|
|
|
17.09.2009 В Мажилисе презентован законопроект о Счетном комитете
Астана, 17 сентября, Дом Мажилиса. Сегодня в Комитете Мажилиса по финансам и бюджету состоялась презентация правительственного законопроекта «О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета» и сопутствующих поправок. С докладом выступил и ответил на депутатские вопросы председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев. Владимир Нехорошев считает, что представленный проект не несет каких-то новшеств: по сути, это то Положение о Счетном комитете, которое утверждено Указом Главы государства. В нем нет новаторского подхода. Многие проблемы бюджетной сферы остаются нерешенными, отметил депутат. Поддержал коллегу депутат Сейтсултан Аимбетов. Он также высказался, что ожидал полноценный законопроект: о каких нововведениях можно говорить, если это новый закон? Все нормы законопроекта прописаны в действующих законодательных актах. В свою очередь он предложил рассмотреть принятие другого законопроекта о государственном финансовом контроле. Поскольку возникает много вопросов по обсуждаемому проекту. Однако, другого мнения придерживается Сансызбай Есилов. Депутат считает, что такой закон обществу нужен. Возникающие в ходе обсуждения вопросы необходимо решать на предстоящих заседаниях рабочей группы. Он также поинтересовался, учтена ли в проекте квалификация неэффективного, нецелевого использования бюджетных средств. - Есть ли в законопроекте положения, чтобы передать Счетному комитету контроль за доходной частью бюджета? С таким вопросом обратился депутат Егор Каппель.
Х Х Х
Пресс-служба Аппарата Мажилиса представляет тезисы доклада председателя Счетного комитета: Необходимость принятия специального закона продиктована и тем, что деятельность всех государственных органов, указанных в Конституции, регламентирована отдельными законами. Между тем, Счетный комитет является единственным органом, не имеющим в своем арсенале самостоятельной законодательной основы, в том числе, по сравнению и с другими высшими органами финансового контроля, входящими в ЕВРОСАИ, АЗОСАИ. Еще одним из неоспоримых аргументов необходимости разработки проекта явилось то, что действующее законодательство характеризуется наличием правового вакуума и коллизии в сфере деятельности Счетного комитета и по реализации конституционных положений в сфере регулирования его деятельности. Так, Конституция РК регламентирует порядок формирования Счетного комитета на паритетной основе Президентом, Сенатом и Мажилисом Парламента, предопределяя тем самым его особый статус, сочетающий президентское и парламентское начало в системе финансового контроля и свидетельствующий о возложении высокого уровня ответственности за реализуемые нами государственные функции. Вместе с тем, дальнейшая реализация вышеуказанных конституционных норм на уровне законов не предусмотрена, что на практике порождает определенные разногласия. На уровне законодательного акта также не урегулированы порядок организации контрольной деятельности Счетного комитета, основания включения объекта контроля в план контрольных мероприятий. Отсутствуют пределы и масштабы взаимодействия работников Счетного комитета с объектом контроля, что не обеспечивает прозрачность контрольных мероприятий и косвенно приводит к ограничению прав и законных интересов объектов контроля. Проект Закона о Счетном комитете состоит из 6 глав, 26 статей. Основными нововведениями являются: 1. Реализация конституционных положений о коллегиальном статусе Счетного комитета, а именно закрепление порядка организации и проведения заседания Счетного комитета, принятия решения и оформления его результатов. 2. Закрепление на законодательном уровне квалификационных требований к членам Счетного комитета, что является решающим шагом на пути к укреплению бюджетной дисциплины и институциональному укреплению высшего органа государственного финансового контроля. Установление основополагающих требований к уровню подготовки Счетного комитета будет способствовать дальнейшему развитию и поддержанию существующего профессионального уровня высшего органа государственного контроля. Аналогичные нормы нашли свое отражения в законах о высшем органе ГФК стран содружества. 3. Еще одним из нововведений является регламентация на уровне закона процедур планирования, проведения и принятия решения по результатам контроля. Особое внимание в проекте отведено взаимодействию Счетного комитета с иными органами, в том числе государственного финансового контроля и объектами контроля. В целях борьбы с правонарушениями в сфере экономики в проекте нашли свое отражение правоотношения по передаче материалов с признаками преступлений в действиях должностных лиц объектов государственного финансового контроля в правоохранительные органы, обмену информацией, связанной с материалами контроля, между органами финансового контроля, проведению совместных проверок. Урегулированы пределы и масштаб взаимодействия работников Счетного комитета с сотрудниками объекта контроля. Проектом предполагается придать правовую основу аналитической деятельности Счетного комитета, в рамках которой Счетный комитет наделен правомочиями проводить анализ исполнения республиканского бюджета, результатов контроля полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, целевого и эффективного использования бюджетных средств и активов государства, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных нарушений исполнения республиканского бюджета. К тому же, в целях унификации требований по оформлению результатов контроля органами ГФК Счетный комитет будет осуществлять разработку методических документов и их внедрение в деятельность органов внешнего финансового контроля. На основе результатов аналитической и методологической работы Счетным комитетом предполагается вырабатывать рекомендации по улучшению исполнения бюджета, повышению государственной дисциплины и совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан. 4. Следующим новшеством является отражение всех форм отчетности, объем и характер предоставляемой Счетным комитетом информации в соответствии с требованиями Конституции, что не раз вызывало дискуссии при утверждении вами отчетов Правительства и Счетного комитета. На сегодняшний день нами выработана с Правительством единая позиция по данному вопросу: по содержанию и структуре предоставляемого Счетным комитетом отчета, а также по направлению его официальной версии в Правительство для ознакомления. 5. Нашли свое отражение в проекте и основы независимости Счетного комитета при планировании и осуществлении контроля. Это касается, прежде всего, независимой организации планирования контроля (исключение внеплановых проверок), а также порядку осуществления контроля в отношении самого Счетного комитета. Вот основные положения законопроекта, принятие которых будет способствовать систематизации на законодательном уровне имеющихся правовых коллизий и устранению правового вакуума в сфере деятельности Счетного комитета, предоставит общественности точную и всеобъемлющую информацию о результатах деятельности Счетного комитета, а также позитивно скажется на поддержании существующего профессионального уровня Счетного комитета. В целях гармонизации действующего законодательства с проектом Закона о Счетном комитете предусмотрено внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс, Законы «О рынке ценных бумаг», «О комитетах и комиссиях Парламента РК». Предлагаемая поправка в Бюджетный кодекс конкретизирует сроки предоставления возражений на акт контроля и закрепляет механизм обязательного реагирования Счетного комитета на возражения путем направления объекту контроля мотивированного ответа на представленные возражения до заседания Счетного комитета. Кроме того, в целях реализаций возложенных на Счетный комитет полномочий внесены поправки в Закон «О рынке ценных бумаг», по предоставлению Счетному комитету информации, содержащей коммерческую тайну по вопросам, связанным с планированием и проведением контроля, за исключением сведений об операциях с ценными бумагами, проводимыми Национальным Банком. Данная поправка направлен на создание правового механизма по реализации компетенции Счетного комитета, который на настоящий момент не регламентирован. Проектом предполагается внесение дополнений в Закон «О комитетах и комиссиях Парламента» в части наделения Председателя Счетного комитета правом присутствия на любых заседаниях постоянных комитетов Парламента и правом быть выслушанными. Вышеуказанная поправка направлена на полноценную реализацию полномочий Счетного комитета, в том числе по внесению предложений по совершенствованию бюджетного законодательства, при реализации законодательной инициативы Правительства и депутатов Парламента Республики Казахстан. Проекты законов прошли экспертизу в трех научно-исследовательских институтах и согласованы со всеми заинтересованными государственными органами».
(Сауле Бапакова - 74-63-05. фото Жаслана Куспанова. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |