|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
28.02.2008 Продажи медикаментов возьмут под контроль Агентство по защите конкуренции (АЗК) обвиняет торговцев лекарственными средствами в ценовом сговоре. Предприниматели все отрицают, называя обвинения кампанейщиной, призванной протолкнуть проект «Казыны».
Опасные связи По данным источника «&» в Астане, АЗК закончило расследование на предмет соблюдения антимонопольного законодательства на рынке лекарственных средств. Проверка охватила 5 регионов - ЗКО, СКО, Костанайскую, Алматинскую области и Алматы. «В ходе мониторинга АЗК выявило массу нарушений со стороны департаментов здравоохранения местных акиматов. Это и проведение тендеров с нарушениями Закона «О госзакупках», и предоставление преимуществ отдельным субъектам рынка, и необоснованное отсеивание фармкомпаний, соответствующих всем требуемым параметрам. В отношении ряда чиновников, в частности руководителей департаментов здравоохранения ЗКО и Костанайской области, возбуждены административные дела», - сказал источник. Выявлены нарушения и среди компаний - АО «Талап» в ЗКО, ТОО «Медсервис-Рихтер» в Алматы, ТОО «Чернобылец», ТОО «Арыстан-Фарм» и ТОО «Стофарм» в Костанайской области. «Им вменяются ценовой сговор, злоупотребление доминирующим положением на рынке, выигрыш тендеров по госзакупкам путем согласованных действий с чиновниками. Сейчас все иски рассматриваются в судах», - сообщил источник. Общая сумма штрафов источнику неизвестна. В АЗК пообещали ответить на официальный запрос «&» после полного преобразования комитета в агентство. Замдиректора «Медсервис-Рихтер» Арман Жулкашев обвинения в сговоре считает необоснованными. «Средняя маржа нашей компании по республике, равно как и у прочих оптовиков, составляет 3-5%, маржа аптек - 13-20%. Любому фискальному органу не составит труда это выяснить», - отметил он в интервью «&». По его словам, дело в суде первой инстанции компания выиграла. «Весь сыр-бор был из-за того, что мы, как крупный игрок, имеем в регионах партнерские соглашения с местными компаниями. И когда кто-либо из них выигрывает тендер, они, не имея прямых договоров с некоторыми поставщиками, часть продукции закупают у партнеров», - сказал он, добавив, что АЗК усмотрел в этом аффилированность и обвинил игроков в сговоре. «По Закону «О госзакупках» на тендер не допускаются аффилированные компании, вот под эту гребенку агентство всех и причесывает. В действительности это всего лишь обычные партнерские отношения между субъектами рынка», - утверждает г-н Жулкашев. Периодически компании нужно проверять, поскольку бизнесу конкурентная среда только на пользу, считает гендиректор ТОО «Диамед» Алтай Калымбетов. «Но почему антимонопольные расследования в Казахстане избирательные и зачастую носят пристрастный характер?» - спрашивает он. Все эти проверки призваны «протащить» проект «Казыны», приводит свою версию происходящего г-н Жулкашев. Новые правила игры Напомним, что в конце прошлого года «Казына» предложила проект «О создании современной системы дистрибуции лекарственных средств», предусматривающий централизацию госзакупок лекарственных средств на основе концессии. Предварительная стоимость проекта - $140 млн. Как сообщил «&» источник в «Казыне», сейчас проект находится на рассмотрении у премьер-министра. По данным Минздрава, за последние 3 года объем казахстанского рынка лекарств увеличился примерно в 2 раза и в 2007 году составил 100 млрд. тенге. Госзакупки за 3 года выросли на 33%, достигнув в 2007 году 40 млрд. тенге. По словам Сыздыка Баймуканова, председателя Комитета фармацевтического контроля Минздрава, в правительстве создана рабочая группа, куда вошли представители «Казыны», Минздрава, АЗК, профассоциаций. Рабочей группой предложено на республиканском уровне закупать основные жизненно важные лекарства один раз в 3 года, что позволит укрупнить объемы госзакупа и зафиксировать цены. «Тем самым будут сэкономлены значительные бюджетные средства, снизится инфляция, а также будет обеспечена национальная лекарственная безопасность за счет стимулирования отечественного производства препаратов из списка жизненно важных», - пояснил г-н Баймуканов «&». Похожая модель применяется в Малайзии, где на госзакупку лекарств, как и в Казахстане, выделяется $300 млн. Вот только Малайзия на эту сумму обеспечивает лекарствами 26 млн. человек, закупая в рамках гарантированного бесплатного объема на 60% больше препаратов, чем Казахстан, подчеркнул г-н Баймуканов. Объем собственного производства лекарства в Малайзии был резко увеличен с 10% в 1995 году до 60% в 2007-м, в результате чего она стала ведущим экспортером медпрепаратов в Юго-Восточной Азии. По словам г-на Баймуканова, внедрение предлагаемой модели требует подготовки техзадания и проведения конкурса на определение единого оператора в области хранения и транспортировки лекарств для государственных медицинских организаций. «Возврат инвестиций будет обеспечен за счет маржи за транспортировку и хранение лекарств, размер которой будет утверждаться Минздравом и составит 12-15% от суммы закупаемых лекарств в зависимости от региона. Данная наценка будет дополняться экономией за счет эффективного использования товарных остатков и снижения издержек по учету, доставке и хранению», - отметил чиновник. Также предложено создать в Казахстане единую систему логистики и хранения лекарств в виде сети из 16 крупных региональных складов, интегрированных в единую информационную систему управления лекарственным обеспечением. Государству, по словам г-на Баймуканова, не потребуется нести финансовых расходов - платить будет оператор. Имеющиеся в стране склады не соответствуют требованиям рынка, хотя фармацевтическая отрасль на 95% находится в частной собственности, добавил он.
Без альтернативы В Казахстане сегодня функционируют 15 дистрибьюторских компаний республиканского уровня, которые имеют филиалы и складские помещения в Алматы и Астане. Г-н Калымбетов характеризует фармрынок как «саморегулирующийся». «Что-то функционирует плохо, что-то хорошо, но в любом случае все риски берут на себя игроки. Правила диктует рынок: не выполнил поставщик свои обязательства - клиент идет к другому. А если в республике будет только одна компания, то у потребителей не останется выбора, и им придется мириться с предложенным порядком», - считает он. Продолжает его мысль г-н Жулкашев: «По сути, этот проект создаст еще одного госмонополиста. Сейчас его инициаторы радеют за казахстанцев и хотят снизить цены, но где гарантии, что завтра, когда рынок будет полностью им подконтролен, они об этом не забудут». Большинство госмонополистов стабильно повышают цены на свою продукцию и услуги, рассуждает он. «Это очередная кампанейщина, конечная цель которой - перевести на себя все финансовые потоки фармрынка. А бюджетные средства на госзакуп лекарств выделяются немалые», - констатирует г-н Жулкашев. В Казахстане уже был опыт централизованной поставки лекарств, когда в 1993 году создали госхолдинг «Фармация», напоминает Анатолий Беркман, президент Ассоциации производителей медпрепаратов. «В 2004 году постановлением правительства этот госхолдинг был расформирован. Так зачем возвращаться к неудачному опыту?» - спрашивает он. Согласно общемировой практике на пути от производителя к потребителю лекарств стоят крупный оптовик, мелкий оптовик и розничный торговец, пояснил г-н Калымбетов. «Эта цепочка позволяет выстроить эффективную схему реализации. Ведь каждый дистрибьютор расходует время и деньги на анализ потребностей рынка, формирование заказа, подписание контрактов, доставку продукции до клиента. В результате формируется система, гарантирующая определенные объемы, сроки доставки и обновляющийся ассортимент», - подчеркнул он. Чтобы одной компании выстроить такую же систему, ей придется содержать огромный штат и нести огромные расходы. «Более того, компания будет опираться на существующий спрос, а внедрять какие-то инновационные продукты у нее физически не будет возможности. В результате рынок перестанет развиваться», - считает г-н Калымбетов.
Айжан Шалабаева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |