18.03.2009
Коммунальная страда.
В последнее время все чаще говорят о том, что самое популярное матерное слово из трех букв в нашей стране - это ЖКХ.
Мы помним, что в своем послании глава государства сказал, что, пока все было хорошо, мы строили дворцы и роскошные здания, а коммунальным вопросам уделяли слишком мало внимания и средств. Даже по тому закону о ЖКХ, который мы обсуждали в последние несколько лет, эта проблема нам аукнется. И привести в порядок ЖКХ нужно было давно.
Давайте на будущее посмотрим через призму настоящего. В настоящее время уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры по Казахстану составляет около 70 процентов по тепло-, электро-, водо- и газоснабжению. А ведь ко многим вопросам мы даже еще не подступались. Все знают, что у нас значительная доля населения живет в так называемых хрущевках, у которых и балконы падают, и срок годности этих домов давно вышел, и такого жилья в городах много. У нас больше людей верят в переселение душ, чем в возможность скорого переселения из хрущевок. Когда будет программа по их сносу - неизвестно. И, если смотреть в целом на работу коммунальных служб, работы - непочатый край.
Вместе с тем нельзя сказать, что ничего не делалось. Мы знаем, что в 2008 году из местных бюджетов на коммунальные нужды было выделено около 60 млрд. тенге. И на этот год планировалось около 35 миллиардов из местных бюджетов. Но правительство предусматривает также выделение дополнительных средств. И здесь решаются сразу два вопроса: во-первых, трудоинтенсивные технологии позволят мобилизовать трудовые ресурсы, и второй - проведение реконструкции водоснабжения, канализации, электричества. Но здесь я должен подчеркнуть, что это только те, что находятся либо в коммунальной, либо в государственной собственности. А все остальное, что находится в частных руках, должно ремонтироваться за счет частников, которых сейчас и привлекают в жилищно-коммунальную сферу. Вот здесь и нужно то, о чем говорил президент, - применить так называемое ручное управление. Если взять крупные казахстанские города, то у нас в частных руках и ТЭЦ, и водоканалы. Здесь они и должны себя проявить. С частников нужно жестко спросить: что они намереваются делать, чтобы уменьшить ненормированные потери, а следовательно, снизить и тарифы?
Сейчас, согласно Гражданскому кодексу, мы отвечаем и за крышу, за лестничную площадку, и за лифт. Не скажу, что я очень рад и новому законопроекту о ЖКХ. Я настаивал на том, чтобы государство после обследования участвовало через Бюджетный кодекс в отдельных видах капитального ремонта: фундамент, кровля, лифт и т.д. Но сегодня принято, что государство будет через жилищную помощь участвовать в капитальном ремонте. То есть малоимущие люди, не имеющие возможности вложить деньги в реконструкцию, будут получать жилищную помощь для того, чтобы сделать ремонт или отремонтировать крышу.
Конечно, сегодня это проблематично. Здесь нужно правильно построить работу. Если мы скажем, что сегодня каждая семья должна внести по 100 тысяч, - на нас не посмотрят добрым взглядом. Идеальные желания не могут сбыться. Пока закон на рассмотрении в сенате, мы не можем точно сказать, как жилищная помощь будет выплачиваться, но выплата предусмотрена.
Сейчас важна другая проблема: местные органы должны конкретно определить, что нуждается в реконструкции, каковы объемы финансирования, какова потребность в трудовых ресурсах даже в разрезе специальностей, как будут по срокам реализовываться эти проекты. Ведь во многих городах полно бесхозных сетей, где не проведена паспортизация. Будучи на активе в Караганде, я услышал из уст акима города то, что если раньше, до паспортизации, в областном центре было объектов коммунальной собственности на 28 миллионов тенге, то сегодня, после трехлетней описи всех жилищно-коммунальных объектов, оказалось на 32 миллиарда тенге. Так вот, это должно было быть сделано в каждой области. Мы наломали столько дров с реформой ЖКХ, что нам и уголь может уже не понадобиться.
Владимир НЕХОРОШЕВ, депутат Мажилиса РК