|
|
|
Памятка налогоплательщику касательно налоговых проверок
См. памятку по состоянию на 2009 год
Налоговые проверки (статья 627)
Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) документальная проверка; 3) хронометражное обследование.
Документальные проверки подразделяются на следующие виды: 1) комплексная проверка 2) тематическая проверка 3) встречная проверка
Налоговые проверки подразделяются на следующие типы: 1) плановые 2) внеплановые
Срок проведения налоговых проверок (статья 629)
Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с даты вручения предписания. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен: 1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, за исключением случаев, указанных в подпункте 2) настоящего пункта: 2) налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до сорока пяти рабочих дней; вышестоящим органом налоговой службы - до шестидесяти рабочих дней; 2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу: налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до 75 рабочих дней; вышестоящим органом налоговой службы - до 180 рабочих дней. Течение срока проведения налоговой проверки приостанавливается на период времени между датой вручения налогоплательщику (налоговому агенту) требования органа налоговой службы о представлении сведений и документов и датой представления налогоплательщиком (налоговым агентом), также между датой направления запроса органа налоговой службы в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и иные организации, осуществляющие деятельность на территории РК, и датой получения сведений и документов по указанному запросу. Течение срока налоговой проверки также приостанавливается на период времени между датой отправки в иностранные государства запроса о предоставлении информации и датой получения по нему сведений органами налоговой службы в соответствии с международными соглашениями. При этом срок приостановления по вышеуказанным основаниям не включается в срок налоговой проверки: 1) крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу; 2) проводимой в связи с ликвидацией юридического лица-резидента, прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности, осуществляемой в Республике Казахстан через постоянное учреждение, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, деятельности частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката; 3) тематических проверок юридических лиц по вопросам трансфертного ценообразования; 4) тематических проверок по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату; 4-1) тематических проверок налоговых агентов по вопросу возврата подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании налогового заявления нерезидента; 4-2) тематических проверок по вопросам рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, проводимых по вопросам, изложенным в жалобе налогоплательщика (налогового агента); 5) проводимой по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством РК; 6) в случае выставления налогоплательщику (налоговому агенту) требования органа налоговой службы о представлении документов (сведений) в ходе проведения налоговых проверок в соответствии со статьей 640 НК. Для налоговых проверок, не указанных в подпунктах 1) - 6) настоящего пункта, срок приостановления включается в срок налоговой проверки.
Срок проведения документальной проверки, кроме встречной проверки, не должен превышать: 1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, за исключением случаев, указанных в подпункте 3) настоящего пункта, - 60 рабочих дней; 2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, за исключением случаев, указанных в подпункте 3) настоящего пункта,- 180 рабочих дней; 3) для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, - 180 рабочих дней. При проведении хронометражных обследований в срок, указанный в п. 1 статьи 629 НК, могут включаться выходные и праздничные дни, если проверяемый налогоплательщик в указанные дни осуществляет деятельность. Хронометражное обследование может проводиться в соответствии с режимом работы налогоплательщика вне зависимости от времени суток.
Извещение о налоговой проверке (статья 631 НК)
Органы налоговой службы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения плановой комплексной и (или) плановой тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) по форме, установленной уполномоченным органом за исключением налоговых проверок, осуществляемых в связи с: 1) реорганизацией путем разделения или ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента; 2) прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности в РК, осуществляемой через постоянное учреждение; 3) прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката; 4) снятием с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании налогового заявления налогоплательщика. . Извещение направляется или вручается налогоплательщику по месту нахождения, указанному в регистрационных данных. В случае отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, проведение плановой комплексной и (или) плановой тематической проверки осуществляется без извещения. Орган налоговой службы вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик (налоговый агент) может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме. Налоговый орган осуществляет налоговую проверку без извещения налогоплательщика на основании письменного разрешения вышестоящего органа налоговой службы.
Основание для проведения налоговой проверки (статья 632)
Основанием для проведения налоговой проверки является предписание. Предписание должно быть подписано первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом, если иное не установлено настоящим пунктом. Предписание на проведение встречных и рейдовых налоговых проверок, а также хронометражного обследования может быть подписано заместителем первого руководителя органа налоговой службы. На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 НК.
Начало проведения налоговой проверки (статья 633)
Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика (налогового агента) в подписи на предписании. Предписание должно быть подписано первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом. Предписание на проведение встречных и рейдовых налоговых проверок, а также хронометражного обследования может быть подписано заместителем первого руководителя органа налоговой службы. На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением рейдовых проверок. В случае отказа налогоплательщика (налогового агента) в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы работником органа налоговой службы, проводящим проверку, составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых (не менее двух). Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания не является основанием для отмены налоговой проверки.
Завершение налоговой проверки (статья 637)
По завершении налоговой проверки должностным лицом органа налоговой службы составляется акт налоговой проверки . Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. При получении акта налоговой проверки налогоплательщик (налоговый агент) обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы. При невозможности вручения акта налогоплательщику (налоговому агенту) в связи с отсутствием налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения, проводится налоговое обследование с привлечением понятых в порядке, установленном Кодексом. При этом датой завершения налоговой проверки является дата составления акта налогового обследования. В случаях отсутствия налогоплательщика на дату завершения налоговой проверки по месту нахождения налогоплательщика и (или) по месту проведения налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки должностным лицом органа налоговой службы, проводящим налоговую проверку.
Решение по результатам налоговой проверки (статья 638)
По завершении налоговой проверки в случае выявления нарушений органом налоговой службы выносится уведомление о результатах налоговой проверки, которое направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в установленные сроки. Налогоплательщик (налоговый агент), получивший уведомление о результатах налоговой проверки, обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты проверок. В случае согласия налогоплательщика (налогового агента) с начисленными суммами налогов, других обязательных платежей в бюджет и (или) пеней, указанными в уведомлении о результатах налоговой проверки, сроки исполнения налогового обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательства по уплате пеней могут быть продлены на шестьдесят рабочих дней по заявлению налогоплательщика (налогового агента) с приложением графика уплаты, если иное не установлено статьей 51-1 НК. При этом указанная сумма подлежит уплате в бюджет с начислением пени за каждый день продления срока уплаты и уплачивается равными долями через каждые пятнадцать рабочих дней указанного периода. Не подлежит продлению срок исполнения налогового обязательства в порядке, предусмотренном настоящим пунктом: по уплате начисленных по результатам налоговой проверки сумм акциза и налогов, удерживаемых у источника выплаты; по уплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет и пеней по результатам налоговой проверки после обжалования результатов проверки. В случае, если по завершении налоговой проверки нарушения налогового законодательства Республики Казахстан не установлены, уведомление по результатам налоговой проверки не выносится.
Хронометражное обследование (статья 634)
Для проведения хронометражного обследования органы налоговой службы самостоятельно определяют вопросы по обследуемому объекту налогообложения и (или) объекту, связанному с налогообложением. При этом в обязательном порядке должны подвергаться обследованию: 1) объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением. При необходимости органы налоговой службы имеют право проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей налогоплательщика; 2) наличие денег, денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с обследуемым объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением; 3) фискальный отчет контрольно-кассовой машины. При проведении хронометражного обследования должностные лица органов налоговой службы, проводящие хронометражное обследование, должны ежедневно обеспечивать полноту и точность внесения в хронометражно-наблюдательные карты сведений, полученных в ходе обследования Ежедневно по окончании обследуемого дня составляется сводная таблица по всем обследуемым объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, а также по другим источникам извлечения дохода. Хронометражно-наблюдательная карта и сводная таблица в обязательном порядке подписываются должностным лицом органа налоговой службы и налогоплательщиком или его представителем и прилагаются к акту хронометражного обследования. Результаты хронометражного обследования налогоплательщиков учитываются при проведении начислений сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет по итогам комплексной или тематической проверки.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |