|
|
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ СОГЛАШЕНИЙ ПО ОБЗОРУ 2410
Оглавление
Общие принципы обзора промежуточной финансовой информации Цели соглашения по обзору промежуточной финансовой информации Согласование условий соглашения Процедуры по обзору промежуточной финансовой информации Ответственность аудитора за прилагаемую информацию Отчетность по характеру, объему и результатам обзора промежуточной финансовой информации Приложение 1: Пример письма соглашения по обзору промежуточной финансовой информации Приложение 3: Пример письма-представления руководства Приложение 4: Пример отчета по обзору промежуточной финансовой информации ___________________________________________________________________________________________ * МССО 2410 вызвал необходимость внесения изменений в МСА 210 «Условия Аудиторского Соглашения», вступающие в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2006 года или после этой даты. Также изменения необходимо внести в МССО 2400 «Соглашения по Обзору Финансовой Отчетности», вступающие в силу в отношении обзора финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2006 года или после этой даты. Эти изменения выделены в приложении МСА 210 и МССО 2400.
1. Цель данного Международного Стандарта Соглашений по Обзору (МССО) установить стандарты и представить руководства по профессиональной ответственности аудитора при выполнении аудитором соглашения по обзору промежуточной финансовой информации аудиторского клиента, а также по форме и содержанию отчета. Термин «аудитор» используется в данном МССО не из-за того, что аудитор выполняет аудиторские функции, но потому, что объем данного МССО ограничен обзором промежуточной финансовой информации, выполняемым независимым аудитором финансовой отчетности субъекта. 2. В целях данного МССО промежуточная финансовая информация трактуется как финансовая информация, подготовленная и представленная в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности1, и состоит либо из полного, либо из сокращенного пакета финансовой отчетности за период, который меньше, чем финансовый год субъекта. 3. Аудитор, участвующий в выполнении обзора промежуточной финансовой отчетности, должен выполнять обзор в соответствии с МССО. При выполнении аудита годовой финансовой отчетности аудитор получает знание субъекта и его среды, включая его внутренний контроль. Когда аудитор участвует в обзоре промежуточной финансовой информации, это знание обновляется через опросы в ходе обзора и помогает аудитору определить запросы, которые необходимо сделать, или аналитические и прочие процедуры по обзору, которые необходимо применить. Практикующий профессиональный бухгалтер, участвующий в выполнении обзора промежуточной финансовой информации и не являющийся аудитором субъекта, выполняет обзор в соответствии с МССО 2400 «Соглашения по Обзору Финансовой Отчетности». Так как у профессионального бухгалтера обычно нет такого знания субъекта и его среды, включая внутренний контроль, как у аудитора субъекта, практикующий профессиональный бухгалтер должен сделать различные вопросы и процедуры, чтобы выполнить цели обзора. ___________________________________________________________________________________________ 1 Например, Международные Стандарты Финансовой Отчетности, выпущенные Правлением по Международным Стандартам Финансовой Отчетности.
Общие принципы обзора промежуточной финансовой информации
4. Аудитор должен соответствовать этическим требованиям, предъявляемым к аудиту годовой финансовой отчетности субъекта. Эти этические требования регулируют профессиональную ответственность аудитора в следующих областях: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и надлежащее выполнение, конфиденциальность, профессиональное поведение и технические стандарты. 5. Аудитор должен выполнить процедуры по контролю качества, применимые к отдельному соглашению. Элементы контроля качества, соответствующие отдельному соглашению, включают ответственности руководства субъекта за качество соглашения, этические требования, принятие и продолжение клиентских отношений и специальных соглашений, назначение команды по соглашению, выполнение соглашения и мониторинг. 6. Аудитор должен планировать и выполнять обзор с применением профессионального скептицизма, признавая возможное существование обстоятельств, которые могут вызвать необходимость подготовки существенных корректировок по промежуточной финансовой информации в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности. Профессиональный скептицизм означает, что аудитор критически оценивает с долей профессионального скептицизма действительность полученного аудиторского доказательства и настороженно относится к аудиторским доказательствам, которые противоречат или ставят под сомнение надежность документов или представлений руководства субъекта. Цели соглашения по обзору промежуточной финансовой информации 7. Цель соглашения по обзору промежуточной финансовой информации заключается в предоставлении аудитору возможности выразить заключение о том, привлекли ли внимание аудитора в ходе обзора какие-либо аспекты, дающие ему основание считать, что промежуточная финансовая информация не подготовлена, во всех существенных аспектах, в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности. Аудитор делает запросы и выполняет аналитические и прочие процедуры по обзору с целью снижения до приемлемого уровня риска выражения ненадлежащего заключения, когда промежуточная финансовая информация существенно искажена. 8. Цель обзора промежуточной финансовой информации значительно отличается от цели аудита, проведенного в соответствии с Международными Стандартами Аудита (МСА). Обзор промежуточной финансовой информации не представляет основы для выражения мнения о том, дает ли финансовая информация достоверный и справедливый взгляд или представлена справедливо во всех существенных аспектах, в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности. 9. Обзор, в отличие от аудита, не предназначен для получения разумной уверенности, что промежуточная финансовая информация не содержит существенных искажений. Обзор состоит из запросов, в основном, лиц, ответственных за финансовые и бухгалтерские вопросы, и применение аналитических и прочих процедур по обзору. Обзор может привлечь внимание аудитора к значительным вопросам, влияющим на промежуточную финансовую информацию, но он не предоставляет все доказательства, требуемые для аудита. Согласование условий соглашения 10. Аудитор и клиент должны согласовать условия соглашения. 11. Согласованные условия соглашения обычно отражаются в письме-соглашении. Это помогает избежать недопонимания в отношении характера соглашения и, в частности, цели и объема обзора, ответственности руководства субъекта, масштабов ответственности аудитора, полученной уверенности, и характера и формы отчета. В письме обычно рассматриваются следующие вопросы: - цель обзора промежуточной финансовой информации, масштаб обзора; - ответственность руководства субъекта за промежуточную финансовую отчетность; - ответственность руководства субъекта за установление и поддержание эффективного внутреннего контроля, связанного с подготовкой промежуточной финансовой информации; - ответственность руководства субъекта за финансовые записи, связанную информацию, доступную аудитору; - согласие руководства субъекта представить аудитору письменные представления для подтверждения устных представлений, сделанных во время обзора, а также представлений, содержащихся в записях субъекта; - ожидаемую форму и содержание отчета, включая определение получателя отчета; - согласие руководства субъекта, что если в документах, содержащих промежуточную финансовую информацию, указывается, что промежуточная финансовая информация была проверена аудитором субъекта, отчет по обзору также будет включен в эти документы. Все примеры писем соглашений представлены в Приложении 1 к данному МССО. Условия соглашений по обзору промежуточной финансовой информации также могут быть включены в условия соглашений об аудите годовой финансовой отчетности.
Процедуры по обзору промежуточной финансовой информации
Знание субъекта и его среды, включая внутренний контроль 12. Аудитор должен получить знания о субъекте и его среде, включая его внутренний контроль, в той степени, в которой он относится к подготовке и годовой, и промежуточной финансовой информации, достаточных для планирования и выполнения соглашения, чтобы: (а) определить типы потенциальных существенных искажений и рассмотреть вероятность их возникновения; и (б) определить запросы, аналитические и прочие процедуры по обзору, представляющие аудитору основу для отчета, привлекли ли внимание аудитора какие-либо аспекты, дающие ему основание считать, что промежуточная финансовая информация не подготовлена, во всех существенных аспектах, в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности. 13. В соответствии с МСА 315, «Знание Субъекта и Его Среды, Оценка Рисков Существенных Искажений», аудитор, проводивший аудит финансовой отчетности субъекта за один или более годовых периодов, получил знание о бизнесе и его среде, включая его внутренний контроль, в той степени, в которой он относится к подготовке годовой финансовой информации, достаточной для проведения аудита. При планировании обзора промежуточной финансовой информации аудитор обновляет это знание. Аудитор также получает достаточное знание внутреннего контроля в той степени, в которой он относится к подготовке промежуточной финансовой информации, так как он может отличаться от внутреннего контроля той степени, в которой он относится к подготовке годовой финансовой информации. 14. Аудитор использует знание о бизнесе и его среде, включая его внутренний контроль, для определения запросов, которые необходимо сделать, и аналитических и прочих процедур обзора, которые необходимо применить, а также выделить определенные события, операции или утверждения, по которым необходимо направить запросы или применить аналитические или прочие процедуры обзора. 15. Процедуры, выполненные аудитором для обновления знания о субъекте и его среде, включая его внутренний контроль, который обычно включает следующее: - изучение документации, в необходимом объеме, по аудиту предыдущего года, обзорам прошлого (-ых) промежуточного (-ых) периода (-ов) текущего года и соответствующих промежуточного (-ых) периода (-ов) прошлого периода, чтобы дать аудитору возможность определить вопросы, которые могут повлиять на промежуточную финансовую информацию текущего периода; - изучение всех значительных рисков, включая риск игнорирования руководством контролей, которые были определены в ходе аудита финансовой отчетности прошлого периода; - изучение последней годовой и сравнительной промежуточной финансовой информации прошлого периода; - изучение существенности с учетом применяемой основы представления финансовой отчетности в той степени, в какой она относится к промежуточной финансовой информации, с целью оказания содействия в определении характера и объемов процедур, которые необходимо выполнить и оценке влияния искажений; - изучение характера исправленных существенных искажений и выявленных неисправленных несущественных искажений в финансовой отчетности прошлого года; - изучение значительных финансовых бухгалтерских вопросов и вопросов по отчетности, которые могут быть значительными на постоянной основе, таких, как существенные слабые стороны внутреннего контроля; - изучение результатов аудиторских процедур, выполненных в отношении финансовой отчетности текущего года; - изучение результатов выполненного внутреннего аудита и последующих действий, предпринятых руководством; - опрос руководства субъекта о результатах оценки руководством рисков, что промежуточная финансовая информация может быть существенно искажена в результате мошенничества; - опрос руководства субъекта о влиянии изменений в деятельности субъекта; - опрос руководства субъекта обо всех значительных изменениях во внутреннем контроле и потенциальном влиянии этих изменений на подготовку промежуточной финансовой информации; - опрос руководства субъекта о том, когда промежуточная финансовая информация была подготовлена, и о надежности бухгалтерских записей, с которыми промежуточная финансовая информация согласована или компилирована. 16. Аудитор определяет характер процедур по обзору, при наличии таковых, которые необходимо выполнить по компонентам и, при необходимости, сообщить об этих вопросах другим аудиторам, участвующим в обзоре. Факторы, которые необходимо рассмотреть, включают существенность искажений и риск искажений в промежуточной финансовой информации компонентов и знание аудитора, насколько централизован или децентрализован внутренний контроль над подготовкой такой информации. 17. Чтобы спланировать и провести обзор промежуточной финансовой информации, недавно назначенный аудитор, который еще не проводил аудит годовой финансовой отчетности в соответствии с МСА, должен получить знание о субъекте и его среде, включая его внутренний контроль, в той степени, в которой он относится к подготовке и годовой, и промежуточной финансовой информации. 18. Знание позволяет аудитору определить, какие запросы необходимо сделать и какие аналитические и прочие процедуры по обзору необходимо применить при выполнении обзора промежуточной финансовой информации в соответствии с МССО. В процессе получения знаний аудитор обычно делает запросы предыдущему аудитору и, при необходимости, изучает документацию предыдущего аудитора по предыдущему годовому аудиту и по всем предыдущим промежуточным периодам текущего года, которые были проверены предыдущим аудитором. Таким образом, аудитор изучает характер всех исправленных и не исправленных искажений, выявленных предыдущим аудитором, значительные риски, включая риск игнорирования руководством контролей, а также значительные бухгалтерские вопросы и вопросы по отчетности, которые могут быть значительными на постоянной основе, такие, как существенные недостатки внутреннего контроля. Запросы, аналитические и прочие процедуры обзора 19. Аудитор должен сделать запросы, и выполнить аналитические и прочие процедуры обзора, чтобы предоставить аудитору возможность выразить заключение, основываясь на выполненных процедурах, о том, привлекли ли внимание аудитора какие-либо аспекты, дающие ему основание считать, что промежуточная финансовая отчетность не была подготовлена, во всех существенных аспектах, в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности. 20. Обзор обычно не предусматривает тестирование бухгалтерских записей путем инспектирования, наблюдения или подтверждения. Процедуры по выполнению обзора промежуточной финансовой информации обычно ограничены запросами, в основном, лиц, ответственных за финансовые и бухгалтерские вопросы, и применением аналитических и прочих процедур обзора, но не подтверждающей информацией, полученной в отношении значительных бухгалтерских вопросов, связанных с промежуточной финансовой информацией. Знание аудитора о субъекте и его среде, включая внутренний контроль, результаты оценки риска, относящегося к предыдущему аудиту, а также рассматриваемая аудитором существенность в той степени, в которой она относится к промежуточной финансовой информации, влияют на характер и масштаб сделанных запросов и примененных аналитических и прочих процедур обзора. 21. Аудитор обычно выполняет следующие процедуры: 1). Изучение протоколов встреч акционеров, лиц, наделенных руководящими полномочиями, и других соответствующих комитетов для определения вопросов, которые могут оказывать влияние на промежуточную финансовую информацию, а также опросы по вопросам, рассмотренным на встречах, по которым нет протоколов, и которые могут повлиять на промежуточную финансовую информацию. 2). Изучение влияния, при наличии такого, вопросов, которые могут послужить причиной модификации отчета по аудиту или обзору, бухгалтерских корректировок или не откорректированных искажений в ходе предыдущего аудита или обзора. 3). Контакты, при необходимости, с другими аудиторами, выполняющими обзор промежуточной финансовой информации значительных компонентов отчетного субъекта. 4). Опросы членов руководства субъекта, несущих ответственность за финансовые и бухгалтерские вопросы, и других лиц, при необходимости, о следующем: - была ли промежуточная финансовая информация подготовлена и представлена в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности; - были ли какие-либо изменения в бухгалтерских принципах или в методах их применения; - были ли какие-либо новые операции, которые вызвали необходимость применения новых бухгалтерских принципов; - содержит ли промежуточная финансовая информация какие-либо известные неисправленные искажения; - необычные или сложные ситуации, которые могут повлиять на промежуточную финансовую информацию, такие, как слияние бизнеса или продажа сегмента бизнеса; - значительные допущения, связанные с оценкой справедливой стоимости или раскрытиями, а также с намерением и возможностью руководства субъекта предпринять рад определенных действий от имени субъекта; - были ли операции между связанными сторонами правильно отражены и раскрыты в промежуточной финансовой информации; - значительные изменения в контрактных и прочих обязательствах; - значительные изменения в условных обязательствах, включая судебные разбирательства и иски; - соответствие условиям займов; - статьи, по которым возникли вопросы при применении процедур обзора; - значительные операции, возникающие в течение последних нескольких дней промежуточного периода или в первые несколько дней следующего промежуточного периода; - знание о мошенничестве или предполагаемом мошенничестве, которое может оказывать существенное влияние на промежуточную финансовую отчетность. С участием: -- руководства субъекта; -- сотрудников, играющих важную роль во внутреннем контроле; или -- других лиц, когда мошенничество может оказать существенное влияние на промежуточную финансовую отчетность. - знание об обвинениях в мошенничестве или предполагаемом мошенничестве, влияющем на промежуточную финансовую информацию субъекта, полученное от сотрудников, бывших сотрудников, аналитиков, законодателей и других; - знание о фактических или возможных несоответствиях законодательству и регулированию, которые могут оказать существенное влияние на промежуточную финансовую информацию; - применение аналитических процедур к промежуточной финансовой информации, предназначенных для определения необычных отношений и отдельных статей, которые могут указывать на существенное искажение в промежуточной финансовой информации. Аналитические процедуры могут включать анализы коэффициентов и статистические приемы, такие, как анализ тенденций или регрессивный анализ, могут выполняться вручную или с использованием СААТ. Приложение 2 к данному МССО содержит примеры аналитических процедур, которые аудитор может применить при выполнении обзора промежуточной финансовой информации; - изучение промежуточной финансовой информации и определение, привлекли ли внимание аудитора какие-либо аспекты, дающие ему основание считать, что промежуточная финансовая информация не была подготовлена, по всем существенным аспектам, в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности. 22. Аудитор может выполнять многие процедуры обзора до или одновременно с подготовкой промежуточной финансовой информации. Например, может возникнуть необходимость обновить знание о субъекте и его среде, включая его внутренний контроль, и начать изучение соответствующих протоколов до окончания промежуточного периода. Выполнение некоторых процедур обзора в начале промежуточного периода также позволяет раньше определить и рассмотреть значительные бухгалтерские вопросы, влияющие на промежуточную финансовую информацию. 23. Аудитор, выполняющий обзор промежуточной финансовой информации, также участвует в проведении аудита годовой финансовой отчетности субъекта. Для удобства и эффективности, аудитор может решить выполнить определенные аудиторские процедуры одновременно с обзором промежуточной финансовой информации. Например, информация, полученная от изучения протоколов встреч совета директоров в связи с обзором промежуточной финансовой информации, также может использоваться и для годового аудита. Аудитор также может решить выполнить в ходе промежуточного обзора аудиторские процедуры, которые необходимо выполнить в целях аудита годовой финансовой отчетности, например, выполнение аудиторских процедур по значительным или необычным операциям, возникшим в течение периода, таким, как слияние бизнеса, реструктуризация или значительные доходные операции. 24. Обзор промежуточной финансовой информации обычно не предусматривает подтверждения запросов по судебным разбирательствам и искам. Поэтому обычно нет необходимости обращаться с запросами к юристам субъекта. Прямые контакты с юристами субъекта в отношении судебных разбирательств или исков могут быть необходимы, если внимание аудитора привлекли какие-либо аспекты, дающие ему основание сомневаться, что промежуточная финансовая информация была подготовлена, во всех существенных аспектах, в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности, и аудиторы считают, что юристы могут обладать необходимой информацией. 25. Аудитор должен получить доказательства, что промежуточная финансовая информация согласована или сверена с бухгалтерскими записями. Аудитор может получить доказательства, что промежуточная финансовая информация согласована или сверена с бухгалтерскими записями через изучение промежуточной финансовой информации в разрезе: (а) бухгалтерских записей, таких, как главная книга или таблица консолидации, которые согласованы или сверены с бухгалтерскими записями; и (б) прочей подтверждающей информации в записях субъекта при необходимости. 26. Аудитор должен опросить руководство, выявило ли оно какие-либо события на дату отчета по обзору, которые могут потребовать корректировку или внесение раскрытий в промежуточную финансовую информацию. Аудитору не обязательно выполнять прочие процедуры для определения событий, возникающих после даты отчета по обзору. 27. Аудитор должен опросить руководство, изменило ли оно свою оценку способности субъекта продолжать свою деятельность в соответствии с допущением о непрерывности деятельности. Когда в результате такого запроса или прочих процедур обзора аудитор узнает о событиях или условиях, ставящих под сомнение способность субъекта продолжать свою деятельность, аудитор должен: (а) опросить руководство в отношении планов будущих действий, основанных на его оценке выполнения допущения о непрерывности деятельности, обоснование этих планов и считает ли руководство, что результаты этих планов улучшат ситуацию; и (б) изучить надлежащее раскрытие о таких вопросах в промежуточной финансовой информации. 28. События или условия, которые могут поставить под сомнение способность компании соответствовать допущению о непрерывности деятельности, могут существовать на дату годовой финансовой отчетности, или могут быть определены в результате опросов руководства субъекта или в ходе выполнения прочих процедур обзора. Когда такие события или условия выявляются аудитором, он проводит опрос руководства субъекта в отношении планов будущих действий, таких, как планы по ликвидации активов, заимствованию денег или реструктуризации долгов, снижение или отсрочивание расходов, или увеличение капитала. Аудитор также проводит опрос в отношении обоснования планов руководства субъекта и ожидания руководства в отношении результативности этих планов. В тоже время, обычно аудитору нет необходимости подтверждать обоснованность планов руководства субъекта и то, что в результате осуществления таких планов ситуация будет улучшена. 29. Если внимание аудитора привлекли какие-либо аспекты, дающие ему основание сомневаться по поводу необходимости внесения существенных корректировок в промежуточную финансовую информацию, чтобы она была подготовлена, во всех существенных аспектах, в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности, аудитор должен сделать дополнительные запросы или выполнить прочие процедуры, необходимые для подготовки заключения в отчете (заключении) по обзору. Например, когда процедуры обзора аудитора привели аудитора в сомнение, что значительная операция по продаже была отражена в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности, аудитор выполняет дополнительные процедуры, достаточные, чтобы развеять сомнения аудитора, такие, как обсуждение условий операций с руководящим маркетинговым и бухгалтерским персоналом, или изучение контракта на реализацию. 30. Аудитор должен оценить, в отдельности или в совокупности, являются ли неисправленные искажения, выявленные аудитором, существенными по отношению к промежуточной финансовой информации. 31. Обзор промежуточной финансовой информации, в отличие от аудита, не предназначен для получения разумной уверенности, что промежуточная финансовая информация не содержит существенных искажений. Но искажения, выявленные аудиторами, включая неправильные раскрытия, оцениваются отдельно и в совокупности для определения, требуется ли существенная корректировка в промежуточной финансовой информации, чтобы она была подготовлена, во всех существенных аспектах, в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности. 32. Аудитор использует профессиональное суждение при оценке искажений, которые субъект не исправил. Аудитор изучает вопросы, такие, как характер, причина и сумма искажения, появилось ли искажение в предыдущем году или в промежуточном периоде текущего года, а также потенциальное влияние искажения на будущие промежуточные или годовой периоды. 33. Аудитор может указать нижний лимит для суммы искажения, который необходимо рассматривать, так как аудитор ожидает, что совокупность этих сумм определенно не будет оказывать существенного влияния на промежуточную финансовую информацию. При этом аудитор рассматривает тот факт, что определение существенности включает как количественные, так и качественные характеристики, и что искажения сравнительно небольших сумм может, тем не менее, оказать существенное влияние на промежуточную финансовую информацию. 34. Аудитор должен получить письменные представления от руководства субъекта, что: (а) оно подтверждает свою ответственность за разработку и внедрение внутреннего контроля для предотвращения мошенничества и ошибок; (б) промежуточная финансовая информация подготовлена и представлена в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности; (в) оно считает, что влияние неисправленных искажений, собранных аудитором в совокупности в ходе обзора, несущественно, и в отдельности, и в совокупности, в отношении промежуточной финансовой информации в целом. Резюме этих статей включается или прилагается к письменным представлениям; (г) оно раскрыло аудитору все значительные факты в отношении мошенничества или предполагаемого мошенничества, известного руководству, которые могут повлиять на субъект; (д) оно раскрыло аудитору результаты своей оценки рисков, что промежуточная финансовая информация может быть существенно искажена в результате мошенничества;2 (е) оно раскрыло аудитору все известные фактические или возможные несоответствия законодательству и регулированию, влияние которых должно учитываться при подготовке промежуточной финансовой информации; и (ж) оно раскрыло аудитору все значительные события, возникшие после даты баланса и до даты отчета по обзору, которые могут потребовать корректировок или внесения раскрытий в промежуточную финансовую информацию. ___________________________________________________________________________________________ 2 Параграф 35 МСА 240 «Ответственность Аудитора в Отношении Мошенничества в Ходе Аудита Финансовой Отчетности» разъясняет, что характер, масштаб и частота такой оценки зависят от обстоятельств субъекта и что руководство может проводить детальную оценку ежегодно или в процессе постоянного мониторинга. Соответственно, представления в той степени, в которой они относятся к промежуточной финансовой информации, адаптируются под специфические обстоятельства субъекта.
35. Аудитор получает дополнительные представления в отношении вопросов, специфических для бизнеса или отрасли субъекта. Пример письма-представления руководства субъекта содержится в Приложении 3 к данному МССО.
Ответственность аудитора за прилагаемую информацию 36. Аудитор должен изучить прочую информацию, которая прилагается к промежуточной финансовой информации, чтобы определить имеются ли существенные несоответствия этой информации промежуточной финансовой информации. Если аудитор выявил существенное несоответствие, он должен рассмотреть необходимость внесения изменений в промежуточную финансовую информацию или прочую информацию. Если необходимо внести изменения в промежуточную финансовую информацию и руководство отказывается вносить такие изменения, аудитор должен рассмотреть влияние на отчет (заключение) по обзору. Если изменение необходимо в прочей информации и руководство отказывается внести такое изменение, аудитор должен рассмотреть необходимость включения в отчет (заключение) по обзору дополнительного параграфа, описывающего существенное несоответствие, или предпринять другие действия, такие, как отказ от выпуска отчета (заключения) по обзору или уход из проекта. Например, руководство может представить альтернативные методы оценки доходов, которые более позитивно отражают финансовые результаты, чем промежуточная финансовая информация, и такие альтернативные методы получили чрезмерное предпочтение, нечетко определены, или неточно сверены с промежуточной финансовой информацией, и таким образом вводят в заблуждение и сбивают с толку. 37. Если внимание аудитора привлекли какие-либо аспекты, дающие ему основание считать, что прочая информация может содержать существенные искажения фактов, аудитор должен обсудить данный аспект с руководством субъекта. При изучении прочей информации в целях определения существенных несоответствий аудитор может обнаружить отдельное существенное искажение факта (т.е. информацию, не связанную с промежуточной финансовой информацией, и которая неправильно указана или представлена). При обсуждении данного аспекта с руководством субъекта аудитор рассматривает обоснованность прочей информации и ответы руководства субъекта на запросы аудитора об обоснованности различий в суждении или заключении, а также необходимость получения руководством субъекта консультаций от квалифицированной третьей стороны для устранения отдельного искажения факта. Если необходимо внести изменение для исправления существенного искажения факта, а руководство субъекта отказывается внести такое изменение, аудитор должен рассмотреть необходимость осуществления дальнейших действий, таких, как уведомление лиц, наделенных руководящими полномочиями, и получение юридической консультации. 38. Когда в результате выполнения обзора промежуточной финансовой информации внимание аудитора привлекли какие-либо аспекты, дающие ему основание считать, что необходимо внести существенные корректировки в промежуточную финансовую информацию, чтобы она была подготовлена, во всех существенных аспектах, в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности, аудитор должен сообщить об этом факте соответствующему уровню руководства субъекта. 39. Когда, по суждению аудитора, руководство не отвечает надлежащим образом в течение определенного периода времени, аудитор должен проинформировать лиц, наделенных руководящими полномочиями. Уведомление должно быть сделано, как только возможно, либо устно, либо письменно. На выбор аудитора в отношении письменной или устной формы оказывают влияние такие факторы, как характер, чувствительность и значительность вопроса, о котором необходимо сообщить, и сроки процесса сообщения. Если информация сообщается устно, аудитор должен задокументировать это сообщение. 40. Когда, по суждению аудитора, лица, наделенные руководящими полномочиями, не отвечают надлежащим образом в течение определенного периода времени, аудитор должен рассмотреть следующие моменты: (а) необходимо ли модифицировать отчет (заключение); или (б) возможность отказа от соглашения; и (с) возможность отказа от назначения на аудит годовой финансовой отчетности. 41. Когда в результате выполнения обзора промежуточной финансовой информации внимание аудитора привлекли какие-либо аспекты, дающие ему основание считать, что имеются факты мошенничества или несоответствия субъекта законодательству и регулированию, аудитор должен сообщить о вопросе как можно быстрее соответствующему уровню руководства. На определение соответствующего уровня руководства субъекта влияют вероятность сговора или участия членов руководства субъекта. Аудитор также рассматривает вопрос необходимости сообщения о таком вопросе лицам, наделенным руководящими полномочиями, а также последствия для обзора. 42. Аудитор должен сообщить о соответствующих вопросах, затрагивающих интересы руководства субъекта, возникающих из обзора промежуточной финансовой информации лицам, наделенным полномочиями. В результате выполнения обзора промежуточной финансовой информации аудитор может узнать об аспектах, которые, по мнению аудитора, важны и имеют отношение к лицам, наделенным руководящими полномочиями при наблюдении за процессом финансовой отчетности и раскрытий. Аудитор сообщает о таких вопросах лицам, наделенным руководящими полномочиями. Отчетность по характеру, объему и результатам обзора промежуточной финансовой информации 43. Аудитор должен выпустить письменный отчет, содержащий следующее: (а) Надлежащий заголовок. (б) Определение адресата, в соответствии с обстоятельством соглашения. (в) Определение проверяемой промежуточной финансовой информации, включая заголовок каждого из отчетов, входящего в полный или сокращенный пакет финансовой отчетности, а также дату и период промежуточной финансовой информации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |