|
|
|
Источник: Акимата Алматы (almaty.gov.kz)
06.02.2009 Электронная версия прямой линии с Акимом города Алматы, телеканал «Алматы», 29 января 2009 г.
Ведущие прямого эфира: Евгений Грюнберг и Айнура Асанберды
Евгений Грюнберг: Помните, Ахметжан Смагулович, полгода назад, в августе, мы проводили прямой эфир и тогда самыми горячими вопросами были проблемы энергетики, дольщиков и затем шли разнообразные социально-экономические проблемы. Сегодня социалка и экономика выбились на первое место. Дольщики по-прежнему лидируют, но, тем не менее, энергетика опустилась, остыла, скажем, так. Чем вы объясняете эти перемены? Ахметжан Есимов: Социальные вопросы во все времена были и остаются наиболее острыми. И особенно сейчас, когда весь мир, а вместе с ним и наш город, переживают кризис. В кризисных условиях сокращаются производства, следовательно, уменьшаются налоговые поступления, выполнение различных социальных программ. Это вызывает беспокойство. Людей интересует занятость, будут ли выполняться социальные обязательства государства перед гражданами. Что касается энергетики, то этот вопрос также всегда волновал и, наверное, будет волновать город. Должен сказать, в прошлом году были приняты беспрецедентные меры. Еженедельно мы проводили штаб по подготовке к зимнему отопительному сезону. Провели очень большую работу совместно с «Самрук Энерго» для того, чтобы энергообеспечение города было стабильным. Совместными усилиями энергетическое хозяйство мы подготовили как никогда. Заменили и отремонтировали много линий электропередач. Ну и особая работа, конечно, касается тепла и водоснабжения города.
Антикризисные меры
Евгений Грюнберг: По-прежнему самый горячий вопрос - как будем жить при кризисе. Алматы победит его или нет? Буквально недавно городские власти приняли комплекс мер - стабилизационную антикризисную программу. Ваш комментарий. Ахметжан Есимов: Мы очень тщательно готовили нашу антикризисную программу. На прошлой неделе на расширенном заседании акимата мы обсудили и приняли план по реализации антикризисных мер. Накануне мы провели очень важное совещание с фондом благосостояния «Самрук-Казына», подписали меморандум. Он является составной частью нашей антикризисной программы. В его рамках, как известно, был озвучен комплекс мер по решению вопросов в области строительства и целом недвижимости. Из 3 млрд. долларов или 360 миллиардов тенге, которые выделены из национального фонда «Самрук-Казына», предполагается львиную долю освоить именно в Алматы. Это касается, прежде всего, строительного сектора. Кроме этого, мы четко прописали в нашем меморандуме выделение малому и среднему бизнесу не менее 50 миллиардов из 120. В свое время при выделении средств из Национального фонда в объеме 10 млрд. президентом было озвучено, что один миллиард пойдет на поддержку МСБ. Мы очень четко прописали все вопросы, касающиеся энерго-, тепло- и водоснабжения нашего города. Имеются в виду обязательства как акимата, так и фонда «Самрук-Казына» по финансированию поименно тех объектов, которые мы намерены в этом году и в ближайшие годы ввести в эксплуатацию в области энергетики. Антикризисная программа, а также план мероприятий включают в себя конкретные пункты по использованию городского бюджета. При выделении бюджетных средств каждому администратору программы, заключается договор между акимом и соответствующим управлением. Исходя из суммы выделяемых из бюджета средств, прописывается, сколько рабочих мест создается конкретно и сколько будет поступлений в городской бюджет. По каждому администратору мы это прописали, в плане мероприятий это четко отображено. И в принципе, если все это суммировать, то только в рамках городского бюджета - в рамках того, что мы выделяем нашим управлениям - мы должны создать не менее 19 тысяч рабочих мест, а в бюджет города должно поступить не менее 15 млрд. тенге в виде налогов. Кроме того, в программе предусмотрены меры по трудоустройству. Сейчас в строительном секторе идут большие сокращения из-за того, что возведение многих объектов остановилось. Мы надеемся, что строительный сектор в этом году будет оживать. Но многие находятся в вынужденных отпусках - причем не только в сфере строительства. Это имеет место и в некоторых видах промышленного производства. В связи с этим нам необходимо этих людей обеспечить работой. Поэтому в нашей антикризисной программе заложены меры по обучению и переобучению, а также трудоустройство и привлечение безработных на общественные работы. На эти цели в бюджете предусмотрено 277 млн. тенге. Евгений Грюнберг: Есть такая практика - деньги, как правило, находятся, а потом, спустя год, по отчетам выясняется, что где-то недоосвоили, а где-то нецелевое использование. Контроль за средствами будет какой-то особый? Ахметжан Есимов: Да. Мы создаем специальную структуру в аппарате акима, которая будет контролировать использование этих средств. Прописали в плане мероприятий конкретные цифры, которые выделяются администраторам бюджетных программ и их обязательства по созданию рабочих мест и по уплате налогов. Такого раньше у нас не было. Кроме того, чтобы увеличить казахстанское содержание в наших товарах и услугах, мы в декабре прошлого года провели ярмарку «Госзакуп 2009». Все тридцать администраторов бюджетных программ разбили свои закупки по товарам и услугам на определенное количество лотов и выставили их. На эту ярмарку мы пригласили всех наших предпринимателей - для того, чтобы они видели, какие закупки будут осуществляться городскими государственными органами и где они могут участвовать в этих программах. Исходя из того вопроса, что вы задали: иногда, несмотря на то, что у нас производится аналогичный товар, его закупали у какого-то зарубежного производителя по завышенной цене. В соответствии с установкой президента, необходимо, прежде всего, повышать казахстанское содержание. Мы должны обеспечить работой наши городские предприятия. Проведение данной ярмарки имело очень хороший резонанс среди бизнес-структур. На прошлой неделе мы проводили такую же ярмарку с нашими государственными коммунальными предприятиями. В меморандуме, который мы подписали с фондом «Самрук-Казына», договорились открыть очень большую ярмарку, где будут участвовать национальные компании, входящие в «Самрук-Казына» (подробнее о ней на стр. 1 - прим. редакции). Это такие гиганты как «Казмунайгаз», «Казахстан Темир жолы», KEGOC. В то же время будут участвовать и наши предприятия. Тот же самый завод «Белкамит», который может удовлетворять спрос по многим заявкам нефтяников. Или АЗТМ, о котором в последнее время было много разговоров. Он нормально работает - есть вопросы акционеров, но, тем не менее, он не меняет своего профиля. Сегодня самый главный вопрос - заказы. Поскольку спрос на продукцию, особенно ориентированную на экспорт, снизился. Причина мировая. Если, например, самолетостроитель начинает выпускать меньше самолетов, значит, металлургические заводы выпускают меньше металла. А мы поставляем руду на металлургические заводы. Вот и получается цепочка. Поэтому главная задача антикризисной программы города - ориентация на внутренний рынок. Алматинский рынок в Казахстане самый большой. И это для нас очень хорошо. В этом рынке мы можем трудоустроить наших горожан - тех, которые сегодня по той или иной причине вынуждены были оставить свои прежние рабочие места. Или валидаторы - или отмена маршрута Вопрос: Ахметжан Смагулович, добрый вечер. Я бы хотела выразить благодарность за то, что вы делаете для нашего города. И хочу пожаловаться на маршрут № 33, который в Орбиту ходит. Водители курят, контролеры грубят. Будут ли приняты какие-то меры? Ахметжан Есимов: Действительно, этот вопрос мы неоднократно рассматривали в прошлом году. Работали совместно с руководителями автобусных парков. У нас все автобусные парки частные. Но, тем не менее, я считаю, что этот бизнес в городе Алматы достаточно выгоден. У автобусных парков есть возможность получать неплохие доходы. Более того, к нам из других регионов на заработки приезжают на своих автобусах водители, нанимаются на работу в парки. Поэтому мы сейчас ужесточаем свои требования. Ставим такую задачу: работать на городских маршрутах могут только те, кто имеет автобусы с нормальным техническим состоянием и соответствующую культуру обслуживания. Мы проводили большие рейды совместно с нашими департаментами дорожной полиции. На последнем расширенном заседании коллегии по итогам прошлого года мы предупредили перевозчиков: или они наведут порядок, или мы будем создавать коммунальные автобусные парки и конкурировать с ними. Что касается конкретно данного вопроса, то соответствующие службы города сейчас внимательно нас смотрят. Поэтому я поручаю Владимиру Меренкову (руководитель управления транспорта и автомобильных дорог - прим. редакции) разобраться. И, возможно, пока идет наш прямой эфир, дать ответ по данному факту. Айнур Асанберды: С сентября прошлого года начали устанавливать валидаторы в автобусах. В некоторых они установлены, а в некоторых - нет. С чем это связано и как решается эта проблема? Ахметжан Есимов: Во всех развитых странах мира водители общественного транспорта наличных денег не берут. А у нас во всех автопарках продолжают принимать наличные деньги от пассажиров и затем сдают их руководству. Таким образом, денежные потоки невозможно проконтролировать. По итогам прошлого года налоговых отчислений от одного государственного троллейбусного парка поступило столько же, сколько от семи автобусных. Годовой план перевозок они выполняют, а налоговые отчисления минимальны. Куда деваются деньги? В чьи-то карманы. Поэтому акимат обязывает автопарки устанавливать валидаторы в автобусах. И все платежи должны проходить через аппараты. Мы поставили перед руководителями такую задачу и уже начали ее осуществлять. Конечно, это не нравится ни кондукторам, ни водителям, ни руководству автопарков. Но или будут установлены валидаторы - или будут отменены маршруты. Андрей, участник государственной жилищной программы 2005-2007 года: Мне скоро исполняется 29 лет. Мы уже прошли первичную стадию подтверждения банка и вторичную в департаменте жилья. Скажите, пожалуйста, имеет ли возраст значение в этом случае? Ахметжан Есимов: Если до 29 лет вы успели сдать свои документы и получили банковскую квалификацию, то тогда ваш возраст уже не имеет значения, вы остаетесь в этой программе. Хотел бы напомнить, что есть определенная категория граждан, которая имеет право участвовать в этой программе. Туда входят молодые семьи, где оба супруга не старше 29 лет, или, скажем, бывают и разведенные семьи, но если возраст до 29 и на иждивении имеется ребенок - значит, они тоже имеют право участвовать в госпрограмме. Кроме того, как известно, в этой госпрограмме участвует работники государственных учреждений. Почему подорожала вода Вопрос: Меня интересуют тарифы на коммунальные услуги. Мы получили квитанции за воду, а там увеличилась цена. С чем это связано? Ахметжан Есимов: Алматы - город, расположенный в прекрасной природной зоне. Казалось бы чего-чего, а воды у нас здесь достаточно. Но природные ресурсы не бесконечны. Мы ощущаем дефицит воды. Это при том, что у нас есть поверхностные источники, которые идут с гор - Малая и Большая Алматинка. Есть и подземные источники - Талгарский и Аксайский. Плюс подземные воды, которые расположены непосредственно под городом. Но расточительное использование привело к тому, что мы не могли обеспечить горожан водой. Причем получается очень интересная картина. По одним данным, нам надо более одного миллиарда кубов воды, а по другим, если нормально использовать, то достаточно и 700-800 миллионов в год. Когда начали анализировать работу городского коммунального предприятия «Водоканал», пришли к тому, что тарифы абсолютно далеки от реальности. Они составляли 18 тенге для всех потребителей, независимо от того, юридическое это лицо или физическое. И получалось, что куб очищенной, нормальной воды стоит всего лишь 18 тенге. Но ведь чтобы этот куб очистить, требуются серьезные затраты. Естественно, в этих условиях никто не занимался экономией воды. В результате «Водоканал» имел старые водопроводные сети, очистные сооружения и так далее. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы решили ввести дифференцированный тариф. Кстати, это сделано впервые в республике именно в Алматы. Физические лица мы разделили на две категории. Если человек использует воду по нормативам - а это в основном жители многоэтажных домов - для них тариф увеличился всего лишь на 2 тенге и сейчас составляет 20 тенге за кубометр. Те, кто имеет большие частные дома и у кого большой расход воды, будут платить сверх норматива намного больше. Теперь о юридических лицах. Станции технического обслуживания имеют установки для оборотного водоснабжения. Но они устанавливают их лишь для того, чтобы получить разрешение на работу. На самом деле эти установки не работают. Так как если стоимость мойки одной машины составляет 1000 тенге, то стоимость воды в ней составляет всего лишь 3 тенге. И какая необходимость в экономии воды? То же самое на предприятиях общественного питания и так далее. Поэтому для этой категории потребителей мы установили уже другой тариф. А если кто-то нерационально использует воду, пусть он платит с учетом штрафов. Там действительно набегает нормальная сумма. Я могу успокоить жителей: для них 2 тенге на куб воды, я думаю, существенно не скажется. Также мы произвели реструктуризацию «Водоканала» - надо было разобраться по финансовым потокам, которые существовали внутри самого предприятия. Сейчас оно называется холдинг «Алматы Су» и состоит из трех подразделений: источники - те, кто добывает воду, предприятие, доставляющее воду потребителям и организация, занимающаяся водоотведением, то есть канализацией. Есть четкое разграничение функций и всех потоков. В результате, я думаю, уже в этом году предприятие будет работать безубыточно. Это предполагает планирование работы по замене водопроводов, улучшению работы водоисточников и водоотведения. Схожую работу мы провели по «Алматинским тепловым сетям» и поставили задачу, чтобы в этом году они, так же как и «Алматы су», работали уже без убытков. Евгений Грюнберг:То есть это был достаточно эмоциональный разговор - что в обмен на повышение тарифов вот эти организации ответят? Хотелось бы узнать, чем они ответят. Ахметжан Есимов: Вы помните, примерно полгода во время прямого эфира одним из первых вопросов, которые я поднимал, была ситуация с предприятием «Водоканал». Начиная от водоисточников и заканчивая сбросом воды в известный накопитель Сорбулак. Задача ставилась именно в этом плане. И работа велась в течение всего года. Кроме того, чтобы где-то не перегнуть палку, мы проводили и общественные слушания по этой теме. То есть была проведена если не колоссальная, то очень большая подготовительная работа. И когда мы ее завершили, есть обязательства теперь уже руководителей. Есть обязательства у нашего начальника управления, у моего зама, который курирует этот вопрос. Они теперь должны выполнить свои обещания и обеспечить безубыточную работу этих очень важных для города структур.
Как получить льготный кредит
Вопрос: По телевизору слышал о том, что для поддержки малого и среднего бизнеса Алматы государством выделяется 50 млрд. тенге. Как можно получить эти льготные кредиты? Ахметжан Есимов: Государством на поддержку малого и среднего бизнеса всего выделяется 120 млрд. тенге по республике. В соответствии с меморандумом, который мы подписали с фондом «Самрук-Казына», из этой суммы 50 млрд. направят на поддержку МСБ Алматы. Порядок получения остается прежним. «Самрук-Казына» через фонд «Даму» направляет деньги банкам второго уровня. Желающие должны обратиться в один из восьми банков, через которые будет финансироваться МСБ. Их перечень определен правительством. Условия достаточно приемлемые. Ставка - 14 процентов годовых для конечного заемщика, срок - до 7 лет. Предельная сумма займа - 3 млн. долларов, а для производителей - до 5 млн. долларов. Есть у нас Деловой совет, мы регулярно проводим заседания. В прошлом году также были выделены немалые средства для развития МСБ. Однако мы не видели конкретных получателей. Средства поступали банкам второго уровня, которые отчитывались перед фондом «Даму», что они использованы для МСБ. Но как они использованы, какой получился результат? Что мы имеем? Новые рабочие места? Новые производства? Об этом никакой информации не было. В упомянутом же меморандуме мы четко прописали, что эти средства должны поступать малому и среднему бизнесу прозрачно. Мы должны знать, кто получил, сколько и что он на эти средства осуществил. Я считаю, если мы добьемся открытости в этой работе, то эффект для МСБ будет очень значительным. Евгений Грюнберг: Наш бизнес - это в основном «купи - продай». Что-нибудь делается для того, чтобы у нас действительно росло настоящее производство? Ахметжан Есимов: МСБ можно разделить на три части. Первая часть, как вы сказали, купи-продай. Это то, что необходимо для жителей города - привезти то, что у нас не производится и продавать. Вторая - градообразующие предприятия, но у нас таких нет. Зато имеется финансовый сектор, где трудятся около 80 тысяч работников. Плюс еще строительный сектор, который и тянет за собой МСБ. Это те, кто производит лаки, краски, полы, двери, ручки, провода, лампочки и так далее. То есть это достаточно большой сектор нашего МСБ. И третья - это те, кто производит товары народного потребления. В частности, у нас достаточно успешно работает бизнес-инкубатор. Поэтому в том же соглашении с фондом «Самрук-Казына» мы решили в шести наших районах создать центры поддержки предпринимательства - с тем, чтобы они могли открывать новые производства, а эти центры оказывали всяческую поддержку: давали консультации, оказывали юридическую поддержку, помогали в оформлении кредитов, договоров, соглашений. Я думаю, что мы на постоянной основе будем осуществлять взаимный контроль совместно с фондом «Самрук-Казына». Вопрос МСБ и, в частности, открытия этих центров будет на постоянном нашем контроле. Так как от работы этих центров мы ожидаем хорошего результата. Айнур Асанберды: Будут в ближайшее время создаваться новые рабочие места? Ахметжан Есимов: Мы открыли в городе новую гостиницу «Holiday Inn», это всемирно известный бренд. Это четырехзвездочная гостиница среднего класса, которая обеспечила 150 новых рабочих мест. В этом году мы планируем открыть еще 5 гостиниц. Так как Алматы является культурным, финансовым и туристическим центром, такие объекты нам необходимы. В период кризиса открыть новые рабочие места не так-то просто. Карлыгаш: В районе пересечения улиц Маречека, Саина и Толе би действует пять казино, на которых указано, что это игровые автоматы или развлекательные залы. Они находятся в зданиях аптеки, стоматологии и магазина. Законно ли это? И не лучше ли вместо этого открыть тренажерный зал или спортивный центр? Ахметжан Есимов: На самом деле есть решение президента о том, что весь игорный бизнес должен быть только в двух городах - Капшагае и Боровом. Однако исполнение его осложняется тем, что есть определенные лазейки в нашем законодательстве. На самом деле, вроде бы запретили казино (кроме вышеперечисленных городов), вместе с тем не запретили держать игровые автоматы, которые не могут выдавать денежные выигрыши, но могут выдавать другие ценные вещи, например, телефонные каточки, всевозможные жетоны. Словом, те предметы, которые тут же можно обменять на деньги. В связи с этим еще летом мы обратились в правительство. Оно нашу инициативу поддержало, предложило законопроект о том, чтобы запретить вообще какие-либо выигрыши. Я думаю, законопроект будет принят, и тогда меры станут более решительными. Жительница дома № 19 по улице Кунаева: Некий частный предприниматель сделал пристройку к дому. Это строение портит внешний вид дома и мешает жителям. Говорят, что имеется решение соответствующих органов о сносе пристройки, но пока никаких действий не принимается. Скажите, как нам быть? Ахметжан Есимов: Если есть решение суда, то мы разберемся, почему оно не исполняется и добьемся его безусловного выполнения. Вопрос будет передан в соответствующие структуры. Вопросы землевладения рассмотрят во всех аспектах Евгений Грюнберг: Поступает много вопросов от жителей Алатауского района. Основная часть из них - о вероятности сноса незаконно построенных жилых домов. Как решается сейчас эта проблема? Ахметжан Есимов: Сейчас в состав Алатауского района входит порядка 20 микрорайонов, в которых проживает около 180 тысяч жителей. В свое время, когда эти земли были в составе Ауэзовского района, не было четкого контроля над ситуацией по земельным отношениям. Пользуясь этим, мошенники продавали земельные участки по поддельным документам. Некоторые дома и вовсе построены в запрещенных местах. Поэтому начала работать комиссия по выявлению незаконных строений. Было задержано несколько мошенников, занимавшихся незаконной продажей земли. Они получили срок от пяти лет заключения и выше. На прошлой неделе я участвовал в отчетной встрече акима Алатауского района с населением. Было много вопросов. Сейчас жители спрашивают, что им делать - ведь они покупали участки и строили дома, будучи уверены, что все в рамках закона. С момента образования нового района мы теперь точно знаем, сколько жителей и сколько домов находится в районе. Сейчас в районе около 4080 незаконных строений. Что нам с ними делать? С прошлого года мы остановили самовольный захват земель и незаконное строительство. Это уже немало. Что касается тех, кто уже построился, созданная рабочая группа рассматривает все аспекты землевладения и классифицирует по группам. Первая группа - те участки, которые можно узаконить. Вторая - земли, находящиеся в водоохраной зоне, под линиями электропередач, над газопроводами и так далее. Словом, те, что узакониванию не подлежат ни при каких условиях. Тем не менее, в ближайшие несколько лет никого выселять мы не будем. В дальнейшем на законных основаниях будут выделяться либо земельные участки, либо квартиры. В то же время мы не можем удовлетворить требования всех самозахватчиков. Если каждый из полутора миллионов жителей Алматы начнет самовольно захватывать земли - будет хаос. В любом случае мы должны действовать по закону.
Поэтапное решение проблем дольщиков
Телезритель: Уважаемый Ахметжан Смагулович, хотел бы от вас узнать более подробно, когда наконец-то дольщики получат помощь государства? Когда мы сможем въехать в свои квартиры? Люди уже дошли до того, что устраивают голодовки… Обратите на это внимание. Ахметжан Есимов: Хороший вопрос. Я не только обращаю на эту проблему внимание, она, можно сказать, мне уже и ночью снится. Прекрасно понимаю состояние дольщиков: человек вложил свои средства, и теперь не знает, получит он квартиру или нет. В прошлом году, именно мы подняли вопрос дольщиков перед президентом. В свою очередь глава государства дал поручение правительству. Хотя это вопрос по части гражданских отношений между застройщиками и дольщиками, ведь дольщик сам выбирал застройщика. Но никто не ожидал, что грянет кризис, что у застройщиков и у банков не будет средств для того чтобы завершить строительство. В прошлом году по этому вопросу была проведена большая работа. Правительство выделило 46 млрд. тенге на решение данного вопроса. Кроме того, за счет средств самих застройщиков нам удалось решить проблему 3105 дольщиков. На данное время остается еще 12600 участников долевого строительства. По заданию Президента страны создана рабочая группа, которую возглавляет вице-премьер Умирзак Шукеев. Также неделю назад с фондом «Самрук-Казына» мы подписали меморандум, по которому значительная часть, то есть больше половины от 360 млрд. тенге, которые выделяются на поддержку строительного сектора, будет направлена именно на решение проблем долевого строительства в городе Алматы. Существует четко расписанная программа, обсужденная в группе правительства. Есть 25 комплексов, предназначенные для более чем 3000 дольщиков. Их строительство компании ведут самостоятельно, без помощи государства. Тем не менее, мы будем внимательно отслеживать их работу, потому что существует хрупкая грань между тем, что сегодня компания ведет самостоятельное строительство, а завтра может пополнить число проблемных застройщиков. С фондом «Самрук-Казына» из тех средств, которые были выделены в прошлом году, мы начали строительство остановленных объектов. В этом году завершится строительство 11 таких комплексов, и более 2000 дольщиков получат жилье. На выделенные 10 млрд. тенге по схеме финансирования правительства 600 дольщиков получат квартиры. Фондом «Самрук-Казына» отрабатывается несколько вариантов поддержки застройщиков: через банки второго уровня, схема прямого финансирования (когда фонд выделяет средства непосредственно тем застройщикам, у которых стоимость жилья в черновой отделке составляет не более тысячи долларов за квадратный метр - уже 4 компании заключили такие соглашения), и, кроме того, фонд будет вести работу с теми застройщиками, у которых свободные цены. Все эти схемы будут размещены на сайте правительства, фонда «Самрук-Казына» и акимата города. Желающие могут с ними ознакомиться более подробно. На данное время 6 застройщиков являются проблемными, они, по сути, оказались мошенниками - обманули порядка 600 дольщиков. По данному делу ведутся судебные разбирательства. По некоторым застройщикам еще предстоит принимать решение - либо их банкротить, либо вводить внешнее управление или проводить реабилитацию. Под эту схему попадает 4 строительных компании, за которыми стоят примерно 1100 дольщиков. Конечно, все проблемы дольщиков в этом году мы не решим, но примерно 6000 мы окажем помощь.
Новая схема управления повысит ответственность
Евгений Грюнберг: Тема дольщиков, безусловно, горячая, но есть еще проблема людей, уже живущих в домах - это касается КСК. У нас огромный список жалоб от граждан, которые чаще всего сетуют на плохое содержание дорог и тротуаров, многолетнее отсутствие ремонта кровли и подъездов. Много просьб к городским властям вмешаться и ужесточить контроль над КСК. Ахметжан Есимов: В прошлом году мы внимательно рассматривали вопросы структуры, деятельности КСК и соответствующего законодательства. С одной стороны, КСК - это добровольное объединение, общественная организация, на которую власти не имеют никакого воздействия. КСК собирают немало средств, но в силу имеющейся структуры сложно проследить, сколько именно денег и куда они направляют. Мы предложили другую схему - чтобы жильцы избирали правление, которое в свою очередь избирает управляющего директора. По программе «Алматинские дворы» в прошлом году мы проделали большой объем работы. В этом году мы хотим эту программу завершить. Она получила много благодарных откликов от жителей. Однако уже сейчас мы имеем факты, когда эти обустроенные дворы находятся в таком же состоянии, как и до ремонта. А за этим должны следить КСК. Тоже самое касается и подъездов жилых домов. Поэтому сегодня мы имеем уже около 200 КСК, где форма и структура изменена.
БЛИЦ
Евгений Грюнберг: Еще алматинцев интересует вопрос, перенесут ли автовокзал «Сайран» за город? Ахметжан Есимов: Мы планируем это сделать. С восточной и западной стороны города создать два автовокзала для автобусных, транзитных и других иногородних маршрутов. Это делается в первую очередь для того, чтобы разгрузить транспортные потоки в городе. Чтобы иногородние маршруты доезжали лишь до вокзала, а далее пассажиры пересаживались на городской транспорт. Такие планы у нас есть, и они будут осуществляться. Евгений Грюнберг: Когда закончится строительство дорожной развязки на пересечении улиц Саина и Толе би? Ахметжан Есимов: Я думаю уже летом, примерно в июне, строительство развязки завершим. Евгений Грюнберг: Будут ли сохранены льготы для инвалидов на проезд в общественном транспорте? Ахметжан Есимов: Будут сохранены. Пусть наши инвалиды не волнуются. Евгений Грюнберг: Пять лет назад планировали переместить оптовый рынок с Розыбакиева - Райымбека за город. До сих пор никаких мер не предпринимается. Когда это произойдет? Ахметжан Есимов: Это большой вопрос. Во-первых, эти рынки создают рабочие места. Во-вторых, в городе, как вы знаете, было несколько акций, связанных с базарами, рынками. Но порядок наводить мы будем. К слову, вышеупомянутый рынок провел определенную работу по наведению порядка на самом торговом месте и прилегающей территории. Мы будем требовать соблюдения правил и в дальнейшем. В перспективе, когда будет строиться Большая алматинская кольцевая дорога, многие рынки мы думаем вынести именно туда. Это будет удобно со стороны транспортной логистики, а также улучшит санитарное состояние города. Евгений Грюнберг: Какие меры акимат города принимает по борьбе с безработицей? Ахметжан Есимов: У нас действует антикризисная программа, в которой мы предусматриваем специальные средства, для того чтобы переобучать людей, которые попадают под сокращение. На эти цели будет выделено 277 млн. тенге. Что касается менее квалифицированных рабочих, то они будут задействованы на общественных работах Мы намерены создать 4 тысячи рабочих мест в сфере благоустройства, озеленения города и других общественных работах. Также задача акимата создавать условия для образования новой группы предпринимателей. Для этого будут передаваться в аренду помещения за небольшую арендную плату. Евгений Грюнберг: Что будет с ямой на площади Республики? Ахметжан Есимов: История известна. Хотели как лучше, но, к сожалению, грянул кризис. Яму выкопали, а теперь чтобы ее закопать - необходимы большие средства. Сейчас проводить эту работу нерационально. Но и в первоначальном проекте осуществить задуманное тоже не получается. Неоднократно велись переговоры с «хозяином ямы» - известной строительной корпорацией. Предложения по тому, как дальше использовать выкопанную территорию, были разные. Но из-за нехватки финансовых средств мер пока никаких не принимается. Скорее всего, на этом месте будет располагаться подземный паркинг, а сверху так же, как и раньше - проезжая часть, правда с южной стороны она будет более благоустроена - посадят деревья, разместят скамейки и прочее необходимое для отдыха горожан. Но если возникнет проблема финансирования, будут приниматься другие меры.
ПЕРВЫЙ ОТКЛИК
Владимир Меренков, начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог: Ахметжан Смагулович, по вашему поручению докладываю. 33-й маршрут у нас закреплен за автобусным парком № 4. Данный маршрут он, к сожалению, передал в аренду частному предприятию, которое, в свою очередь, не имеет собственной производственной базы. В прошлом году ему два раза выписывались предписания по нарушению технического состояния транспортных средств - машины без технического осмотра. В связи с тем, что нарушения до сих пор не были устранены - будет готовиться документ о расторжения соглашения с автобусным парком №4 о праве владения данным маршрутом, и будем выставлять его на тендер. Евгений Грюнберг: Одна из ведущих тем - это парковки в городе. Что планируется по этому поводу? Ахметжан Есимов: У нас есть несколько проектов. Центр по развитию города Алматы с финансовыми структурами, в частности с Европейским банком реконструкции и развития, сегодня прорабатывают проекты создания парковок в городе Алматы. На это выделяется специальный грант. Также есть несколько предложений от частных структур, которые мы сейчас рассматриваем. Евгений Грюнберг: Восточный падишах Гарун-аль-Рашид, часто переодевался в простую одежду, выходил в город и смотрел, как на самом деле живут простые граждане… Ахметжан Есимов: Я, конечно, не переодеваюсь, но ездить или гулять по Алматы я люблю, поскольку это родной город. Как говорится, здесь моя работа, здесь мои друзья. Поэтому все прелести города, как в хорошем, так и переносном смысле, увидеть несложно. Для этого маскироваться необходимости нет. Разные случаи бывают. Бывает, и гаишники останавливают. Для меня важно прочувствовать самому, как рядовому жителю Алматы, все ситуации, которые есть в нашем городе. Евгений Грюнберг: Ахметжан Смагулович, каким спортом вы увлекаетесь? Ахметжан Есимов: Это всеми любимый футбол, но на него нужно время и команда. Также занимаюсь большим теннисом и гольфом. Последний вид спорта отнимает много времени и заниматься им можно только днем, а так как каждый день я работаю допоздна, не успеваю в него играть. Вместо этого я два раза в неделю играю в теннис. Вообще, стараюсь вести здоровый образ жизни. Евгений Грюнберг: Ваше заключительное слово, Ахметжан Смагулович? Ахметжан Есимов: Я благодарен всем алматинцам, которые проявили живой интерес к прямому эфиру, задали много интересных и злободневных вопросов. Сейчас мы живем в непростое время, кризис охватил весь мир, все развитые страны. Поэтому есть определенные сомнения и волнения у наших горожан. Но, тем не менее, я хотел бы заверить, что тот бюджет, который мы приняли на этот год, позволяет полностью выполнять наши социальные программы. Кроме того, мы имеем хороший бюджет развития, имеем хорошую поддержку и понимание со стороны правительства. Алматы находится на постоянном контроле у главы государства. Так что поводов для волнения у наших горожан нет. Эти непростые времена мы совместно сумеем преодолеть.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |