|
|
|
Закон Республики Казахстан от 11 марта 2002 года № 302-II Данная редакция действовала до внесения изменений от 20 декабря 2004 года Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 3)Глава 2. Государственное управление в области охраны (статьи 4 - 8) атмосферного воздухаГлава 3. Организация деятельности по охране (статьи 9 - 18) атмосферного воздухаГлава 4. Государственный учет источников вредных (статьи 19 - 20) воздействий на атмосферный воздухГлава 5. Контроль в области охраны атмосферного воздуха (статьи 21 - 25) Глава 6. Права и обязанности физических и юридических (статьи 26 - 27) лиц в области охраны атмосферного воздухаГлава 7. Заключительные положения (статьи 28 - 30)Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны атмосферного воздуха и направлен на обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан и реализацию прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья человека окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) атмосферный воздух - компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы; 2) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях, превышающих предельно допустимые нормативы, оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; 3) выброс - поступление вредного (загрязняющего) вещества из передвижных и стационарных источников в атмосферу; 4) загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ; 5) вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду; 6) гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимую концентрацию вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; 7) экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду; 8) качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим и экологическим нормативам; 9) мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; 10) неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха; 11) охрана атмосферного воздуха - система государственных и общественных мер, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха и предотвращение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду; 12) парниковые газы - газообразные составляющие атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение; 13) предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; 14) предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника, оказывающего шумовое, вибрационное, электромагнитное и другое физическое воздействие на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие не приводит к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух; 15) предельно допустимая концентрация вредных (загрязняющих) веществ в воздухе - показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на атмосферный воздух, превышение которого приводит к вредному воздействию на здоровье человека и окружающую среду; 16) норматив предельно допустимого выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижного и стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом удельных нормативов выбросов, при условии соблюдения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов, установленных законодательством Республики Казахстан; 17) трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение атмосферного воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства; 18) удельный норматив выброса - норматив максимальной массы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств, который устанавливается для передвижных, стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха 1. Законодательство Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 3. Международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха Республика Казахстан осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан в области охраны атмосферного воздуха. Глава 2. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха Статья 4. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха Охрана атмосферного воздуха осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов: 1) приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений; 2) недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; 3) государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; 4) гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; 5) научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом. Статья 5. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством Республики Казахстан, центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и местными представительными и исполнительными органами. Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха К компетенции Правительства Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха относятся: 1) разработка основных направлений государственной политики в области охраны атмосферного воздуха; 2) разработка государственных программ в области охраны атмосферного воздуха и представление их на утверждение Президенту Республики Казахстан; 3) формирование системы экономического стимулирования и внедрение механизма уменьшения выбросов, загрязняющих атмосферный воздух; 4) формирование и обеспечение реализации государственных программ в области охраны атмосферного воздуха; 5) установление порядка взимания и утверждение ставки платы за загрязнение атмосферного воздуха; 6) утверждение порядка выдачи лицензии на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; 7) определение порядка выдачи лицензий на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств; 8) установление порядка организации и проведения государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха; 9) определение порядка представления информации и ведения государственной статистики в области охраны атмосферного воздуха; 10) иные функции, установленные настоящим законом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Статья 7. Компетенция центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды К компетенции центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды относятся: 1) реализация государственной политики в области охраны атмосферного воздуха; 2) координация деятельности иных центральных исполнительных органов, осуществляющих функции охраны атмосферного воздуха; 3) разработка нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха; 4) разработка нормативно-методической документации об определении величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе по регулированию передвижения транспортных средств на соответствующей территории в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 5) организация государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения; 6) осуществление государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан; 7) организация применения механизмов экономического стимулирования уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 8) предоставление доступа к экологической информации и информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении государственных программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий; 9) установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха; 10) установление порядка государственного учета источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; 11) установление порядка разработки и утверждения удельных нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастра), в отношении которых они разрабатываются; 12) установление порядка ограничения, уменьшения или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; 13) организация работы по нормированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлению сроков нормирования выбросов для отдельных предприятий и населенных пунктов; 14) осуществление иных функций, установленных настоящим Законом. Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов в области охраны атмосферного воздуха 1. Местные представительные органы в пределах своей компетенции: 1) утверждают программы по охране атмосферного воздуха; 2) утверждают расходы по охране и оздоровлению атмосферного воздуха в составе местных бюджетов; 3) заслушивают информации руководителей местных исполнительных органов и организаций о состоянии охраны атмосферного воздуха. 2. Местные исполнительные органы в пределах своей компетенции: 1) осуществляют государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха; 2) организуют разработку и реализацию программ в области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях. Глава 3. Организация деятельности по охране атмосферного воздуха Статья 9. Программы охраны атмосферного воздуха и мероприятия по его охране 1. Физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух, которые превышают установленные для них нормативы предельно допустимых выбросов, осуществляют согласованные с территориальными подразделениями центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды мероприятия по его охране в целях достижения норм предельно допустимых выбросов. 2. Мероприятия по охране атмосферного воздуха должны проводиться в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха. 3. Проекты программ охраны атмосферного воздуха выносятся на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха. 4. Финансирование программ охраны атмосферного воздуха и мероприятий по их осуществлению проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 10. Экологическое нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействии на него В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических, биологических и радиационных факторов на людей, животных и растения, особо охраняемые природные территории и иные объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий. Статья 11. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и вредных физических воздействий на атмосферный воздух 1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются удельные нормативы выбросов и нормативы предельно допустимых выбросов. 2. Удельные нормативы выбросов устанавливаются центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды по согласованию с соответствующим государственным органом, в компетенцию которого входит разработка технологических нормативов охраны атмосферного воздуха для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств. 3. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. 4. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан. 5. Система экономического стимулирования и механизмы уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ устанавливаются Правительством Республики Казахстан. 6. Государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ, регистрация выданных разрешений на допустимое количество выбросов и регистрация фактически произведенных выбросов производятся в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Республики Казахстан. См.также: Инструкцию по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Статья 12. Лицензия на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и лицензия на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух 1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании лицензии, выданной центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды или его территориальными подразделениями в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. 2. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании лицензий, выданных центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды по согласованию с органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. 3. При отсутствии лицензий на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных лицензиями, деятельность физических и юридических лиц может быть запрещена или приостановлена в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан. Статья 13. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух 1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен здоровью и генетическому фонду человека, окружающей среде стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредные воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. 2. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают требованиям охраны атмосферного воздуха, установленным законодательством Республики Казахстан. 3. Производство и использование топлива на территории Республики Казахстан допускаются в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан. 4. Правительство Республики Казахстан может вводить научно и экономически обоснованные ограничения использования отдельных видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей. 5. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. 6. Любые временные действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха либо приводящие к временному ухудшению его состояния, могут осуществляться на основании разрешений, выданных центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды или его территориальными подразделениями в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Статья 14. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности 1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, а также при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами. 2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества. 3. В целях охраны атмосферного воздуха в населенных пунктах устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной и иной деятельности. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 4. В проектах модернизации и реконструкции объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до норматива предельно допустимого выброса и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан. 5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды или с его территориальными подразделениями. 6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться соблюдение удельных нормативов выбросов, нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Статья 15. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств 1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает удельные нормативы выбросов, установленные законодательством Республики Казахстан. 2. Правительство Республики Казахстан, центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, местные исполнительные органы обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. 3. Местные представительные органы по представлению территориальных подразделений центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды могут в пределах своей компетенции вводить ограничения въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма и регулировать передвижение транспортных средств. 4. Транспортные и иные передвижные средства подлежат обязательной проверке на соответствие удельным нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан. Статья 16. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления, токсичных веществ и пестицидов 1. Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, а также в полигонах размещения отходов производства и потребления, токсичных веществ и пестицидов, загрязняющих атмосферный воздух, а также сжигание таких отходов производятся на основании правил, утвержденных центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. См. Инструкцию по выдаче разрешения на сжигание попутного и природного газа. 2. Физические и юридические лица обязаны обеспечивать своевременный вывоз отходов производства и потребления, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, в специализированные места их складирования или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья. 3. Места размещения отходов производства и потребления, загрязняющих атмосферный воздух, выделяются местными исполнительными органами и должны быть согласованы с местными представительными органами, территориальными подразделениями центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан. Статья 17. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающего жизни и здоровью людей 1. В городских и иных поселениях территориальные подразделения центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и местные исполнительные органы регулируют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в градостроительстве с учетом розы ветров и в периоды неблагоприятных метеорологических условий. 2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи действий, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется местными исполнительными органами по представлениям территориальных подразделений центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и других центральных исполнительных органов, осуществляющих функции охраны атмосферного воздуха. 3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными подразделениями центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий. 4. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статья 18. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха С целью предупреждения и ликвидации последствий трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан в области охраны атмосферного воздуха. Глава 4. Государственный учет источников вредных воздействий на атмосферный воздух Статья 19. Государственный учет источников вредных воздействий на атмосферный воздух 1. Физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, установленном центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. 2. Перечень организаций, осуществляющих в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, статистические наблюдения в области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях, определяется центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды по согласованию с органами государственной статистики. Статья 20. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников 1. Физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. 2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Глава 5. Контроль в области охраны атмосферного воздуха Статья 21. Мониторинг атмосферного воздуха 1. В целях наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения государственных органов, организаций и населения текущей и экстренной информацией о качестве атмосферного воздуха центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, местные исполнительные органы организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Республики Казахстан. 2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. 3. Территориальные подразделения центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды устанавливают перечень организаций, которые должны осуществлять производственный мониторинг атмосферного воздуха. Статья 22. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха 1. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение: 1) условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; 2) стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; 3) режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 4) выполнения государственных программ охраны атмосферного воздуха; 5) иных требований законодательства Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха. 2. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, его территориальные подразделения и местные исполнительные органы в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан. Статья 23. Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха 1. Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух. 2. Производственный контроль за состоянием охраны атмосферного воздуха проводится аттестованными лабораториями, имеющими свидетельство уполномоченного государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации. 3. Юридические лица, которые имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха, контроль за его качеством в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха. 4. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, а также результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха представляются в территориальные подразделения центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Статья 24. Права государственных инспекторов центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды 1. Государственные инспекторы центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды имеют право: 1) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебных удостоверений) организации и другие объекты, независимо от форм собственности и подчинения (в том числе в установленном порядке военные и оборонные объекты), запрашивать и бесплатно получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха; 2) проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами; 3) проверять выполнение планов и мероприятий по охране и оздоровлению атмосферного воздуха, соблюдение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха; 4) проверять соблюдение условий, установленных в лицензиях на пользование природными ресурсами и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны атмосферного воздуха, выполнение договоров (контрактов) и разрешений на природопользование, аннулировать их в установленном порядке, давать предписания или вносить предложения об их аннулировании; 5) проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; 6) вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений; 7) выносить предписания о запрещении ввоза (вывоза) на территорию Республики Казахстан, а также транзита (дальнейшей транспортировки) экологически опасных грузов (изделий), отходов и сырьевых ресурсов, осуществляемых с нарушениями нормативов качества атмосферного воздуха; 8) обращаться с исковыми заявлениями в судебные органы о приостановлении или запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха; 9) рассматривать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, дела об административных правонарушениях в области охраны атмосферного воздуха, направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны атмосферного воздуха, к административной или уголовной ответственности; 10) приостанавливать действие разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него на срок до трех месяцев, если их условия не соблюдаются, либо аннулировать такие разрешения, применяя надлежащую правовую процедуру, при которой владелец разрешения заранее уведомляется о предстоящем аннулировании; 11) определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного в результате нарушения законодательства Республики Казахстан в области охраны атмосферного воздуха, и на основании этого предъявлять к виновным лицам требования о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд; 12) проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществляемых стационарными и передвижными источниками, в том числе транспортными средствами;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |