поддержку предприятиям, желающим экспортировать. С этой целью Министерством индустрии и торговли РК было принято решение о создании Корпорации по развитию и продвижению экспорта. Новая структура формируется на базе АО «Центр маркетингово-аналитических исследований», одного из институтов развития в структуре Фонда устойчивого развития «Казына». Планируется, что поддержка несырьевого экспорта позволит заложить фундамент для отхода от сырьевой направленности экономики в среднесрочный период. Корпорация по развитию и продвижению экспорта будет выявлять и определять экспортный потенциал отечественных предприятий, изучать специфику и спрос на внешних рынках, выстраивать систему обучения и повышения квалификации руководителей отечественных предприятий. Уже в текущем году будет проведена диагностика экспортного потенциала двухсот экспортноориентированных предприятий, создан реестр отечественных экспортеров несырьевой продукции и выпущен журнал об отечественных экспортерах, который станет распространяться через казахстанские дипломатические представительства. Деятельность нового института будет направлена не на получение прибыли, а на реализацию общенациональных экономических интересов. Корпорации предстоит работать с предприятиями перерабатывающих отраслей, экспортирующих, потенциально способных или желающих экспортировать. При этом услуги иностранного консалтинга для предприятий перерабатывающих отраслей станут доступными и более эффективными. Основной фокус деятельности корпорация направит на развитие и продвижение несырьевого экспорта. Тем не менее вопросы межотраслевого характера (процедурные, финансовые, административные) также будут в поле деятельности нового института. Корпорация начнет свою деятельность с диагностики и оценки экспортного потенциала и готовности отечественных производителей к экспорту. На первом этапе она охватит три пилотные отрасли: машиностроительную, пищевую и химическую. Для выявленных производств и продукции с наиболее высоким экспортным потенциалом будут разработаны пилотные программы помощи выхода на внешние рынки примерно за два-три года. Разработка и реализация программ станет осуществляться при содействии корпорации с привлечением иностранных экспертов. Уже к концу 2008 года корпорация сможет предложить следующие продукты: справочно-информационную службу, ежегодно обновляемые каталоги казахстанской продукции, справочники казахстанских производителей с высоким экспортным потенциалом, каталоги провайдеров услуг в области обучения, обеспечения качества, торговой информации, бизнес-услуг; инструктивные публикации в помощь действующим или потенциальным экспортерам, учебные программы, отчеты исследований по рынкам и продуктам, результаты различных анализов, интерактивный веб-сайт, ориентированный на отечественные предприятия, с предоставлением информации в режиме он-лайн, базы данных национальных и иностранных экспертов. Результаты в среднесрочной перспективе — это развитие кадров со специальными знаниями и навыками в области повышения способности экспортировать; построение механизмов государственной поддержки экспорта на основе отработанного алгоритма поэтапного вывода 30 предприятий пилотных отраслей с наибольшим экспортным потенциалом на внешние рынки; повышение рейтинга Казахстана по индексу бизнес-среды с 63-й позиции (2007 год) на 50-ю (2010 год); повышение местного содержания в поставках крупных ТНК, работающих в Казахстане, на десять процентов; содействие экспортоориентированным предприятиям и лабораториям в выполнении международных стандартов; повышение добавленной стоимости экспорта; ускорение роста объемов и расширения географии действующего несырьевого экспорта; развитие культуры экспортной ориентированности. По мнению сотрудников Комитета торговли МИиТа, успех в достижении намеченных планов во многом зависит от реакции самого бизнеса на государственную инициативу создания институциональной системы поддержки предприятий по развитию их экспортной способности. Именно консолидация усилий государственного и частного секторов позволит реализовать задуманное.
Айдар Казыбаев, председатель Комитета по регулированию торговой деятельности Министерства индустрии и торговли РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |