|
|
|
Международный стандарт контроля качества 1
Оглавление
________________________ МСА 230 (Пересмотренный) «Аудиторская Документация» вызвал необходимость внесения дополнений в МСКК 1. Системы контроля качества в соответствии с измененным МСКК 1 должны быть внедрены до 15 июня 2006 года. Соответствующие дополнения представлены в Приложении к данному МСКК.
1. Целью данного Международного Стандарта Контроля Качества (МСКК) является установление стандартов и предоставление руководства в отношении ответственности фирмы за ее систему контроля качества аудита и обзора исторической финансовой информации, прочих соглашений о выражении уверенности и сопутствующих услуг. Данный МСКК должен применяться вместе с Частями А и Б Кодекса Этики Профессиональных Бухгалтеров МФБ (Кодекс МФБ). 2. Дополнительные стандарты и руководства по ответственности персонала фирмы в отношении процедур контроля качества по специфическим типам соглашений представлены в прочих публикациях Правления по Международным Стандартам Аудита и Выражения Уверенности (ПМСАВУ). Международный Стандарт Аудита (МСА) 220 «Контроль Качества Аудита Исторической Финансовой Информации», например, устанавливает стандарты и предоставляет руководства по процедурам контроля качества аудита исторической финансовой информации. 3. Фирма должна разработать систему контроля качества, которая обеспечит разумную уверенность в том, что фирма и ее персонал выполняют требования профессиональных стандартов, законодательства и регулирования, и что отчеты (заключения), выпущенные фирмой или партнерами по проекту, соответствуют обстоятельствам. 4. Система контроля качества состоит из политики, разработанной для достижения целей, описанных в параграфе 3, и процедур, необходимых для внедрения и мониторинга соблюдения данной политики. 5. Данный МСКК применим в отношении всех фирм. Характер политики и процедур, разработанных отдельными фирмами для соответствия данному МСКК, зависит от различных факторов, таких как размер и операционные характеристики фирмы, и от того является ли фирма частью сети фирм.
6. В данном МСКК следующие термины имеют значения, представленные ниже: (а) «Партнер по проекту» (Engagement partner) - Партнер или другие лица фирмы, несущие ответственность за соглашение (проект) и его выполнение, а также за отчет (заключение), выпущенный от лица фирмы, и, при необходимости, имеющие соответствующие полномочия, делегированные профессиональным, законодательным или регулирующим органом. (б) «Контрольный обзор качества выполнения соглашения» (Engagement quality control review) - Процесс, предназначенный для представления объективной оценки, до выпуска отчета (заключения), значительных суждений, сделанных командой по проекту, и заключений, достигнутых ими при формулировании отчета (заключения). (в) «Проверяющий контроль качества выполнения соглашения» (Engagement quality control reviewer) - Партнер; другое лицо в фирме; внешние специалисты, имеющие соответствующую квалификацию; или команда, созданная из этих лиц, с достаточным и соответствующим опытом и полномочиями для объективной оценки, до выпуска отчета (заключения), значительных суждений сделанных командой по проекту и мнений, достигнутых ими при формулировании отчета (заключения). (г) «Команда по проекту» (Engagement team) - Весь персонал, выполняющий соглашение (проект), включая всех экспертов, приглашенных фирмой для участия в соглашении. (д) «Фирма» (Firm) - Индивидуально практикующий профессиональный бухгалтер, товарищество или акционерное общество или другая организационно-правовая форма субъекта профессиональных бухгалтеров. (е) «Инспектирование» (Inspection) - В отношении завершенных соглашений процедуры, разработанные для представления доказательств выполнения командой по проекту политики и процедур контроля качества фирмы. (ж) «Котируемый субъект» (Listed entity) - Субъект, чьи ценные бумаги, долевые или долговые, котируются или зарегистрированы на признанной фондовой бирже, или торги по которым осуществляются по правилам признанной фондовой биржи или другого эквивалентного органа. (з) «Мониторинг» (Monitoring) - Процесс, включающий в себя постоянный учет и оценку системы контроля качества фирмы, включая периодическое инспектирование выбранных завершенных соглашений, для получения разумной уверенности, что ее система контроля качества работает эффективно. (и) «Сетевая фирма» (Network firm)* - Субъект, находящийся под общим контролем, в собственности или под общим руководством фирмы или субъекта, и который разумная и информированная третья сторона, обладающая всей соответствующей информацией, будет считать частью фирмы на национальном или международном уровне. (к) «Партнер» (Partner) - Лицо, наделенное руководящими полномочиями представлять фирму при предоставлении профессиональных услуг. (л) «Персонал» (Personnel) - Партнеры и сотрудники. (м) «Профессиональные стандарты» (Professional standards) - Стандарты Соглашений ПМСАВУ, в соответствии с «Предисловием к Международным Стандартам Контроля Качества, Аудита, Обзора, Прочим Соглашениям о Выражении Уверенности и Сопутствующим Услугам» ПМСАВУ, и соответствующие этические требования, обычно составляющие Части А и Б Кодекса МФБ, и соответствующие национальные этические требования. (н) «Разумная уверенность» (Reasonable assurance) - В контексте данного МСКК высокий, но не абсолютный уровень уверенности. ______________________ В соответствии с Кодексом Этики Профессиональных Бухгалтеров МФБ, опубликованного в июле 1996 года и пересмотренного в январе 1998 года, ноябре 2001 года и июне 2004 года.
(о) «Персонал» (Staff) - Профессионалы, отличные от партнеров, включая всех привлеченных экспертов. (п) «Привлеченное лицо, обладающее соответствующей квалификацией» (Suitably qualified external person) - Привлеченное лицо, обладающее навыками и профессиональной компетенцией, позволяющими выступать в качестве партнера по проекту, например, партнер другой фирмы, или сотрудник (с соответствующим опытом) либо профессиональной бухгалтерской организации, чьи члены могут проводить аудит и обзор исторической финансовой информации, выполнять прочие соглашения о выражении уверенности или оказывать сопутствующие услуги; либо организации, предоставляющей соответствующие услуги по контролю качества.
Элементы системы контроля качества
7. Система контроля качества фирмы должна включать в себя политику и процедуры, раскрывающие каждый их следующих элементов: (а) Ответственность руководства фирмы за качество. (б) Этические требования. (в) Принятие и продолжение отношений с клиентом и специфических соглашений. (г) Человеческие ресурсы. (д) Выполнение соглашения. (е) Мониторинг. 8. Политика и процедуры контроля качества должны документироваться и персонал фирмы должен быть ознакомлен с ними. Они должны описывать политику и процедуры контроля качества и цели, для достижения которых они разработаны, они также должны информировать, что каждый сотрудник несет личную ответственность за качество и должен соблюдать вышеупомянутые политику и процедуры. Кроме того, фирма должна признавать важность получения ответной реакции своего персонала в отношении системы контроля качества. Более того, фирма должна поощрять свой персонал выдвигать предложения и сообщать о проблемах в системе контроля качества.
Ответственность руководства фирмы за качество
9. Фирма должна разработать политику и процедуры для улучшения внутренней культуры, основывающейся на превалирующем значении качества при выполнении соглашений. Такая политика и процедуры должны требовать от старшего исполнительного директора (или эквивалентной должности) или, при необходимости, управляющего совета партнеров (или эквивалентного органа) принятия на себя окончательной ответственности за качество в фирме. 10. Руководство фирмы и примеры, которые оно подает, оказывают значительное влияние на внутреннюю культуру в фирме. Поощрение внутренней культуры, ориентированной на качество, зависит от четких, последовательных и постоянных действий и сообщений от всех уровней руководства фирмы, делающих акцент на политике и процедурах контроля качества и требующих: (а) выполнения работы в соответствии с профессиональными стандартами, регулирующими и юридическими требованиями; и (б) выпуска отчета (заключения, соответствующего обстоятельствам). Такие действия и примеры продвигают культуру, признающую и поощряющую высокое качество выполнения работ. Распространение такой культуры может происходить в процессе обучения, встреч, формальных и неформальных переговоров, объявления планов фирмы, а также посредством информационных бюллетеней, или меморандумов. Такая практика должна быть отражена во внутренней документации фирмы и материалах по обучению, а также в процедурах по оценке партнеров и сотрудников, таким образом, чтобы акцентировать внимание фирмы на важности качества и на том, как достичь этого. 11. Особо важным для руководства фирмы является осознание того, что основополагающее требование к фирме, в отношении соблюдения качества при выполнении каждого соглашения преобладает над бизнесом стратегией фирмы. Соответственно: (а) фирма наделяет свое руководство ответственностью таким образом, чтобы коммерческие приоритеты не преобладали над качеством выполняемых работ; (б) политика и процедуры фирмы по выполнению оценки, поощрения и продвижения (включая системы стимулирования) в отношении своего персонала разработаны с учетом преобладания требований фирмы к соблюдению качества; (в) фирма выделяет значительные ресурсы для разработки документации и поддержания политики и процедур контроля качества. 12. Все лица, которых старшие исполнительные директора фирмы или управляющий совет партнеров наделил операционной ответственностью за системы контроля качества фирмы, должны иметь достаточный и надлежащий опыт и навыки, а также необходимые полномочия для выполнения своих обязанностей. 13. Достаточный и надлежащий опыт и навыки позволяют ответственным лицам определить и изучить вопросы контроля качества, разработать соответствующую политику и процедуры. Необходимые полномочия позволяют им внедрить эту политику и процедуры.
14. Фирма должна разработать политику и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что фирма и ее персонал выполняют соответствующие этические требования. 15. Этические требования, связанные с аудитом и обзором исторической финансовой информации, а также прочими соглашениями о выражении уверенности и сопутствующих услугах, обычно включают в себя Части А и Б Кодекса Этики Профессиональных Бухгалтеров МФБ и национальные требования, которые обычно более строги. Кодекс Этики МФБ устанавливает фундаментальные принципы профессиональной этики, которые включают в себя: (а) порядочность; (б) объективность; (в) профессиональную компетентность и должную тщательность; (г) конфиденциальность; (д) профессиональное поведение. 16. Части А и Б Кодекса МФБ включают в себя концептуальный подход к независимости в соглашениях о выражении уверенности, учитывающий угрозы независимости, применимые меры предосторожности и интересы общества. 17. Политика и процедуры фирмы выделяют фундаментальные принципы, осуществляемые посредством (а) действий руководства фирмы, (б) обучения и повышения квалификации, (в) мониторинга и (г) процесса устранения несоответствия. Независимость в соглашениях о выражении уверенности настолько важна, что она рассматривается отдельно в нижеследующих параграфах 18-27. Данные параграфы должны рассматриваться вместе с требованиями Кодекса МФБ.
18. Фирма должна разработать политику и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что фирма и ее персонал, а также, при необходимости, прочие лица (включая экспертов, привлеченных персоналом фирмы или сетевой фирмы), охвачены и соблюдают требования по независимости в соответствии с Кодексом МФБ и национальным этическими требованиями. Такая политика и процедуры должны предоставить фирме возможность: (а) довести до сведения персонала и, при необходимости, до других лиц, охваченных такими требованиями, требования предъявляемые фирмой к независимости; и (б) определить и оценить обстоятельства и отношения, вызывающие угрозы независимости, а также предпринять соответствующие действия для устранения этих угроз или их снижения до приемлемо низкого уровня путем применения мер предосторожности, или, если приемлемо, отказаться от выполнения соглашения. 19. Такая политика и процедуры должны требовать, чтобы: (а) партнеры по проекту предоставляли фирме соответствующую информацию по соглашениям с клиентами, включая масштаб услуг, чтобы фирма могла оценить общее влияние, если таковое имеет место быть, на требования по независимости; (б) персонал незамедлительно информировал фирму об обстоятельствах и отношениях, создающих угрозу независимости, для принятия надлежащих действий; (в) производимый сбор и передача соответствующей информации надлежащему персоналу обеспечили следующее: (i) фирма и ее персонал легко могли определить соответствуют ли они требованиям по независимости; (ii) фирма могла поддерживать и обновлять свою документацию по независимости; и (iii) фирма могла предпринять соответствующие действия в отношении выявленных угроз независимости. 20. Фирма должна разработать политику и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что она информирована о нарушениях требований по независимости, и она способна предпринять надлежащие действия для решения этой проблемы. Политика и процедуры должны включать требования, предъявляемые: (а) ко всем лицам, на которых распространяются требования по независимости, незамедлительно информировать фирму о нарушениях независимости, о которых они им стало известно; (б) к фирме незамедлительно информировать о выявленных нарушениях такой политики и процедур: (i) партнера по проекту, который совместно с фирмой должен решить эту проблему; и (ii) прочий соответствующий персонал фирмы и всех лиц, на которых распространяются требования по независимости, которые должны предпринять надлежащие меры; и (в) к партнеру по проекту и прочим лицам, указанным в параграфе (б) пункте (ii), незамедлительно информировать фирму, при необходимости, о мерах, предпринятых для решения этой проблемы, чтобы фирма могла определить должна ли она предпринять дальнейшие действия. 21. Всеобъемлющее руководство по угрозам независимости и мерам предосторожности, включая применение в отношении специфических ситуаций, представлено в Разделе 8 Кодекса МФБ.1 22. Фирма, получившая сообщение о нарушении политики и процедур независимости, незамедлительно передает соответствующую информацию партнерам по проектам и другим уполномоченным лицам в фирме, и при необходимости, экспертам, привлеченным персоналом фирмы или сетевой фирмы, для принятия надлежащих действий. Эти действия, предпринятые фирмой и соответствующим партнером по проекту, включают в себя применение необходимых мер предосторожности для устранения угроз независимости или для их снижения до приемлемо низкого уровня, или отказ от соглашения. Кроме того, фирма должна обучить персонал, который должен быть независимым, соблюдению требования по независимости. 23. По крайней мере, раз в год, фирма должна собрать подтверждения соответствия политике и процедурам контроля качества от всего персонала фирмы, который должен соблюдать независимость в соответствии с требованиями Кодекса МФБ и национальными этическими требованиями. 24. Письменные подтверждения могут быть в бумажной или в электронной форме. Путем получения подтверждений и выполнения определенных действий по информации, указывающей на несоответствие, фирма демонстрирует, какую важность она придает независимости и акцентирует на этом вопросе внимание персонала. ____________________________ Раздел 290 Кодекса Этики Профессиональных Бухгалтеров МФБ, опубликованного в июне 2005 года и вступающего в силу 30 июня 2006 года.
25. Кодекс МФБ рассматривает угрозу знакомства, возникающую при использовании одного состава персонала старшего звена в соглашении о выражении уверенности в течение длительного периода времени, и меры предосторожности, приемлемые для устранения этой угрозы. Соответственно, фирма должна разработать политику и процедуры: (а) устанавливающие критерии для определения необходимости принятия мер предосторожности для снижения угрозы знакомства, до приемлемо низкого уровня при использовании одного состава персонала старшего звена в соглашении о выражении уверенности в течение длительного периода времени; и (б) требующие проведения ротации партнеров по проекту после истечения определенного периода времени в соответствии с требованиями Кодекса МФБ и национальными этическими требованиями, которые обычно более строги, в отношении аудита финансовой отчетности котируемых субъектов. 26. Использование одного состава персонала старшего звена в соглашениях о выражении уверенности в течение длительного периода времени может вызвать угрозу знакомства или иным образом ухудшить качество выполнения соглашения. Таким образом, фирма должна установить критерии для определения необходимости принять меры предосторожности для устранения угрозы. При определении соответствующих критериев фирма рассматривает такие вопросы как (а) характер соглашения, включая степень интереса общества к этому соглашению, (б) длительность участия персонала старшего звена в этом соглашении. Примеры мер предосторожности включают в себя ротацию персонала старшего звена или требование проведения обзора контроля качества выполнения соглашения. 27. Кодекс МФБ признает, что угроза знакомства особенно существенна в контексте аудита финансовой отчетности котируемых субъектов. В отношении такого аудита Кодекс МФБ предусматривает ротацию партнеров по проекту по прошествии определенного периода, обычно не превышающего семь лет, и предоставляет соответствующие стандарты и руководства. Национальные требования могут предусматривать более короткий период.
Принятие и продолжение отношений с клиентом и специфических соглашений
28. Фирма должна разработать политику и процедуры по принятию и продолжению отношений с клиентом и специфических соглашений, обеспечивающую разумную уверенность в том, что она приняла или продолжила отношения и соглашения только в том случае, если она: (а) изучила порядочность клиента и не получила информацию, которая может привести к мнению, что клиент недостаточно порядочен; (б) профессионально компетентна для выполнения соглашения и имеет для этого возможности, время и ресурсы; и (в) может выполнить этические требования. Фирма должна получить необходимую информацию, до заключения соглашения с новым клиентом, при принятии решения о продолжении существующего соглашения, и при рассмотрении предложения заключить новое соглашение с существующим клиентом. После решения всех вопросов и принятия решения о принятии или продолжении отношений с клиентом или специфического соглашения, фирма должна задокументировать процесс принятия решений по этим вопросам. 29. В отношении порядочности клиента вопросы, которые должна рассмотреть фирма, включают в себя, например: - Идентификационные данные и деловую репутацию основных владельцев, ключевого руководящего состава, связанных сторон и лиц, наделенных руководящими полномочиями. - Характер деятельности клиента, включая его деловую практику. - Информацию о том, как основные владельцы, ключевое руководство и лица, наделенные руководящими полномочиями, реагируют на такие вопросы как агрессивная интерпретация стандартов бухгалтерского учета и относятся к среде внутреннего контроля. - Существование агрессивного отношения клиента к гонорарам фирмы и его стремления к минимизации гонорара. - Наличие признаков неприемлемого ограничения масштаба работ. - Признаки того, что клиент может быть вовлечен в отмывание денег или прочую преступную деятельность. - Причины назначения фирмы и отказа от продления отношений с предыдущей фирмой. 30. Информация, которую фирма может получить по таким вопросам, может быть получена, например, в результате: - Обсуждений, проведенных в соответствии с Кодексом МФБ, с существующими или предыдущими провайдерами профессиональных бухгалтерских услуг клиенту и обсуждений с прочими третьими сторонами. - Ответов на запросы, адресованных прочему персоналу фирмы или третьим сторонам, таких как банки, юридические советники и отраслевые конкуренты. - Поиска по базам данных. 31. При рассмотрении того, обладает ли фирма навыками, профессиональной компетентностью, временем и ресурсами для заключения нового соглашения с новым или существующим клиентом, фирма изучает специфические требования, указанные в соглашении, опыт существующего партнера и персонала на всех соответствующих уровнях. Фирма должна рассмотреть ответы на следующие вопросы: - обладает ли фирма знанием соответствующей отрасли или предмета изучения; - имеет ли персонал фирмы опыт работы с соответствующими требованиями по регулированию и подготовке отчетности, либо насколько эффективным будет приобретение необходимых навыков и знаний; - имеет ли фирма достаточное количество сотрудников обладающих соответствующими знаниями и профессиональной компетентностью; - возможно ли, в случае необходимости, привлечение экспертов; - возможно ли, в случае необходимости, привлечение лица, отвечающего критериям и предъявляемым требованиям, для проведения обзора контроля качества выполнения соглашения; и - может ли фирма завершить соглашение в оговоренные сроки. 32. Фирма также изучает, может ли заключение соглашения с новым или существующим клиентом вызвать фактический или потенциальный конфликт интересов. При выявлении потенциального конфликта интересов, фирма должна решить стоит ли ей заключать соглашение. 33. Процесс принятия решения о продолжении отношений с клиентом включает в себя рассмотрение значительных вопросов, возникавших за время оказания услуг по текущему или предыдущему соглашению, и их влияния на продолжение отношений. Например, клиент, возможно, начал расширять свой бизнес в направлении, по которому у фирмы нет необходимых знаний и опыта. 34. Если фирма получает информацию, которая могла бы привести к отказу от заключения соглашения, в случае, если бы эта информация была доступна раньше, политика и процедуры по продолжению оказания услуг по соглашению и отношений с клиентом должны учитывать следующее: (а) профессиональную и правовую ответственность, применимую к данным обстоятельствам, включая изучение того, имеется ли требование по информированию лица или лиц, назначивших фирму на соглашение, или в некоторых случаях регулирующего органа; и (б) возможность отказа от выполнения соглашения или одновременного отказа от выполнения соглашения и полного прекращения отношений с клиентом. 35. Политика и процедуры по отказу от выполнения соглашения или одновременному отказу от выполнения соглашения и полного прекращения отношений с клиентом рассматривают вопросы, которые включают в себя: - Обсуждение с соответствующим уровнем руководства клиента и лицами, наделенными руководящими полномочиями, соответствующих действий, которые фирма может предпринять, основываясь на соответствующих фактах и обстоятельствах. - Если фирма определила, что необходимо отказаться от выполнения соглашения, обсуждение с соответствующим уровнем руководства клиента и лицами, наделенными руководящими полномочиями, отказа от выполнения соглашения или одновременного отказа от выполнения соглашения и полного прекращения отношений с клиентом, включая причины связанные с отказом. - Изучение того имеются ли профессиональные, регулирующие или юридические требования продолжить выполнение соглашения или проинформировать регулирующие органы об отказе от выполнения соглашения или об одновременном отказе от выполнения соглашения и полном прекращении отношений с клиентом вместе с причинами отказа. - Документирование значительных вопросов, консультаций, заключений и основы для заключений.
36. Фирма должна разработать политику и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что фирма имеет достаточное количество сотрудников обладающих соответствующими знаниями, профессиональной компетентностью и приверженностью этическим требованиям, необходимым для выполнения соглашения в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями законодательства и регулирования, а также в том, что фирма или партнер по проекту выпускают отчеты (заключения), соответствующие обстоятельствам. 37. Такая политика и процедуры рассматривают следующие вопросы в отношении персонала: (а) найм; (б) оценка результатов работы; (в) навыки; (г) профессиональная компетентность; (д) профессиональный рост; (е) повышение в должности; (ж) поощрение; и (з) оценка потребностей в персонале. Рассмотрение этих вопросов предоставляет возможность фирме определить количество и характеристики сотрудников, требуемых для выполнения соглашений. Процесс найма в фирме должен включать в себя процедуры, помогающие фирме выбрать порядочных сотрудников, способных развивать свои навыки и профессиональную компетентность, необходимые для выполнения работ фирмы. 38. Навыки и профессиональная компетентность могут быть развиты различными методами, включая: - Профессиональное образование. - Непрерывное профессиональное развитие, включая обучение. - Опыт работы. - Обучение более опытным персоналом, например, другими членами команды по проекту. 39. Постоянное поддержание профессиональной компетентности персонала фирмы зависит в значительной степени от соответствующего уровня непрерывного профессионального развития, обеспечивающего поддержание персоналом своих знаний и навыков. Таким образом, фирма должна акцентировать в своей политике и процедурах необходимость непрерывного обучения персонала всех уровней, и предоставлять ресурсы необходимые для обучения и оказывать содействие персоналу в развитии и поддержании навыков и профессиональной компетентности. При отсутствии внутренних технических и обучающих ресурсов или по какой-либо другой причине фирма может привлекать для этих целей внешних лиц, обладающих соответствующей квалификацией. 40. Процедуры фирмы по оценке результатов работы, поощрению и повышению в должности обеспечивают надлежащее признание и вознаграждение развития и поддержания профессиональной компетентности, а также соблюдения этических принципов. В частности, фирма: (а) должна информировать персонал о своих ожиданиях в отношении результатов работы и этических принципов; (б) должна давать персоналу оценку и советы по результатам работы, достигнутому прогрессу и карьерному росту; и (в) должна помогать персоналу, понять, что продвижение на позиции с большей ответственностью зависит, помимо всего прочего, от качества выполнения работы и следования этическим принципам, и что несоблюдение политики и процедур фирмы может повлечь за собой дисциплинарные действия. 41. Размер и специфические обстоятельства фирмы влияют на структуру процесса оценки результатов работы в фирме. Более мелкие фирмы, в частности, могут применять менее формальные методы оценки результатов работы своего персонала.
42. Фирма должна возложить ответственность за выполнение каждого соглашения на партнера по проекту. Фирма должна разработать политику и процедуры, требующие, чтобы: (а) назначение и роль партнера по проекту были сообщены ключевым членам руководства клиента, а также лицам, наделенным руководящими полномочиями; (б) партнер по проекту обладает надлежащими навыками, профессиональной компетентностью, полномочиями и временем для выполнения назначения; и (в) ответственность партнера по проекту четко определена и доведена до его сведения. 43. Политика и процедуры включают в себя систему мониторинга нагрузки и занятости партнеров по проектам, чтобы они имели достаточно времени для надлежащего выполнения своих обязанностей. 44. Фирма также должна назначать надлежащих сотрудников с необходимыми навыками, профессиональной компетентностью и временем для выполнения соглашения в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями регулирования и законодательства, а также для предоставления фирме и партнерам по проектам возможности выпуска отчетов (заключений), соответствующих обстоятельствам. 45. Фирма должна разрабатывать процедуры по оценке навыков и профессиональной компетентности своего персонала. Навыки и профессиональная компетентность, рассматриваемые при назначении команды по проекту и при определении необходимого уровня надзора, включают в себя: - Знание и практический опыт с соглашениями аналогичного характера и сложности, полученные в процессе соответствующего обучения или участия в соглашениях. - Знание профессиональных стандартов, требований законодательства и регулирования. - Соответствующие технические знания, включая знания соответствующих информационных технологий. - Знание соответствующих отраслей, в которых работает клиент. - Способность применить профессиональное суждение. - Знание политики и процедур контроля качества, используемых в фирме.
46. Фирма должна разработать политику и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что соглашения выполняются в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями регулирования и законодательства, а также в том, что фирма и партнеры по проекту выпускают отчеты, соответствующие обстоятельствам. 47. Используя политику и процедуры, фирма должна обеспечить последовательное качественное выполнение соглашения. Очень часто для этого используются бумажные или электронные справочники-руководства, программное обеспечение или другие формы стандартных документов, а также материалы специализированных руководств по отрасли или предмету изучения. Рассматриваемые материалы включают в себя: - Подходы к инструктажу команды по проекту для получения знания о целях их работы. - Процессы соответствия применимым стандартам выполнения соглашений. - Процессы надзора за выполнением соглашения, обучения и направления работы персонала. - Методы обзора выполненной работы, значительных суждений и формы отчета, который необходимо выпустить. - Соответствующую документацию выполненной работы, сроков и масштаба обзора. - Процесс обновления политик и процедур. 48. Очень важно, чтобы все члены команды по проекту знали цели, выполняемой ими работы. Работа в команде и обучение необходимы для содействия менее опытным членам команды по проекту понять цели, выполняемой ими работы. - Отслеживание этапов выполнения соглашения. - Изучение навыков и профессиональной компетентности отдельных членов команды по проекту, т.е. имеют ли они достаточно времени для выполнения их работы, знают ли они инструкции и выполняется ли работа в соответствии с запланированным подходом к выполнению соглашения. - Рассмотрение значительных вопросов, возникающих в ходе соглашения, изучение их значительности и соответствующая модификация запланированного подхода. - Определение вопросов для консалтинга или их рассмотрение более опытными членами команды по проекту в ходе выполнения соглашения. 50. Ответственность за обзор основана на том, что более опытные члены команды по проекту, включая партнера по проекту, выполняют обзор работы, выполненной менее опытными членами команды по проекту. Лица, выполняющие обзор, должны проверять работу на предмет следующего: (а) была ли работа выполнена в соответствии с профессиональными стандартами, регулирующими и юридическими требованиями; (б) были ли вынесены значительные вопросы на дальнейшее рассмотрение; (в) были получены соответствующие консультации и достигнутые заключения были задокументированы и выполнены; (г) необходимо ли пересмотреть характер, сроки и масштаб выполненной работы; (д) подтверждает ли выполненная работа сделанные заключения и задокументирована ли она надлежащим образом; (е) являются ли полученные доказательства достаточными и надлежащими для подтверждения отчета; и (ж) были ли достигнуты цели процедур по соглашению.
51. Фирма должна разработать политику и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что: (а) были получены соответствующие консультации по трудным и спорным вопросам; (б) доступны достаточные ресурсы для получения соответствующих консультаций; (в) характер и масштаб консультаций задокументированы; и (г) заключения, вытекающие из консультаций, документируются и выполняются. 52. Консультации включают в себя обсуждение, на соответствующем профессиональном уровне, с сотрудниками или внешними лицами, обладающими специализированным опытом для решения трудных или спорных вопросов. 53. Консультации используют соответствующие исследовательские ресурсы, коллективный и технический опыт фирмы. Консультации помогают улучшить качество и применение профессионального суждения. Фирма должна стремиться разработать культуру, в которой консультации признаются как сильные стороны, и поощрять персонал получать консультации по трудным и спорным вопросам. 54. Эффективные консультации с другими специалистами предусматривают, чтобы консультанты были обеспечены соответствующими фактами, которые позволят им предоставить информативную консультацию по техническим, этическим или прочим вопросам. Процедуры консультации предусматривают консультирование у лиц, обладающих соответствующим знанием, стажем и опытом, в пределах фирмы или, при необходимости, вне фирмы по значительным техническим, этическим и прочим вопросам, а также соответствующее документирование и выполнение заключений, сделанных на основе консультаций. 55. Фирма, которой необходимы внешние консультации, например, фирма, не имеющая соответствующих внутренних ресурсов, может воспользоваться консалтинговыми услугами, предоставляемыми (а) другими фирмами, (б) профессиональными или регулирующими органами или (в) коммерческими организациями, предоставляющими соответствующие услуги по контролю качества. До подписания соглашения об оказании таких услуг, фирма должна удостовериться в том, что внешний провайдер обладает достаточной профессиональной квалификацией для этой цели.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |