|
|
|
Правовой режим государственных активов
На современном этапе среди вопросов осуществления права государственной собственности во главу угла ставятся проблемы эффективного управления государственными пакетами акций и долями участия в ТОО. Именно поэтому в законодательстве для обозначения данной категории имущества используется более удобное понятие - «государственные активы». Кандидат юридических наук, заместитель директора Института правовых исследований и анализа Е. Нестерова комментирует сложившуюся практику.
Понятие государственных активов является достаточно новым в правовой науке. В советский период данный термин не использовался. Это словосочетание, например, ни разу не встречается в классической работе А.В. Венедиктова «Государственная социалистическая собственность», в которой рассмотрены правовые режимы всех разновидностей государственного имущества. В постсоветский период это понятие стало использоваться и в законодательстве, и в теоретических исследованиях. Объяснение этому кроется в коренном изменении состава государственного имущества и порядка управления им. Если в период плановой экономики государство передавало принадлежащее ему имущество в оперативное управление или хозяйственное ведение государственным учреждениям и предприятиям, оставаясь при этом собственником этого имущества, то теперь широкое распространение получили случаи передачи государственного имущества в частную собственность, в результате которой государство становится участником частного юридического лица, как правило, акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью. Естественно, государственные пакеты акций и доли участия в хозяйственных товариществах также относятся к категории государственного имущества, однако правовой режим такого имущества принципиально меняется по сравнению с правовым режимом имущества государственного предприятия или учреждения. Обладая пакетом акций в АО или долей участия в ТОО, государство становится обычным участником юридического лица, и на него в полной мере распространяются правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в том числе и отношения по участию в частных юридических лицах (ст. 114 ГК РК). Вместе с тем государство владеет акциями или долями в организациях, имеющих особое для экономики значение: это крупные добывающие предприятия, транспортные организации, энергетические компании и т.д. Таким образом, на современном этапе среди вопросов осуществления права государственной собственности во главу угла ставятся проблемы эффективного управления государственными пакетами акций и долями участия в ТОО. Именно поэтому в законодательстве для обозначения данной категории имущества используется более удобное понятие - «государственные активы». В качестве основной цели передачи государственных активов в частную собственность всегда преследовалось повышение эффективности управления ими. Эта цель не всегда достигалась, частные инвесторы извлекали сиюминутную выгоду из полученного имущества, не считаясь с функциями и назначением соответствующих объектов. Так произошло с рядом учреждений образования, энергопроизводящих предприятий, транспортных компаний, телерадиовещательных корпораций, производственных, социальных и других объектов. Как показывает судебная практика по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества, нередко отчуждение государственных объектов проводилось с грубым нарушением закона, создавались нелегальные схемы обхода приватизационного законодательства, происходило распоряжение государственным имуществом, которое вообще не могло находиться в частной собственности. Окрепшее за годы независимости государство планомерно и целенаправленно пересматривает политику и порядок осуществления принадлежащего ему права собственности, проводит реформирование этих отношений. В первую очередь это касается, конечно, сырьевого сектора, поскольку наиболее значительные поступления в экономику республики обеспечиваются в результате экспорта добываемых в Казахстане полезных ископаемых (главным образом нефти, газа, руды). В соответствии с Конституцией Республики Казахстан недра и содержащиеся в них полезные ископаемые являются государственной собственностью. При этом на основании контрактов на недропользование государство предоставляет казахстанским и иностранным физическим и юридическим лицам право владения и пользования недрами в пределах контрактной территории. Крупнейшие казахстанские месторождения нефти и газа разрабатываются иностранными инвесторами в соответствии с долгосрочными контрактами, заключенными в начале-середине 90-х годов. Этот период характеризовался нестабильным законодательством, постоянно меняющимся и от того неопределенным статусом различных государственных органов, острой необходимостью привлечения иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. Российские исследователи отмечают, что Республика Казахстан была захвачена врасплох нашествием нефтяных транснациональных корпораций. Контракты с ними заключались без должной законодательной основы, с большими финансовыми, организационными и правовыми проблемами для Казахстана/1/. Например, в казахстанской практике достаточно распространенной моделью контрактов на недропользование являются соглашения о разделе продукции, заключение которых характерно для стран с развивающейся и переходной экономикой, которые не могут самостоятельно осваивать свои недра ввиду отсутствия технических и финансовых ресурсов. В силу высокой себестоимости добычи, большого транспортного рукава, ограниченности объемов внутренней переработки, соглашение о разделе продукции является неэффективной для государства и сложной в применении моделью контрактов на недропользование. Практика уже заключенных соглашений о разделе продукции показывает, что даже при высоких ценах на нефть республика не получает в полной мере своей доли по проектам. Для сравнения отметим, что в Российской Федерации законодательством также предусмотрена модель соглашений о разделе продукции. В частности, действует Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года. Однако при этом в России, в отличие от Казахстана, подобного рода контракты заключаются крайне редко (нефтегазовые месторождения Сахалин-1, Сахалин-2, Харьягинское месторождение), и порядок их заключения является крайне сложным, поскольку предусмотрена обязательная процедура согласования каждого соглашения о разделе продукции с законодательным органом. В Казахстане же в настоящее время на условиях соглашений о разделе продукции разрабатывается более десятка крупных месторождений. Но на будущее время казахстанскому законодателю следует отказаться от указанной модели контрактов на недропользование. Это возможно путем введения моратория на заключение соглашений о разделе продукции. Другим важным аспектом правового регулирования недропользования в Казахстане является необходимость однозначного разрешения в законодательстве проблемы стабильности положений контрактов на недропользование, особенно в сфере налогообложения недропользователей. Этот вопрос до сих пор не нашел своего исчерпывающего ответа ни в отечественном законодательстве, ни в правовой доктрине/2/. На современном этапе в Казахстане ведется постоянная работа по пересмотру действующего законодательства в целях обеспечения экономических интересов государства. Так, например, в 2004 году в казахстанском законодательстве появилась норма о приоритетном праве государства на приобретение отчуждаемого права недропользования и долей участия (акций) в компаниях-недропользователях, которую законодатель распространил на все ранее заключенные контракты. В 2005 году в Гражданском кодексе появилось новое основание возникновения права государственной собственности - добровольная и безвозмездная передача имущества из частной собственности в государственную. В 2007 году принят имеющий обратную силу закон, позволяющий Правительству в одностороннем порядке отказываться от контрактов на недропользование, если действия недропользователей создают угрозу национальной безопасности страны. Правовой режим государственного имущества постоянно видоизменяется, в нем появляются блоки правовых норм, рассчитанных на особые категории имущества, требующие принципиально нового режима. Если, например, в советское время появилась острая необходимость разработки конструкций оперативного управления и хозяйственного ведения, правового режима основных и оборотных средств, прибыли поощрительных фондов предприятия и т.п., то на современном этапе экономико-политические цели потребовали выделения такой категории имущества как имеющее особое значение для государства, или так называемые «стратегические объекты». В соответствии с Законом РК от 7 августа 2007 года «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения интересов государства в сфере экономики» в Гражданском кодексе РК появилась новая статья под названием «Стратегические объекты», в соответствии с которой стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будет оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан (магистральные железнодорожные сети; магистральные нефтепроводы; магистральные газопроводы; национальная электрическая сеть; магистральные линии связи; национальная почтовая сеть; международные аэропорты; морские порты, имеющие статус международного значения; аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением; устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства; объекты использования атомной энергии; объекты космической отрасли; водохозяйственные сооружения; автомобильные дороги общего пользования; а также пакеты акций (доли участия, паи) в юридических лицах, в собственности которых находятся стратегические объекты, пакеты акций (доли участия, паи) физических и юридических лиц, которые имеют возможность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения юридических лиц, в собственности которых находятся стратегические объекты). При этом Гражданский кодекс наделил Правительство приоритетным правом покупки стратегического объекта. Впоследствии постановлением Правительства РК от 4 апреля 2008 года были утверждены Правила обременения стратегических объектов правами третьих лиц и их отчуждения. Несмотря на общую позитивную оценку законодательной защиты национальных интересов государства, стоит отметить, что некоторые новеллы появляются в казахстанском законодательстве весьма поспешно, без серьезной правовой проработки и научного обоснования. В результате они вызывают справедливую критику со стороны ученых и практиков и негативно отражаются на инвестиционном климате. В процессе реформирования правового режима государственных активов наметились и позитивные тенденции, которые связаны с пересмотром существующей долгое время и неэффективной по своей сути практики осуществления правомочий собственника от имени государства одним государственным органом - Комитетом по государственному имуществу и приватизации. Этот орган фактически осуществлял управление всем государственным имуществом, включая государственные пакеты акций и доли участия в юридических лицах. При этом специфика каждого из таких объектов не учитывалась, государственное имущество нередко становилось предметом невыгодных для государства сделок. В настоящее время реформируются как структура организации коммерческой деятельности субъектов государственного сектора экономики, так и порядок управления такими субъектами со стороны государства. Так, в последнее время в Казахстане наметилась тенденция отказа государственного сектора казахстанской экономики от такой организационно-правовой формы государственного предпринимательства, как государственное предприятие. В стратегически важных отраслях казахстанской экономики место государственных предприятий занимают частные юридические лица - акционерные общества с преобладающим участием государства. Такая значительно более удобная форма предпринимательства породила необходимость создания «своеобразного субъекта и публичного, и частного права; нового по существу вида юридического лица; необычной организационно-правовой форма коммерческого юридического лица»/3/ - национальной компании. Понятие национальной компании закреплено в п. 5 ст. 34 Закона РК «Об акционерных обществах»: «Национальной компанией является акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, созданное по решению Правительства РК в стратегически важных отраслях, составляющих основу национальной экономики»/4/. Однако, несмотря на особый правовой статус национальных компаний, их деятельность все еще не имеет самостоятельной законодательной базы. Действующее в этой сфере законодательство ориентировано, как правило, на отдельные отраслевые виды национальных компаний, связанные главным образом с нефтяными операциями. Здесь поток нормативных актов непрерывно растет - и в части определения полномочий национальных компаний, и в их постоянной реорганизации. Основное внимание уделяется разграничению компетенции национальных компаний и государственных органов управления, действующих в этой же сфере, а также функциям национальных компаний в решении стратегических вопросов развития данной области экономики и форме осуществления государственных интересов. Для управления национальными компаниями и другими юридическими лицами с участием государства в Казахстане внедряется так называемая холдинговая система, когда государство создает государственные холдинги, в собственность которых передаются государственные пакеты акций и доли участия в хозяйствующих субъектах. Для совершенствования корпоративного управления в государственных компаниях немало стран выбрали путь создания государственных холдингов. Холдинговые компании - это держательские организации, которым принадлежат акции (доли участия) других коммерческих организаций. Холдинги достаточно распространены во многих странах, однако термин «холдинговая компания» применяется в основном в англо-американской правовой системе. В Германии, например, для обозначения аналогичных производственно-хозяйственных комплексов используется термин «концерн»/5/. Наиболее активный период создания государственных холдингов пришелся на 2002-2003 годы, когда возникло сразу несколько таких структур в Малайзии, Норвегии, Великобритании и Китае/6/. Следуя мировой тенденции, в Казахстане в 2006 году тоже был создан государственный холдинг, управляющий государственными активами, - «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук», названный по имени мифической казахской птицы удачи. Идею создания государственного холдинга высказал Президент Казахстана Н.А. Назарбаев после визита в Сингапур в 2003 году, в ходе которого он ознакомился с деятельностью холдинга «Темасек», управляющего портфелем акций крупных сингапурских компаний, известных далеко за пределами своей страны. Президент поручил правительству выработать меры по созданию подобного государственного холдинга в Казахстане. Сейчас холдинг «Самрук» управляет рядом наиболее крупных и значимых для экономики Казахстана предприятий. Принципы деятельности АО «Холдинг «Самрук» по отношению к входящим в него национальным компаниям заключаются в установлении стандарта эффективного управления активами и контроля над работой по его достижению. Управление со стороны холдинга осуществляется через советы директоров компаний. Посредством такого механизма планируется добиться совершенствования системы корпоративного управления национальными компаниями, что должно привести к максимизации финансово-экономических показателей их деятельности и повышению конкурентоспособности. Кроме холдинга «Самрук» в Казахстане создаются и другие холдинговые компании, специализирующиеся в той или иной отрасли экономики. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, многие вопросы правового режима государственных активов еще не нашли своего законодательного разрешения. Так, серьезной юридической особенностью государственных активов является правовое закрепление их целевого предназначения. Самая общая установка, закрепленная в нормативных правовых актах, посвященных передаче государственного имущества в частную собственность, состоит в необходимости «повышения эффективности» управления либо использования такого имущества, в том числе инвестирования в него частного капитала. Например, постановление Правительства РК от 1 июня 1999 года так и называется - «Программа приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом». Применительно к отдельным объектам государственной собственности их целевая принадлежность при передаче в частную собственность конкретизируется. Рассмотрим эту особенность на примере объектов образования и научно-технической сферы. Находившиеся в республиканской собственности высшие учебные заведения и организации научно-технической сферы вначале были реорганизованы в акционерные общества со стопроцентным государственным участием. Затем этим АО было разрешено осуществить дополнительную эмиссию акций в размере до 25 процентов от общего размера выпущенного уставного капитала АО, с тем, чтобы эта эмиссия была размещена среди юридических лиц, образованных сотрудниками реорганизованных вузов и научно-технических организаций. Право владения и пользования государственными пакетами акций и государственными долями участия были переданы Министерству образования и науки РК. При реорганизации вузов, в частности, крупнейшего специализированного юридического вуза, Казахского гуманитарно-юридического университета, Правительство РК в своем постановлении от 24 октября 2001 года прямо указало: «Основным предметом деятельности определить: подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов в области юридических, а также гуманитарных и социально-экономических наук; организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований». Затем было разрешено произвести продажу 45 процентов акций. Вскоре после выполнения описанных процедур университет не получил лицензию на продолжение образовательной деятельности, и возник вопрос о судьбе огромных материальных ресурсов, оказавшихся в частных руках по сверхнизким ценам. Это только один из многочисленных вопросов, возникающих по итогам приватизации, прошедшей в Казахстане в период с 1992 по 2006 год, и дальнейшему совершенствованию правового регулирования отношений в сфере владения, пользования, распоряжения и управления государственными активами. Поэтому в настоящее время назрела необходимость разработки специального нормативного правового акта, посвященного правовому регулированию отношений в этой области, - проекта закона «О государственных активах». Прежде всего, необходимо отметить, что термин «государственные активы» представляется удачным, поскольку позволяет в одном законодательном акте урегулировать не только отношения, в которых государство выступает в качестве собственника, но и обязательственные отношения, в которых государство выступает в качестве участника частных юридических лиц. При этом введение в законодательство термина «государственные активы» вполне согласуется с традиционными, устоявшимися теориями права собственности и юридического лица, поскольку государственные пакеты акций и доли участия в хозяйственных товариществах также относятся к категории государственного имущества. Обладая пакетом акций в АО или долей участия в ТОО, государство является участником юридического лица, и на него в полной мере распространяются правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в том числе и отношения по участию в частных юридических лицах. Таким образом, под государственными активами должно пониматься государственное имущество (имущественные блага и имущественные права, принадлежащие государству), а именно государственная и местная казна, имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами (государственными предприятиями и государственными учреждениями), включая акции и иные ценные бумаги, принадлежащие государству, доли участия в хозяйственных товариществах и прочее государственное имущество. Представляется, что законопроект должен регулировать три группы общественных отношений: 1) осуществление права государственной собственности (объекты права собственности государства, функции государственных органов по управлению объектами права государственной собственности, основания возникновения и прекращения права государственной собственности); 2) участие государства в государственных предприятиях и учреждениях (вещные права, на которых государственное имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями; функции государственных предприятий и учреждений, цели их деятельности; управление государственными предприятиями и государственными учреждениями); 3) участие государства в частных юридических лицах (перечень организационно-правовых форм частных (коммерческих и некоммерческих) юридических лиц, участником которых может выступать государство; порядок создания и деятельности частных юридических лиц с участием государства; механизм управления частными юридическими лицами с участием государства). Целью проекта должна явиться выработка механизмов эффективного управления государственными активами. В этой связи необходимо прежде всего определить, каково правовое содержание понятия «управление государственными активами» и разграничить управление объектами государственной собственности и управление субъектами государственного сектора экономики. Что касается объектов права государственной собственности, то управление ими означает эффективную реализацию уполномоченным государственным органом правомочий владения, пользования и распоряжения государственным имуществом в интересах государства (или административно-территориальной единицы). И здесь необходимо создать максимально эффективные правовые механизмы ответственности соответствующих госорганов за реализацию этих правомочий. Когда же речь идет об управлении государственными предприятиями, учреждениями и юридическими лицами с участием государства, то подразумевается уже эффективное корпоративное управление юридическим лицом - субъектом государственного сектора экономики, то есть обеспечение качественной работы органов управления этого юридического лица и соответствующего контроля со стороны государства. При разработке законопроекта, по нашему мнению, должен использоваться комплексный подход. Иными словами, в законопроекте «О государственных активах» должен быть установлен правовой режим всех государственных активов с учетом особенностей конкретных разновидностей государственных объектов. При этом необходимо свести к минимуму наличие отсылочных норм в проекте, недопустимость дублирования положений проекта в нормах других нормативных правовых актов и приведение в соответствие с проектом других законодательных и подзаконных актов. Существующее законодательное регулирование отношений по поводу государственной собственности и участия государства в юридических лицах нуждается в совершенствовании. Вместе с тем необходимо соблюсти баланс между сохранением устоявшихся теоретико-правовых конструкций собственности и юридических лиц и освобождением отечественного законодательства от анахронизмов. В этой связи необходимо обеспечить, чтобы разрабатываемый законопроект решил следующие задачи: 1) обеспечение эффективного управления государственным имуществом в условиях сохранения конституционного принципа равенства защиты государственной и частной форм собственности; 2) обеспечение эффективного управления субъектами государственного сектора экономики с сохранением единых подходов к корпоративному управлению государственными и частными юридическими лицами. Иными словами, проект не должен вызвать коренной перелом отечественного законодательства, но при этом должен быть эффективным. В этой связи помимо проведения юридических исследований необходимы сопутствующие работы в сфере экономики. Например, на вопрос о том, нужны ли сегодня казахстанской экономике права хозяйственного ведения и оперативного управления, рожденные в условиях плановой советской экономики, и, соответственно, такие субъекты государственного предпринимательства как государственные предприятия можно ответить только после скрупулезного экономического анализа эффективности деятельности существующих государственных предприятий. И результаты такого исследования могут оказаться различными. Возможно, последует вывод, что государству в рыночных условиях эффективней учреждать акционерные общества, нежели государственные предприятия. Или, напротив, будет доказано, что в определенных секторах экономики сохранение государственных предприятий - неизбежно. И это далеко не единственная проблема в сфере государственной собственности и государственного предпринимательства, нуждающаяся в проведении комплексных экономико-правовых исследований. Таких вопросов множество: - должно ли государство участвовать в ТОО, или такая форма государственного предпринимательства неэффективна, и в законопроекте следует предусмотреть возможность участия государства в частных коммерческих юридических лицах только в форме АО; - насколько эффективно управление национальными компаниями со стороны холдингов, которое осуществляется через советы директоров компаний; - каким образом должно обеспечиваться эффективное управления акционерными обществами с участием государства, акции которых торгуются на фондовых рынках; - насколько эффективно проводится управление коммунальной собственностью, и должны ли быть расширены полномочия местных исполнительных органов в этой сфере; - какие критерии необходимо избрать для законодательного установления принципов разграничения республиканской и коммунальной государственной собственности; - должно ли государственное имущество быть предметом доверительного управления, арендных, концессионных соглашений; эффективны ли такие способы использования государственной собственности и многое другое. В связи с большим количеством такого рода вопросов необходимо при разработке проекта обеспечить эффективное взаимодействие между юристами и экономистами, с тем чтобы проводимые исследования были взаимосвязаны и вытекали одно из другого. При этом необходимо доскональное изучение зарубежного опыта управления государственными активами, который должен заимствоваться дозировано, без допущения введения в национальное законодательство чуждых казахстанской правовой системе институтов. Наиболее серьезными вопросами, нуждающимися в исследовании по ним зарубежной законодательной практики, являются вопросы правового статуса государственных холдингов, национальных компаний, СПК и регламентирования корпоративного управления ими. В случае успешной разработки проекта закона «О государственных активах» он будет способствовать консолидации разрозненных и не всегда достаточно скоординированных норм различных нормативных правовых актов, обеспечит эффективное реформирование государственного управления субъектами государственного сектора экономики и имуществом, находящимся в собственности государства. Безусловно, при разработке законопроекта должен быть учтен опыт правоприменительной практики, продемонстрировавшей недостатки в обеспечении общественных интересов при осуществлении собственнических правомочий государства. Необходимо отметить, что законопроект носит название «О государственных активах», то есть он направлен в первую очередь на установление правового режима государственного имущества, то есть объектов, в том числе государственных пакетов акций и долей участия в хозяйственных товариществах. Поэтому структура проекта закона должна включать в себя следующие разделы. 1. Общие положения. Предмет регулирования законопроекта, глоссарий, включая понятие государственных активов, принципы управления государственными активами, функции государственных органов по управлению государственными активами и др. 2. Объекты права государственной собственности. Объекты исключительной собственности государства - земля, воды, недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы и т.д.; особый правовой режим указанных объектов. Национальный фонд. Другие объекты государственной собственности (вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права и т.д.). Разграничение республиканской и коммунальной государственной собственности, перевод государственного имущества из одного вида государственной собственности в другой и др. Учет и мониторинг объектов государственной собственности. Соотношение со стратегическими объектами и объектами, имеющими стратегическое значение для экономики государства. 3. Основания возникновения и прекращения права государственной собственности. Основания возникновения права собственности государства: государственные закупки, национализация, реквизиция, конфискация, добровольная и безвозмездная передача имущества из частной собственности в государственную и др. Приватизация и другие основания прекращения права государственной собственности (передача государственного имущества в уставный капитал других юридических лиц, учреждение фондов и др. 4. Управление объектами права государственной собственности. Понятие управления государственным имуществом, функции и ответственность госорганов, осуществляющих управление государственным имуществом. Государственное имущество как предмет доверительного управления, арендных и концессионных соглашений и т.д. 5. Субъекты государственного сектора экономики. Республика Казахстан и административно-территориальная единица (порядок осуществления и делегирования полномочий). Государственные юридические лица (государственные предприятия, государственные учреждения; их функции, порядок управления ими, порядок закрепления имущества, ответственность). Государственные холдинги, национальные компании, в том числе СПК и др. АО с участием государства (правовая регламентация и сферы деятельности, особенности корпоративного управления). ТОО с участием государства. Юридическая общественность нашего государства, включая представителей научной среды и практиков, давно заинтересована в принятии документа, детально регламентирующего правовой режим государственного имущества и статус, функции и порядок деятельности субъектов государственного сектора экономики. Государство заинтересовано в том, чтобы часть отраслей экономики осталась под его контролем, но в то же время управлялась эффективно. Очевидно, что в текущих условиях необходим единый подход к управлению государственными активами, который с учетом изложенных выше основных принципов должен найти отражение в проекте закона «О государственных активах».
1. Губин Е.П. Государственное регулирование отношений в сфере нефтегазового комплекса России: правовое вопросы. Энергетика и право. М.: Изд. «Юрист», 2008. С. 292. 2. Диденко А., Нестерова Е. Государственные гарантии стабильности инвестиционных договоров. Журнал «Юрист». 2008 г. № 3. С. 28-36. 3. Басин Ю.Г. Национальная компания. Избранные труды по гражданскому праву. Серия «Классика казахстанской цивилистики». Алматы: АЮ - ВШП «Эділет», НИИ частного права КазГЮУ. 2003 г. С. 99-210. 4. Впервые это определение было установлено Законом от 21 мая 2002 г., которым в Закон «Об акционерных обществах» от 10 июля 1998 г. была введена ст. 46-1, в которой и содержалось определение национальной компании 5. Лаптев В.В. Акционерное право. М.: 1999. С. 127. 6. Акционерное право. Учебник. Под ред. В.В. Долинской. М.: «Юридическая литература», 1997. С. 311.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |