|
|
|
Источник: Газеты «Известия-Казахстан» (www.izvestia.kz)
27.02.2008 Требуются исполнительные частники
Состояние и перспективы в Казахстане судоисполнительного производства, в частности внедрения института частных судебных исполнителей, обсуждены в Шымкенте на выездном заседании Комитета по законодательству и правовым реформам мажилиса парламента республики. В нем приняли участие представители администрации президента, депутаты сената, Верховного и областных судов, неправительственных организаций, ученые и практики. Разговор начался с констатации достижений. Как было отмечено, проводимые в стране преобразования позволили добиться результативности в реформировании судебноправовой системы. Граждане стали чаще обращаться в суд, возросла роль судопроизводства. Однако система исполнения имеет ряд серьезных и нерешенных проблем. Остается нереализованной статья 82 закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» об адекватности количества судебных исполнителей численности судейского корпуса. Недокомплект судебных исполнителей составляет 642 работника. Их низкая зарплата, значительные нагрузки и социальная незащищенность делают работу судоисполнителей малопривлекательной. Одна из представительниц этой профессии в своем выступлении призналась, что ей и коллегам приходится добираться до мест исполнения актов пешком - если это делать на общественном транспорте, то зарплаты не хватит… Частичное решение этих проблем на общей ситуации практически не отразилось. С 1 января судебным исполнителям повысили зарплату в среднем на 40 процентов. На приобретение автотранспорта и в целом на улучшение материальнотехнической базы системы за последние два года государство выделило около 400 миллионов тенге. Но отдача, мягко говоря, оказалась неадекватной: показатели работы судоисполнителей возросли всего на несколько процентов. Ни количество, ни качество исполнения судебных актов оптимизма не внушает. В республике исполняется всего 70 процентов судебных решений. На судебных исполнителей поступает огромное количество жалоб. Выход специалисты видят во внедрении института частного судебного исполнения, который будет существовать наряду с государственным и позволит поднять престиж специальности без расходов государства. Подобная система действует в 60 странах мира. Идея ее внедрения в Казахстане была предложена главой государства на IV съезде судей в 2006 году. Комитет по судебному администрированию при Верховном суде РК провел анализ частного судоисполнения в странах ближнего и дальнего зарубежья, по результатам которого разработан близкий к нашим реалиям законопроект. В июне 2007 года в Астане прошел I съезд судебных исполнителей, где широко обсуждалось внедрение этого института и в Казахстане. - Неэффективность действующей государственной системы принудительного исполнения и неспособность ее в полной мере обеспечить потребности рыночной экономики в быстром и реальном принудительном исполнении судебных актов во многом способствовали введению в ряде стан Старого Света системы частного исполнения судебных актов, - сказал председатель Комитета по судебному администрированию Ирак Елекеев. - Данная система доказала свою эффективность и успешно работает во многих странах. В Казахстане на протяжении последних нескольких лет ведется поиск приемлемой и эффективной модели системы исполнения. В качестве одного из возможных направлений кардинального реформирования исполнительного производства рассматривается возможность внедрения в республике института частного судебного исполнения. Комитет по судебному администрированию изучил опыт европейских стран, в том числе родоначальника института частных судебных исполнителей - Франции. Анализ показал, что частная система принудительного исполнения имеет ряд преимуществ. Первое ее бесспорное достоинство - мотивация судебного исполнителя на эффективную работу, поскольку его вознаграждение при этой системе прямо увязано с результатами исполнения. Второе - личная материальная ответственность судебного исполнителя за собственные ошибки. Кроме того, государство перестанет финансировать судебных исполнителей, которые станут частными, так как они уже будут работать в режиме самофинансирования за счет средств взыскателя и должника. Судоисполнитель будет сам организовывать деятельность своей конторы, нанимать персонал. Государство будет получать доход от деятельности частных судоисполнителей через налоги. Разработчики законопроекта подчеркнули, что новый институт не собирается подменять или вытеснять собой государственный. И тот и другой будут существовать параллельно. Противникам нововведения напомнили пример частных нотариусов. Поначалу они тоже вызывали опасения, но достаточно быстро прижились. Говоря о приемлемой для Казахстана модели, большинство участников заседания высказалось против следования примеру российских приставов, ставших, по сути, военизированной структурой. За ориентир предложено взять модели европейских стран, где главным принципом является ненасильственный подход. Высказанные идеи и предложения отражены в итоговых рекомендациях выездного заседания. В них, в частности, предлагается привлечь к решению проблемы отечественных и зарубежных специалистов по судебному исполнению и уже в апреле-мае 2008 года представить окончательный вариант проектов соответствующих законов депутатскому корпусу. Лаура Копжасарова, Шымкент 27 фев 2008
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |