08.05.2008
Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан»
(30 сентября 2008 года)
1. Проект Закона РК
2. Пояснительная записка
3. Сравнительная таблица
4. Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 30 сентября 2008 года № 17/4899 к проекту Закона РК
5. Обоснования о прогнозируемых последствиях действия Закона РК
6. Сравнительная таблица к проекту Закона РК
7. Письмо АО «Казахский гуманитарно-юридический университет» от 21 июня 2008 года № 1-24/01-1315/08
8. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта
9. Письмо АО «Казахский гуманитарно-юридический университет» от 20 июня 2008 года № 1-24/01-1297/08
10. Заключение научной антикоррупционной экспертизы
11. Проект Постановления Мажилиса Парламента Республики Казахстан
12. Заключение Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 6 января 2009 года № 8-3-1381
13. Новости, обсуждения по проекту
14. Закон Республики Казахстан от 20 июля 2011 года № 464-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений»
Проект
Закон Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс
Республики Казахстан
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 30 сентября 2008 года № 901
Статья 1. Внести в Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13, ст. 99; 2005 г., № 9, ст. 26; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 11, ст. 55; № 12, ст. 79, 83; № 16, ст. 97; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 14, ст. 105; № 15, ст. 106, 109; № 16 ст.129; № 17 ст. 139; № 18, ст. 143; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст.27, Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам концессии», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» 16 июля 2008 года и «Казахстанская правда» 17 июля 2008 года) следующие изменения и дополнения:
1) статью 8 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
«1-1. Зонирование земель в населенных пунктах также проводится в целях определения границ оценочных зон с поправочными коэффициентами к базовым ставкам платы на земельные участки.»;
2) пункт 1 статьи 10 изложить в следующей редакции:
«1. Базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность в городе республиканского значения, столице и областных центрах, а также базовые ставки платы за земельные участки при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду и размер платы за продажу права аренды устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность в городах областного и районного значения, поселках и сельских населенных пунктах устанавливаются совместными решениями областных представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей.
При этом ставки платы за пользование земельными участками устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога.
Плата за продажу права аренды устанавливается дифференцированно от кадастровой (оценочной) стоимости конкретного земельного участка.»;
3) в части первой пункта 1 статьи 11 слова «Поправочные коэффициенты и границы зон» заменить словами «Границы оценочных зон и поправочные коэффициенты к базовым ставкам платы за земельные участки»;
4) статью 12 дополнить подпунктами 46), 47) следующего содержания:
«46) резервирование земель - создание резервных территорий на землях, находящихся в государственной собственности, в целях обеспечения развития населенных пунктов, размещения планируемых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, стратегических объектов, объектов обороны и безопасности, создания особо охраняемых природных территорий, в том числе защитных лесонасаждений, а также для разработки месторождений полезных ископаемых;
47) граница оценочных зон - граница части территории населенных пунктов, где устанавливаются поправочные коэффициенты к базовым ставкам за землю, предоставляемые государством, в зависимости от уровня инфраструктуры развития.»;
5) в подпункте 1) пункта 1 статьи 14-1, в подпункте 2) пункта 1 статьи 16, в подпункте 3) пункта 2 статьи 84 слова «(кроме общераспространенных)» исключить;
6) подпункт 6) пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
«6) резервирование земель в соответствии с пунктом 3 статьи 49-2 настоящего Кодекса;»;
7) статьи 17 и 18 дополнить подпунктами 4-1) следующего содержания:
«4-1) резервирование земель в соответствии с пунктом 3 статьи 49-2 настоящего Кодекса;»;
8) пункт 4 статьи 26 после слова «трубопроводов» дополнить словами «, связи, энергетики, недропользования,»;
9) дополнить статьей 49-2 следующего содержания:
«Статья 49-2. Резервирование земель
1. Резервирование земель осуществляется на землях, находящихся в государственной собственности, в целях создания резервных территорий для обеспечения развития населенных пунктов, размещения планируемых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, стратегических объектов, объектов обороны и безопасности, создания особо охраняемых природных территорий, в том числе защитных лесонасаждений, а также для разработки месторождений полезных ископаемых.
2. Основанием для резервирования земель являются утвержденные в установленном порядке комплексные схемы градостроительного планирования территорий, генеральные планы населенных пунктов, государственные, отраслевые и региональные программы по созданию особо охраняемых природных территорий, в том числе защитных лесонасаждений, развития сети автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта, по разработке полезных ископаемых.
3. Резервирование земель для указанных целей осуществляется местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), а в границах населенных пунктов, за исключением города республиканского значения и столицы, местными исполнительными органами районов (городов областного значения), на срок до 20 лет.
В решении местных исполнительных органов о резервировании земель должны быть указаны цели и сроки резервирования, общая площадь и категория земель, а также ограничения в использовании земель. При резервировании ранее предоставленных земельных участков на праве землепользования или ограниченного целевого пользования, указываются землепользователи и обладатели сервитутов.
4. Местные исполнительные органы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, обязаны в срок до истечения одного месяца с момента принятия решения о резервировании земель уведомить землепользователей и обладателей сервитутов, участки которых включены в состав зарезервированных земель, а также обеспечить доступность информации о резервировании земель путем опубликования в средствах массовой информации соответствующей административно-территориальной единицы.
5. Резервирование земель не влечет прекращение права землепользования землепользователей, земельные участки которых, включены в состав зарезервированных земель.
Земельные участки из состава зарезервированных земель, могут быть предоставлены во временное землепользование на срок, не превышающий срок резервирования, для размещения временных объектов или целей, не связанных со строительством, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель (территории).»;
10) пункт 2 статьи 50 дополнить частью второй следующего содержания:
«Предоставление земельных участков бесплатно в частную собственность для личного подсобного хозяйства (приусадебный надел) и индивидуального жилищного строительства производится после освоения земельных участков. Предоставление земельных участков для указанных целей на период освоения производится на праве временного возмездного землепользования (аренды) с установлением условий и сроков освоения участков в соответствии со статьей 92 настоящего Кодекса.»;
11) подпункт 4) пункта 2 статьи 84 изложить в следующей редакции:
«4) строительство дорог, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов воздушного транспорта, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей и объектов общего пользования населенных пунктов;»;
12) в статье 85:
в пункте 1 слова «Принудительное отчуждение» заменить словами «Изъятие, принудительное отчуждение»;
дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
«3. Решение о принудительном отчуждении (выкупе) земельного участка в зависимости от того, для удовлетворения каких государственных нужд принудительно отчуждается земельный участок, принимается Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом.
В тех случаях, когда принятие решения о принудительном отчуждении земельных участков входит в компетенцию вышестоящего исполнительного органа, подготовку материалов для принятия данного решения, а также предъявление в суд иска и представление его интересов в суде в случае не согласия собственника или негосударственного землепользователя с решением о выкупе у него земельного участка для государственных нужд либо не достижения с ним соглашения о цене за выкупаемый земельный участок или других условиях выкупа, осуществляет нижестоящий исполнительный орган по месту нахождения земельного участка.
В решении должны быть указаны:
1) цель изъятия (выкупа);
2) основания изъятия (выкупа);
3) местоположение, площадь, кадастровый номер участка;
4) собственник земельного участка или землепользователь, у которого намечается изъятие (выкуп) земельного участка (права землепользования);
5) срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие (выкуп).
В решение при необходимости могут быть включены и иные данные, связанные с изъятием (выкупом) земельного участка.
4. При согласии собственника или негосударственного землепользователя с решением об изъятии (выкупе) у него земельного участка для государственных нужд и достижения с ним соглашения об условиях договора об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных нужд, орган, принявший решение об изъятии (выкупе), заключает с ним указанный договор.
В договоре об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных нужд должны содержаться:
1) цена за выкупаемый земельный участок (право землепользования), определяемая в порядке, установленном статьей 87 настоящего Кодекса, и идентификационные характеристики объекта недвижимости либо земельного участка, предоставляемого собственнику земельного участка взамен выкупаемого для государственных нужд;
2) разница в стоимости в случае, если стоимость выкупаемого земельного участка (недвижимого имущества) окажется выше стоимости предоставляемого земельного участка (недвижимого имущества);
3) размер, подлежащих возмещению убытков, в случае их причинения в связи с принудительным отчуждением земельного участка;
4) срок уплаты цены за выкупаемый земельный участок или передачи квартиры (жилого дома) либо земельного участка, предоставляемого собственнику взамен выкупаемого для государственных нужд.
Прекращение права собственности у собственника земельного участка и прекращение права землепользования у негосударственного землепользователя подлежит государственной регистрации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании договора о выкупе земельного участка для государственных нужд или решения суда и заявления органа принявшего решение о выкупе, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.»;
13) в части первой статьи 86 слова «достижения соглашения о цене или принятия судом решения о выкупе такого участка может» заменить словами «государственной регистрации прекращения его прав на земельный участок вправе»;
14) в части первой пункта 2 статьи 87 слова «прекращения права собственности или землепользования» заменить словами «подписания договора об изъятии (выкупе) земельного участка или вынесения решения судом»;
15) в статье 92:
после слов «(если более длительный срок не предусмотрен законами Республики Казахстан),» дополнить словами «а земельный участок, предоставленный на праве землепользования для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, не используется в общей сложности два года в пятилетний период,»;
предложение третье исключить;
дополнить частями следующего содержания:
«Срок и условия освоения земельного участка определяют местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), акимы городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов, а на территории специальной экономической зоны местные исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы или администрация специальной экономической зоны, в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков, установленной настоящим Кодексом, в зависимости от целевого назначения предоставляемого земельного участка и правового режима земель, установленных на данной территории в соответствии с зонированием земель (территорий) и градостроительными регламентами.
При этом срок освоения земельного участка, предоставленного для целей строительства, устанавливается на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а для целей строительства без проектной, проектно-сметной документации либо по эскизам, эскизным проектам (строительство индивидуальных жилых домов, кроме строительства в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими, гидрогеологическими и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий по их реализации; возведение временных строений, располагаемых на собственных приусадебных участках или участках садовых и огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно-бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства) и для сельскохозяйственных целей устанавливается не менее двух лет.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Республики Казахстан
«О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан»
№ п/п | Перечень сведений, которые должны быть отражены в пояснительной записке | Информация государственного органа разработчика |
1. | Государственный орган-разработчик проекта | Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами |
2. | Обоснование необходимости принятия проекта | Пункт 35 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2008 года № 88 |
3. | Предполагаемые социально- экономические и/или правовые последствия в случае принятия проекта | Принятие проекта постановления не повлечет отрицательных социально-экономических или правовых последствий |
4. | Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта | Принятие проекта не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского и местных бюджетов. |
5. | Конкретные цели, сроки ожидаемых результатов и предполагаемая эффективность принятия проекта | Конкретизировать порядок изъятия земель для государственных нужд. Урегулирование вопросов установления базовых ставок платы за земельные участки, установления границ оценочных зон и поправочных коэффициентов в них к базовым ставкам платы за земельные участки. Законодательное установление сроков освоения земельных участков при их предоставлении для сельскохозяйственных целей и строительства. |
6. | Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализации | Не принимались |
7. | Необходимость последующего приведения законодательства в соответствие с проектом | Не требуется |
8. | Результаты дополнительной экспертизы (правовой, экономической, экологической, финансовой и др.) в случае ее проведения по поручению Премьер-Министра в других организациях | Не проводилась |
9. | Иные сведения | Отсутствуют |
Мажилис Парламента
Республики Казахстан
Пояснительная записка
к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений
в Земельный кодекс Республики Казахстан»
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» разработан в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева, данного на заседании Совета Безопасности Республики Казахстан 5 ноября 2007 года, которым поставлена задача более четкой регламентации вопросов изъятия земель для государственных нужд на законодательном уровне.
В связи с этим основной целью законопроекта является внесение изменений и дополнений в статьи 84-88 Земельного кодекса Республики Казахстан, которые уточнят перечень исключительных случаев, при которых земельный участок может быть изъят для государственных нужд, а также момент установления выкупной цены, упорядочат процедуру изъятия земель и действия (взаимодействие) исполнительных органов при осуществлении изъятия (выкупа) земель, конкретизируют вопросы заключения договоров о выкупе земельных участков, введут обязательность государственной регистрации решений исполнительных органов об изъятии, заключаемых договоров о выкупе земель и прекращения прав собственности или землепользования на изымаемые земельные участки.
Кроме того, для урегулирования с учетом рыночных механизмов вопросов ценового зонирования территорий населенных пунктов и установления базовых ставок платы за земельные участки в городах областного и районного значения, поселках и сельских населенных пунктах вносятся изменения в статьи 8, 10 и 11 Кодекса.
В целях регулирования вопросов освоения земельных участков при их предоставлении для строительства и сельскохозяйственных целей также вносятся изменения в статью 92 Кодекса.
Внесение указанных изменений позволит установить четкий порядок изъятия земель для государственных нужд, совершенствовать оценку земельных участков, создать правовую основу установления сроков и условий освоения земельных участков, и не повлечет отрицательных социально-экономических последствий.
Принятие законопроекта не потребует затрат из государственного бюджета.
Премьер-Министр Республики Казахстан | К. Масимов |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений
в Земельный кодекс Республики Казахстан»
№ п/п | Наименование структурного элемента | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. | Статья 8 пункт 1-1 Статья 10 пункт 1 Статья 11 пункт 1 Статья 16 пункт 1 подпункт 6) Статья 17 подпункт 4-1) Статья 18 подпункт 4-1) Статья 26 Пункт 4 Пункт 4-1 Статья 50 пункт 2 часть вторая Статья 84 пункт 1 Пункт 2 подпункт 4) Статья 85 пункты 3 и 4 Статья 86 часть первая Статья 87 пункт 2 часть первая Статья 92 часть вторая и третья Статья 146 пункт 2 часть вторая часть третья | 1. Зонирование - определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования. 1-1. Отсутствует. 1. Базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размер платы за продажу права аренды устанавливаются Правительством Республики Казахстан не реже одного раза в год. При этом ставки платы за пользование земельными участками устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога. Плата за продажу права аренды устанавливается дифференцированно от кадастровой (оценочной) стоимости конкретного земельного участка. 1. Поправочные коэффициенты и границы зон в городах районного значения, поселках и сельских населенных пунктах утверждаются решением районного представительного органа по предложению местного исполнительного органа района, а в городах областного значения (городе республиканского значения, столице) - областным (города республиканского значения, столицы) представительным органом по предложению местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы). При этом предельный (максимальный) размер повышающего или понижающего коэффициента не должен превышать двукратный размер. 1. К компетенции местного исполнительного органа области относятся: 6) резервирование земель для создания особо охраняемых природных территорий всех видов; 4-1) Отсутствует. 4-1) Отсутствует. 4. Земельные участки, зарезервированные в установленном порядке для развития особо охраняемых природных территорий, магистральных железных дорог, автомобильных дорог общего пользования и магистральных трубопроводов, а также предназначенные в соответствии с утвержденной архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией для строительства объектов административного и социального значения (аэропорты, аэродромы, вокзалы, станции, дороги общего пользования, административные здания государственных органов, больницы, школы, государственный жилищный фонд, парки, бульвары, скверы и другие объекты общественного пользования), могут предоставляться землепользователям для других целей на праве временного землепользования до их проектного освоения. 4-1. Отсутствует. Отсутствует. Земельный участок в исключительных случаях может быть принудительно отчужден для государственных нужд по решению суда при невозможности иного способа удовлетворения этих нужд и при условии равноценного возмещения имущества. 4) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей общего пользования населенных пунктов, а также других объектов, имеющих государственное значение; 3. Отсутствуют. 4. Отсутствует. Собственник или негосударственный землепользователь земельного участка, при принудительном отчуждении для государственных нужд, с момента получения уведомления о принятии решения о выкупе до достижения соглашения о цене или принятия судом решения о выкупе такого участка может осуществлять принадлежащее ему право на земельный участок и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование данного участка в соответствии с его целевым назначением. При этом собственник земельного участка или негосударственный землепользователь несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением или реконструкцией зданий (строений, сооружений) на таком земельном участке в указанный период. При определении цены за выкупаемый земельный участок при принудительном отчуждении для государственных нужд в нее включаются рыночная стоимость земельного участка или прав на него и находящегося на нем недвижимого имущества на момент прекращения права собственности или землепользования, а также все убытки в полном объеме, причиненные собственнику земельного участка или негосударственному землепользователю в связи с принудительным отчуждением земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами. В случаях, если земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, не используется в соответствующих целях в течение двух лет (если более длительный срок не предусмотрен законами Республики Казахстан), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию у собственника и землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса. В этот период не включается время, необходимое для освоения такого участка, а также время, в течение которого данный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Условия и сроки освоения земельных участков устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Отсутствуют. Отсутствуют. 2. Руководство государственным контролем за использованием и охраной земель осуществляет Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Казахстан. Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Казахстан является руководитель центрального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами. Руководители территориальных органов по управлению земельными ресурсами областей (города республиканского значения, столицы) являются главными государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих административно-территориальных единиц. | 1. Зонирование - определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования. 1-1. Зонирование земель в населенных пунктах также проводится в целях определения границ оценочных зон с поправочными коэффициентами к базовым ставкам платы на земельные участки. 1. Базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность в городе республиканского значения, столице и административных центрах областей, а также базовые ставки платы за земельные участки при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду и размер платы за продажу права аренды устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность в городах областного и районного значения, поселках и сельских населенных пунктах устанавливаются совместными решениями областных представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей. При этом ставки платы за пользование земельными участками устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога. Плата за продажу права аренды устанавливается дифференцированно от кадастровой (оценочной) стоимости конкретного земельного участка. 1. Границы оценочных зон и поправочные коэффициенты в них к базовым ставкам платы за земельные участки в городах районного значения, поселках и сельских населенных пунктах утверждаются решением районного представительного органа по предложению местного исполнительного органа района, а в городах областного значения (городе республиканского значения, столице) - областным (города республиканского значения, столицы) представительным органом по предложению местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы). При этом предельный (максимальный) размер понижающего коэффициента не должен превышать двукратный размер. 1. К компетенции местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы) относятся: 6) резервирование земель для целей, предусмотренных пунктом 4-1 статьи 26 настоящего Кодекса; 4-1) резервирование земель для целей, предусмотренных пунктом 4-1 статьи 26 настоящего Кодекса, за исключением резервирования для развития особо охраняемых природных территорий; 4-1) резервирование земель для целей, предусмотренных пунктом 4-1 статьи 26 настоящего Кодекса, за исключением резервирования для развития особо охраняемых природных территорий; 4. Земельные участки, зарезервированные в установленном порядке для развития особо охраняемых природных территорий, магистральных железных дорог, автомобильных дорог общего пользования и магистральных трубопроводов, связи, энергетики, недропользования, а также предназначенные в соответствии с утвержденной архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией для строительства объектов административного и социального значения (аэропорты, аэродромы, вокзалы, станции, дороги общего пользования, административные здания государственных органов, больницы, школы, государственный жилищный фонд, парки, бульвары, скверы и другие объекты общественного пользования), могут предоставляться землепользователям для других целей на праве временного землепользования до их проектного освоения. 4-1. Резервирование земельных участков, указанных в пункте 4 настоящей статьи, осуществляется местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), а в границах населенных пунктов, за исключением города республиканского значения, и столицы, местными исполнительными органами районов (городов областного значения). Предоставление земельных участков бесплатно в частную собственность для личного подсобного хозяйства (приусадебный надел) и индивидуального жилищного строительства производится после освоения земельных участков. Предоставление земельных участков для указанных целей на период освоения производится на праве временного возмездного землепользования (аренды) с установлением условий и сроков освоения участков в соответствии со статьей 92 настоящего Кодекса. 1. Земельный участок в исключительных случаях может быть принудительно отчужден для государственных нужд по решению суда при невозможности иного способа удовлетворения этих нужд и при условии предварительного равноценного возмещения имущества. 4) строительство дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, объектов воздушного транспорта, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи (сетей телекоммуникации общего и специального назначения) и информатики, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей и объектов общего пользования населенных пунктов, а также других объектов, имеющих государственное значение; 3. Решение о принудительном отчуждении (выкупе) земельного участка в зависимости от того, для удовлетворения каких государственных нужд принудительно отчуждается земельный участок, принимается Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом. В тех случаях, когда принятие решения о принудительном отчуждении земельных участков входит в компетенцию вышестоящего исполнительного органа, подготовку материалов для принятия данного решения, а также предъявление в суд иска и представление его интересов в суде в случае не согласия собственника или негосударственного землепользователя с решением о выкупе у него земельного участка для государственных нужд либо не достижения с ним соглашения о цене за выкупаемый земельный участок или других условиях выкупа, осуществляет нижестоящий исполнительный орган по месту нахождения земельного участка. В решении должны быть указаны: 1) цель изъятия (выкупа); 2) основания изъятия (выкупа); 3) местоположение, площадь, кадастровый номер участка; 4) собственник земельного участка или землепользователь, у которого намечается изъятие (выкуп) земельного участка (права землепользования); 5) срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие. В решение при необходимости могут быть включены и иные данные, связанные с выкупом земельного участка. Решение подлежит регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Дата осуществленной регистрации указывается в направляемом собственнику или землепользователю уведомлении о предстоящем выкупе, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. 4. При согласии собственника или негосударственного землепользователя с решением об изъятии (выкупе) у него земельного участка для государственных нужд и достижения с ним соглашения об условиях договора об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных нужд, орган, принявший решение об изъятии (выкупе), заключает с ним указанный договор. В договоре об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных нужд должны содержаться: 1) цена за выкупаемый земельный участок (право землепользования), определяемая в порядке установленном статьей 87 настоящего Кодекса, или идентификационные характеристики объекта недвижимости либо земельного участка, предоставляемого собственнику земельного участка взамен выкупаемого для государственных нужд; 2) разница в стоимости в случае, если стоимость выкупаемого земельного участка (недвижимого имущества) окажется выше стоимости предоставляемого земельного участка (недвижимого имущества); 3) размер, подлежащих возмещению убытков, в случае их причинения в связи с принудительным отчуждением земельного участка; 4) срок уплаты цены за выкупаемый земельный участок или передачи квартиры (жилого дома) либо земельного участка, предоставляемого собственнику взамен выкупаемого для государственных нужд. Прекращение права собственности у собственника земельного участка и прекращение права землепользования у негосударственного землепользователя подлежит государственной регистрации, на основании договора о выкупе земельного участка для государственных нужд или решения суда и заявления органа принявшего решение о выкупе, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация прекращения права собственности у собственника земельного участка и прекращение права землепользования у негосударственного землепользователя может быть осуществлена только после исполнения органом, принявшим решение об изъятии (выкупе) земельного участка, обязательств, взятых на себя по договору об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных нужд либо возложенных на него решением суда. Собственник или негосударственный землепользователь земельного участка, при принудительном отчуждении для государственных нужд, с момента получения уведомления о принятии решения о выкупе до осуществления государственной регистрации прекращения его прав на земельный участок может осуществлять принадлежащее ему право на земельный участок и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование данного участка в соответствии с его целевым назначением. При этом собственник земельного участка или негосударственный землепользователь несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением или реконструкцией зданий (строений, сооружений) на таком земельном участке в указанный период. При определении цены за выкупаемый земельный участок при принудительном отчуждении для государственных нужд в нее включаются рыночная стоимость земельного участка или прав на него и находящегося на нем недвижимого имущества на момент подписания договора о выкупе земельного участка или вынесения решения судом, а также все убытки в полном объеме, причиненные собственнику земельного участка или негосударственному землепользователю в связи с принудительным отчуждением земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами. В случаях, если земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, не используется в соответствующих целях в течение двух лет (если более длительный срок не предусмотрен законами Республики Казахстан), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию у собственника и землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса. В этот период не включается время, необходимое для освоения такого участка, а также время, в течение которого данный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок и условия освоения земельного участка определяют местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), акимы городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов, а на территории специальной экономической зоны местные исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы или администрация специальной экономической зоны, в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков, установленной настоящим Кодексом, в зависимости от целевого назначения предоставляемого земельного участка и правового режима земель, установленных на данной территории в соответствии с зонированием земель (территорий) и градостроительными регламентами. При этом срок освоения земельного участка, предоставленного для целей строительства, устанавливается на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а для целей строительства без проектной, проектно-сметной документации либо по эскизам, эскизным проектам (строительство индивидуальных жилых домов, кроме строительства в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими, гидрогеологическими и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий по их реализации; возведение временных строений, располагаемых на собственных приусадебных участках или участках садовых и огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно-бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства) и для сельскохозяйственных целей устанавливается не менее 2 лет. 2. Руководство государственным контролем за использованием и охраной земель осуществляет Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Казахстан. Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Казахстан является руководитель и его заместители центрального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами. Руководители и их заместители территориальных органов по управлению земельными ресурсами областей (города республиканского значения, столицы) являются главными государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих административно-территориальных единиц. | В целях уточнения содержания зонирования земель. В связи с различными уровнями развития сел, поселков и малых городов уравниловка базовых ставок в них является не оправданной. Для индивидуального подхода определения базовых ставок по каждому конкретному населенному пункту, а также в целях оперативного реагирования на изменения цен с учетом спроса и предложения вносятся данные изменения. Уточнения содержания. Уточнения компетенции согласно норм Кодекса. Уточнения компетенции согласно норм Кодекса. Уточнения компетенции согласно норм Кодекса Уточнения перечня объектов государственного и общественного значения, под которые могут резервироваться земельные участки. Уточнения компетенции местных исполнительных органов по резервированию земель. В целях исключения спекуляции земельными участками, не освоенными по целевому назначению. В целях более четкой регламентации вопросов изъятия земель для государственных нужд, направленной на уточнение перечня исключительных случаев, при которых земельный участок может быть изъят для государственных нужд, а также момента установления выкупной цены, упорядочение процедуры изъятия земель и действий (взаимодействия) исполнительных органов при осуществлении изъятия (выкупа) земель, конкретизацию вопросов заключения договоров о выкупе земельных участков, введение обязательности государственной регистрации решений исполнительных органов об изъятии, заключаемых договоров о выкупе земель и прекращения прав собственности или землепользования на изымаемые земельные участки. Так как установления условий и сроков освоения земельных участков временно ограничивают права по использованию и распоряжению земельным участком предлагается установить такие нормы на уровне Кодекса, а не подзаконного акта. Для повышения оперативности принятия решения по мерам реагирования к нарушителям земельного законодательства. |