<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Куандык Бишимбаев, заведующий отделом социально-экономического мониторинга администрации президента РК: Кризис - он не на улице, он в головах

Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz), Прочие
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

20.05.2008

Куандык Бишимбаев, заведующий отделом социально-экономического мониторинга администрации президента РК:
Кризис - он не на улице, он в головах

 

        В последние дни в средствах массовой информации обсуждается обращение партии «Азат» к главе государства о необходимости срочного созыва антикризисного совещания и принятия мер по стабилизации экономики.

Обращение, помимо «чрезмерной» эмоциональности, содержит ряд предложений экономического характера, и поначалу именно они вызвали профессиональный интерес.

Забегая вперед, хочется отметить, что экономическое значение этого обращения в действительности сильно преувеличено, а внимание прессы - скорее попытка выявить истинные мотивы такого шага.

Самое большое впечатление от документа - это ощущение того, что мировой кризис ликвидности плавно перетек в системный кризис идей в рядах партии «Азат». Желание во что бы то ни стало опередить правительство своими рекомендациями по выходу из кризиса и тем самым сорвать «очки» в глазах общественности явно сыграло не на руку партии «Азат».

Уже в пятницу, 16 мая, правительство утверждает на своем заседании корректировки в бюджет, которые предусматривают широкий пакет социально-экономических расходов, направленных на преодоление негативных явлений в экономике.

Сразу бросается в глаза, что предложения, содержащиеся в обращении партии «Азат», настолько похожи на предложенный правительством пакет изменений в бюджет, что кажется, будто кто-то приложил руку к такому «случайному» совпадению.

В любом случае такой скорый и подготовленный ответ правительства в некотором смысле девальвировал социально-экономическое значение обращения «Азата», и легко заработанные «очки» на деле оказались штрафными.

Хочется отметить, что в определенной степени использование чужого «бренда» и «чужих» идей становится симптоматичным для руководства партии и заставляет задуматься о способности генерировать свои оригинальные идеи.

Возвращаясь к предложенному по поручению главы государства пакету правительственных мер, дополнительные расходы бюджета составят 153 млрд тенге, из которых около 15 процентов направлены на повышение социальных выплат, в частности стипендий студентам, пенсий и пособий малообеспеченным гражданам, наиболее остро ощущающим последствия мирового роста цен на продовольствие и другие товары.

При этом, вопреки расхожей информации о сокращении расходов бюджета, произошло их перераспределение и увеличение.

Инвестиционные расходы на стабилизацию экономики, предусматривающие расходы на строительство и модернизацию инфраструктуры и другие цели составляют порядка 20 процентов от увеличения.

Таким образом, общий темп роста ВВП ожидается на уровне 5-7 процентов, что все равно выше, чем ожидаемый среднемировой уровень прироста в 2-3 процента (по оценкам МВФ).

Безусловно, общемировой контекст: финансовые потрясения и банкротства в США, замедление экономического роста, снижение потребления - все эти события мировой экономики оказывают на нас влияние и негативно отражаются на параметрах экономического роста.

Но подоплека резких заявлений со стороны оппозиции все же другая. Еще Генри Киссинджер задавался вопросом: «Как увязать глобальный характер экономики и местечковый характер национальных политик?»

Видимо, в руководстве партии «Азат» не считают необходимым учитывать глобальный характер кризисных явлений и предпочитают свести все к популярным лозунгам.

Хотя и на откровенно популистские высказывания, такие как «национальному банку необходимо снизить до нуля норматив минимальных резервных требований банков, что расширит их возможности по кредитованию экономики и населения», если разобраться, у монетарных властей есть ответ.

Так, общий оборот по поддержке Национальным банком банковской системы только в 2007 году составил порядка 40 млрд долларов США. Это данные открытых источников, и почему инициаторы главного «антикризисного» совета страны не утруждают себя изучением таких важных нюансов, остается под вопросом и бросает тень на компетентность потенциальных «антикризисных менеджеров».

Правительство начало работу по предотвращению негативных социально-экономических последствий мирового кризиса еще в августе прошлого года. Оперативно принятые через институты развития меры по стимулированию жилищного строительства, защите дольщиков, поддержке малого и среднего бизнеса сыграли значительную роль: первое - продемонстрировали наличие запаса прочности, и второе - позволили не допустить возможной паники.

Благодаря мерам по поддержке участников долевого строительства в Алматы и Астане, на которые приходится более 90 процентов всех дольщиков страны, государственной поддержкой охватывается более 18 тысяч дольщиков.

Уже началось освоение денежных средств, выделенных на завершение строительства жилищных объектов в Алматы.

Ввод финансовых ресурсов в экономику ведется планомерно, по мере необходимости, это позволяет не допустить усиления инфляции.

При этом с начала года ситуация с инфляцией в Казахстане заметно лучше, чем в других странах, в том числе и в соседних, индекс инфляции за четыре месяца с начала года в Казахстане составил 3,4 процента, в то время как у ряда наших ближайших соседей этот показатель перевалил за 6 процентов.

И принятые на последнем заседании меры - это продолжение реализации плановых мер, порученных главой государства. Основной акцент сделан на защиту социально уязвимых слоев населения: так, дополнительно выделены средства на увеличение базовых пенсионных выплат на сумму порядка 1200 тенге до конца 2008 года. В проекте изменений в бюджет предусмотрено увеличение пособий по инвалидности, потере кормильца в среднем на сумму около 1400 тенге.

Общий объем бюджетных средств, выделенных на защиту социально уязвимых слоев населения, составляет свыше 27 млрд тенге. Очевидно, что выработанные изменения в бюджет не состоялись за один день, а являются результатом оценки и продолжительного анализа ситуации.

Вообще, все предложения партии «Азат» не блещут новизной и откровенно копируют инициативы, которые уже реализуются правительством.

Так, введен мораторий на проверки, идет работа над снижением административных барьеров, в будущем году будет введен новый Налоговый кодекс, который по поручению президента предусматривает снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор, а это станет еще одним фактором стимулирования экономического роста.

В контексте всей этой информации, демонстрирующей отсутствие в обращении действительно новых предложений, вообще развенчивается миф о наличии профессиональной и конструктивной оппозиции в лице партии «Азат».

Если немного отойти от обсуждения обращения и постараться взглянуть на ситуацию с точки зрения долгосрочных перспектив развития экономики, то этот, по сути первый, мировой кризис в эпоху глобальной экономики несет в себе и положительное.

Считаю так, потому что в результате происходящих событий мы получили новый опыт, так как впервые столкнулись с трудностями в экономике Казахстана на фоне благополучия ее внутренних факторов. Впервые кризис пришел к нам, когда его не ждали. Это важный опыт для всех, который скорректирует поведение субъектов экономики, сделает его более рациональным, а значит, будет способствовать большей устойчивости экономики в будущем.

Если вспомнить знаменитое «кризис - он не на улице, а в головах», то уместно сказать, что уже сегодня есть положительные тренды в экономике и это должно придать экономике оптимизма.

Уже упоминалось, что у нас заметно ниже инфляция, чем у соседей. Кроме того, по предварительным данным за первый квартал, произошло заметное улучшение показателей текущего счета платежного баланса, что говорит о том, что ряд фундаментальных факторов меняется в результате происходящих событий в сторону устойчивости, а это первые признаки того, что процесс оздоровления незаметно, но уже идет.

Казахстан не первая страна, которая испытывает на себе негативные последствия мировых кризисов, все помнят кризисы в Юго-Восточной Азии, в Турции.

В сложные периоды общество в этих странах консолидировалось, а интеллектуальные силы нации совместно искали выход из кризиса, оставляя собственные местечковые амбиции. Трудно представить себе, чтобы оппозиция в Южной Корее в период кризиса вместо призывов об оказании поддержки государству стала бы требовать использования резервов страны на увеличение кредитования покупок машин, квартир, мебели и т.д.

Хотя это может прозвучать неожиданно, но именно сейчас, несмотря на сложный текущий период, крайне важно определить долгосрочные контуры и факторы социально-экономического развития страны. Без этих стратегических ориентиров будет достаточно трудно решать наиболее сложные и актуальные текущие задачи.

Конструктивное обсуждение этого вопроса выглядит как более выигрышное направление как для заинтересованных сторон, так и для общества в целом.