| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
31.10.2008 Водитель и сотовый телефон: за и против
Поведение и эмоции водителя, держащего мобильник у уха, с горячностью обсуждаются как сторонниками, так и противниками использования телефонной связи за баранкой машины. Споры сопровождаются «правдивыми историями», примерами «из жизни» и ссылками на «беспристрастную» статистику, которая призвана подтвердить правоту каждой из сторон. Надо признать, сторонники запрета берут верх, и сформированное под их влиянием общественное мнение придерживается «единственно верного и очевидного» воззрения: разговор по телефону и управление автомобилем — две вещи несовместимые. Поиском взаимосвязи между разговорами по телефону во время вождения и дорожной безопасностью уже давно занимаются исследовательские центры США и Западной Европы. По данным австрийского клуба дорожного движения «VCO Studio», во время разговора по мобильному реакция трезвого водителя хуже, чем в случае, если бы он выпил две-три кружки пива. В ходе исследования приняли участие 20 опытных водителей (мужчин и женщин) в возрасте от 21 до 45 лет. Оказалось, что внимательность снижается на 30 процентов, если водитель выпил больше, чем допускает норма, и на 50 процентов, если разговаривает по телефону. По статистике комитета по вопросам транспортной безопасности, в Соединенных Штатах из-за разговоров водителей по телефону происходит каждая двадцатая авария. По данным университета штата Юта (США), во время разговора по мобильнику происходит так называемое старение молодых водителей: скорость их реакции снижается до показателей шестидесятилетних автолюбителей. Наиболее опасными во время вождения признаны чтение и набор SMS, считывание информации о входящих звонках и обдумывание ответов на вопросы собеседника. Очень опасны «шоковые» звонки, когда водитель получает слишком радостное или, наоборот, печальное известие. По мнению психологов, во время телефонного общения с партнерами по бизнесу водитель переключает до шестидесяти процентов внимания. Разговор по мобильному чаще всего приводит к превышению скорости, сокращению безопасной дистанции, нарушению дорожной разметки и предписаний предупреждающих знаков. Причем наблюдения показывают, что наушники «hands-free» не уменьшают опасности. Эксперимент, проведенный исследователями университета штата Юта, показал, что говорившие по телефону в автомобиле, в том числе и с hands-free, с запозданием нажимали на педаль тормоза, увидев красный свет светофора, или вовсе не успевали это сделать. Их время реакции превышало показатели тех, кто менял кассеты в автомагнитолах, искал новую волну в радиоприемнике или прикуривал сигару. Сенсационные заявления о малой пользе hands-free дополнили новые «подробности». Американские врачи считают: водители, часто использующие hands-free с наушниками, стремительно глохнут — виноваты электромагнитные излучения. Производителей hands-free в США уже в ближайшее время обяжут снабжать каждые наушники специальным защитным фильтром. Чтобы снизить количество аварий, которые происходят из-за разговоров по телефону, в законодательстве многих стран предусмотрены жесткие наказания для водителей. В Соединенных Штатах штраф за телефонный разговор во время движения составляет сто долларов, в Великобритании за набор и чтение SMS водитель заплатит тысячу фунтов стерлингов и получит шесть штрафных баллов в водительской лицензии, в Сингапуре такое нарушение обойдется в пятьсот восемьдесят восемь долларов (на первый раз) или может закончиться шестимесячным тюремным заключением. Опровергают общепринятые взгляды на степень опасности пользования за рулем сотовым телефоном и результаты исследования, предпринятого Гарвардским центром анализа рисков (Harvard Center for Risk Analysis, HCRA). По оценкам гарвардцев, несчастные случаи на дорогах, так или иначе вызванные использованием сотового телефона, не превышают шести процентов от числа всех возможных дорожных происшествий. И все же водителям не стоит обольщаться насчет полной безопасности пользования сотовыми телефонами на ходу. Особенно в наших условиях. Ведь большинство западных автолюбителей пользуются машинами с автоматической коробкой передач, а потому имеют «лишние» руку и ногу, не занятые в процессе управления транспортным средством. Да и ездят они по дорогам, качество которых зачастую не идет ни в какое сравнение с тем, что принято именовать проезжей частью у нас. Попытка же управлять десяти-пятнадцатилетним четырехколесным чудом техники, сжимая в руке телефон, одновременно с этим переключая непослушную коробку передач, выполняя «змейку» между дорожными ямами и пытаясь увернуться от соседней машины, «подрезающей» мобильного говоруна, может закончиться плачевно. Так что не стоит рисковать собственной жизнью ради удовольствия перекинуться парой словечек по «мобиле», находясь за рулем машины. Вместо послесловия. Штрафы за разговор по мобильному телефону за рулем составляют в Великобритании до 3 680 евро, Греции — 147, Венгрии — 125, Финляндии, Норвегии, Швейцарии, Ирландии, Дании — 50—67, Германии — 40, Бельгии — 25, Франции — 22 евро; в Казахстане — пять месячных расчетных показателей.
Ирина ЛУКЬЯНИНА, пресс-группа КДП МВД РК
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (https://www.kazpravda.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |