|
|
|
Налог на добычу полезных ископаемых
Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 г. обозначил конкретные стратегические приоритеты в дальнейшей налоговой политике в РК, важнейшим из которых является разработка нового Налогового кодекса, который должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, и обеспечить компенсацию ожидаемых потерь бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Предлагаемые изменения и дополнения в действовавшее налоговое законодательство по вопросам налогообложения недропользователей обусловлены следующим. Ранее контракты на недропользование заключались в период несовершенства законодательства, отсутствия правовой основы, регулирующей порядок установления баланса экономических интересов сторон. Это привело к тому, что контракты с относительно равным геологическим и экономическим потенциалом имеют разную налоговую нагрузку. Кроме того, имеются контракты, в которых установлены налоговые обязательства, но отсутствуют механизмы их исчисления, непрозрачны механизмы уплаты налога на сверхприбыль, ставки роялти устанавливались индивидуально в каждом контракте, что, соответственно, приводит к неравномерному распределению налоговой нагрузки на недропользователей. В этих условиях задача государства - восстановление равномерной налоговой нагрузки для всех недропользователей. Одним из путей решения данного вопроса является отмена нормы стабильности налогового режима контракта на недропользование. В связи с чем Налоговым кодексом предусматривается отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением ранее заключенных СРП и контракта на недропользование, утвержденного Президентом РК. Наряду с вышеназванными факторами введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти, в связи с тем, что, как указывалось выше, ранее ставки роялти устанавливались индивидуально в каждом контракте, налоговая нагрузка на недропользователей распределена неравномерно. Введение НДПИ, в отличие от роялти, обеспечит равномерное и справедливое распределение налоговой нагрузки на недропользователей. Плательщиками НДПИ являются недропользователи, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование. НДПИ уплачивается недропользователем отдельно по каждому виду добываемых на территории РК минерального сырья, нефти, подземных вод и лечебных грязей. НДПИ для нефтегазодобывающего сектора: НДПИ по сырой нефти исчисляется: - объем добытой сырой нефти, газового конденсата и природного газа, и стоимость сырой нефти, исчисленная, исходя из цен на нефть сортов Brent и Urals, публикуемых международными ценовыми агентствами Platt's и Argus; - при реализации на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо, НДПИ исчисляется как произведение фактического объема реализованных сырой нефти, газового конденсата и фактической покупной цены нефтеперерабатывающего завода за единицу продукции; - при передаче для переработки в качестве давальческого сырья и (или) использовании недропользователем на собственные производственные нужды исчисляется как произведение фактического объема поставленных на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо, сырой нефти, газового конденсата и (или) использованных недропользователем на собственные производственные нужды и производственной себестоимости добычи единицы продукции, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов. Ставки НДПИ на сырую нефть, газовый конденсат дифференцированы согласно шкале в зависимости от годовых объемов добычи, что позволяет учитывать различия в размерах месторождений. Кроме того, к ставкам НДПИ на сырую нефть, реализуемую на внутреннем рынке, применяется понижающий коэффициент 0,5. НДПИ не уплачивается по природному газу, закачиваемому обратно в недра. НДПИ для горнорудного сектора: Объектом обложения по твердым полезным ископаемым является объем погашенных запасов полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь. Для исчисления НДПИ: - по металлам, котируемым на бирже (алюминий, медь, цинк, свинец, олово, никель, золото, серебро, платина, палладий) применяется стоимость металла, определяемая по процентному содержанию полезного ископаемого в концентрате и биржевой цены данного полезного ископаемого на Лондонской бирже металлов; - по другим видам твердых полезных ископаемых, для которых отсутствуют публикуемые биржевые цены, применяется фактическая средняя цена реализации концентрата. При отсутствии реализации стоимость концентрата определяется исходя из себестоимости добычи и первичной переработки (обогащения), увеличенной на норму рентабельности в размере 20%. Ставки НДПИ на твердые полезные ископаемые дифференцированы в разрезе видов полезных ископаемых. Кроме этого, практика применения общего порядка обложения к недропользователям, осуществляющим добычу полезных ископаемых в сложных условиях (т.е. на низкорентабельных месторождениях, обводненных месторождениях, месторождениях, содержащих высоковязкое полезное ископаемое, малодебетных и выработанных месторождениях), в значительной мере влияет на рентабельность недропользователей. Учитывая изложенное, Налоговым кодексом предусмотрено отнесение месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории низкорентабельных, высоковязких, обводненных, малодебетных и выработанных. Их перечень и порядок налогообложения в части налогов и специальных платежей, установленных разделом недропользования, определяется Правительством РК.
А. Рахметова, эксперт СУ НК МФ РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |