|
|
|
Международный стандарт аудита 550
Оглавление
________________ *МСА 315 «Знание Субъекта и Его Среды, Оценка Рисков Существенных Искажений», МСА 330 «Аудиторские Процедуры в Отношении Оцененных Рисков», МСА 500 «Аудиторские Доказательства» вывали необходимость внесения изменений в МСА 550. Эти изменения были внесены в текст МСА 550 и вступают в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2004 года или после этой даты
Введение
1. Целью, данного Международного Стандарта Аудита (МСА), является установление стандартов и предоставление в отношении обязанностей аудитора и аудиторских процедур, применяемых по отношению к связанным сторонам и операциям с такими сторонами, вне зависимости от того, включают ли основные принципы подготовки финансовой отчетности Международный Стандарт Финансовой Отчетности (МСФО) 24 «Раскрытие Информации о Связанных Сторонах» или аналогичные требования. 2. Аудитор должен выполнять аудиторские процедуры с целью получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, касающихся установления связанных сторон и раскрытия информации о них, а также влияния существенных операций со связанными сторонами на финансовую отчетность. Тем не менее, нельзя ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции со связанными сторонами. 3. Как указано в МСА 200 «Цель и Общие Принципы, Регулирующие Аудит Финансовой Отчетности», в определенных обстоятельствах существуют ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, на основании которого аудитор делает выводы относительно отдельных утверждений в отношении подготовки финансовой отчетности. Вследствие неопределенности, присущей утверждениям о полноте информации о связанных сторонах, процедуры, определенные в данном МСА, предоставят достаточные и надлежащие аудиторские доказательства в отношении таких утверждений при отсутствии каких-либо выявленных аудитором обстоятельств, которые: (а) повышают риск искажения отчетности сверх обычно ожидаемого уровня; или (б) указывают на то, что имело место существенное искажение информации о связанных сторонах. Если есть какой-либо признак, указывающий на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расширенные или дополнительные процедуры, являющиеся надлежащими в данных условиях. 4. Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 и адаптированы для использования в данном МСА. 5. Руководство несет ответственность за определение связанных сторон и операций с ними и раскрытие соответствующей информации. Эта ответственность требую от руководства внедрения соответствующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью обеспечения надлежащего установления в учетных записях и раскрытия в финансовой отчетности операций со связанными сторонами 6. Аудитору необходимо обладать знаниями о бизнесе субъекта и отрасли в целом, позволяющими ему устанавливать события, операции и существующую практику, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность. Хотя существование связанных сторон и операций между ними считается обычными чертами бизнеса, аудитор должен быть осведомлен о них, потому что: (а) основные принципы подготовки финансовой отчетности могут предусматривать раскрытие в финансовой отчетности определенных взаимоотношений и операций со связанными сторонами, например, требующихся в соответствии с МСФО 24; (б) существование связанных сторон или операций со связанными сторонами может повлиять на финансовую отчетность. Например, налоговое законодательство различных юрисдикции может повлиять на обязательства и расходы субъекта по уплате налогов, что требует особого рассмотрения при существовании связанных сторон; (в) источник аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от несвязанных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедительности; и (г) операции со связанными сторонами могут мотивироваться не только обычными деловыми соображениями, но и, например, распределением прибыли или даже мошенничеством.
Существование и раскрытие связанных сторон
7. Аудитор должен рассмотреть информацию, предоставленную директорами и руководством и представляющую собой перечень всех известных связанных сторон, а также выполнить следующие процедуры с целью проверки полноты данной информации: (а) изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет определения списка известных связанных сторон; (б) изучить процедуры субъекта, направленные на определение связанных сторон; (в) запросить у директоров и руководства информацию об их аффилиированности с другими предприятиями; (г) изучить записи по акционерам с целью определения основных акционеров или, если необходимо, получить список основных акционеров из реестра акционеров; (д) провести обзорную проверку протоколов собраний акционеров и совета директоров, а также другие предусмотренные законодательством записи, такие как реестр учета долей директоров в капитале; (е) запросить других аудиторов, участвующих в данный момент в проведении аудита, или предшествующих аудиторов о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных связанных сторон; и (ж) провести обзорную проверку деклараций субъекта по налогу на прибыль и другой информации, представляемой в органы регулирования. Если, по мнению аудитора, риск необнаружения связанных сторон, имеющих значительное влияние, невысок, то перечисленные процедуры могут быть надлежащим образом модифицированы. 8. Если основные принципы подготовки финансовой отчетности предусматривают раскрытие информации о взаимоотношениях со связанными сторонами, аудитор должен убедиться в том, что такое раскрытие информации является адекватным.
Операции между связанными сторонами
9. Аудитор должен провести обзорную проверку информации об операциях со связанными сторонами, предоставленную директорами и руководством, а также быть готовым обнаружить другие существенные операции со связанными сторонами. 10. При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также при предварительной оценке риска средств контроля аудитор должен проанализировать адекватность процедур контроля над получением разрешений руководства и учетом операций со связанными сторонами. 11. В ходе аудита аудитору необходимо обратить внимание на операции, которые выглядят необычно в данных обстоятельствах и могут указывать на существование ранее невыявленных связанных сторон. Подобные примеры включают: - операции, предусматривающие нетипичные условия, например нестандартные цены, процентные ставки, гарантии и условия погашения. - операции, осуществленные без видимой причины с точки зрения логики бизнеса - операции, содержание которых отличается от их формы операции, содержание которых отличается от их формы - операции, обработанные необычным образом, крупные по объему или значительные операции с отдельными потребителями или поставщиками. - неучтенные операции, такие как безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг. 12. В ходе аудита аудитор осуществляет процедуры, с помощью которых можно выявить наличие операций со связанными сторонами. Примерами таких процедур являются: - проведение детальных тестов в отношении операций и сальдо по счетам. - обзорная проверка протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров. - обзорная проверка учетных записей с целью обнаружения крупных или нетипичных операций или сальдо счетов, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в конце или незадолго до окончания отчетного периода. - обзорная проверка подтверждений по выданным и полученным кредитам, а также банковских подтверждений. Такая проверка может обнаружить существование гарантийных обязательств и других операций со связанными сторонами. - обзорная проверка инвестиционных сделок, например, приобретение или реализация доли участия в совместном или ином предприятии.
Проверка идентифицированных операций между связанными сторонами
13. При проверке отмеченных операций со связанными сторонами аудитор должен получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты. 14. С учетом характера взаимоотношений со связанными сторонами, доказательство операции со связанной стороной может быть ограниченным (например, в отношении наличия запасов, находящихся у связанной стороны на консигнации, или в отношении того, что материнская компания дала инструкции дочерней компании по учету лицензионных расходов). Из-за ограниченного наличия надлежащих доказательств, подтверждающих подобные операции, аудитор должен рассмотреть необходимость выполнения таких процедур, как: - Подтверждение условий и суммы операции со связанной стороной. Изучение доказательств, имеющихся у связанной стороны. - Подтверждение или обсуждение информации с липами, имеющими отношение к данной операции, например, с банками, юристами, гарантами и агентами.
Представления руководства субъекта
15. Аудитор должен получить заявления руководства в письменном виде относительно: (а) полноты представленной информации относительно определения круга связанных сторон; и (б) адекватности раскрытия информации о связанных сторонах в финансовой отчетности.
Аудиторские выводы и представление отчета (заключения)
16. Если аудитор не может получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства относительно связанных сторон и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в финансовой отчетности неадекватно, аудитор должен надлежащим образом модифицировать аудиторский отчет (заключение).
Перспективы государственного сектора
1. При применении аудиторских принципов данного МСА аудиторы должны делать ссылки на требования законодательства, применимые к предприятиям государственного сектора и работникам предприятий при операциях со связанными сторонами. Такое законодательство может запрещать предприятиям и работникам заключать сделки со связанными сторонами. Кроме того, может существовать требование, в соответствии с которым работники государственных предприятий должны декларировать свою долю участия в предприятиях, с которыми они заключают сделки на профессиональной и (или) коммерческой основе. Если существуют такие законодательные требования, аудиторские процедуры необходимо расширить так, чтобы можно было выявить случаи несоблюдения этих требований. 2. Несмотря на то, что Международное руководство по государственному сектору I «Финансовая отчетность государственных коммерчески предприятий» гласит, что все Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) применяются по отношению к коммерческим предприятиям государственного сектора, МСФО 24, «Раскрытие Информации о Связанных Сторонах» не требует раскрытия информации об операциях между предприятиями, контролируемыми государством. Определения связанных сторон, включенные в МСФО 24 и в данный МСА, не учитывают всех обстоятельств, имеющих отношение к предприятиям государственного сектора. Например, в целях применения настоящего МСА не рассматривается статус взаимоотношений между государственными министерствами и ведомствами, государственными ведомствами и другими законными государственными органами или агентствами.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |