|
|
|
Источник: *Парламента Республики Казахстан (www.parlam.kz)
27.04.2009 Мажилис: «О государственном имуществе»
Астана, 27 апреля, Дом Мажилиса. Комитет Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию определен Палатой головным по правительственному законопроекту «О государственном имуществе». Целью принятия законопроекта, согласно пояснению его разработчиков, является совершенствование законодательства в области управления государственным имуществом путем закрепления правовых основ, принципов и положений, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством прав на государственное имущество, а также отношения по контролю за его эффективным использованием. Законопроект определяет правовой режим государственного имущества, правовые основы управления государственным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами и принадлежащими государству акциями и долями в уставном капитале, сферу влияния государства на национальные холдинги, национальные компании и стратегические объекты. Законопроект направлен на обеспечение эффективного осуществления государством прав как собственника и обладателя иных прав на государственное имущество; четкое разграничение компетенции государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом, и повышение ответственности этих органов и их руководителей за проведение политики государства в сфере управления государственным имуществом; установление правовых основ корпоративного управления государственным имуществом через национальные холдинги и национальные компании, определение их четкого взаимодействия с государственными органами и их ответственности за обеспечение проведения политики государства в сфере управления государственным имуществом. Под государственным имуществом в законопроекте понимается государственное имущество Республики Казахстан и административно-территориальных единиц; под республиканским имуществом - имущество Республики Казахстан, за исключением коммунального имущества; под коммунальным имуществом - имущество административно-территориальных единиц; под областным коммунальным имуществом - имущество области (города республиканского значения, столицы), в том числе областной бюджет и иное имущество, не закрепленное за областными коммунальными юридическими лицами, составляющее областную казну, а также имущество, закрепленное за областными коммунальными юридическими лицами (за исключением районного коммунального имущества); под районным коммунальным имуществом - имущество района (города областного значения), в том числе бюджет района и иное имущество, не закрепленное за районными коммунальными юридическими лицами, составляющее районную казну, а также имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами. Под управлением государственным имуществом понимается осуществление государством (Республикой Казахстан или административно-территориальной единицей) права государственной собственности и иных имущественных прав. Законопроект определяет: 1) права и обязанности государства в сфере управления государственным имуществом, устанавливает порядок осуществления имущественных прав государства, включая владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим государству на праве собственности, порядок приобретения и прекращения прав на государственное имущество, в том числе при национализации и приватизации имущества, а также владение и (или) пользование им гражданами и негосударственными юридическими лицами; 2) порядок управления имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами, акциями акционерных обществ и долями в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, принадлежащими к государственному имуществу, и иным имуществом, составляющим государственное имущество; 3) особенности правового режима имущества, имеющего стратегическое значение (стратегических объектов). Управление государственным имуществом осуществляется в соответствии с принципами законности, подотчетности и подконтрольности, гласности, эффективного использования государственного имущества, обеспечения условий для развития конкуренции. В зависимости от вида государственного имущества управление государственным имуществом осуществляют Республика Казахстан или административно-территориальная единица Республики Казахстан. Законопроект определяет порядок передачи коммунального имущества из одного уровня местного государственного управления в другой. Законопроектом определяется компетенция государственных органов по управлению государственным имуществом. В частности, определяется компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом; центрального уполномоченного органа по государственному планированию, уполномоченного органа по управлению государственным имуществом; уполномоченного органа по руководству соответствующей отраслью (сферой) государственного управления; маслихата области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) по управлению коммунальным имуществом; местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы); местного исполнительного органа района (города областного значения). Законопроект определяет основания приобретения Республикой Казахстан имущественных прав на республиканское имущество и основания приобретения административно-территориальной единицей имущественных? прав на коммунальное имущество. При этом отношениям по приобретении: государством прав на имущество при реквизиции, национализации * принудительном возмездном отчуждении земельного участка или иное недвижимости посвящены отдельные главы законопроекта ввиду сложности явной недостаточности регулирования данных отношений граждански законодательством Республики Казахстан. Новым для законодательств является раздел законопроекта, посвященный регулированию отношений по владению и (или) пользованию государственным имуществом. Законопроект детально регулирует отношения по прекращению права государства (Республики Казахстан или административно-территориальной единицы) на государственное (республиканское или коммунальное) имущество Пересмотрены, дополнены и включены в законопроект положена действующего Закона РК от 23 декабря 1995 года «О приватизации». В законопроекте устанавливаются особенности управления отдельными видами государственного имущества, в частности, содержатся общие положения по осуществлению государством прав на имущество государственных юридических лиц, под которыми в законопроекте понимаются государственные предприятия и государственные учреждения в зависимости от вида государственного имущества подразделяемые на: 1) республиканские юридические лица - республиканские предприятия и республиканские учреждения, имущество которых находится в республиканской собственности; 2) коммунальные юридические лица - коммунальные предприятия и коммунальные учреждения, имущество которых находится в коммунальной собственности: а) областные коммунальные юридические лица - коммунальные предприятия и коммунальные учреждения, созданные местными исполнительными органами области; б) районные коммунальные юридические лица - коммунальные предприятия и коммунальные учреждения, созданные местными исполнительными органами района. Под государственным предприятием понимаются: 1) предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, 2) предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие). Согласно нормам законопроекта разграничение проводится не между учреждениями и государственными учреждениями, а между государственными органами и иными учреждениями (включая государственные учреждения, не являющиеся государственными органами). В целях совершенствования механизма управления государственным имуществом законопроектом вводится ряд новых для законодательства Республики Казахстан положений по осуществлению прав на принадлежащие государству акции и доли в уставном капитале акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью (далее - АО и ТОО). В частности, детализированы основания возникновения права государства на акции и доли в уставном капитале АО и ТОО, а также введена классификация АО и ТОО. В зависимости от того, кому принадлежат акции (доли в уставном капитале ТОО), АО и ТОО с участием государства подразделяются на: 1) АО и ТОО с участием Республики Казахстан; 2) АО и ТОО с участием административно-территориальной единицы. В зависимости от количества принадлежащих государству акций (размера доли, принадлежащей государству в уставном капитале ТОО), они подразделяются на: 1) контролируемые государством АО и ТОО - АО и ТОО, в уставном капитале которых государству принадлежит контрольный пакет акций АО или контрольная доля в уставном капитале ТОО. Контрольный пакет акций или контрольная доля в уставном капитале означает, что государству принадлежит соответственно более пятидесяти процентов голосующих акций АО или более пятидесяти процентов доли уставном капитале ТОО; 2) АО и ТОО с не доминирующей долей участия государства - АО и ТОО, не обладающие вышеуказанными признаками. В зависимости от вида АО и ТОО законопроектом устанавливаются особенности участия государства в данных юридических лицах. Законопроект содержит новые для гражданского законодательства Республики Казахстан положения по управлению АО и ТОО, единственным акционером (участником) которых является государство; национальной компанией, акционером которой является государство; национальной компанией, акционером которой является национальный холдинг; национальными холдингами. В законопроекте предусмотрены нормы по планированию деятельности национальных холдингов; национальных компаний, акции которых принадлежат национальному холдингу; национальных компаний, акционером которых является государство, а также контролируемых государством АО (за исключением национального холдинга) и ТОО. При этом необходимо отметить, что нормы законопроекта о национальных холдингах, национальных компаниях и иных контролируемых государством или национальным холдингом юридических лицах применяются к национальному управляющему холдингу и входящим в его состав национальным компаниям и иным контролируемым им юридическим лицам, если иное не предусмотрено законодательным актом Республики Казахстан о фонде национального благосостояния. Отдельный раздел законопроекта посвящен ограничению прав на имущество, имеющее стратегическое значение (стратегические объекты), принадлежащее гражданам и негосударственным юридическим лицам. В отличие от подхода действующего законодательства, предполагается включить в законопроект соответствующие нормы отношения по обременению и приобретению стратегических объектов. Признание имущества стратегическим объектом влечет за собой возникновение следующих правовых последствий: 1) возникновение приоритетного права на приобретение стратегического объекта, под которым понимается приоритетное перед третьими лицами праве Республики Казахстан на выкуп стратегических объектов по рыночном стоимости у гражданина или юридического лица, которому принадлежит стратегический объект, в случае, когда такое лицо намеревается совершить сделку по отчуждению стратегического объекта, а также в случае обращен взыскания на стратегический объект или отчуждения стратегического объекта составе конкурсной (ликвидационной) массы; 2) государственный мониторинг стратегических объектов в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан о государственном мониторинге. Для обеспечения эффективности контроля за использованием государственного имущества законопроектом предусматриваются общие положения по учету государственного имущества, оценке и дальнейшем} использованию имущества, перешедшего в состав государственного. Е частности, законопроект содержит положения, детально регламентирующий состав, порядок формирования и ведения реестра государственного имущества. Принятие законопроекта приведет к следующим правовым и социально-экономическим последствиям: 1) создание законодательной базы, определяющей четкие правовые основы, принципы и положения управления государственным имуществом; 2) усиление контроля за АО и ТОО с участием государства; 3) государственное регулирование и контроль за деятельностью национальных холдингов и национальных компаний; 4) увеличение доходной части бюджета за счет увеличения прибыли, полученной в результате повышения эффективности управления государственным имуществом; 5) введение системы полного учета государственного имущества на постоянной основе и формирование реестра государственного имущества и другие. Принятие законопроекта потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного имущества. Закон предполагается ввести в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования, за исключением главы 14 «Учет государственного имущества», которую предполагается ввести в действие по истечении двух лет с момента введения в действие Закона о государственном имуществе. С момента введения в действие Закона о государственном имуществе предполагается признать утратившими силу Законы Республики Казахстан от 23 декабря 1995 года «О приватизации» и от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии». При разработке законопроекта, как поясняет разработчик, был учтен имеющийся положительный опыт иностранных государств по различным аспектам правового регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления государством прав на государственное имущество, а также отношений по контролю за его эффективным использованием. В частности, были исследованы Закон Украины от 21 сентября 2006 года № 185-V «Об управлении объектами государственной собственности»; Закон Республики Молдова от 16 июля 1999 № 523-XIV «О публичной собственности административно-территориальных единиц»; Постановление Федерального правительства Германии от 24 сентября 2001 года «О регулировании участия государства в коммерческих обществах»; Закон Греческой Республики № 3429 от 23 декабря 2005 года «О государственных предприятиях и организациях»; Федеральный Закон Российской Федерации от 29 апреля 2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»; Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»; Закон Кыргызской Республики от 23 мая 2008 года № 94 «О стратегических объектах Кыргызской Республики»; Закон Санкт-Петербурга «О Реестре собственности Санкт-Петербурга (Часть I. Недвижимое имущество)» (17 апреля 2001 года № 282-39, с изменениями на 6 мая 2008 года); Закон Санкт-Петербурга «О Реестре собственности Санкт-Петербурга (Часть 2. Движимое имущество)» (28 апреля 2004 года № 215-37, с изменениями от 18 декабря 2006 года) и многие другие. Кроме того, был использован положительный международный опыт, в том числе, положения Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (г. Гаага, 18 октября 1907 года); Конвенции о защите гражданского населения во время войны (Женевская конвенция 12 августа 1949 года); нормы практически всех международных договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций (одной из Сторон в которых является Республика Казахстан), содержащих условия гарантий инвестиций, сводящиеся к гарантиям инвесторам, в соответствии с которыми инвестиции инвесторов Стороны на территории другой Стороны не должны быть экспроприированы, национализированы или подвергнуты любым другим мерам прямо или косвенно, имеющим эффект, равносильный экспроприации или национализации, кроме мер, принимаемых в государственных целях, на не дискриминационной основе, в соответствии с установленной законом процедурой, и с выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации, а также положения Договора к Энергетической Хартии, ратифицированного Республикой Казахстан 18 октября 1995 года, Сеульской конвенции 1985 года об урегулировании Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций и другие. Вместе с основным в Комитете Мажилиса рассматриваются и сопутствующие поправки. Целью их принятия законопроекта является внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан для приведения его в соответствие с проектом Закона «О государственном имуществе», закрепляющим правовые основы, принципы и положения, регулирующие отношения, возникающие в процессе осуществления государством прав на государственное имущество. Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан: · Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года; · Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года; · Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года; · Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охране и использовании историко-культурного наследия»; · Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан»; · Закон Республики Казахстан от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах»; · Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 года «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»; · Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 года «О банкротстве»; · Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях»; · Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года «О государственном материальном резерве»; · Закон Республики Казахстан от 30 ноября 2000 года «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»; · Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях»; · Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года «О чрезвычайном положении»; · Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года «Об акционерных обществах»; · Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года № 29 «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан»; · Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О статусе столицы Республики Казахстан»; · Закон Республики Казахстан от 26 июля 2007 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». · Закон Республики Казахстан от 6 июля 2007 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». В частности, проектом Закона предусматривается внесение изменений и дополнений в действующее законодательство: 1) в целях приведения в соответствие с положениями Конституции Республики Казахстан о принудительном отчуждении имущества для государственных нужд; 2) в целях уточнения субъекта, осуществляющего управление государственным имуществом от имени административно-территориальной единицы, в соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан 3) в целях приведения в соответствие с положениями Закона «О государственном имуществе» по вопросам оценки имущества, поступающего в состав государственного, передающегося в пользование государственного имущества, а также отчуждаемого из состава государственного имущества; 4) во избежание дублирования положений, детально урегулированных Законом «О государственном имуществе». Принятие Закона приведет к совершенствованию законодательной базы, определяющей правовые основы, принципы и положения об управлении государственным имуществом.
Жигер Байтелесов - 746304. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |