|
|
|
З а к о н
Об аккредитации в области оценки соответствия
Данная редакция действовала до внесения изменений от 10 июля 2009 года
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области аккредитации органов по подтверждению соответствия, испытательных, поверочных, калибровочных лабораторий (центров), юридических лиц, осуществляющих метрологическую аттестацию методик выполнения измерений, а также связанные с ними иные отношения в области оценки соответствия.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) аккредитация - процедура официального признания органом по аккредитации компетентности заявителя выполнять работы в определенной области оценки соответствия; 2) аттестат аккредитации - документ, выдаваемый органом по аккредитации, удостоверяющий компетентность субъектов аккредитации выполнять работы в определенной области оценки соответствия; 3) знак аккредитации - обозначение, предоставляемое органом по аккредитации субъекту аккредитации для информирования третьих лиц о прохождении процедуры аккредитации; 4) орган по аккредитации - юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан и осуществляющее деятельность по аккредитации; 5) система аккредитации - совокупность государственных органов, физических и юридических лиц, осуществляющих работу в сфере аккредитации в области оценки соответствия в пределах их компетенции; 6) критерии аккредитации - совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель для его аккредитации и субъект аккредитации; 7) актуализация материалов аккредитации - внесение изменений в документы субъекта аккредитации, не влекущих переоформления аттестата аккредитации; 8) область аккредитации - официально признанные объекты оценки соответствия, на которые распространяется аккредитация; 9) расширение области аккредитации - процесс увеличения субъектом аккредитации перечня объектов оценки соответствия; 10) сокращение области аккредитации - процесс уменьшения субъектом аккредитации перечня объектов оценки соответствия; 11) эксперты-аудиторы по аккредитации, подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений - специалисты, аттестованные в порядке, установленном уполномоченным органом; 12) реестр субъектов аккредитации - единая система учета субъектов аккредитации; 13) субъект аккредитации - юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, прошедшее аккредитацию в порядке, установленном настоящим Законом; 14) инспекционная проверка - проверка соблюдения субъектами аккредитации критериев аккредитации, осуществляемая органом по аккредитации; 15) калибровочная лаборатория (центр) - юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее калибровку средств измерений; 16) юридические лица, осуществляющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений - юридические лица, аккредитованные на проведение работ по метрологической аттестации методик выполнения измерений; 17) сличение результатов поверки и калибровки средств измерений - сравнение результатов исследований, метрологических характеристик средств измерений; 18) заявитель - юридическое лицо, подавшее заявку на аккредитацию; 19) сравнительные испытания - проведение и оценка результатов испытаний на одних и тех же или подобных объектах испытаний двумя или большим числом лабораторий (центров); 20) поверочная лаборатория (центр) - юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее поверку средств измерений; 21) оценка соответствия - доказательство выполнения заданных требований к продукции, процессу, услуге, системе менеджмента, персоналу, средству измерения, испытательному оборудованию, методикам выполнения измерений посредством подтверждения соответствия, проведения испытаний, исследований, измерений, поверки, калибровки и аттестации; 22) объекты оценки соответствия - продукция, процессы, услуги, системы менеджмента, персонал, средства измерений, испытательное оборудование, методики выполнения измерений, подлежащие подтверждению соответствия, исследованиям, испытаниям, измерениям, поверке, калибровке, аттестации; 23) органы по подтверждению соответствия - юридические лица, осуществляющие работу по подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем менеджмента либо персонала; 24) испытательная лаборатория (центр) - юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее исследования, испытания; 25) технический эксперт - физическое лицо, обладающее специальными знаниями или опытом в отношении объекта, подвергаемого оценке соответствия; 26) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия 1. Законодательство Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные цели и принципы аккредитации 1. Основными целями аккредитации являются: 1) защита интересов потребителей в вопросах безопасности и качества продукции, процессов, услуг; 2) повышение конкурентоспособности отечественной продукции; 3) повышение качества и достоверности оценки соответствия; 4) устранение технических барьеров в торговле; 5) создание условий выхода отечественной продукции на внешний рынок и признания результатов работ субъектов аккредитации Республики Казахстан международными организациями и зарубежными странами. 2. Принципами аккредитации являются: 1) добровольность; 2) доступность информации о процедурах, критериях аккредитации; 3) прозрачность деятельности по аккредитации в области оценки соответствия; 4) недопущение дискриминации; 5) компетентность; 6) единство и целостность системы аккредитации; 7) независимость; 8) недопустимость совмещения деятельности по аккредитации с деятельностью по оценке соответствия; 9) приоритетность использования стандартов международных (региональных) организаций при осуществлении аккредитации.
Статья 4. Система аккредитации В систему аккредитации входят: 1) Правительство Республики Казахстан; 2) уполномоченный орган; 3) орган по аккредитации; 4) субъекты аккредитации; 5) эксперты-аудиторы по аккредитации, подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений, технические эксперты.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере аккредитации в области оценки соответствия К компетенции Правительства Республики Казахстан в сфере аккредитации в области оценки соответствия относятся: 1) разработка основных направлений государственной политики в области аккредитации; 2) определение органа по аккредитации.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган в пределах своей компетенции: 1) реализует государственную политику в области аккредитации; 2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по определению органа по аккредитации или лишению его данного статуса; 3) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия.
Статья 7. Орган по аккредитации 1. Орган по аккредитации - юридическое лицо в организационно-правовой форме акционерного общества либо хозяйственного товарищества, акции либо доли в уставном капитале которого находятся в государственной собственности. Право владения и пользования акциями либо долями в уставном капитале осуществляется уполномоченным органом. 1) вправе: привлекать экспертов-аудиторов по аккредитации, подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений, технических экспертов и других специалистов к участию в работе по аккредитации; участвовать в работе международных (региональных) негосударственных и неправительственных организаций по аккредитации; организовывать сравнительные испытания и сличения результатов поверки и калибровки средств измерений; проводить инспекционную проверку; установить формы аттестата аккредитации, приложений к аттестатам аккредитации, знака аккредитации; проводить работы по аккредитации; не допускать разглашения сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставшую известной при проведении работ по аккредитации; вести реестр субъектов аккредитации; вести веб-сайт, официально опубликовывать на нем реестр субъектов аккредитации и размещать нормативные правовые акты по аккредитации в области оценки соответствия; рассматривать жалобы субъектов аккредитации и принимать по ним решения; в случае отзыва аттестата аккредитации или прекращения постаккредитационного договора в течение трех рабочих дней письменно уведомить об этом уполномоченный орган; рассматривать заявки о переоформлении аттестата аккредитации, актуализации материалов аккредитации; отзывать, возвращать аттестат аккредитации и обращаться в суд с заявлением об аннулировании аттестата аккредитации по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Законом. 3. Для рассмотрения материалов аккредитации и принятия решений по ним руководителем органа по аккредитации создается постоянно действующая комиссия по рассмотрению материалов аккредитации. Решения комиссии носят рекомендательный характер. Количественный состав комиссии должен быть нечетным, состоять не менее чем из трех человек и включать не менее одного эксперта-аудитора по аккредитации.
Статья 8. Субъекты аккредитации 1. К субъектам аккредитации относятся: органы по подтверждению соответствия; испытательные, поверочные и калибровочные лаборатории (центры); юридические лица, осуществляющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений. 2. Результаты оценки соответствия субъектов аккредитации признаются на всей территории Республики Казахстан. 3. Иностранные организации, их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по оценке соответствия на территории Республики Казахстан, для признания результатов их деятельности подлежат аккредитации в соответствии с настоящим Законом. 4. Субъекты аккредитации вправе: 1) пользоваться знаком аккредитации; 2) обращаться в орган по аккредитации с заявлением о расширении или сокращении области аккредитации, об отзыве, о возврате аттестата аккредитации и прекращении действия аттестата аккредитации; 3) обжаловать в орган по аккредитации действия его сотрудников; 4) обращаться в суд при возникновении споров по вопросам аккредитации. 5. Субъекты аккредитации обязаны: 1) соблюдать законодательство Республики Казахстан и требования нормативных документов, на соответствие которым они аккредитованы; 2) осуществлять работы в пределах области аккредитации; 3) ссылаться на аттестат аккредитации в пределах области аккредитации; 4) уведомлять орган по аккредитации о прекращении деятельности в утвержденной области аккредитации или предстоящей ликвидации; 5) устранять выявленные несоответствия критериям аккредитации в сроки, установленные решением органа по аккредитации; 6) обеспечивать лицам, осуществляющим инспекционную проверку, доступ к помещению, оборудованию, информации и оказывать им иное необходимое содействие; 7) участвовать в сравнительных испытаниях и сличениях результатов поверки и калибровки средств измерений; 8) в случае прекращения действия либо отзыва аттестата аккредитации возвратить аттестат аккредитации в установленный настоящим Законом срок; 9) в случае отзыва, прекращения действия, аннулирования, приостановления либо лишения аттестата аккредитации прекратить ссылку на аккредитацию.
Статья 9. Органы по подтверждению соответствия 1. Органы по подтверждению соответствия должны быть независимыми от производителей (исполнителей) продукции (услуг), поставщиков и потребителей продукции (услуг). 2. Филиалы органов по подтверждению соответствия аккредитуются по заявке юридического лица в соответствии с настоящим Законом. Область аккредитации филиалов органов по подтверждению соответствия утверждается отдельно. 3. Органы по подтверждению соответствия не вправе оказывать консультационные услуги, влияющие на беспристрастность и объективность процесса оценки соответствия.
Статья 10. Испытательные, поверочные, калибровочные лаборатории (центры) и юридические лица, осуществляющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений 1. Испытательные, поверочные, калибровочные лаборатории (центры) и юридические лица, осуществляющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений, осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании и об обеспечении единства измерений. Пункт 2 введен в действие с 1 июля 2009 года 2. Поверочные лаборатории (центры) должны быть независимыми от производителей (исполнителей) продукции (услуг), поставщиков и потребителей продукции (услуг). 3. Испытательные, поверочные, калибровочные лаборатории (центры) должны обеспечивать прослеживаемость измерений путем получения размеров единиц величин от государственных эталонов единиц величин в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений, в случае их отсутствия - от национальных эталонов единиц величин других стран.
Статья 11. Эксперты-аудиторы по аккредитации, подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений и технические эксперты 1. Эксперты-аудиторы по аккредитации, подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений и технические эксперты участвуют в проведении работ по аккредитации в области оценки соответствия в соответствии с настоящим Законом. 2. Эксперты-аудиторы по аккредитации, подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений и технические эксперты осуществляют свою деятельность на основе трудового либо гражданско-правового договора.
1. Знак аккредитации используется для информирования третьих лиц о прохождении субъектом аккредитации процедуры аккредитации. 2. Предоставляемый субъекту аккредитации знак аккредитации должен содержать номер выданного аттестата аккредитации. 3. Порядок использования знака аккредитации определяется постаккредитационным договором.
1. Аккредитация включает следующие основные этапы: 1) прием, рассмотрение заявки и представленных документов; 2) заключение предаккредитационного договора; 3) экспертиза представленных документов; 4) обследование заявителя по месту нахождения; 5) принятие решения об аккредитации либо об отказе в аккредитации; 6) заключение постаккредитационного договора, утверждение области аккредитации и выдача аттестата аккредитации либо прекращение предаккредитационного договора. 2. Повторная аккредитация проводится без соблюдения этапов, предусмотренных подпунктами 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи.
Статья 14. Критерии аккредитации Заявители и субъекты аккредитации должны отвечать следующим критериям: 1) иметь статус юридического лица либо структурного подразделения юридического лица, действующего от его имени; 2) иметь квалифицированный персонал, позволяющий выполнять работы по оценке соответствия в заявленной области аккредитации; 3) иметь на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или во временном владении и пользовании помещения, оборудование и материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ по оценке соответствия; 4) отвечать требованиям нормативных документов, на соответствие которым они аккредитуются (аккредитованы). Под нормативными документами в настоящем Законе понимаются нормативные документы по стандартизации и по обеспечению единства измерений.
Статья 15. Представление и рассмотрение заявки 1. Заявитель представляет в орган по аккредитации следующие документы: 1) заявку на аккредитацию; 2) нотариально засвидетельствованные копии документов, устанавливающие юридический статус заявителя; 3) заявляемую область аккредитации на бумажном и электронном носителях; 4) паспорт для испытательных, поверочных, калибровочных лабораторий (центров), юридических лиц, осуществляющих метрологическую аттестацию методик выполнения измерений; 5) сведения о персонале, выполняющем работы по оценке соответствия, для органов по подтверждению соответствия. Заявитель в зависимости от выбранного им нормативного документа предоставляет соответствующую информацию. Все документы, за исключением заявки, представляются в двух экземплярах. 2. Формы документов, указанных в подпунктах 1), 3) - 5) пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным органом. 3. В случае, если заявка и (или) прилагаемые к ней документы не соответствуют установленной форме либо представлены не в полном объеме, орган по аккредитации в течение пяти рабочих дней, исчисляемых со дня их поступления, возвращает заявителю документы с указанием причин возврата.
Статья 16. Предаккредитационный договор 1. Предаккредитационный договор заключается между органом по аккредитации и заявителем. 2. Существенными условиями предаккредитационного договора являются: 1) предмет договора; 2) права и обязанности сторон; 3) стоимость работ; 4) ответственность сторон. 3. Типовой предаккредитационный договор утверждается уполномоченным органом. 4. Предаккредитационный договор прекращается в следующих случаях: 1) ликвидации юридического лица; 2) расторжения договора в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; 3) неустранения в установленный органом по аккредитации срок несоответствий, выявленных при экспертизе документов или обследовании заявителя по месту нахождения; 4) обнаружения органом по аккредитации при повторной экспертизе документов или при повторном обследовании по месту нахождения заявителя несоответствий, указанных соответственно в первоначальном заключении эксперта-аудитора по аккредитации или в отчете группы по обследованию; 5) принятия органом по аккредитации решения об отказе в аккредитации.
Статья 17. Экспертиза документов 1. Экспертиза представленных документов осуществляется в срок не более тридцати рабочих дней, исчисляемых с момента заключения договора. 2. Для проведения экспертизы органом по аккредитации назначается эксперт-аудитор по аккредитации. 3. Заключение эксперта-аудитора по аккредитации должно содержать: 1) оценку соответствия представленных документов критериям аккредитации; 2) указания на несоответствие документов по конкретным критериям (при наличии несоответствий); 3) рекомендации по корректировке представленных документов (при необходимости) и порядок подтверждения заявителем выполнения этих рекомендаций; 4) выводы о соответствии или несоответствии представленных документов критериям аккредитации. 4. На основании заключения эксперта-аудитора по аккредитации орган по аккредитации принимает одно из следующих решений: 1) об обследовании заявителя по месту нахождения; 2) об устранении заявителем выявленных несоответствий. Копия решения направляется заявителю. 5. Заявитель в течение тридцати рабочих дней с момента получения копии решения устраняет выявленные несоответствия и извещает об этом орган по аккредитации. Орган по аккредитации в семидневный срок с момента получения извещения проводит повторную экспертизу документов. 6. Срок устранения несоответствий продлевается органом по аккредитации по письменному заявлению заявителя, в котором он указывает причины, но не свыше двух месяцев.
Статья 18. Обследование заявителя по месту нахождения 1. Обследование заявителя по месту нахождения проводится с целью оценки компетентности заявителя, соответствия информации, предоставленной в документах, фактическому состоянию. 2. Обследование осуществляется группой по обследованию, формируемой органом по аккредитации. 3. Группа по обследованию должна состоять не менее чем из трех человек, руководителем группы назначается эксперт-аудитор по аккредитации, проводивший экспертизу документов. 4. В состав группы по обследованию могут быть включены по согласованию: специалисты в области обеспечения единства измерений; эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, технические эксперты, специалисты государственных органов и иных организаций по заявленной области аккредитации. 5. Срок обследования не должен превышать десять рабочих дней, исчисляемых со дня принятия об этом решения. 6. По результатам своей работы группа по обследованию составляет отчет, который должен содержать оценку соответствия заявителя критериям аккредитации. 7. Отчет составляется руководителем группы с учетом всех замечаний ее членов в двух экземплярах и подписывается всеми членами группы. Один экземпляр отчета вручается заявителю. 8. В случае несогласия с отчетом группы по обследованию заявитель может представить в орган по аккредитации свои замечания в письменной форме. 9. На основании отчета группы по обследованию и с учетом замечаний заявителя (при их наличии) орган по аккредитации в срок не более пяти рабочих дней принимает одно из следующих решений: 1) о рассмотрении собранных материалов аккредитации; 2) об устранении заявителем выявленных несоответствий. Копия решения направляется заявителю. 10. Заявитель в течение двадцати рабочих дней с момента получения копии решения устраняет выявленные при обследовании несоответствия и извещает орган по аккредитации об их устранении, после чего орган по аккредитации проводит его повторное обследование. Срок обследования не должен превышать пять рабочих дней, исчисляемых с момента прибытия группы по обследованию к месту нахождения заявителя. 11. Срок устранения несоответствий продлевается органом по аккредитации по письменному заявлению заявителя, в котором он указывает причины, но не свыше двух месяцев.
Статья 19. Принятие решения об аккредитации либо об отказе в аккредитации 1. Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации принимается органом по аккредитации в течение тридцати рабочих дней, исчисляемых с момента поступления собранных материалов на комиссию по рассмотрению материалов аккредитации. 2. В случае принятия положительного решения заключается постаккредитационный договор и в течение семи рабочих дней утверждается документ, определяющий область аккредитации, выдаются аттестат аккредитации и один комплект документов. 3. При отрицательном решении заявителю направляется мотивированный отказ с комплектом документов.
Статья 20. Постаккредитационный договор 1. Постаккредитационный договор заключается между органом по аккредитации и субъектом аккредитации. 2. Существенными условиями постаккредитационного договора являются: 1) предмет договора; 2) права и обязанности сторон; 3) стоимость работ; 4) порядок и сроки проведения инспекционных проверок, переоформления аттестата аккредитации, актуализации материалов аккредитации; 5) порядок проведения сравнительных испытаний и (или) сличений результатов поверки и калибровки средств измерений; 6) ответственность сторон. 3. Типовой постаккредитационный договор утверждается уполномоченным органом. 4. Постаккредитационный договор прекращается в следующих случаях: 1) ликвидации юридического лица; 2) истечения срока действия аттестата аккредитации; 3) лишения аттестата аккредитации; 4) аннулирования аттестата аккредитации; 5) невозвращения аттестата аккредитации в случае его отзыва; 6) неустранения несоответствий, послуживших основанием для отзыва аттестата аккредитации; 7) расторжения договора в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. 5. Датой прекращения постаккредитационного договора по основаниям, предусмотренным подпунктами 5) и 6) пункта 4 настоящей статьи, считается соответственно день, следующий за датой истечения срока возврата аттестата аккредитации либо срока устранения несоответствий.
Статья 21. Аттестат аккредитации 1. Аттестаты аккредитации, выданные органом по аккредитации, действительны на всей территории Республики Казахстан и имеют срок действия пять лет. 2. Срок действия аттестата аккредитации исчисляется с момента принятия решения об аккредитации и включает период времени, в течение которого аттестат аккредитации был отозван. 3. Обязательным приложением к аттестату аккредитации является документ, утверждаемый органом по аккредитации и устанавливающий область аккредитации. 4. Аттестат аккредитации подлежит регистрации в реестре субъектов аккредитации. 5. В аттестате аккредитации указываются: 1) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения субъекта аккредитации; 2) нормативный документ, на соответствие которому аккредитован субъект аккредитации; 3) регистрационный номер аттестата аккредитации; 4) дата регистрации аттестата аккредитации в реестре субъектов аккредитации; 5) срок действия аттестата аккредитации; 6) количество страниц приложения к аттестату аккредитации. 6. Бланки аттестата аккредитации являются документами строгой отчетности, имеют защиту и номер. 7. Аттестат аккредитации выдается в единственном экземпляре, передача аттестата аккредитации другим юридическим лицам запрещена. 8. Утерянные, испорченные аттестаты аккредитации, приложения к аттестатам аккредитации считаются недействительными со дня подачи субъектом аккредитации письменного заявления (с приложением документов, подтверждающих факт утери, порчи аттестата аккредитации, приложения к аттестату аккредитации) органу по аккредитации. Орган по аккредитации в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата аттестата аккредитации, приложения к аттестату аккредитации.
Статья 22. Переоформление аттестата аккредитации 1. Основаниями переоформления аттестата аккредитации являются: 1) реорганизация субъекта аккредитации; 2) изменение места нахождения субъекта аккредитации; 3) изменение наименования субъекта аккредитации; 4) заявление субъекта аккредитации о расширении или сокращении области аккредитации. 2. Субъект аккредитации в течение десяти календарных дней, исчисляемых с момента возникновения одного из оснований переоформления аттестата аккредитации, предусмотренных подпунктами 1) - 3) пункта 1 настоящей статьи, а также в случае сокращения области аккредитации, подает в орган по аккредитации заявление о переоформлении аттестата аккредитации с указанием новых сведений и документы, предусмотренные подпунктами 3) и 4) пункта 1 статьи 15 настоящего Закона. 3. При расширении области аккредитации субъект аккредитации одновременно с заявлением предоставляет в орган по аккредитации информацию о наличии соответствующих специалистов, оборудования, помещений в расширяемой области. 4. При переоформлении аттестата аккредитации органом по аккредитации проводится обследование по месту нахождения субъекта аккредитации в порядке, предусмотренном статьей 18 настоящего Закона, в случаях: 1) изменения места нахождения испытательной, поверочной, калибровочной лаборатории (центра); 2) расширения области аккредитации. 5. Документы о переоформлении аттестата аккредитации рассматриваются органом по аккредитации в течение пятнадцати рабочих дней, исчисляемых со дня их поступления. В срок, предусмотренный настоящим пунктом, не включается срок проведения обследования по месту нахождения субъекта и устранения несоответствий критериям аккредитации, если они были выявлены органом по аккредитации. 6. В случае положительного решения орган по аккредитации в течение семи рабочих дней переоформляет аттестат аккредитации и переутверждает документ, определяющий область аккредитации. 7. Решение об отказе в переоформлении аттестата аккредитации принимается при выявлении в представленных документах и сведениях недостоверной информации, неустранении субъектом аккредитации выявленных в ходе обследования несоответствий в установленный срок, а также обнаружении при повторном обследовании несоответствий, выявленных при первоначальном обследовании. 8. Срок действия аттестата аккредитации при переоформлении не прерывается.
Статья 23. Актуализация материалов аккредитации 1. Актуализация материалов аккредитации осуществляется при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 настоящего Закона, в случаях: 1) внесения изменений и (или) дополнений в нормативный документ, указанный в документах субъекта аккредитации, и (или) введения в действие нового нормативного документа взамен указанного в документах субъекта аккредитации; 2) изменения состава специалистов, осуществляющих работы по оценке соответствия; 3) замены средств измерений и испытательного оборудования. 2. При актуализации субъект аккредитации подает в орган по аккредитации заявку с обоснованием причин актуализации и два экземпляра документов, в которые были внесены изменения. 3. Орган по аккредитации рассматривает документы в срок не более десяти рабочих дней с момента их поступления и при отсутствии оснований для переоформления аттестата аккредитации принимает внесенные изменения к сведению, при необходимости переутверждает документ, определяющий область аккредитации, о чем письменно извещает субъекта аккредитации.
Статья 24. Реестр субъектов аккредитации 1. Орган по аккредитации формирует и ведет реестр субъектов аккредитации. 2. Реестр субъектов аккредитации должен содержать следующее: 1) сведения, указанные в пункте 5 статьи 21 настоящего Закона; 2) объекты оценки соответствия, входящие в область аккредитации; 3) фамилию, имя, отчество (при его наличии) руководителя субъекта аккредитации; 4) дату и основание переоформления аттестата аккредитации; 5) дату, основание актуализации материалов аккредитации и информацию об актуализированных материалах аккредитации; 6) даты проведения и результаты инспекционных проверок; 7) даты и основания отзыва и возврата органом по аккредитации аттестата аккредитации; 8) дату и основание прекращения действия аттестата аккредитации; 9) дату аннулирования аттестата аккредитации; 10) дату и основание лишения аттестата аккредитации; 11) отметку о выдаче дубликата аттестата аккредитации. 3. Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, заносится в реестр субъектов аккредитации в течение семи рабочих дней с момента возникновения основания. 4. Информация, содержащаяся в реестре субъектов аккредитации, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Статья 25. Инспекционная проверка субъектов аккредитации 1. Инспекционная проверка осуществляется на основании постаккредитационного договора с периодичностью не чаще одного раза в два года, но не позднее двадцати четырех месяцев с момента выдачи аттестата аккредитации. В случае поступления заявления физического или юридического лица либо сообщения государственного органа о допущении субъектом аккредитации нарушений в деятельности по оценке соответствия, за исключением анонимных заявлений, орган по аккредитации вправе провести внеочередную инспекционную проверку. 2. Срок проведения инспекционной проверки, в том числе внеочередной, не должен превышать пять рабочих дней. 3. Орган по аккредитации при проведении инспекционной проверки вправе запрашивать у субъекта аккредитации необходимые объяснения, документы и сведения. 4. Результаты инспекционной проверки оформляются отчетом в двух экземплярах, в котором указываются: 1) дата, время и место составления отчета; 2) дата и номер решения руководителя органа по аккредитации, на основании которого проведена инспекционная проверка; 3) фамилии, имена, отчества (при их наличии) экспертов-аудиторов по аккредитации, проводивших инспекционную проверку; 4) наименование субъекта аккредитации, фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность представителя субъекта аккредитации, присутствовавшего при проведении инспекционной проверки; 5) дата, время и место проведения инспекционной проверки; 6) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных несоответствиях и об их характере; 7) указания об устранении несоответствий и о сроках их устранения; 8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с отчетом представителя субъекта аккредитации, их подписи или сведения об отказе от подписи. Один экземпляр отчета вручается представителю субъекта аккредитации. Орган по аккредитации рассматривает отчет в течение десяти рабочих дней с момента его поступления и при отсутствии оснований для отзыва аттестата аккредитации либо направления собранных материалов в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 26 настоящего Закона, принимает информацию к сведению либо решение об устранении субъектом аккредитации выявленных несоответствий критериям аккредитации.
Статья 26. Отзыв, прекращение действия, аннулирование, приостановление, лишение аттестата аккредитации 1. Аттестат аккредитации отзывается органом по аккредитации в следующих случаях: 1) наличия письменного заявления субъекта аккредитации; 2) выявления несоответствий критериям аккредитации, влияющих на достоверность результатов оценки соответствия; 3) неустранения выявленных несоответствий критериям аккредитации в установленный органом по аккредитации срок; 4) отрицательных результатов сравнительных испытаний и (или) сличений результатов поверки, калибровки средств измерений. 2. В случае, если в выявленных несоответствиях критериям аккредитации имеются признаки состава административного правонарушения, орган по аккредитации в течение трех рабочих дней, исчисляемых со дня выявления такого несоответствия, направляет в уполномоченный орган собранные материалы для принятия соответствующих мер. 3. Копия решения об отзыве аттестата аккредитации направляется соответствующему субъекту аккредитации, который со дня его получения обязан принять меры по устранению выявленных несоответствий. 4. После устранения несоответствий, послуживших основанием для отзыва аттестата аккредитации, субъект аккредитации представляет сведения об их устранении в орган по аккредитации для принятия решения о возврате аттестата аккредитации. В случае необходимости подтверждения сведений об устранении выявленных несоответствий орган по аккредитации проводит инспекционную проверку в порядке, установленном настоящим Законом. Решение о возврате либо об отказе в возврате аттестата аккредитации принимается органом по аккредитации в течение пяти рабочих дней, исчисляемых со дня представления субъектом аккредитации сведений об устранении несоответствий, а в случаях проведения инспекционной проверки - со дня ее окончания. 5. Действие аттестата аккредитации прекращается по следующим основаниям: 1) истечение срока действия аттестата аккредитации; 2) прекращение постаккредитационного договора. 6. Аннулирование аттестата аккредитации производится судом в порядке, установленном законами Республики Казахстан, по заявлению органа по аккредитации в случае выявления предоставления заявителем ложной информации при получении аттестата аккредитации. 7. Приостановление, лишение аттестата аккредитации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
1. Заявители и субъекты аккредитации вправе обжаловать отрицательные решения органа по аккредитации по материалам аккредитации в комиссию по апелляции. 2. Комиссия по апелляции создается руководителем органа по аккредитации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |