Современные возможности криогенного лечения рака кожи
В.В. Шенталь, И.Н. Пустынский, С.И. Ткачев, А.И. Пачес, Т.П. Птуха,
Российский онкологический научный центр им.Н.Н. Блохина РАМН, Москва
Метод криодеструкции злокачественных опухолей разрабатывался в клинике опухолей головы и шеи Онкологического научного центра с 1971 г., работы в этом направлении являются приоритетными (В.В. Шенталь, А.И. Пачес, Т.П. Птуха и др.). Лечение небольших по размерам и поверхностно расположенных форм рака кожи (Т1) обычно проводится способом криоаппликации с одного или нескольких полей, как правило, амбулаторно. Выполняется не менее трех циклов замораживания-оттаивания опухоли. Граница планируемой зоны криодеструкции должна выходить не менее чем на 0,5-1 см за границы опухоли, то есть захватывать прилежащие здоровые ткани. Лечение более распространенных поражений является сложным и может включать сочетание способов криоаппликации и криоорошения опухоли, а также в ряде случаев и пенетрационный способ криовоздействия. В связи с этим криогенное лечение распространенных форм рака кожи обычно проводится в стационарных условиях.
После оттаивания тканей развивается местная реакция в виде нарастающего серозного отека и цианоза с экссудативными пузырями, появляющимися непосредственно после оттаивания. Особенно резко выражен отек при расположении опухоли вблизи орбиты. Периорбитальный отек после замораживания новообразований носа, век, щек бывает настолько выражен, что глазная щель от 2 до 5 дней остается сомкнутой. Криовоздействие при обширных новообразованиях этой области иногда приходится проводить в стационаре. Через 2-3 суток после криовоздействия отек и напряженность пузырей значительно уменьшаются, при этом четко ограничивается зона крионекроза. Отек и пузыри постепенно исчезают к 4-5 суткам, и далее заживление проходит под струпом. Эпителизация обычно начинается с периферии раны, со стороны здоровой кожи. Полная эпителизация заканчивается в зависимости от размеров опухоли спустя 3-6 недель.
После криовоздействия не требовалось применения анальгезирующих средств. При лечении ограниченных форм рака кожи болевые ощущения, как правило, были минимальны, что также не требовало введения анальгетиков. Температурной реакции после криодеструкции не наблюдалось. В редких случаях при инфицировании зоны крионекроза отмечалась местная воспалительная реакция в виде гиперемии и отека тканей с гипертермией, которая у всех больных была купирована консервативными мероприятиями и не оказала влияния на отдаленные результаты лечения. Осложнений со стороны общего состояния больных мы не наблюдали. Лечение было осуществимо даже у лиц преклонного возраста с наличием тяжелых сопутствующих заболеваний. После отторжения некротических тканей и эпителизации раны на месте опухоли оставался элластичный, хороший в косметическом отношении рубец.