|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.06.2024 г.)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Законодательство Республики Таджикистан об административных правонарушениях 1. Законодательство Республики Таджикистан об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Кодекса, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном. 2. В случае несоответствия норм законодательства Республики Таджикистан об административных правонарушениях признанным международным правовым актам действуют нормы международных правовых актов.
Статья 2. Задачи законодательства Республики Таджикистан об административных правонарушениях Задачи законодательства Республики Таджикистан об административных правонарушениях состоят из охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, защиты общественной нравственности, оздоровления окружающей среды, охраны установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях и предупреждение административных правонарушений.
Статья 3. Отношения, регулируемые Кодексом Республики Таджикистан об административных правонарушениях Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях (далее - настоящий Кодекс) регулирует следующие отношения: - общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; - деяния (действия или бездействие), являющиеся административным правонарушением; - установление административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил и норм, предусмотренных настоящим Кодексом; - определение видов административных взысканий и правил их применения.
Статья 5. Действие настоящего Кодекса во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, привлекается к административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. 2. Закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления в силу такого закона, или в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. 3. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за совершение административного правонарушения, либо иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет. 4. Исключена.
Статья 6. Принципы законодательства Республики Таджикистан об административных правонарушениях Законодательство Республики Таджикистан об административных правонарушениях основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости наказания, личной ответственности и виновности, справедливости, гуманизма.
1. Признание деяния (действие или бездействия) административным правонарушением, ответственность и наказание за ее совершение, а также правовые последствия совершения административного правонарушения устанавливаются только настоящим Кодексом. 2. Никто не может быть привлечен к административной ответственности, а также подвергнут административному взысканию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении без решения суда, решения уполномоченного государственного органа, уполномоченного должностного лица и против порядка и оснований, установленных настоящим Кодексом. 3. Применение норм настоящего Кодекса по аналогии не допускается. 4. Применение судьей, уполномоченным государственным органом или уполномоченным должностным лицом административного взыскания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, осуществляется в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом. 5. Соблюдение требований законодательства при производстве по делу об административном правонарушении и применение мер административного воздействия за совершение административного правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих уполномоченных государственных органов и должностных лиц и прокурорским надзором. 6. Содержание норм настоящего Кодекса следует понимать в точном соответствии с его текстом. 7. В соответствии с надлежащими статьями Особенной части настоящего Кодекса административная ответственность за нарушения правил, стандартов, инструкций, положений и других норм, предусматривается в случаях, если такие положения приняты или утверждены в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.
Статья 8. Принцип равенства перед законом 1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. 2. Физические лица за совершение административного правонарушения привлекаются к административной ответственности, независимо от гражданства, национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения. 3. Должностное лицо и приравненное к нему лицо, независимо от исполнения служебных полномочий и занимаемой должности, привлекаются к административной ответственности за совершение административных правонарушений. 4. Юридические лица за совершение административного правонарушения привлекаются к административной ответственности, независимо от форм собственности, места нахождения, организационно-правовых форм и подчиненности, а также других обстоятельств. 5. Член Маджлиси Милли и депутат Маджлиси намояндагон не могут быть подвержены административному взысканию, назначенному в судебном порядке. 6. Лица, которые в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан и законами Республики Таджикистан имеют право неприкосновенности, не могут подвергаться аресту, задержанию, приводу и обыску без согласия соответствующих органов.
Статья 9. Принцип неотвратимости наказания Каждое физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности, административному взысканию и применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным настоящим Кодексом.
Статья 10. Принцип личной ответственности и виновности 1. Физическое или юридическое лицо подлежит административной ответственности за те деяния (действия или бездействие), в отношении которых установлена его вина. 2. Привлечение к административной ответственности за невиновное причинение вреда, не допускается.
Статья 11. Принцип справедливости 1. Административное наказание и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежащие применению к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру административного правонарушения, обстоятельствам его совершения, наступившим последствиям, личности виновного физического лица или деловой репутации юридического лица. 2. Никто не может привлекаться к административной ответственности дважды за одно и то же совершенное им административное правонарушение.
1. Физическому, должностному или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено такое административное наказание и применена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимые и достаточные для его исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений как лицом, совершившим административное правонарушение, так и иными лицами. 2. При применении к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении запрещается причинение боли и страдания, физического или нравственного, запугивание, дискриминация любого характера или унижение человеческого достоинства физического лица либо нанесение ущерба деловой репутации юридического лица.
Статья 16. Порядок толкования настоящего Кодекса 1. Если нормы настоящего Кодекса имеют два или несколько значений либо толкований, они толкуются в пользу лица, совершившего административное правонарушение. 2. Понятия и определения, применяемые в настоящем Кодексе, имеют то значение, которое приведено в соответствующих законах и нормативных правовых актах, если настоящим Кодексом не установлен иной порядок. 3. В пределах настоящего Кодекса запрещается толкование одинаковых понятий в разных значениях, если в самом Кодексе не содержится специальное указание.
Глава 2. Административное правонарушение
Статья 17. Понятие административного правонарушения 1. Административное правонарушение - это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, совершение которого в установленном настоящим Кодексом порядке влечет административную ответственность. Административное правонарушение может совершаться умышленно или по неосторожности. 2. Бездействие признаётся административным правонарушением в том случае, если законом или иными нормативными правовыми актами Республики Таджикистан предусмотрена обязанность лица предотвратить своими действиями наступление тех или иных последствий. 3. Не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения лицо, заблуждавшееся в характере своих противоправных (действий или бездействия), если оно было не в состоянии предотвратить возникновение данного заблуждения. 4. Юридическое лицо привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если установлено, что оно (юридическое лицо) имело возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. 5. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. 6. Покушением на совершение административного правонарушения является умышленное действие (действие или бездействие) лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если административное правонарушение не доведено до конца по причинам, не зависящим от этого лица. 7. Административная ответственность за покушение на совершение административного правонарушения наступает только в случаях, если данная административная ответственность предусмотрена Особенной частью настоящего Кодекса.
Статья 18. Совершение административного правонарушения умышленно Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало их совершение, либо относилось к ним безразлично.
Статья 19. Совершение административного правонарушения по неосторожности Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния (действия или бездействия), но без достаточных на то оснований и по небрежности, либо самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть, а также не знало, но должно было знать о противоправности своего деяния (действия или бездействия).
Статья 20. Крайняя необходимость 1. Действия лица не признаются административным правонарушением, если они совершены им в состоянии крайней необходимости. 2. Действия лица признаются совершенными в состоянии крайней необходимости, если они направлены на предотвращение непосредственной угрозы опасности охраняемым законом интересам государства, общества и личности, когда опасность при сложившихся обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, способами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. 3. В случае причинения в результате действий, совершенных лицом в состоянии крайней необходимости или в положении безвыходности, равного либо более значительного вреда по причине замешательства, страха или испуга, такие действия не являются противоправными.
1. Причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели не считается административным правонарушением. 2. Риск признаётся обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанным с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло все необходимые меры для предотвращения вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам. 3. Риск не признаётся обоснованным, если он явно был сопряжен с угрозой жизни и здоровью людей, экологической катастрофы или общественного бедствия.
Глава 3. Административная ответственность
Статья 22. Понятие административной ответственности 1. Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, означает применение судьей, уполномоченным государственным органом или уполномоченным должностным лицом административного взыскания к физическому лицу, частному предпринимателю, должностному или юридическому лицам, совершившему административное правонарушение, предусмотренное настоящим Кодексом. 2. Разные виды административного правонарушения влекут за собой применение различных административных взысканий. 3. Систематическим признается совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения два и более раза в течение одного года.
Статья 23. Основание административной ответственности Основанием административной ответственности является совершение физическим, должностным или юридическим лицом деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом.
Статья 23(1). Соучастие в административном правонарушении 1. Соучастием в административном правонарушении признаётся умышленное совместное участие двух или более физических или должностных лиц в совершении умышленного административного правонарушения. 2. Соучастниками административного правонарушения наряду с исполнителем признаются также организатор и пособник. 3. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее административное правонарушение либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее административное правонарушение посредством использования других лиц, не подлежащих административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом. 4. Организатором признается лицо, организовавшее административное правонарушение или руководившее его исполнением. 5. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению административного правонарушения советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения административного правонарушения, либо устранением препятствий, а также лицо заранее обещавшее скрыть правонарушителя, средства или орудия совершения административного правонарушения, следы административного правонарушения либо предметы, добытые путем административного правонарушения, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. 6. Ответственность организатора и пособника определяется в соответствии со статьей Особенной части настоящего Кодекса, со ссылкой на настоящую статью, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями административного правонарушения. 7. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, совершенного в соучастии, учитывается характер и степень фактического участия каждого соучастника административного правонарушения.
Статья 24. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность физического лица К административной ответственности привлекается физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет.
Статья 25. Возможность освобождения от административной ответственности 1. При малозначительности административного правонарушения судья, уполномоченный государственный орган и уполномоченное должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и взыскания и ограничиться устным замечанием. 2. В соответствии с настоящим Кодексом малозначительным является совершенное административное правонарушение, повлекшее за собой причинение материального ущерба физическому лицу в размере до одного, а юридическому лицу - до десяти показателей для расчетов.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения административного правонарушения находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своего деяния (действия или бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Статья 27. Административная ответственность физических лиц 1. За совершение административных правонарушений к ответственности привлекаются физические лица в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом, если в других нормативных правовых актах Республики Таджикистан не предусматривается иное. 2. Под физическим лицом понимаются граждане Республики Таджикистан, иностранные граждане и лица без гражданства.
Статья 28. Административная ответственность несовершеннолетних 1. Несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом. 2. С учетом конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении и данных о несовершеннолетнем лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, судьей, уполномоченным государственным, органом либо уполномоченным должностным лицом указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности. 3. После принятия судьей, уполномоченным государственным органом либо уполномоченным должностным лицом решения об освобождении несовершеннолетних от административной ответственности дело направляется в Комиссию по защите прав ребёнка для применения к нему мер воздействий.
Статья 29. Административная ответственность должностного лица, приравненного к нему лица и индивидуального предпринимателя 1. Должностное лицо привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При отсутствии этих обстоятельств, должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, привлекается к ответственности на общих основаниях. 2. Под понятием должностное лицо в настоящем Кодексе понимается назначенное или избранное лицо, осуществляющее постоянно, временно или по особому полномочию функции представителя государственной власти, то есть наделенное в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в его служебном подчинении, а равно лицо, выполняющее на платной или безвозмездной основе организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти, государственных учреждениях и органах самоуправления поселков и сел, а также в государственных хозяйствующих субъектах и других субъектах хозяйствования, в которых доля государства составляет не менее половины, и приравненные к ним лица. 3. Руководители и работники организаций, независимо от формы собственности, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, привлекаются к административной ответственности как должностные лица, если законодательством Республики Таджикистан не установлен иной порядок. 4. Индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими обязанностей, установленных законодательством Республики Таджикистан. 5. Под индивидуальным предпринимателем в соответствии с законодательством Республики Таджикистан понимается физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основе патента или свидетельства.
Статья 30. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяются дисциплинарные уставы 1. Военнослужащие и призванные на военные сборы другие граждане Республики Таджикистан привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами или специальными правилами. 2. Сотрудники органов внутренних дел, органов Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, правоохранительные подразделения органов Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан, органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Республики Таджикистан, таможенных и иных соответствующих органов Республики Таджикистан привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные при исполнении служебных обязанностей в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. 3. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, о естественных монополиях, правил дорожного движения, требований противопожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей среды, об упорядочении традиций, торжеств и обрядов, таможенных правил и правил установленного режима Государственной границы Республики Таджикистан, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Таджикистан, а также за административные правонарушения в области государственных и местных налогов, пошлин и других государственных и местных финансовых сборов, связанных с коррупцией, невыполнение законных требований суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или уполномоченного должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которые распространяются действия дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (солдат и сержантов), также не могут быть применены административные взыскания в виде административного штрафа.
Статья 31. Административная ответственность юридических лиц 1. Юридические лица несут административную ответственность за административное правонарушение только в случаях, прямо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса. 2. Юридические лица также могут быть привлечены к административной ответственности и подвергнуты административному наказанию (за действия или бездействие) физического лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что данное физическое лицо, являясь представителем (членом, руководителем) юридического лица совершало противоправные действия в их пользу. 3. Если в соответствующих статьях Общей и Особенной части настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере применяются в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу или только к юридическому лицу. 4. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. 5. При присоединении юридического лица, совершившего административное правонарушение, к другому юридическому лицу, к административной ответственности привлекается юридическое лицо, присоединившее к себе виновное юридическое лицо. 6. При разделении юридического лица или при выходе из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь образованное юридическое лицо согласно разделительному балансу или каждое юридическое лицо, отделившееся от состава юридического лица. 7. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. 8. В случаях, указанных в частях четвертой-седьмой настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. 9. Административные взыскания, назначенные в соответствии с абзацами вторым, третьим, четвертым, шестым, седьмым и восьмым части первой статьи 36 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей второй-седьмой настоящей статьи.
Статья 32. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц 1. Находящиеся на территории Республики Таджикистан иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (их представительства, филиалы и т.п.) за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением иностранных граждан, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности (иммунитетом). 2. В отношении иностранных граждан, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности, административная ответственность применяется в соответствии международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.
Статья 33. Сроки привлечения к административной ответственности 1. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если со дня совершения административного правонарушения прошло три месяца, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 2. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если прошло шесть месяцев со дня совершения следующих административных правонарушений: - связанных с охраной здоровья, санитарно-эпидемиологической безопасностью населения; - в области охраны труда и социальной защиты населения; - в области землепользования; - в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; - связанных с нарушением правил дорожного движения (административных правонарушений, зафиксированных специальными техническими средствами автоматической системы управления, или повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего); - в области интеллектуальной собственности; - в области энергетики и использования энергетических ресурсов; - в сфере безопасности гидротехнических сооружений; - в области промышленности, архитектурной и градостроительной деятельности; - в области банковского законодательства; - в области антимонопольного законодательства; - в области таможенного законодательства; - в области налогового законодательства; - связанных с упорядочением традиций, торжеств и обрядов; - связанных с коррупцией. 3. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. 4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, сроки, предусмотренные частью первой настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. 5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело по месту жительства этого лица.
Глава 4. Понятие и виды административных взысканий
Статья 34. Понятие административного взыскания Административное взыскание - это установленная настоящим Кодексом принудительная мера ответственности, применяемая судьей, уполномоченным государственным органом либо уполномоченным должностным лицом к физическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному или юридическому лицу за совершение административного правонарушения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Раздел I. Общая частьГлава 1. Общие положения(статьи 1 - 16)Глава 2. Административное правонарушение(статьи 17 - 21)Глава 3. Административная ответственность(статьи 22 - 33)Глава 4. Понятие и виды административных взысканий(статьи 34 - 47)Глава 5. Наложение административного взыскания(статьи 48 - 56)Раздел II. Особенная частьГлава 6. Административные правонарушения, связанные с правами и свободами человека и гражданина(статьи 57 - 109)Глава 7. Административные правонарушения связанные с охраной здоровья, санитарно-эпидемиологической безопасностью населения и общественной нравственностью(статьи 110 - 132)Глава 8. Административные правонарушения в области охраны труда и социальной защиты населения(статьи 133 - 140)Глава 9. Административные правонарушения в области землепользования(статьи 141 - 164)Глава 10. Административные правонарушение в области пользования недрами(статьи 165 - 172)Глава 11. Административные правонарушения в области пользования водными ресурсами(статьи 173 - 179)Глава 12. Административные правонарушения в области лесопользования(статьи 180 - 202)Глава 13. Административные правонарушения в области охраны животного и растительного мира(статьи 203 - 214)Глава 14. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов(статьи 215 - 244)Глава 15. Административные правонарушения в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия(статьи 245 - 248)Глава 16. Административные правонарушения в области сельского хозяйства(статьи 249 - 269)Глава 17. Административные правонарушения, связанные с ветеринарно-санитарными нормами и правилами(статьи 270 - 279)Глава 18. Административные правонарушения связанные с химическими правилами защиты растений(статьи 280 - 284)Глава 19. Административные правонарушения, связанные с правилами безопасности движения и эксплуатации транспортных(статьи 285 - 346)Глава 20. Административные правонарушения в области связи и эксплуатации сетей телекоммуникаций(статьи 347 - 368(1))Глава 21. Административные правонарушения в области телевидения и радиовещания и в других средствах массовой информации(статьи 369 - 374 (1))Глава 22. Административные правонарушения в области интеллектуальной собственности(статьи 375 - 381)Глава 23. Административные правонарушения в области энергетики и использования энергетических ресурсов(статьи 382 - 404)Глава 23(1). Административные правонарушения в сфере безопасности гидротехнических сооружений(статьи 404(1) - 404(4))Глава 24. Административные правонарушения в области промышленности, архитектурной и градостроительной(статьи 405 - 447)Глава 25. Административные правонарушения в области обеспечения прав граждан на жильё, жилищно-коммунального хозяйства(статьи 448 - 459)Глава 26. Административные правонарушения, связанные с общественным порядком и нравственностью(статьи 460 - 473)Глава 27. Административные правонарушения, связанные с порядком управления(статьи 474 - 527(5))Глава 28. Административные правонарушения, связанные с правосудием(статьи 528 - 534(1))Глава 29. Административные правонарушения в области банковского законодательства(статьи 535 - 541(1))Глава 30. Административные правонарушения в области антимонопольного законодательства(статьи 542 - 558)Глава 31. Административные правонарушения в области операций с ценными бумагами(статьи 559 - 569)Глава 32. Административные правонарушения в области таможенного законодательства(статьи 570 - 598)Глава 33. Административные правонарушения в области налогового законодательства(статьи 599 - 618)Глава 34. Административные правонарушения в области государственного социального страхования(статьи 619 - 623)Глава 35. Административные правонарушения в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, торговли и сфере обслуживания(статьи 624 - 646)Глава 36. Административные правонарушения в сфере аудиторской деятельности(статьи 647 - 648)Глава 37. Административные правонарушения связанные с хранением и использованием имущества(статьи 649 - 655)Глава 38. Административные правонарушения, связанные с коррупцией(статьи 656 - 675)Глава 39. Административные правонарушения в области космоса, геодезии, картографии и топографии(статьи 676 - 682)Глава 40. Административные правонарушения в области военной службы(статьи 683 - 691(1))Раздел III. Исключен.Глава 41. Исключена.Глава 42. Исключена.Раздел 4. Исключен.Глава 43. ИсключенаГлава 44. Исключена.Глава 45. ИсключенаГлава 46. ИсключенаГлава 47. Исключена.Глава 48. Исключена.Глава 49. Исключена.Глава 49(1). Исключена.Глава 50. Исключена.Глава 51. Исключена. |