|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (28 апреля 2012 года) 2. Сравнительная таблица по проекту Закона РК (по состоянию на 8 февраля 2011 года) 3. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 28 апреля 2012 года № 17/П-224 к проекту Закона РК 4. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых последствий действия принимаемого Закона РК 6. Сравнительная таблица по проекту Закона РК 7. Письмо от 2 марта 2012 года № 1/09-02/1657 8. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта 10. Заключение дополнительной научной антикоррупционной экспертизы проекта Закона РК 11. Письмо АО «Институт экономических исследований» от 14 мая 2012 года № 41-18/595 12. Заключение научной экономической экспертизы законопроекта 13. Письмо Институт законодательства РК от 15 мая 2012 года 19. Письмо Евразийская промышленная ассоциация от 27 февраля 2012 года № 6/89 20. Письмо Ассоциация финансистов Казахстана от 12 марта 2012 года № 2/01/976 22. Сравнительная таблица консолидированных предложений членов АФК к проекту Закона РК 24. Письмо Представительство Европейской Бизнес Ассоциации Казахстана от 6 марта 2012 года № 143-12 26. Письмо Ассоциация «КазАлко» от 27 февраля 2012 года № 2/128-М 27. Письмо Ассоциация «Казахстанский Совет иностранных инвесторов» от 11 марта 2012 года № 330/2012 29. Письмо ОЮЛ «Ассоциация магазинов беспошлинной торговли Казахстана» от 24 февраля 2012 года № 30-2012 30. Письмо Объединение юридических лиц «Ассоциация упаковщиков Казахстана» от 25 февраля 2012 года № 66 31. Письмо ОЮЛ «Биржевая ассоциация Казахстана» от 27 февраля 2012 года № 012 32. Письмо ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана» от 27 февраля 2012 года № 43-2/12 33. Письмо Ассоциация «KAZENERGY» от 28 февраля 2012 года № 01-06/120 34. Письмо Ассоциация налогоплательщиков Казахстана от 1 марта 2012 года № 109-03/12 35. Новости, обсуждения по проекту 36. Закон РК от 6 марта 2013 года № 81-V
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 28 апреля 2012 года № 559
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 15-16, ст. 211; 1998 г., № 16, ст. 219; № 17-18, ст. 225; 1999 г., № 20, ст. 721; № 21, ст. 774; 2000 г., № 6, ст. 141; 2001 г., № 8, ст. 53, 54; 2002 г., № 4, ст. 32, 33; № 10, ст. 106; № 17, ст. 155; № 23-24, ст. 192; 2003 г., № 15, ст. 137; № 18, ст. 142; 2004 г., № 5, ст. 22; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139; 2005 г., № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 21-22, ст. 87; 2006 г., № 2, ст. 19; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 12, ст. 72; № 15, ст. 92; 2007 г., № 1, ст. 2; № 4, ст. 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 17, ст. 140; 2008 г., № 12, ст. 48; № 13-14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126; 2009 г., № 6-7, ст. 32; № 13-14, ст. 63; № 15-16, ст. 71, 73, 75; № 17, ст. 82, 83; № 24, ст. 121, 122, 125, 127, 128, 130; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 7, ст. 28, 32; № 11, ст. 59; № 15, ст. 71; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 130; № 24, ст. 149; 2011 г., № 1, ст. 9; № 2, ст. 19, 28; № 19, ст.145; № 20, ст. 158; № 21, ст. 161; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст.5; № 2, ст. 13; № 3, ст. 26, 27; № 4, ст. 30; № 5, ст. 35, 36): 1) примечание статьи 196 изложить в следующей редакции: «Примечание. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает двести тысяч месячных расчетных показателей. Крупным ущербом признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в тысячу раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в десять тысяч раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.». 2. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; № 15-16, ст. 62; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126, 128, 129; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 21; № 9-10, ст. 47, 48; № 13-14, ст. 62, 63; № 15-16, ст. 70, 72, 73, 74, 75, 76;.№ 17, ст. 79, 80, 82; № 18, ст. 84, 86; № 19, ст. 88; № 23, ст. 97, 115, 117; № 24, ст. 121, 122, 125, 129, 130, 133, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 1, 4, 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 32; № 8, ст. 41; № 9, ст. 44; № 11, ст. 58; № 13, ст. 67; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112, 114; № 20-21, ст. 119; №22, ст. 128, 130; № 24, ст. 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7, 9; № 2, ст. 19, 25, 26, 28; № 3, ст. 32; № 6, ст. 50; № 8, ст. 64; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 115, 116; № 14, ст. 117; № 16, ст. 128, 129; № 17, ст. 136; № 19, ст.145; № 21, ст.161; №24, ст. 196: 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 9, 11, 13, 14, 16; № 3, ст. 21, 22, 25, 26, 27; №4, ст. 32; № 5, ст. 35,36): 1) статью 147 изложить в следующей редакции: «Статья 147. Монополистическая деятельность 1. Антиконкурентные соглашения субъектов рынка, запрещенные законодательным актом Республики Казахстан в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере десяти процентов от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода, полученного в результате осуществления монополистической деятельности не более чем за один год, или без таковой. 2. Антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка, запрещенные законодательным актом Республики Казахстан в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере десяти процентов от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода, полученного в результате осуществления монополистической деятельности не более чем за один год, или без таковой. 3. Злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим или монопольным положением, запрещенные законодательным актом Республики Казахстан в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере десяти процентов от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода, полученного в результате осуществления монополистической деятельности не более чем за один год, или без таковой. 4. Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере трехсот месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере двадцати процентов от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода, полученного в результате осуществления монополистической деятельности не более чем за один год. 5. Координация физическими и юридическими лицами экономической деятельности субъектов рынка, приводящая или приведшая к любой форме антиконкурентных соглашений субъектов рынка, запрещенных законодательством Республики Казахстан в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, - влечет штраф на физическое лицо в размере двухсот месячных расчетных показателей, на юридических лиц, - в размере десяти процентов от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности. 6. Действия, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на физическое лицо в размере трехсот месячных расчетных показателей, на юридических лиц, - в размере двадцати процентов от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности. Примечание. Субъект рынка, совершивший административное правонарушение в виде антиконкурентного соглашения или антиконкурентных согласованных действий, может быть освобожден судьей от конфискации монопольного дохода при совокупном соблюдении следующих условий: 1) к моменту, когда субъект рынка заявляет антимонопольному органу об антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях, антимонопольный орган не получал информации о данных антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях из других источников; 2) субъект рынка предпринимает срочные меры по прекращению своего участия в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях; 3) субъект рынка сообщает полную информацию о фактах антиконкурентных соглашений или согласованных действий на протяжении всего расследования с момента заявления; 4) субъект рынка добровольно возмещает ущерб потребителям, причиненный в результате совершения антиконкурентных соглашений или согласованных действий.»; 2) статью 147-2 изложить в следующей редакции: «Статья 147-2. Неправомерные действия субъектов рынка при экономической концентрации 1. Экономическая концентрация субъектов рынка без получения разрешения антимонопольного органа, в случае, если наличие такого разрешения необходимо, невыполнение субъектами рынка, участвующими в экономической концентрации, требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, - влекут штраф на физических лиц в размере ста, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере четырехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей. 2. Непредставление или несвоевременное представление уведомления в антимонопольный орган о совершенной экономической концентрации, в случае, если наличие такого уведомления необходимо, - влекут штраф на физических лиц в размере ста, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере четырехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей.». 3. В Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года «О конкуренции» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 24, ст. 125; 2009 г., № 15-16, ст. 74; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 6, ст. 50; № 11 ст. 102; № 12, ст. 111): 1) статью 4 дополнить частью второй следущего содержания: Принципы, указанные в настоящей статье, применяются одинаковым образом и в равной мере ко всем субъектам рынка, независимо от организационно-правовой формы и места регистрации таких субъектов рынка на равных условиях.»; 2) в статье 6: дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания: «2-1) потенциальный конкурент: субъект рынка, который имеет возможность (владеет оборудованием, технологиями) производить и (или) реализовать аналогичный либо взаимозаменяемый товар с товаром конкурента, но не производит и не реализует его на соответствующем товарном рынке»; дополнить подпунктом 6-2) следующего содержания: «6-2) конкурент - субъект рынка, находящийся в состоянии состязательности с другими субъектами соответствующего рынка, ввиду того, что производит и (или) реализует на соответствующем товарном рынке аналогичный либо взаимозаменяемый товар с товаром субъектов рынка»; подпункт 8) изложить в следующей редакции: «8) субъект рынка - физическое или юридическое лицо Республики Казахстан, иностранное юридическое лицо, его филиалы и представительства, осуществляющие деятельность, приносящую им доход»; дополнить подпунктом 12-1) следующего содержания: «12-1) прямой контроль - возможность физического или юридического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий: осуществление функций его исполнительного органа; получение права определять условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица; распоряжение более 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица»; подпункт 14) изложить в следующей редакции: «14) расследование - мероприятия антимонопольного органа, направленные на сбор доказательств, подтверждающих совершение нарушения антимонопольного законодательства Республики Казахстан в порядке, предусмотренном настоящим Законом»; в подпункте 16) слово «монополии.» заменить словом «монополии;»; дополнить подпунктом 17) следующего содержания: «17) косвенный контроль - возможность физического или юридического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, через юридическое лицо или несколько юридических лиц, между которыми существует прямой контроль.»; 3) подпункт 1) пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции: «1) лицо имеет право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале юридического лица»; 4) статью 10 изложить в следующей редакции: «Статья 10. Антиконкурентные соглашения 1. Запрещаются соглашения между субъектами рынка - конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к: 1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками). 2. Запрещаются вертикальные соглашения между субъектами рынка, если: 1) соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара; 2) соглашением предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар субъекта рынка, который является конкурентом продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя. 3. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, достигнутые в любой форме антиконкурентные соглашения между субъектами рынка, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе касающиеся: 1) установления или поддержания дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами рынка, в том числе установления согласованных условий приобретения и (или) реализации товаров; 2) искажения итогов торгов, аукционов и конкурсов в результате нарушения установленного порядка их проведения, в том числе путем раздела по лотам; 3) необоснованного ограничения или прекращения реализации товаров; 4) ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов (поставщиков) определенных товаров или их покупателей; 5) заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных или неимущественных прав). Запреты, установленные данным пунктом не распространяются на вертикальные соглашения, являющиеся договорами коммерческой концессии (франчайзинга), либо совокупная доля субъектов рынка на товарном рынке не превышает двадцати процентов. 4. Запрещается координация физическими и юридическими лицами экономической деятельности субъектов рынка, приводящая или способная привести к последствиям, перечисленным в пунктах 1-3 настоящей статьи. 5. Положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между субъектами рынка, входящими в одну группу лиц, если одним из таких субъектов рынка в отношении другого субъекта рынка установлен прямой или косвенный контроль, а также, если такие субъекты рынка находятся под прямым или косвенным контролем одного лица. 6. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения об осуществлении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. 7. Соглашения, предусмотренные настоящей статьей, за исключением пункта 2 настоящей статьи, признаются допустимыми, если они не накладывают на субъекты рынка ограничения, не являющиеся необходимыми для достижения целей этих соглашений, и не создают возможность для устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке, и если субъекты рынка докажут, что такие соглашения имеют или могут иметь своим результатом: 1) содействие совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров производства сторон на мировом товарном рынке; 2) получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), которые приобретаются соответствующими лицами от совершения таких действий.»; 5) подпункт 2) пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции: «2) действия субъектов рынка известны каждому из них»; 6) статью 12 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Доминирующее положение субъекта рынка устанавливается в соответствии с Методикой оценки состояния конкуренции, утверждаемой Евразийской экономической комиссией, исходя из анализа следующих обстоятельств: 1) доля субъекта рынка и ее соотношение с долями конкурентов и покупателей; 2) возможность субъекта рынка в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке; 3) наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок; 4) период существования возможности субъекта рынка оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.»; 7) статью 13 изложить в следующей редакции: «Статья 13. Злоупотребление доминирующим или монопольным положением Запрещаются действия или бездействие субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, которые привели или приводят к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляют законные права потребителей, в том числе такие действия, как: 1) установление, поддержание монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен; 2) применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка без объективно оправданных на то причин; 3) установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также по количеству, цене; 4) обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений; 5) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара либо уклонение, выразившееся в непредставлении ответа на заключение такого договора в срок, превышающий один месяц; 6) обусловливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами; 7) необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки; 8) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 9) навязывание контрагенту экономически или технологически необоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; 10) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам рынка.»; 8) часть вторую пункта 3 статьи 31 изложить в следующей редакции: «Антимонопольный орган обязан в течение шестидесяти календарных дней с момента поступления ходатайства обследовать товарные рынки, на которых предполагается создать государственные предприятия, юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними лица, подготовить заключение об уровне развития конкуренции на данных товарных рынках, в том числе о сроке присутствия государства в лице государственного предприятия, хозяйствующего товарищества и акционерного общества на данном товарном рынке и направить лицу, представившему ходатайство, обоснованное решение.»; 9) статью 33 изложить в следующей редакции: «Статья 33. Антиконкурентные действия и соглашения государственных органов 1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, антиконкурентные действия государственных органов, выразившиеся в принятии актов либо решений, которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции или ущемлению законных прав потребителей, за исключением случаев, когда такие действия предусмотрены законодательством Республики Казахстан о конкуренции. 2. Запрещаются соглашения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функции органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных международными соглашениями.»; 10) статьи 34, 35, 36 исключить; 11) подпункт 1) статьи 39 изложить в следующей редакции: «1) реализует государственную политику в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности»; подпункт 9) изложить в следующей редакции: «9) разрабатывает порядок включения и исключения субъектов рынка из реестра, занимающих доминирующее или монопольное положение.»; в подпункте 27) слово «Казахстан.» заменить словом «Казахстан;»; дополнить подпунктом 28) следующего содержания: «28) обеспечивает информационную открытость проводимой конкурентной политики, в том числе посредством размещения сведений о деятельности антимонопольного органа в средствах массовой информации и на интернет-ресурсе антимонопольного органа.»; 12) дополнить статьей 40-1 следующего содержания: «Статья 40-1. Формирование и ведение реестра 1. Утверждение реестра и внесение в него изменений осуществляются по решению Правления антимонопольного органа. 2. Реестр утверждается по форме, определяемой антимонопольным органом. 3. В случае принятия решения Правлением антимонопольного органа о включении (исключении) субъектов рынка в реестр, субъекту рынка, занимающему доминирующее или монопольное положение на данном рынке в течение десяти рабочих дней с момента принятия решения Правлением антимонопольного органа о включении (исключении) субъектов рынка в реестр, направляется выписка из реестра. 4. Группа лиц включается в реестр как один субъект рынка, и при этом указываются все юридические лица, входящие в группу лиц, оказывающие деятельность на соответствующем товарном рынке. 5. Включение и исключение субъектов рынка из реестра, занимающих доминирующее или монопольное положение, осуществляются в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.»; 13) подпункт 7) пункта 1 статьи 41 исключить; 14) заголовок главы 7 изложить в следующей редакции: «Глава 7. Взаимодействие антимонопольного органа с регулирующими, правоохранительными органами и антимонопольными органами других государств»; 15) дополнить статьей 44-1 следующего содержания: «Статья 44-1. Взаимодействие антимонопольного органа с антимонопольными органами других государств 1. В рамках Единого экономического пространства антимонопольные органы стран Таможенного союза осуществляют взаимодействие, в том числе путем направления уведомлений, запросов о представлении информации, проведения консультаций, информирования о расследованиях. 2. В случае, если антимонопольный орган Республики Казахстан является членом в иных международных организациях, то в рамках участия в организациях антимонопольный орган вправе направлять запросы и представлять информацию по запросам антимонопольных органов иных государств.»; 16) статьи 49, 50 и 51 Закона изложить в следующей редакции: «Статья 49. Государственный контроль за экономической концентрацией 1. В целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего или монопольного положения и (или) ограничения конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, выражающийся в предварительном получении согласия антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 статьей 50 настоящего Закона, либо его уведомлении о сделках, указанных в подпунктах 4) и 5) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона. 2. Субъекты рынка, намеревающиеся совершить либо совершившие экономическую концентрацию, обращаются в антимонопольный орган с ходатайством о предоставлении согласия на экономическую концентрацию или уведомляют антимонопольный орган о совершенной экономической концентрации в порядке, предусмотренном настоящим Законом. 3. В случае, если экономическая концентрация проводится с применением конкурсных процедур (аукционы, тендеры, конкурсы), ходатайство может представляться как до начала конкурсной процедуры, так и после, но не позднее тридцати дней с даты объявления победителя, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан. 4. Государственная регистрация, перерегистрация субъектов рынка, а также прав на недвижимое имущество, в случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 3) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, осуществляются регистрирующим органом с согласия антимонопольного органа. 5. Экономическая концентрация, совершенная без согласия антимонопольного органа, которая привела к установлению или усилению доминирующего или монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции, может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа. Государственная регистрация, перерегистрация субъекта рынка, прав на недвижимое имущество, осуществленные в нарушение настоящей статьи, могут быть признаны в судебном порядке незаконными и отменяются по иску антимонопольного органа.»; Статья 50. Экономическая концентрация 1. Экономической концентрацией признаются: 1) реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения; 2) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций (долей участия, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось акциями (долями участия, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось двадцатью пятью или менее процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале указанного субъекта рынка; 3) получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество; 4) приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа; 5) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности. 2. Экономической концентрацией не признаются: 1) приобретение акций (долей участия, паев) субъекта рынка финансовыми организациями, если это приобретение осуществляется в целях их последующей перепродажи при условии, что указанная организация не принимает участия в голосовании в органах управления субъекта рынка; 2) назначение реабилитационного или конкурсного управляющего, временной администрации (временного администратора); 3) осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если такая сделка происходит внутри одной группы лиц. 3. Согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, либо его уведомление о сделках, указанных подпунктами 4) и 5) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, требуются в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия, паи) с правом голоса, в уставном капитале которого приобретаются, или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства, или одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке. Согласие на экономическую концентрацию с участием финансовых организаций осуществляется, если стоимость активов либо величина собственного капитала финансовой организации превышают размеры, установленные антимонопольным органом совместно с государственным органом, осуществляющим регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций. 4. Антимонопольный орган на основании анализа соответствующих товарных рынков вправе устанавливать более высокие размеры стоимости активов и объемы реализации товаров для данных рынков, при которых необходимо согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в настоящей статье. 5. Совокупный объем реализации товаров в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи определяется как сумма дохода (выручки) от реализации товаров за последний финансовый год, предшествовавший подаче ходатайства о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, за вычетом суммы налога на добавленную стоимость и акциза. В случае, если субъект рынка осуществлял деятельность менее одного года, объем реализации товаров определяется за период деятельности субъекта рынка. 6. В случае осуществления сделок, предусмотренных подпунктами 1, 2) и 3) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, требуется предварительное согласие антимонопольного органа. В случае осуществления сделок, предусмотренных подпунктами 4) и 5) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, антимонопольный орган должен быть уведомлен не позднее чем через сорок пять дней после даты заключения сделки. Статья 51. Лица, подающие ходатайства об осуществлении экономической концентрации 1. В случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 статьи 50 настоящего Закона, ходатайство подается в антимонопольный орган лицом, принимающим соответствующее решение, или учредителями субъекта рынка.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |