|
|
|
Закон Республики Казахстан от 18 марта 2002 года № 304-II Об органах Данная редакция действовала до внесения изменений от 20 декабря 2004 года Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4) Глава 2. Система и организация деятельности органов (статьи 5 - 14) юстиции Глава 3. Основные функции, права и обязанности органов (статьи 15 - 24) юстиции Глава 4. Кадры органов юстиции и их правовое положение (статьи 25 - 32) Глава 5. Иные вопросы организации и деятельности (статья 33) органов юстицииСтатья 1. Статус органов юстиции Республики Казахстан Органы юстиции Республики Казахстан (в дальнейшем - органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций. См.: Совместный приказ Министерства юстиции Республики Казахстан и Агентства финансовой полиции Республики Казахстан от 19 сентября 2003 года № 143 О взаимодействии органов юстиции и финансовой полиции в вопросах представления интересов государства в судах. Статья 2. Правовая основа деятельности органов юстиции Правовую основу деятельности органов юстиции составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры Республики Казахстан. Статья 3. Задачи органов юстиции Задачами органов юстиции являются: 1) участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан; 3) осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними; 4) организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды; 5) организация и осуществление судебно-экспертной деятельности; 6) исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопорядка и законности в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания; 7) осуществление государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности; 8) осуществление государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействие их незаконному обороту и злоупотреблению ими; 9) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом; 10) осуществление иных задач, возложенных на них законодательством Республики Казахстан. Статья 4. Принципы деятельности органов юстиции Деятельность органов юстиции строится на принципах: 1) законности; 2) обеспечения права на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; 3) гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, иными организациями и должностными лицами; 4) независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений; 5) гуманизма, демократии, дифференциации и индивидуализации исполнения уголовных наказаний, соединения уголовного наказания с исправительным воздействием; 6) единства системы органов юстиции. Глава 2. Система и организация деятельности органов юстиции Статья 5. Система органов юстиции 1. Единую систему органов юстиции составляют: 1) органы юстиции, включающие: Министерство юстиции Республики Казахстан; комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан; территориальные органы юстиции; органы уголовно-исполнительной системы; 2) учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы и иные подведомственные организации. 2. Создание, реорганизация и ликвидация структурных подразделений Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляются Министерством юстиции, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Правительством Республики Казахстан. 3. Структура, штатная численность, условия материально-технического обеспечения органов юстиции определяются министром юстиции Республики Казахстан в пределах лимитов штатной численности, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов юстиции. Статья 6. Министерство юстиции Республики Казахстан 1. Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики. 2. Министерство юстиции возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики. Статья 7. Полномочия министра юстиции Республики Казахстан 1. Министр юстиции Республики Казахстан (далее - Министр) осуществляет руководство органами юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач. 1) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства юстиции, заместителей руководителей ведомств, руководителей областных, городов Астаны и Алматы подразделений юстиции и подведомственных министерству организаций, а также их заместителей; 2) обращается с исковым заявлением в суд о признании нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших ее, недействительными; 3) издает акты, обязательные к исполнению органами юстиции, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами; 4) представляет министерство в государственных органах и организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) присваивает в соответствии с законодательством Республики Казахстан специальные звания; 6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Статья 8. Территориальные органы юстиции 1. Территориальными органами юстиции являются областные, городов Астаны и Алматы подразделения юстиции. 2. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции. См.: Положение о территориальных органах юстиции Министерства юстиции Республики Казахстан. Статья 9. Организации системы юстиции Для решения задач и обеспечения функций, возложенных на Министерство юстиции, при министерстве действуют учреждения, учебные заведения и другие организации. Статья 10. Уголовно-исполнительная система органов юстиции Уголовно-исполнительная система органов юстиции Республики Казахстан - система учреждений и органов, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, назначенных судами, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Статья 11. Структура уголовно-исполнительной системы 1. Структуру уголовно-исполнительной системы образуют: 1) уполномоченный орган (ведомство центрального исполнительного органа); 2) органы и учреждения, обеспечивающие исполнение уголовных наказаний; 3) научно-исследовательские, лечебно-профилактические организации и организации образования; 4) организации, предназначенные для осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения. 2. Порядок организации деятельности, права и обязанности органов, администрации учреждений уголовно-исполнительной системы и их должностных лиц устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Статья 12. Взаимодействие органов юстиции с государственными органами, организациями и должностными лицами 1. Органы юстиции при решении возложенных на них задач взаимодействуют с центральными и местными государственными органами, в том числе с правоохранительными и контролирующими, а также с должностными лицами. См.: Совместный приказ Министерства юстиции Республики Казахстан от 1 октября 2003 года № 207 и Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 1 октября 2003 года № 455 О взаимодействии органов юстиции и таможенных органов по вопросам представления интересов государства в судах, Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 70 и Министерства юстиции Республики Казахстан от 2 декабря 2002 года № 183 О порядке взаимодействия органов прокуратуры и органов юстиции Республики Казахстан. 2. Государственные органы, организации и должностные лица обязаны оказывать содействие органам юстиции в выполнении функциональных задач и защите прав, свобод человека и гражданина, юридических лиц и интересов государства. 3. Сотрудничество органов юстиции с государственными органами и организациями иностранных государств, в том числе с органами юстиции, осуществляется на основе международных договоров. Статья 13. Акты органов юстиции 1. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам деятельности органов юстиции, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также вносит представления. 2. Руководители ведомств и территориальных органов Министерства юстиции в пределах своей компетенции издают приказы и вносят представления. 3. Акты органов юстиции, принятые в пределах их компетенции и прошедшие в случаях, предусмотренных законодательством, государственную регистрацию, обязательны к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства. Статья 14. Представление органов юстиции 1. Органы юстиции вправе вносить представление об устранении нарушений закона: 1) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, но не прошедших ее; 2) в отношении нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов, применяемых ими, но не опубликованных в установленном порядке, опубликование которых обязательно в соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан; 3) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, противоречащих законодательству Республики Казахстан; 4) в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан. 2. Представление вносится в соответствующий государственный орган (должностному лицу) либо в вышестоящий орган (должностному лицу). 3. Представление подлежит рассмотрению государственным органом либо должностным лицом вышестоящего органа в месячный срок. Органы юстиции вправе участвовать в рассмотрении представления. 4. Государственный орган либо должностное лицо обязаны устранить нарушения и о принятых мерах сообщить в органы юстиции. См.: Типовые формы представлений органов юстиции Республики Казахстан об устранении нарушений закона. Глава 3. Основные функции, права и обязанности органов юстиции Статья 15. Функции органов юстиции в сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства В сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) законопроектную работу, разработку проектов нормативных правовых актов; 2) юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов; 3) привлечение для осуществления законопроектных, экспертных, научно-исследовательских работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных, с использованием в этих целях бюджетных и иных средств; 4) официальное разъяснение нормативных правовых актов Правительства по поручению Правительства и Премьер-Министра Республики и по собственной инициативе; 5) правовую информатизацию, систематизацию законодательства, ведение эталонного контрольного банка нормативных правовых актов, ведение единой в Казахстане компьютерной системы правовой информации; 6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере законодательства. Статья 16. Функции органов юстиции в сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) подготовку, организацию заключения и исполнения в соответствии с законодательством Республики Казахстан международных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами; 2) юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан; 3) исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами; 4) проведение анализа по вопросам гармонизации, унификации законодательства Республики Казахстан и иностранных государств, а также имплементации признанных Казахстаном международных норм в законодательство Республики Казахстан; 5) участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, в подписании таких договоров; 6) юридическую экспертизу проектов международных договоров. Статья 17. Функции органов юстиции в сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства В сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) подбор и расстановку кадров судебных экспертов; 2) организацию судебно-экспертной деятельности и выдачу лицензий судебным экспертам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 3) материально-техническое обеспечение государственных судебно-экспертных организаций; 4) координацию научно-исследовательской работы в сфере судебной экспертизы; 5) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции; 6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере предупреждения правонарушений и преступлений; 7) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом. Статья 18. Функции органов юстиции в сфере осуществления государственной регистрации В сфере государственной регистрации органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) государственную регистрацию нормативных правовых актов центральных государственных органов, государственную регистрацию нормативных правовых актов маслихатов, акиматов и акимов, ведение Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан; См. Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 70 и Министерства юстиции Республики Казахстан от 2 декабря 2002 года № 183 О порядке взаимодействия органов прокуратуры и органов юстиции Республики Казахстан. 2) государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, а также ведение единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств; 3) государственную регистрацию актов гражданского состояния; 4) опубликование для всеобщего сведения перечня зарегистрированных нормативных правовых актов государственных органов; 5) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение правового кадастра, регистрацию залога движимого имущества и ведение реестра залога движимого имущества. Статья 19. Функции органов юстиции в сферах организации правовой помощи и оказания юридических услуг, правовой пропаганды 1. В сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) подбор, аттестацию и расстановку кадров государственного нотариата, выдачу, отзыв, приостановление и прекращение лицензий адвокатов и нотариусов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 2) руководство деятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частного нотариата, контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственными и частными нотариусами; 3) лицензирование нотариальной и адвокатской деятельности, лицензирование деятельности по оказанию платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью, лицензирование деятельности по оценке имущества; 4) обеспечение деятельности органов записи актов гражданского состояния; 5) координацию и методологическое руководство деятельностью юридических служб центральных исполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимов областей, городов Астаны и Алматы; 6) контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, органами записи актов гражданского состояния, адвокатурой; 7) аттестацию, подбор и расстановку кадров органов записи актов гражданского состояния, организационное, методическое руководство органами записи актов гражданского состояния, обеспечение единой правоприменительной практики в их деятельности; 8) проставление апостиля на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов. 2. В сфере правовой пропаганды органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) межведомственную координацию организации правовой пропаганды, участие в разъяснении законодательства; 2) предоставление на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием автоматизированной системы правовой информации; 3) заказчика юридической литературы, литературы по проблемам правовой пропаганды. Статья 20. Функции органов юстиции в сфере исполнения уголовных наказаний В сфере исполнения уголовных наказаний органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов организацию размещения осужденных в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания; 2) исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение выполнения режимных требований в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания; 3) охрану органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности осужденных и персонала, контроль за оперативной обстановкой в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания; 4) обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству; 5) оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; 6) разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы; 7) координацию научных исследований государственных органов и организаций в сфере исполнения уголовных наказаний. Статья 21. Функции органов юстиции в сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности В сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой области; 2) обеспечение организации и проведения научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности; 3) международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности; 4) государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав; 5) контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе; 6) регистрацию авторского права в официальных реестрах; 7) регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и пользователями, на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений; 8) содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений; 9) обеспечение регистрации заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем; 10) организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных документов и осуществление мер по поддержанию их в силе; 11) контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела; 12) обеспечение регистрации лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов; 13) выполнение иных, возложенных законодательством Республики Казахстан на органы юстиции функций в сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности. Статья 22. Функции органов юстиции в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими В сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими органы юстиции осуществляют следующие функции: 1) контроль и осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан лицензирования видов деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 2) контроль в пределах своей компетенции за целевым использованием технической помощи и инвестиций, поступающих в сферу оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими; 3) участие в разработке и реализации совместно с государственными органами государственной политики и стратегии в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими; 4) анализ состояния и тенденции развития наркоситуации в Республике Казахстан, подготовку информационно-аналитических материалов о ходе реализации стратегий и государственных программ в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом; 5) координацию деятельности региональных комиссий по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, а также выполнения ими региональных программ борьбы с наркоманией и наркобизнесом; 6) оказание содействия органам здравоохранения в организации медико-социальной помощи лицам, больным наркоманией и токсикоманией, и обеспечение гарантий прав и свобод граждан при ее оказании; 7) международное сотрудничество в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими; 8) анализ и обобщение практики применения законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими, разработку и внесение предложений по его совершенствованию; 9) организацию совместно с иными государственными органами и координацию обучения и повышения квалификации специалистов для работы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими, а также специалистов в сфере организации профилактики, лечения, социальной реабилитации лиц, употребляющих и склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ; 10) координацию совместно с компетентными государственными органами научных исследований в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2003 г. № 1255 О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан, функции и полномочия Министерства юстиции Республики Казахстан в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими переданы Комитету по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Статья 23. Обязанности органов юстиции Органы юстиции обязаны: 1) соблюдать и защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина, организаций и государства; 2) обеспечивать защиту переданных им другими государственными органами и организациями сведений, составляющих государственные секреты, а также сведений, засекреченных ими; 3) принимать, рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции органов юстиции, и сообщать заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, установленные законодательством; 4) анализировать и обобщать практику применения законодательства в сфере своей деятельности и вносить соответствующие предложения по его совершенствованию, устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства; 5) обеспечивать реализацию стратегий и государственных программ; 6) обеспечивать законность и правопорядок в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания; 7) в пределах своей компетенции оказывать научно-методическую и правовую помощь государственным органам. Статья 24. Права органов юстиции и их должностных лиц Органы юстиции и их должностные лица в пределах своей компетенции вправе: 1) издавать нормативные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению центральными и местными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами; 2) осуществлять межведомственную координацию и контроль по вопросам, входящим в их компетенцию; 3) запрашивать и получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы; 4) осуществлять в центральных государственных органах, а также в маслихатах и акиматах проверку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; 5) обращаться с иском в суд в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, а также общественных или государственных интересов в порядке, установленном статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан; 6) осуществлять управление переданным им имуществом; 7) осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по соблюдению ими лицензионных требований; 8) вносить предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций; 9) осуществлять издательскую деятельность; 10) проводить служебные расследования случаев чрезвычайных происшествий в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, устанавливать и анализировать их причины, принимать меры по предотвращению подобных случаев; 11) вводить в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, режим особых условий; 12) в установленных законом случаях и порядке осуществлять дознание, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания в пределах своей компетенции; 13) осуществлять оперативно-розыскную деятельность; 14) осуществлять иные полномочия, предоставленные законодательными актами Республики Казахстан. Глава 4. Кадры органов юстиции и их правовое положение Статья 25. Кадры органов юстиции Работники органов юстиции являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Казахстан "О государственной службе", за исключением сотрудников органов, учреждений и иных организаций уголовно-исполнительной системы и службы дознания Министерства юстиции, обладающих в соответствии с законодательными актами иным правовым статусом. Статья 26. Правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы 1. Сотрудники уголовно-исполнительной системы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. 2. Сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются лица, состоящие на службе или в кадрах уголовно-исполнительной системы. 3. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы в подтверждение их личности и полномочий выдаются удостоверения и жетоны установленного образца. 4. Условия и порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Статья 27. Специальные звания и форменная одежда отдельных категорий работников органов юстиции 1. Работникам служб уголовно-исполнительной системы и дознания Министерства юстиции в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и выслугой лет в установленном порядке присваиваются следующие специальные звания: 1) рядовой состав: рядовой юстиции; 2) младший начальствующий состав: младший сержант юстиции, сержант юстиции, старший сержант юстиции, старшина юстиции, прапорщик юстиции, старший прапорщик юстиции; 3) средний начальствующий состав: младший лейтенант юстиции, лейтенант юстиции, старший лейтенант юстиции, капитан юстиции; 4) старший начальствующий состав: майор юстиции, подполковник юстиции, полковник юстиции; 5) высший начальствующий состав: генерал-майор юстиции. Порядок присвоения специальных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы определяется законодательством. 2. Лица, которым присвоены специальные звания, бесплатно обеспечиваются форменной одеждой, образцы и нормы положенности которой устанавливаются Правительством Республики Казахстан. 3. Лицам, имеющим специальные звания, в соответствии с законодательством Республики Казахстан устанавливается доплата к должностному окладу. Статья 28. Правовое регулирование труда Трудовые отношения сотрудников органов юстиции регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а в части, не урегулированной настоящим Законом и Законом Республики Казахстан "О государственной службе", законодательными актами о труде. Статья 29. Материальное и социальное обеспечение работников органов юстиции 1. Оплата труда работников органов юстиции осуществляется в соответствии с единой системой оплаты труда, утверждаемой Президентом Республики Казахстан. 2. Работникам органов юстиции предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью тридцать календарных дней. 3. Материальное обеспечение и социальная защита работников органов юстиции, имеющих правовой статус, отличающийся от статуса государственных служащих, предусмотренного Законом Республики Казахстан "О государственной службе", устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Статья 30. Применение мер принуждения 1. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, для выполнения возложенных задач отдельные категории должностных лиц органов юстиции имеют право применять меры принуждения, в том числе специальные средства, физическую силу и огнестрельное оружие. 2. Работники служб уголовно-исполнительной системы и дознания органов юстиции имеют право на ношение и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов. Статья 31. Применение специальных средств и физической силы 1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять физическую силу и специальные средства, в том числе боевые приемы борьбы, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспорта, водометы, служебных животных, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, перечень которых определяется Правительством, для: 1) отражения нападений на граждан, находящихся на территории исправительных учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных лиц, работающих в уголовно-исполнительной системе; 2) освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений установленного порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях; 3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие исправительным учреждениям, организациям и органам уголовно-исполнительной системы, а равно для освобождения их от захвата; 4) конвоирования и охраны осужденных, если имеется достаточно оснований полагать, что они могут совершить побег; 5) задержания осужденных, если они оказывают неповиновение или сопротивление персоналу исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, злостное неповиновение их законным требованиям, проявляют буйство, участвуют в массовых беспорядках, захвате заложников, нападают на граждан или совершают иные подобные действия; 6) пресечения противоправных действий при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных; 7) предотвращения причинения задержанными и осужденными лицами вреда окружающим или самим себе; 8) пресечения противоправных действий лиц, умышленно препятствующих сотрудникам уголовно-исполнительной системы в осуществлении возложенных на них законом обязанностей. 2. Запрещается применять специальные средства и приемы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления. Статья 32. Применение огнестрельного оружия 1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять огнестрельное оружие для:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |