|
|
|
З А К О Н
О культуре
Данная редакция действовала до внесения изменений от 24 екабря 2008 г.
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, распространения и использования культуры в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики в области культуры.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) художественные ценности — произведения культуры и искусства, созданные в результате творческой деятельности; 2) отраслевая система поощрения — форма морального стимулирования работников культуры и искусства за вклад в развитие отрасли; 3) культурное наследие народа Республики Казахстан — совокупность культурных ценностей, имеющих государственное значение, исключительно принадлежащих Республике Казахстан без права их передачи иным государствам; 4) культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и направленных на гармоничное развитие личности, воспитание патриотизма и удовлетворение эстетических потребностей и интересов граждан Республики Казахстан; 5) работник культуры — физическое лицо, профессиональная деятельность которого связана с сохранением, развитием, распространением, использованием культурных ценностей и приобщением к ним граждан; 6) социально значимые мероприятия в области культуры — мероприятия по проведению памятных и юбилейных дат, дней культуры, фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и увековечение памяти видных деятелей государства на республиканском уровне и за рубежом; 7) деятельность в области культуры — деятельность государственных органов, юридических лиц и граждан по созданию, возрождению, сохранению, развитию, распространению и использованию культурных ценностей, а также приобщению к ним граждан; 8) государственная политика в области культуры — комплекс мер, принимаемых государственными органами, направленных на создание, возрождение, сохранение, развитие, распространение и использование культурных и духовных ценностей; 9) уполномоченный орган в области культуры (далее уполномоченный орган) — центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области культуры; 10) организации культуры — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, основным предметом деятельности которых является осуществление деятельности в области культуры; 11) аттестация работников организаций культуры — процедура, проводимая в целях определения соответствия уровня квалификации работников организаций культуры квалификационным требованиям; 12) культурные ценности — предметы культурного наследия светского и религиозного характера, а также иные ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение; 13) субъекты культурной деятельности — государственные органы, юридические лица и граждане, участвующие в деятельности в области культуры; 14) национальное культурное достояние — культурные ценности, имеющие особое значение для истории и культуры страны, включенные в Государственный реестр объектов национального культурного достояния; 15) особый режим объектов национального культурного достояния — меры, принимаемые государством по сохранению, содержанию, восстановлению, охране и использованию объектов историко-культурного наследия; 16) Государственный реестр объектов национального культурного достояния — перечень национального культурного достояния, имеющий особое значение для истории и культуры страны (далее — Государственный реестр); 17) творческий работник — физическое лицо, чья профессиональная или любительская творческая деятельность направлена на создание художественных ценностей, воспроизведение или интерпретацию (перевод) произведения литературы и искусства; 18) творческая деятельность — деятельность, направленная на создание художественных ценностей или интерпретацию (перевод) произведений литературы и искусства в любой форме и любым способом; 19) творческий союз — общественное объединение профессиональных творческих работников одного или нескольких жанров культуры, создаваемое на основе их индивидуального членства.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о культуре 1. Законодательство Республики Казахстан о культуре основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы государственной политики в области культуры Основными принципами государственной политики Республики Казахстан в области культуры являются: 1) государственная поддержка культуры, обеспечение и защита прав граждан Республики Казахстан на осуществление деятельности в области культуры и участие в культурной жизни; 2) свобода творческой деятельности граждан как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе в соответствии со своими интересами и способностями; 3) равенство прав и возможностей граждан в создании, возрождении, сохранении, развитии, распространении и использовании культурных ценностей; 4) охрана исторического и культурного наследия и обеспечение преемственности в их развитии; 5) развитие культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, как одного из факторов сохранения целостности и взаимообогащения казахской национальной культуры; 6) создание правовых гарантий для сохранения исторического наследия казахского народа и этнических диаспор, развития и воспроизводства творческого потенциала общества; 7) свобода объединения в творческие союзы, иные общественные объединения в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан; 8) развитие системы воспитания, способствующей приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, эстетическому и патриотическому воспитанию детей, учащейся молодежи; 9) содействие организациям культуры в формировании благоприятной среды для их функционирования в рыночных условиях.
Статья 4. Основные задачи государства в области культуры Основными задачами государства в области культуры являются: 1) реализация государственной политики в области культуры; 2) принятие мер, направленных на возрождение, сохранение, развитие и распространение культуры народа Республики Казахстан; 3) создание условий для эстетического воспитания граждан; 4) обеспечение свободного доступа к культурным ценностям; 5) установление минимальных государственных стандартов культурного обслуживания населения; 6) обеспечение развития инфраструктуры и укрепление материально-технической базы государственных организаций культуры; 7) обеспечение поддержки талантливых личностей; 8) принятие мер по недопущению в области культуры пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия; 9) препятствие незаконному вывозу и ввозу, незаконной передаче правомочий собственника на культурные ценности, принятие мер к их возврату из любого незаконного владения; 10) создание условий для международного сотрудничества в области культуры; 11) обеспечение реализации прав граждан на охрану и развитие национальной и культурной самобытности, включая свободу участия в национально-культурных объединениях, создание организаций культуры, участие в расширении культурных связей с соотечественниками за рубежом в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 5. Государственное управление деятельности в области культуры 1. Государственное управление в области культуры осуществляется Правительством Республики Казахстан, уполномоченным органом и местными исполнительными органами. 2. Государственные органы в пределах своей компетенции участвуют в реализации государственной политики в области культуры.
Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области культуры, а также международных культурных связей; 2) утверждает отраслевые (секторальные) программы развития культуры; 3) издает нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области культуры; 4) утверждает порядок и условия присвоения статуса «Академический» государственным организациям культуры, отдельным профессиональным художественным и творческим коллективам; 5) определяет правила оказания платных услуг государственными учреждениями в области культуры; 6) утверждает порядок и условия ведения Государственного реестра объектов национального культурного достояния; 7) утверждает правила выдачи разрешений на вывоз и ввоз культурных ценностей; 8) принимает решение по созданию, реорганизации и ликвидации государственных организаций культуры; 9) учитывает в программах социально-экономического развития приоритетные направления в области культуры; 10) устанавливает порядок и правила присуждения государственных стипендий в области культуры; 11) представляет на утверждение Президента Республики Казахстан порядок и условия присвоения статуса «Национальный» государственным организациям культуры, отдельным художественным, творческим коллективам; 12) устанавливает порядок проведения экспертизы культурных ценностей, вывозимых и ввозимых в Республику Казахстан.
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа 1) разрабатывает и реализует государственные и отраслевые (секторальные) программы, создает условия для развития культуры народа Республики Казахстан; 2) разрабатывает, утверждает и реализует научные программы в области культуры; 3) разрабатывает нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организаций культуры; 4) осуществляет научно-методическое обеспечение и межотраслевую координацию деятельности в области культуры; 5) обеспечивает соблюдение особого режима объектов национального культурного достояния; 6) организует на территории Республики Казахстан мероприятия по учету, охране, консервации, реставрации и использованию памятников истории, материальной и духовной культуры, а также по увековечению памяти видных деятелей культуры страны и ведет Государственный реестр объектов национального культурного достояния; 7) поддерживает и координирует деятельность государственных организаций культуры республиканского значения по развитию театрального, музыкального искусства, кинематографии, библиотечного и музейного дела, обеспечивает деятельность республиканских государственных учреждений в области культуры; 8) вносит предложения по созданию, реорганизации и ликвидации государственных организаций культуры; 9) осуществляет проведение социально значимых мероприятий в области культуры; 10) вносит предложения о присвоении деятелям культуры и искусства почетных званий и государственных наград Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 11) разрабатывает и утверждает отраслевую систему поощрения; 12) учреждает национальные (республиканские) и международные конкурсы, премии и призы в различных сферах творческой деятельности; 13) определяет жанровую принадлежность и род деятельности подведомственных государственных организаций культуры; 14) разрабатывает и утверждает типовые квалификационные требования к категориям работников государственных организаций культуры; 15) утверждает правила аттестации работников государственных организаций культуры; 16) проводит аттестацию работников республиканских организаций культуры; 17) организует систему переподготовки и повышения квалификации всех категорий работников культуры; 18) осуществляет и координирует деятельность в сфере международного культурного сотрудничества; 19) утверждает порядок выдачи сертификата, подтверждающего статус творческого работника; 20) утверждает порядок формирования и содержания музейного фонда Республики Казахстан; 21) утверждает положения о художественно-экспертных советах; 22) в установленном порядке выдает разрешение на временный вывоз и ввоз культурных ценностей; 23) утверждает Положение об экспертной комиссии по вывозу и ввозу культурных ценностей; 24) осуществляет взаимодействие с общественными организациями по реализации государственной и отраслевых (секторальных) программ; 25) в пределах своей компетенции координирует деятельность организаций культуры республики (сельских, поселковых, районных, городских, областных, республиканских), осуществляет взаимодействие с творческими союзами и другими организациями независимо от форм собственности по вопросам культуры; 26) разрабатывает программы, нацеленные на поиск и поддержку талантливой молодежи и перспективных творческих коллективов; 27) координирует репертуарную политику в сфере музыкального и театрального искусства; 28) разрабатывает и утверждает положение и порядок присвоения звания «Народный» (образцовый) коллективам художественной самодеятельности; 29) создает экспертную комиссию по особому режиму объектов национального культурного достояния; 30) содействует развитию культурных связей с соотечественниками.
Статья 8. Компетенция местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы) Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы): 1) разрабатывает региональные программы развития в области культуры и обеспечивает их исполнение; 2) создает, реорганизует, ликвидирует государственные организации культуры области (города республиканского значения, столицы) в сфере театрального, музыкального и киноискусства, культурно-досуговой деятельности, библиотечного и музейного дела, а также осуществляет координацию их деятельности; 3) поддерживает деятельность государственных организаций культуры области (города республиканского значения, столицы) по развитию театрального, музыкального и киноискусства, культурно-досуговой деятельности и народного творчества, библиотечного и музейного дела, обеспечивает деятельность учреждений области (города республиканского значения, столицы) в области культуры; 4) организует проведение областных (региональных) смотров, фестивалей и конкурсов в различных сферах творческой деятельности; 5) организует работу по учету, охране, консервации и реставрации, а также использованию памятников истории, материальной и духовной культуры области (города республиканского значения, столицы), а также увековечению памяти видных деятелей культуры страны; 6) создает экспертную комиссию по вывозу и ввозу культурных ценностей; 7) осуществляет статистические наблюдения и представляет в уполномоченный орган статистические отчеты установленной формы; 8) осуществляет проведение зрелищных культурно-массовых мероприятий на областном (города республиканского значения, столицы) уровне; 9) проводит аттестацию работников государственных организаций культуры области (города республиканского значения, столицы); 10) в пределах своей компетенции осуществляет управление коммунальной собственностью в области культуры; 11) выступает заказчиком по строительству, реконструкции и ремонту объектов культурного назначения области (города республиканского значения, столицы); 12) организует работу по сохранению историко-культурного наследия, содействует развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев; 13) в установленном порядке выдает сертификаты, подтверждающие статус творческого работника.
Статья 9. Компетенция местного исполнительного органа района (города областного значения) Местный исполнительный орган района (города областного значения): 1) создает государственные организации культуры района (города областного значения) в сфере театрального, музыкального и киноискусства, библиотечного и музейного дела, культурно-досуговой работы, а также осуществляет поддержку и координацию их деятельности; 2) организует работу по учету, охране и использованию памятников истории, материальной и духовной культуры местного значения; 3) осуществляет проведение зрелищных культурно-массовых мероприятий района (города областного значения), а также смотров, фестивалей и конкурсов среди любительских творческих объединений; 4) осуществляет статистические наблюдения и представляет в исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) статистические отчеты установленной формы; 5) проводит аттестацию работников государственных организаций культуры района (города областного значения); 6) в пределах своей компетенции осуществляет управление коммунальной собственностью в области культуры; 7) выступает заказчиком по строительству, реконструкции и ремонту объектов культурного назначения района (города областного значения); 8) поддерживает и оказывает содействие в материально-техническом обеспечении государственных организаций культуры.
Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 10. Права граждан на творческую деятельность в области культуры 1. Граждане имеют право на творческую деятельность в соответствии со своими способностями путем самостоятельного выбора их сферы приложения, форм реализации и получения профессионального образования. Занятие творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. 2. Гражданам обеспечивается право на приобщение к культурным ценностям. Ограничение этого права может определяться только особым режимом объектов национального культурного достояния. 3. Профессиональные и непрофессиональные (любительские) творческие работники равноправны в области прав на интеллектуальную собственность, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Профессиональная и непрофессиональная (любительская) творческая деятельность граждан осуществляется на коллективной или индивидуальной основе. 4. Каждый гражданин имеет право быть собственником культурных ценностей. Приобретение, пользование и распоряжение частной собственностью регулируются законами Республики Казахстан. 5. Каждый гражданин в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеет право вывозить за рубеж и организовывать выставки или иными путями представлять и реализовывать свою творческую деятельность.
Статья 11. Обязанности граждан в области культуры Граждане обязаны: 1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан в области культуры; 2) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, природные ценности; 3) уважать культуру, государственный язык и другие языки, обычаи, традиции казахского народа и этнических диаспор.
Статья 12. Обязанности государства по обеспечению прав граждан на деятельность в области культуры 1. Государство гарантирует гражданам право на деятельность в области культуры путем обеспечения права на участие в культурной жизни, доступа к культурным ценностям, получения образования по специальностям культуры и искусства. 2. Государственные органы способствуют пропаганде культурного наследия народа Республики Казахстан в средствах массовой информации и организациях культуры.
Глава 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ И НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ (ЛЮБИТЕЛЬСКИХ) ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Статья 13. Статус творческого работника 1. Статус творческого работника — члена творческого союза подтверждается этим союзом в соответствии с его учредительными документами. 2. Статус творческого работника, не состоящего в творческих союзах, подтверждается сертификатом. 3. Основанием получения сертификата творческого работника является творческая деятельность кандидата. См. Правила выдачи сертификата, подтверждающего статус творческого работника
Статья 14. Права и обязанности творческого работника и работника культуры 1. Творческий работник имеет право на: 1) защиту информации, разглашение или утрата которой наносит или может нанести ущерб его интересам, связанным с осуществлением творческой деятельности; 2) привлечение к своей деятельности третьих лиц; 3) участие в формировании государственной политики в области культуры; 4) вступление в общественные объединения, ассоциации и союзы по творческим и профессиональным интересам; 5) доступ в архивы, библиотеки, музеи и другие организации культуры для осуществления творческой деятельности. 2. Работник культуры имеет право на: 1) вступление в профессиональные, творческие союзы и другие общественные объединения; 2) обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности; 3) повышение квалификационного уровня за счет государственного бюджета или работодателя, если является работником негосударственной организации культуры; 4) переподготовку за счет средств государственного бюджета или работодателя; 5) доплату и надбавки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 3. Творческий работник и работник культуры при осуществлении своей деятельности обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан.
Статья 15. Социальная защита творческих работников и работников культуры 1. Социальная защита и страхование творческих работников и работников культуры, деятельность которых связана с вредными (особо вредными) условиями труда, повышенным риском и угрозой профессиональных заболеваний, а также их пенсионное обеспечение осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных законами Республики Казахстан. 2. В целях государственной поддержки творческих работников и работников культуры, удостоенных почетных званий и государственных наград Республики Казахстан, а также особо одаренных молодых творческих работников учреждаются государственные стипендии в области культуры в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
1. Для осуществления творческой деятельности в области культуры, требующей совместных усилий, на основе добровольности могут создаваться творческие союзы. 2. В Республике Казахстан могут создаваться и действовать республиканские, региональные и местные творческие союзы. 3. Республиканским признается творческий союз, деятельность которого осуществляется на всей территории Республики Казахстан, имеющий структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан. 4. Региональными признаются творческие союзы, имеющие структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории менее половины областей Республики Казахстан. 5. Местными творческими союзами признаются творческие союзы, деятельность которых осуществляется на территории одной области (города республиканского значения, столицы). 6. Отношения творческих союзов с международными творческими организациями регулируются законами, а также международными договорами Республики Казахстан. 7. Создание, реорганизация и ликвидация творческих союзов осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Статья 17. Членство в творческом союзе 1. Право вступления в творческий союз имеет творческий работник, отвечающий требованиям, установленным уставом творческого союза. 2. Требования, предъявляемые уставом творческого союза к кандидатам и членам, не должны ущемлять имущественные и неимущественные права граждан, должны содействовать объединению в его составе наиболее квалифицированных представителей соответствующих творческих профессий, повышению их профессионального и творческого роста.
Статья 18. Непрофессиональные (любительские) творческие объединения и коллективы Непрофессиональные (любительские) творческие объединения и коллективы создаются по инициативе граждан, общественных объединений, организаций культуры, местных представительных и исполнительных органов и функционируют в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Статья 19. Организация деятельности в области культуры Деятельность в области культуры осуществляется посредством создания, пропаганды, распространения, предоставления в пользование и охраны культурных ценностей физическими и юридическими лицами, путем обеспечения функционирования театров, филармоний, оркестров, цирков, студий, школ, мастерских, исполнительских коллективов, музеев, библиотек, художественных салонов и галерей, кинотеатров и киноустановок, культурно-досуговых организаций, исследовательских и реставрационных центров, культурно-исторических центров, историко-культурных и природных заповедников, зон и других организаций культуры. Для развития культуры могут создаваться фонды развития культуры, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 20. Организации культуры 1. Создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры производятся в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан. 2. Виды деятельности организаций культуры определяются их учредителями и отражаются в их уставах. 3. Организации культуры, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан, могут быть государственными, негосударственными и международными.
Статья 21. Статус организаций культуры 1. Государственным организациям культуры, отдельным художественным, творческим коллективам, деятельность которых имеет в области культуры особую государственную и общественную значимость, может быть присвоен статус «Национальный». Порядок и условия присвоения статуса «Национальный» утверждаются Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан. 2. Государственным организациям культуры, отдельным профессиональным художественным и творческим коллективам, являющимися ведущими в своей сфере, за значительный вклад в формирование, развитие и пропаганду национальных культур и искусства присваивается статус «Академический» в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан. 3. Государственные организации культуры приватизации не подлежат.
1. Театры — зрелищные организации (драматические, музыкально-драматические, музыкальные, хореографические, кукольные, пантомимы, сатиры и юмора, для детей и юношества, молодежные, экспериментальные и иные), осуществляющие сценические представления произведений литературы и искусства. 2. Театры независимо от форм собственности свободны в выборе художественных направлений, репертуара, принятия решения о публичном исполнении произведений литературы и искусства, создании и популяризации сценических произведений, а также осуществлении иной деятельности, необходимой для эффективного творческого и производственного развития, не противоречащей законам Республики Казахстан. 3. В целях вовлечения граждан в сферу культурной жизни из бюджетных средств государственным театрам выделяются бюджетные субсидии на покрытие убытков, связанных с предоставлением услуг по обеспечению доступности театральных мероприятий для населения, в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Статья 23. Концертные организации 1. Концертные организации — зрелищные организации, реализующие комплекс мер для создания условий публичного исполнения произведений литературы и искусства и популяризации художественных коллективов и отдельных исполнителей. 2. Основными задачами концертных организаций являются музыкально-эстетическое воспитание, обеспечение условий для создания высокохудожественных программ и номеров, организация концертов профессиональных художественных коллективов и отдельных исполнителей, осуществление музыкально-просветительской деятельности. 3. Концертные организации самостоятельны в проведении творческих программ и выборе репертуара. 4. В целях вовлечения граждан республики в сферу культурной жизни из государственного бюджета государственным концертным организациям выделяются субсидии на покрытие убытков, связанных с предоставлением услуг по обеспечению доступности концертных мероприятий для всех слоев населения республики, пропагандой классического, народного, музыкального и хореографического искусства, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
1. Библиотечное дело — отрасль культуры, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и информационно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек. 2. Библиотека — учреждение, выполняющее информационные, культурные, образовательные функции, располагающее организованным фондом печатных и рукописных документов, а также графическими, аудиовизуальными материалами, документами на электронных носителях и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. 3. На территории Республики Казахстан могут создаваться универсальные, юношеские, детские библиотеки, а также специальные библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан. 4. Государственные библиотеки вправе реализовывать товары (работы, услуги), не относящиеся к их основной деятельности, плата за которые не носит обязательного характера и определяется по соглашению с физическим или юридическим лицом. Деньги от реализации таких товаров (работ, услуг) могут оставаться в распоряжении государственной библиотеки. Государственные библиотеки имеют право на: 1) изготовление копий со всех видов носителей, форматов, стандартов и их обработке; 2) изготовление материалов для граждан с ограниченными возможностями; 3) выполнение аналитико-синтетической обработки документов и дополнительной библиографии; 4) реставрацию рукописей, ценных книг и документов; 5) организацию выездных информационно-выставочных мероприятий; 6) образовательные и переводческие услуги; 7) экспертизу рукописей и ценных книг; 8) предоставление услуг сети Интернет на основании договора с оператором связи; 9) электронную доставку документов, поиск и составление тематической информации; 10) проведение экскурсионного обслуживания, фото- и видеосъемки; 11) реализацию учебно-методической литературы и других пособий, изданных библиотекой. Порядок поступления и использования средств от реализации товаров (работ, услуг), не относящихся к основной деятельности государственных библиотек, определяется Правительством Республики Казахстан. 5. Библиотечное дело, а также вопросы, связанные с сохранением, использованием библиотечных фондов как части национального культурного наследия, регулируются в порядке, установленном уполномоченным органом. 6. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеки в силу инвалидности или преклонного возраста, имеют право доступа к фондам библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания в порядке, определяемом уполномоченным органом.
1. Музеи — организации культуры, созданные для хранения, изучения и публичного представления музейных экспонатов и музейных коллекций, призванные осуществлять культурные, образовательные, научно-исследовательские функции и обеспечивать популяризацию историко-культурного наследия Республики Казахстан. 2. На территории Республики Казахстан могут создаваться музеи разных профилей, в том числе музеи частных коллекций. Ансамбли и комплексы недвижимых историко-культурных ценностей, имеющие особую историческую, научную, культурную и художественную значимость, могут быть объявлены историко-культурными и (или) природными заповедниками, заповедниками-музеями. Статус историко-культурных и природных заповедников, заповедников-музеев определяется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. 3. Музейные экспонаты и музейные коллекции включаются в состав музейного фонда и являются неотъемлемой частью культурного наследия страны. Запрещается передача музейных экспонатов из государственных музеев в частную собственность. 4. Государственные музеи и музеи-заповедники вправе реализовывать товары (работы, услуги), не относящиеся к их основной деятельности, плата за которые не носит обязательного характера и определяется по соглашению с физическим и юридическим лицами. Деньги от реализации таких товаров (работ, услуг) могут оставаться в распоряжении государственных музеев и музеев-заповедников. Государственные музеи и музеи-заповедники имеют право на: 1) изготовление копий со всех видов носителей, форматов, стандартов и их обработку; 2) предоставление услуг сети Интернет на основании договора с оператором связи; 3) проведение фото- и видеосъемок; 4) реализацию сувенирной и полиграфической продукции; 5) реализацию учебно-методической литературы и других пособий, изданных музеями и музеями-заповедниками. Порядок поступления и использования средств от реализации товаров (работ, услуг), не относящихся к основной деятельности государственных музеев и музеев-заповедников, определяется Правительством Республики Казахстан. 5. Порядок и условия доступа к музейным экспонатам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище музея, и другие отношения в области музейного дела регулируются в порядке, установленном уполномоченным органом. 6. В целях обеспечения хранения историко-культурных ценностей из государственного бюджета государственным музеям выделяются субсидии на покрытие убытков, связанных с обеспечением сохранности, учета, комплектования и реставрации историко-культурных ценностей, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
1. В Республике Казахстан обеспечивается приоритет в развитии культуры в сельской местности, формировании сети государственных организаций культуры, создании условий для эстетического образования и культурного обслуживания населения на уровне, определяемом требованиями норматива обеспеченности сельских населенных пунктов объектами культуры. 2. Государственные организации культуры в сельской местности пользуются приоритетным правом материально-технического обеспечения. 3. Работникам организаций культуры, проживающим в сельских населенных пунктах, предоставляются льготы, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Статья 27. Культурно-досуговые организации 1. Культурно-досуговые организации — центры повседневного общения (клубы, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры, центры (дома) народного творчества и другие), развития личности, самодеятельного художественного народного творчества, деятельность которых регулируется в порядке, установленном уполномоченным органом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |