|
|
|
20.04.2009 Аудит поборы победит
Новые формы повышения качества медицинских услуг внедряются в здравоохранении Алматы. Теперь жителям города для решения своих проблем не нужно ехать в департамент Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг — руководители и специалисты этого ведомства выслушают их жалобы и предложения прямо в поликлиниках и больницах. Информация о времени приема, который ведут представители городского департамента Комитета контроля в сфере оказания медицинских услуг, партии «Нур Отан» и руководители самой клиники, размещается на видном месте. И в первый же такой день в Центральной городской клинической больнице к выездной комиссии обратилось больше десяти человек. — Почти половина пациентов пришли поблагодарить докторов за эффективное лечение и хорошие условия, — рассказывает директор департамента Комитета по контролю в сфере оказания услуг по городу Алматы Кыдырбек Андагулов. — Но есть и нарекания, и все они в основном связаны с тем, что людям не оказывают должного внимания, не объясняют, к примеру, особенности заболевания и лечения. Поэтому почти все вопросы были тут же решены вместе с руководством клиники. Известно, что в Алматы лечится немало жителей других регионов. Женщина из Актау, пришедшая поблагодарить за помощь дочери-подростку, рассказала, что в их городе не могли поставить диагноз и выделить квоту на лечение, поэтому она приехала сюда лечиться платно. В связи с этим и пациенты, и сами медики предлагают ввести практику, при которой граждане республики смогут получать медицинскую помощь в любом городе и населенном пункте в рамках гарантированного государством объема. Такие дни приемов будут вестись в тринадцати алматинских медучреждениях один раз в месяц. — Если жалобы повторятся, то внимательный анализ позволит делать выводы о том, кому стоит продолжать выделять средства по государственному заказу, а кому нет, — говорит Кыдырбек Андагулов. — А к 2011 году, когда появится система свободного выбора врача, это станет тем более актуально. У медиков появится стимул, дифференцированной станет оплата, она будет поставлена в зависимость от качества работы врача. Тогда госзаказ смогут и должны получать и государственные, и частные больницы. А пока в департаменте отмечают, что основными среди выявленных за последнее время нарушений остаются слабая организация работы поликлиник, невнимание к пациентам, некачественное обслуживание, приписки в медосмотрах, сокрытие детской смертности. Обнаружены и приписки в отчетах по профосмотрам, которые не проводились совсем или выполнялись с низким качеством. За прошлый год их выявлено на сумму 19 миллионов 100 тысяч тенге, эти средства изымаются и передаются в другие медицинские учреждения. При административных нарушениях, когда медцентр, к примеру, работал без сертификата или когда в результате действий или бездействия врача состояние больного ухудшилось, средства изымаются и возвращаются в бюджет. За прошлый год сумма таких взысканий составила два миллиона 227 тысяч тенге, а всего к административной ответственности привлечены специалисты 96 медорганизаций, из них 58 — государственные. Более 40 процентов составили нарушения, связанные с несоблюдением порядка, стандартов и некачественным оказанием медицинской помощи. Двадцать восемь процентов среди возбужденных административных дел занимает безлицензионная деятельность субъектов здравоохранения. По всем фактам направлено более 170 материалов в различные инстанции — в районные акиматы, управление здравоохранения города, прокуратуру, органы финансового контроля. Контролеры отмечают, что многие жалобы вызваны неумением организовать работу. И это не требует каких-то серьезных финансовых вливаний и больших усилий. — Конечно же, можно организовать прием врачей и работу лабораторий так, чтобы не было очередей, — уверен Кыдырбек Андагулов. — Почему, например, анализы можно сдать только в течение одного утреннего часа? Отсюда толкучка, нервозная обстановка. Чаще всего пациенты жалуются на то, что плохо работает регистратура, теряются медицинские книжки, пациентов гоняют из одного кабинета в другой. Немало еще и фактов привлечения средств больных там, где им должны оказать бесплатную, гарантированную государством помощь. Больше внимания в контролирующем ведомстве стали уделять снижению материнской и младенческой смертности, предотвращению сокрытия этих случаев. С декабря прошлого года внедрена система ежедневного мониторинга, по результатам которого экспертизе подвергаются все случаи материнской смертности и предотвратимые случаи младенческой летальности. В этом году изменена методика проверок деятельности медицинских организаций. От сплошных перешли к выборочным с учетом приоритетов, поставленных Главой государства на совещании в Шымкенте в конце прошлого года. Особое внимание будет уделяться вопросам охраны здоровья матери и ребенка, противотуберкулезной и кардиологической помощи населению. До этого года медучреждения чаще всего проверялись, когда нарушения уже произошли. Но мировой опыт показывает, что эффективнее использовать не внешний, а внутренний аудит. Теперь в Алматы во всех 79 государственных медучреждениях появились номера телефонов и кабинеты, куда можно обратиться с жалобами или предложениями, чтобы решить их «здесь и сейчас». Кстати, с этого года в генеральном соглашении между министром здравоохранения и акимом того или иного региона предусмотрен показатель «Количество жалоб на сто тысяч населения» как индикатор, отражающий состояние здравоохранения в том или ином городе или области. Пока эту работу чаще всего поручают заместителям главных врачей. Но ожидать успешного внедрения внутреннего аудита без обучения кадров не приходится. Комитет утвердил программу и график обучения, предусмотрены финансовые средства. Министерство здравоохранения планирует обучить системе внутреннего аудита шестьсот человек. Ольга МАЛАХОВА г. Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |