|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Земельный кодекс Республики Таджикистан от 13 декабря 1996 года № 327 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.06.2023 г.)
Настоящий Кодекс регулирует земельные отношения и направлен на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.
Статья 1. Земельное законодательство Республики Таджикистан Земельное законодательство Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Кодекса, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
Статья 1.1. Отношения, регулируемые земельным законодательством Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с пользованием и охраной земель, а также имущественные отношения в сфере землепользования, возникающие в связи с получением (приобретением) права отчуждения права пользования земельным участком. Отношения, связанные с охраной и использованием природных ресурсов, вод, лесов, животного мира и других природных богатств, охраной окружающей среды, особо охраняемых природных зон и объектов, атмосферного воздуха и специальных историко-культурных объектов регулируются законодательством Республики Таджикистан. Нормы указанных областей относительно земельных отношений действуют в той части, если эти отношения не регулируются земельным законодательством.
В настоящем Кодексе применяются следующие основные понятия: - земельный участок - часть земли с определенными в отношении нее правами, которая имеет определенную категорию и разрешенный вид использования, фиксированные границы, площадь и местоположение; - землепользователь - физическое или юридическое лицо, которому земельный участок предоставлен (приобретен) с правом отчуждения права пользования или без права отчуждения права пользования; - Единый государственный земельный фонд - совокупность земельных участков, расположенных на территории Республики Таджикистан, которая состоит из определенных категорий земельных участков с определенным целевым назначением; - категория земли - часть Единого государственного земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению, имеющая определенный правовой режим; - целевое назначение земель - использование земельных участков в целях, указанных в документах, удостоверяющих право на земельный участок; - сервитут - право лица и (или) лиц на ограниченное пользование земельным участком, находящимся в пользовании другого лица, прошедшее государственную регистрацию в установленном порядке; - право пользования земельным участком, приобретаемое (приобретенное) в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством Республики Таджикистан и прошедшее в установленном порядке государственную регистрацию право бессрочного, срочного или пожизненного наследуемого пользования, предоставленное на основе договора аренды, на земельный участок в соответствии с настоящим Кодексом, либо право бессрочного, срочного или пожизненного наследуемого пользования земельным участком с правом отчуждения, права пользования земельным участком.
Статья 1.3. Основные принципы земельного законодательства Настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: - сохранение Единого государственного земельного фонда, улучшение качества и повышение плодородия почв как важнейшего природного ресурса; - обеспечение эффективного использования земли; - обеспечение особой охраны, расширение и строгое целевое использование сельскохозяйственных угодий; - организация рынка прав пользования землей, его эффективное функционирование и недопущение монопольной деятельности на рынке прав пользования землей; - оказание государственной поддержки в проведении мероприятий по повышению плодородия сельскохозяйственных угодий, улучшению мелиоративного состояния и охране земель; - невмешательство государственных органов в деятельность физических и юридических лиц по приобретению, использованию и отчуждению права пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством Республики Таджикистан; - предотвращение нанесения вреда земле, окружающей среде и обеспечение экологической безопасности; - многообразие форм хозяйствования, обеспечение равноправия землепользователей, защиты их законных прав и интересов; - обеспечение равноправия участников земельных отношений, защиты их законных прав и интересов; - платность пользования землей; - доступность информации о земельных участках.
Статья 2. Собственность на землю Земля в Республике Таджикистан является исключительной собственностью государства, и государство гарантирует эффективное ее использование в интересах народа. Истребование земель, ранее принадлежавших предкам, не допускается. Физические и юридические лица Республики Таджикистан могут приобретать и отчуждать право пользования земельным участком на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством. Иностранным физическим и юридическим лицам земельные участки предоставляются без права отчуждения права пользования этими земельными участками.
Статья 2.1. Объекты земельных отношений Объектами земельных отношений являются: - земля как природный объект и природный ресурс; - земельные участки; - право на получение земельного участка и земельный пай.
Статья 2.2. Право пользования земельным участком как объектом гражданских прав Право пользования земельным участком с правом его отчуждения является особым объектом гражданских правоотношений и может быть предметом купли-продажи, дарения, мены, аренды, залога и других сделок, а также может переходить к другому лицу в порядке наследования или универсального правопреемства, установленного настоящим Кодексом и гражданским законодательством. Право пользования земельным участком с правом его отчуждения предоставляется физическим и юридическим лицам Республики Таджикистан местными исполнительными органами государственной власти городов и районов на безвозмездной или возмездной основе. Земельные участки, предоставленные физическим и юридическим лицам с правом отчуждения права пользования, используются только в соответствии с их целевым назначением. Никто не может быть лишен права пользования земельным участком иначе как по основаниям, предусмотренным в настоящем Кодексе.
Статья 3. Единый государственный земельный фонд Все земли в Республике Таджикистан составляют единый государственный земельный фонд и в соответствии с целевым назначением подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов); 3) земли промышленности, транспорта, связи, оборонного и иного назначения; 4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли государственного лесного фонда; 6) земли государственного водного фонда; 7) земли государственного запаса. Категория земель указывается в следующих документах: а) в государственном земельном кадастре; б) в регистрационной поземельной книге; в) в постановлениях органов исполнительной власти о предоставлении земель; г) в документах, утверждающих права пользования на землю.
Статья 4. Компетенция Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений 1. К компетенции Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений относятся образование, упразднение и изменение границы административно-территориальных единиц (Горно-Бадахшанская автономная область, областей, городов, районов, посёлков и сёл). 2. К компетенции Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений относятся образование территорий с особым правовым режимом, установление и изменение их границ.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений К компетенции Правительства Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений относится: а) изъятие и предоставление земельных участков на территории Республики Таджикистан в общегосударственных целях; б) признание утратившим силу постановления Правительства Республики Таджикистан об изъятии и предоставлении земельного участка, при использовании земельного участка не по назначению, предусмотренному в нём; в) ежегодное утверждение отчёта о наличии земель, распределении их по категориям, видам и землепользователям республики; г) утверждение результата государственного количественного учёта земель в административных территориях городов и районов; д) организация разработки и реализации государственных и межгосударственных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями; е) координация работы местных исполнительных органов государственной власти по реализации государственных программ по использованию и охране земель; ж) обеспечение в процессе разработки и представления в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан государственного бюджета финансирования мероприятий по использованию и охране земель; з) установление границ особо охраняемых природных территорий по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти на местах; и) утверждение порядка установления публичных (принудительных) сервитутов на земельные участки; к) общее управление землеустройством, установление порядка организации и ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель; л) утверждение землеустроительной документации, связанной с выполнением работ, имеющих государственное значение; м) установление порядка предоставления землепользователям безвозмездного и возмездного права пользования земельными участками с правом отчуждения, размера земельных участков, подлежащих безвозмездному или возмездному предоставлению, минимального размера земельного участка, не подлежащего разделению, а также порядка предоставления (приобретения) и изъятия земельных участков; н) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством Республики Таджикистан.
Статья 6. Полномочия уполномоченного государственного органа регулирования земельных отношений В полномочия государственного органа регулирования земельных отношений входит: а) проведение и осуществление землеустройства; б) проведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель, разработки и утверждения типовых книг и других документов земельного кадастра; в) государственный контроль за использованием и охраной земель, выдача предписаний по устранению выявленных нарушении земельного законодательства; г) совершенствование методов управления земельными ресурсами в рамках действующего законодательства; д) разработка проектов нормативных правовых актов по государственному регулированию земельных отношений; е) представление Правительства Республики Таджикистан в международных организациях в установленном порядке; ж) контроль за целевым использованием средств, направленных на улучшение состояния земель; з) разработка и представление на утверждение в установленном порядке размеров земельного налога, определение экономического ущерба и штрафов за нарушение земельного законодательства; и) государственная регистрация в установленном законодательством порядке права пользования участком земли и других прав, связанных с ними, а также выдачи землепользователям в установленном порядке документов, удостоверяющих право пользования земельным участком; к) приостановление любого вида строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических работ и запрещение деятельности землепользователей, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства; л) внесение в Правительство Республики Таджикистан, местную власть или суд предложения об отмене актов, противоречащих земельному законодательству; м) приостановление исполнения решений о выделении земельных участков, которые противоречат земельному законодательству Республики Таджикистан, до принятия решения соответствующими органами (вышестоящими органами исполнительной власти, судом); н) разрешение и разъяснение вопросов, возникающих при государственной регистрации права пользования земельным участком и других прав, связанных с ними, а также при выдаче соответствующих документов; о) выполнение других полномочий, определяемых законодательством Республики Таджикистан.
Статья 7. Компетенция местных исполнительных органов государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов Ведению местных исполнительных органов государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов в пределах административной границы в области регулирования земельных отношений подлежат: а) организация и осуществление землеустройства, утверждение землеустроительной документации, связанной с выполнением работ, имеющих региональное значение и на землях, отнесенных к их ведению, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; б) предоставление земельных участков для сельскохозяйственного производства; в) предоставление изъятие и закрепление земель для несельскохозяйственных нужд; г) защита прав землепользователей; д) прекращение права пользования земельным участком в соответствии со статьей 37 настоящего Кодекса; е) обеспечение равного доступа женщин и мужчин к земельным участкам; ж) установление минимального размера арендной платы за пользование земельным участком, установление публичных (принудительных) сервитутов на земельные участки; з) безвозмездное или возмездное предоставление физическим и юридическим лицам Республики Таджикистан прав пользования земельными участками с правом отчуждения в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан. Приусадебные земельные участки и личные дополнительные подсобные земли, выделенные в установленном порядке, представляются городскими и районными местными исполнительными органами государственной власти.
Статья 8. Компетенции джамоатов Ведению джамоатов в области регулирования земельных отношений в пределах черты сельских населенных пунктов подлежат: а) представление предложений в местные исполнительные органы государственной власти городов и районов о предоставлении земельного участка. б) в установление и утверждение земельного приусадебного налога в пределах норм, приведенных в статье 71 настоящего Кодекса в) составление хозяйственной книги, ведение списков землепользователей и договоров аренды, а также регулирование приусадебных земель и земель дополнительных личных подсобных хозяйств; г) контроль за использованием и охраной земель.
Статья 8.1. Полномочия местных исполнительных органов государственной власти районов, находящихся в административной границе городов и местных исполнительных органов государственной власти городов, находящихся в административной границе районов В полномочия местных исполнительных органов государственной власти районов (городов), находящихся в административной границе городов (районов) в области регулирования земельных отношений входят: а) представление предложений местных исполнительных органов государственной власти городов и районов о выделении земельных участков; б) закрепление земельных участков в соответствии со статьей 26 настоящего Кодекса; в) контроль за использованием и охраной земель.
Статья 9. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую Отнесение земель к указанным в статье 3 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной категории в другую производится в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Таджикистан. Нарушение установленных настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами правил перевода земель из одной категории в другую может быть основанием для: а) признания недействительным постановления органов исполнительной власти в области регулирования земельных отношений; б) отказа в выдаче документов, удостоверяющих права пользования землей и регистрации права на использование земельных участков.
Статья 9.1. Перевод земель из одного вида в другой в составе категории земель сельскохозяйственного назначения Перевод пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ в несельскохозяйственный вид земель сельскохозяйственного назначения и перевод пашен и земель многолетних насаждений в сенокосы и пастбища, а также перевод всех видов орошаемых земель в богарные земли производится решением Правительства Республики Таджикистан. Перевод сенокосов, пастбищ и других видов земель в пашни и земли многолетних насаждений, независимо от площади этих земель, перевод пашен в земли многолетних насаждений, перевод земель многолетних насаждений в пашни, а также перевод всех видов богарных земель в орошаемые земли, производится решением местного исполнительного органа государственной власти района (города).
Землепользователями в Республике Таджикистан являются физические и юридические лица. Физические и юридические лица могут быть первичными или вторичными землепользователями. Первичными землепользователями являются юридические и физические лица, пользующиеся земельными участками в бессрочном, срочном или пожизненном наследуемом пользовании. Вторичными землепользователями являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на условиях договора аренды или соглашения о государственно-частном партнерстве. Физическое лицо, которое совместно с другими физическими лицами обладает правом пользования земельным участком, приобретает право землепользователя после реализации своего права на выделение земельного участка в соответствии со своим земельным паем на местности. На земельный участок, право пользования, которым получено (приобретено) с правом отчуждения землепользователем - физическим лицом во время пребывания в браке, распространяются положения о совместной собственности супругов, установленные гражданским и семейным законодательством.
Статья 10.1. Ограниченное право пользования земельными участками других землепользователей Ограниченное право пользования земельным участком (далее - сервитут) может устанавливаться с согласия сторон (далее - частный сервитут (основанный на согласии) или, в случае необходимости, на основании решения местных исполнительных органов государственной власти городов и районов (далее - публичный (принудительный) сервитут). Публичный (принудительный) сервитут может также устанавливаться судом по иску лица, в случае достижения соглашения об установлении частного сервитута (основанного на согласии). Публичные (принудительные) сервитуты устанавливаются в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков. Публичные (принудительные) сервитуты могут устанавливаться в следующих случаях: - для прохода или проезда на транспорте через земельный участок к объектам общего пользования, кладбищам, погребениям и иным культовым объектам; - для временного использования части земельного участка в целях ремонта и обслуживания коммунальных, инженерно-технических, электрических сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; - для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; - для забора воды и водопоя скота, полива земельного участка, прогона скота через земельный участок; - использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; - для временного использования части земельного участка в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; - для обеспечения свободного доступа к прибрежным землям; - в иных случаях, связанных с государственными и общественными интересами. Частный (добровольный) сервитут на земельный участок устанавливается с согласия сторон, а в случае возникновения споров между землепользователями - на основании решения суда. Форма договора о частном (добровольном) сервитуте определяется Правительством Республики Таджикистан. Пользователь земельного участка, обремененного частным (добровольным) или публичным (принудительным) сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Если установление публичного (принудительного) сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, землепользователь вправе требовать изъятия земельного участка, в том числе путем выкупа у него прав на данный земельный участок с возмещением местными исполнительными органами государственной власти городов и районов, установившими публичный (принудительный) сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Если установление публичного (принудительного) сервитута приводит к затруднениям в использовании земельного участка, землепользователь вправе требовать от местных исполнительных органов государственной власти городов и районов, установивших публичный (принудительный) сервитут, соразмерную плату. Сервитут сохраняется в случае отчуждения права пользования земельным участком, обремененным сервитутом или передачи права пользования земельным участком, в аренду или в залог к другому лицу. Сервитут, возникающий по договору, может устанавливаться на неопределенный или определенный срок. Публичный (принудительный) сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, в соответствии с которым сервитут был установлен, по решению местных исполнительных органов государственной власти городов и районов или суда.
Статья 11. Бессрочное пользование земельным участком Бессрочным признается пользование земельным участком без срока, установленного заранее. Земельный участок предоставляется физическим и юридическим лицам Республики Таджикистан в бессрочное пользование.
Статья 12. Пожизненное наследуемое пользование В пожизненное наследуемое пользование земля предоставляется физическим лицам или коллективам, гражданам для организации дехканского (фермерского) хозяйства и традиционных народных промыслов а также гражданам как приусадебный земельный участок. Земельные участки, предоставленные на праве пожизненного наследуемого пользования, в случае открытия наследства подлежат перерегистрации. При переходе приусадебных земельных участков граждан юридическим лицам, этот земельный участок предоставляется в бессрочное пользование.
Статья 13. Срочное пользование землей В срочное пользование земельные участки могут передаваться физическим и юридическим лицам на определенный срок. Срочное пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до двадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Землепользователи могут передавать земельные участки в аренду по договору. Договор аренды земли заключается без изменения целевого назначения земельного участка. Земельные участки передаются в аренду сроком до 20 лет. Отношения землепользователей по аренде земельных участков осуществляются в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 14(1). Использование земельного участка на основании соглашения о государственно-частном партнерстве Земельный участок передается в пользование частному партнеру для реализации проекта государственно-частного партнерства на основании соглашения о партнерстве на срок, установленный соглашением с учетом положений статьи 25 настоящего Кодекса. Использование земельного участка для реализации проекта государственно - частного партнерства осуществляется без изменения целевого назначения земельного участка. Отношения, связанные с использованием земельного участка в целях реализации проекта государственно - частного партнерства регулируются в. соответствии с настоящим Кодексом, другими законодательными актами Республики Таджикистан и партнерским соглашением государственно - частного партнерства.
Статья 15. Государственная регистрация земельного участка и права пользования земельным участком Государственная регистрация земельного участка и права пользования земельным участком осуществляется в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него».
Статья 17. Установление прав землепользования Права землепользования удостоверяются: а) право бессрочного, срочного и пожизненного наследуемого пользования земельным участком - свидетельством о государственной регистрации; б) право аренды земельного участка договором аренды. Сведения, содержащиеся в документах, удостоверяющих право землепользования, должны соответствовать сведениям, внесенным в регистрационную поземельную книгу; в) соглашения о государственно-частном партнерстве, заключены с соблюдением, требований Закона Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве»; г) размер земельного пая определяется Свидетельством на земельный пай. Документы, указанные в пункте «а» и «в» настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном статьей 15 настоящего Кодекса.
Статья 17.1. Основания для возникновения права пользования земельным участком с правом его отчуждения Основаниями для возникновения права пользования земельным участком с правом его отчуждения являются: - предоставление земельного участка с правом его отчуждения на основании решений Правительства Республики Таджикистан или местных исполнительных органов государственной власти; - приобретение права пользования земельным участком на рынке прав землепользования в соответствии с правилами, установленными Правительством Республики Таджикистан; - приобретение права пользования земельным участком с правом его отчуждения в порядке наследования или универсального правопреемства; - приобретение права пользования земельным участком с правом отчуждения в результате гражданско-правовых сделок и иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан. При выходе гражданина, обладающего правом пользования земельным участком с правом его отчуждения, из гражданства Республики Таджикистан, данное право подлежит отчуждению физическим или юридическим лицам Республики Таджикистан. В случае, если по каким-либо причинам отчуждение права пользования земельным участком не представляется возможным, или по желанию лица, гражданство которого прекращается, право пользования земельным участком с правом отчуждения возвращается местному исполнительному органу государственной власти на возмездной основе. При возврате права пользования земельным участком с правом отчуждения его правообладателю выплачивается рыночная стоимость права пользования земельным участком с правом его отчуждения.
Статья 17.2. Ограничения передачи права пользования земельным участком с правом его отчуждения Не подлежит отчуждению право пользования земельным участком, занятым следующими объектами: - природными заповедниками и национальными парками; - зданиями, строениями и сооружениями, используемыми органами государственной власти и управления; - государственными учреждениями; - в пределах, которых расположены водные объекты; - особо ценными объектами историко-культурного наследия народов Республики Таджикистан, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; - предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, организаций связи и транспорта, в том числе аэропортов, не указанных в настоящей части. Ограничивается в обороте право пользования следующими земельными участками: - в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в части первой настоящей статьи; - из состава земель лесного фонда. Отчуждение права пользования земельными участками в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Республики Таджикистан, а также земельными участками, на которых пруды и озера находятся в границах территорий общего пользования, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.
Статья 18. Недопустимость пользования земельным участком до оформления права землепользования Приступать к пользованию земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ земельного участка на местности и выдачи документов, удостоверяющих право пользования землей, запрещается.
Статья 18.1. Делимые и неделимые земельные участки Земельный участок может быть делимым и неделимым: - делимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок; - неделимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных обязательных норм и правил не может быть разделен на самостоятельные земельные участки. Неделимость земельного участка отражается в документе, подтверждающим право пользования земельным участком. Право пользования частью земельного участка, выделенной после раздела, возникает с момента государственной регистрации прав на нее. Минимальный размер земельного участка, не подлежащего разделению, определяется Правительством Республики Таджикистан в зависимости от административно-территориальной структуры, категории и назначения земель.
Глава 2. Права и обязанности землепользователей
Статья 19. Права первичных землепользователей Первичные землепользователи имеют право: - самостоятельно хозяйствовать на земле; - собственности на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; - использовать для нужд хозяйства, имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан; - возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения согласно требованиям настоящего Кодекса; - собственности на посевы и посадку сельскохозяйственных культур и насаждений; - самостоятельно, без вмешательства государственных органов заключать гражданско-правовые сделки (купля-продажа, дарение, мена, залог и др.) с предоставленным (приобретенным) правом пользования земельным участком с правом отчуждения, за исключением положений настоящего Кодекса; - передавать земельный участок в аренду; - устанавливать частный (основанный на согласии) сервитут на земельный участок; - передавать право пользования участком земли в залог; - на возмещение убытков в случаях изъятия права пользования земельным участком для государственных или общественных нужд, в соответствии со статьями 41 и 43 настоящего Кодекса; - добровольно отказаться от земельного участка.
Статья 20. Права вторичных землепользователей Вторичные землепользователи имеют право: использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления; с согласия арендодателя передавать арендованный земельный участок в субаренду; использовать в установленном порядке имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные ресурсы и объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли; получить при досрочном прекращении договора аренды возмещение стоимости улучшения состояния земель, произведенных за собственный счет; при досрочном расторжении соглашения о государственно-частном партнерстве - на возмещение убытков, причиненных вторичному землепользователю в связи с улучшением состояния земель, если соглашение не расторгнуто вторичным землепользователем.
Статья 21. Обязанности землепользователей Землепользователи обязаны: обеспечить использование земли в соответствии с целевым назначением и условиями ее предоставления; эффективно использовать предоставленную им землю, применять природоохранную технологию производства, не допускать ухудшения экологической обстановки территории в результате хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренных в статьях 51 - 52 настоящего Кодекса; своевременно вносить земельный налог или арендную плату; не нарушать права других землепользователей; своевременно предоставлять в соответствующие государственные органы установленные законодательством Республики Таджикистан сведения о состоянии и использовании земель. беречь и охранять знаки межевания, геодезические и другие специальные знаки.
Глава 3. Предоставление земель
Статья 22. Порядок предоставления земель Земельные участки в Республике Таджикистан предоставляются физическим и юридическим лицам местными исполнительными органами государственной власти. Порядок предоставления земельных участков устанавливается Правительством Республики Таджикистан. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков из земель различного назначения, предоставляемых в пользование физическим и юридическим лицам Республики Таджикистан с правом их отчуждения, устанавливаются Правительством Республики Таджикистан, за исключением случаев, предусмотренных статьей 71 настоящего Кодекса.
Статья 23. Предоставление земель для сельскохозяйственных нужд Земли, пригодные для сельскохозяйственных нужд, предоставляются физическим и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. Основные положения(статьи 1 - 18.1)Глава 2. Права и обязанности землепользователей(статьи 19 - 21)Глава 3. Предоставление земель(статьи 22 - 31)Глава 4. Плата за землю(статьи 32 - 36)Глава 5. Прекращение права пользования землей(статьи 37 - 1)Глава 6. Возмещение убытков землепользователям и потерь, связанных с выводом земель из оборота(статьи 41 - 45)Глава 7. Защита права пользования земельным участком(статьи 46 - 50)Глава 8. Охрана земель(статьи 51 - 54)Глава 9. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель(статьи 55 - 56)Глава 10. Землеустройство, государственный земельный кадастр и мониторинг земель(статьи 57 - 63)Глава 11. Земли сельскохозяйственного назначения(статьи 64 - 75)Глава 12. Земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов)(статьи 76 - 80)Глава 13. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения(статьи 81 - 87)Глава 14. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения(статьи 88 - 91)Глава 15. Земли государственного лесного фонда(статьи 92 - 94)Глава 16. Земли государственного водного фонда(статьи 95 - 98)Глава 17. Земли государственного запаса(статьи 99 - 100)Глава 18. Заключительные положения(статьи 101 - 105)статьей 37статье 71статьей 26статье 3статьи 25статьей 15статьями 4143статьях 51 - 52статьей 71статье 29статьи 97статье 29статье 29статье 29статьями 9-9(1)статьями 3739пунктами «а», «б», «е» и «ж» статьи 37пунктах «в», «г» и «д» статьи 37статьей 36статье 29статьей 26статьей 37статей 76-80статей 77.2 и 77.7статьей 37 |