По нулям не получается
13.04.2009
Лиля ФЛАДУНГ, Астана
На сайте финпола чуть не каждый день появляются все новые фамилии коррупционеров. Каждый третий из них привлечен к уголовной ответственности за нарушение Закона «О госзакупках» и злоупотреблениях должностными полномочиями при проведении тендеров. В чем причина? В плохом законе или в особой ловкости наших чиновников? Исправят ли ситуацию изменения и дополнения в закон, обсуждаемый в парламенте? На эти вопросы отвечает один из разработчиков нового законопроекта, глава Минфина Болат Жамишев.
- Болат Бидахметович, изменения и дополнения в Закон «О госзакупках» обсуждаются депутатами очень активно. Так же активно они, помнится, протестовали и против этого закона, который без тендера два гвоздя не позволял купить! Может быть, вал коррупционеров именно по тендерам и был вызван острым желанием доказать, что для нашего чиновника ничего не возможного нет? Новый закон меняет ситуацию?
- Сразу хочу сказать, что те поправки, которые обсуждаются депутатами, не направлены на снижение корруциногенности норм. Даже, наверное, наоборот. Дело в том, что нормы, о которых идёт речь в парламенте, будут использоваться только для реализации «дорожной карты» в регионах и возможности делать покупки, необходимые для ремонта ЖКХ, местных дорог, объектов соцкультбыта. Все эти работы должны быть проведены уже летом. Чтобы успеть, мы до минимума сократили сроки на проведение конкурсов. Однако такой «мягкий» режим будет действовать всего два года - только на время реализации антикризисной программы правительства. И конечно, не секрет, что если мы так ужали сроки конкурсов и «опустили» требования, то это пошло в ущерб прозрачности…
- Значит, создали дополнительные соблазны для нарушителей закона - за два года, умеючи, можно такого понаделать… А что дальше?
- Чтобы снизить уровень коррупцированности самой системы госзакупок, еще в прошлом году мы внесли изменения и дополнения в закон для внедрения системы электронных закупок по методу ценовых предложений. В этом году метод используется факультативно. То есть им пользуется только тот, кто хочет, но уже в следующем году он станет обязательным для всех. Метод ценовых предложений электронным способом исключает всяческие взаимоотношения, а значит, и махинации между участниками конкурса: они встречаются только в виртуальном пространстве, на сайте. И кого-либо выкинуть, отказать по личным или иным мотивам здесь просто невозможно. Итоги подводит компьютер, и надуть его…
К тому же согласно этому методу покупаются только стандартизированные товары. И здесь преимущество может быть только в ценах. Реально сегодня у нас 4,5 тысячи участников электронных закупок. Ещё 5000 уже получили ключи и станут участниками электронных торгов со следующего года.
- А что по конкурсам, где, собственно, и нарушались все писаные законы?
- Над переводом конкурсов в электронный формат мы тоже работаем. Но здесь сложнее, потому что здесь уже важно знать не только ценовые характеристики товаров, работ-услуг, но и квалификацию, финансовое состояние и прочая потенциальных подрядчиков, продавцов. Уже ясно, что переведение конкурсов в электронный формат станет хорошей преградой на пути коррупционных отношений. Сейчас вместе с центром электронной коммерции мы над этим работаем, финансируем, утверждаем ТЭО, разрабатываем электронную систему для проведения конкурсов, и уже осенью придем в парламент с новыми поправками. Так что где-то с 2011 года все госзакупки и все конкурсы будут переведены в электронный формат. Тогда и статистика финпола, надеюсь, изменится.
- Что, сразу все по нулям? Не верится, умельцы, думаю, и здесь найдутся…
- Я сказал: изменится, но не сказал, что исчезнет. И уж тем более до 2011 года. А пока железно нарушений не будет в части применения электронных закупок по методу ценовых предложений. Но на ценовые предложения сегодня приходится только часть закупок, причем меньшая. Остальное - конкурсы, до которых доберемся только года через два-три. Согласитесь, невозможно решить все в один момент, но двигать можно очень энергично! Мы и так хороший рывок в части ценовых предложений сделали! Когда все применим, экономия от ноу-хау по этому методу составит до 30 процентов.
- Экономия чего?
- Бюджетных средств. Оказалось, что, когда управляли процессом «вручную», сколько закладывали в бюджет на покупку товара, столько и тратили. Электронные закупки и выкладки наших аналитиков показали, что все это, уточняю, мы говорим только о закупках - можно купить на 30 процентов дешевле! Так что…
А вот что получается - можно судить по нынешним конкурсам…