|
|
|
Рекомендации по применению МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (по состоянию на 2015 г.)
См. редакцию за 2010 г. А. Калденбергер, магистр учета и аудита, профессиональный бухгалтер РК, CAP, DipIFR
C. Кайдарова, аудитор ТОО «Береке-Аудит», CIPA, профессиональный бухгалтер РК
Первоначальная оценка основных средств (первоначальное признание) Затраты, не включаемые в стоимость основного средства Отражение в учете операций по приобретению основных средств (корреспонденция счетов) Порядок определения первоначальной стоимости основных средств при создании (строительстве) объекта Отражение в учете операций по созданию объектов основных средств (корреспонденция счетов) Последующая оценка основных средств (оценка основных средств после признания) Пересмотр срока полезной службы и методов амортизации основных средств Корреспонденция счетов, применяемая при различных операциях выбытия основных средств Учет последующих затрат в основные средства Учет последующих капитальных вложений Примеры видов работ, относимые к капитальным ремонтам Расходы на комплексные проверки или комплексный ремонт Учет последующих расходов некапитального характера Примеры видов работ, относимых к текущим ремонтам Примеры видов работ, относимых к техническому обслуживанию Учет ремонта арендованных основных средств Инвентаризация основных фондов Раскрытие информации в финансовой отчетности
Методика и порядок учета основных средств, принадлежащих Компании на праве собственности, и их амортизация в бухгалтерском учете Компании определяются в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства». Настоящий стандарт не применяется для основных средств, классифицированных как предназначенные для продажи в соответствии с Международным стандартом IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность», b) биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью (см. IAS 41 «Сельское хозяйство»); с) признания и оценки активов по разведке и оценке минеральных ресурсов (см. IFRS 6 «Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов»); или d) прав на минеральные ресурсы и запасов минеральных ресурсов, таких как нефть, природный газ и аналогичные невосстанавливаемые ресурсы. Однако настоящий Стандарт применяется в отношении основных средств, используемых для разработки и обеспечения активов, описанных в пунктах (b)-(d). Следующая терминология используется в настоящей главе в указанных значениях:
Основные средства - это материальные активы, которые: а) предназначены для использования в производстве или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду третьим лицам, или для административных целей; б) предполагается использовать в течение более чем одного отчетного периода. Балансовая стоимость - сумма, в которой актив признается в отчетности после вычета любой накопленной амортизации и накопленного убытка от обесценения. Себестоимость - это сумма уплаченных денежных средств и/или эквивалентов денежных средств, или справедливая стоимость иного встречного предоставления, переданного для приобретения актива на момент его приобретения или сооружения, или во время его строительства, либо, там, где это применимо, сумма оценки такого актива при его первоначальном признании в соответствии с конкретными требованиями других Международных стандартов, например, IFRS 2 «Выплаты на основе долевых инструментов». Амортизируемая стоимость - фактическая стоимость актива или другая сумма, заменяющая фактическую стоимость, за вычетом его остаточной стоимости.
Амортизация - это систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезного использования. Срок полезного использования: а) период времени, на протяжении которого актив будет иметься в наличии для использования предприятием б) количество единиц производства или аналогичных единиц, которое Компания ожидает получить от использования актива.
Специфическая для предприятия стоимость — приведенная стоимость потоков денежных средств, которые предприятие ожидает получить от продолжения использования актива и от его выбытия в конце срока полезного использования или выплатить при погашении какого-либо обязательства.
Справедливая стоимость - цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства при проведении операции на добровольной основе между участниками рынка на дату оценки (см. МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»).
Убыток от обесценения - та сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую стоимость. Возмещаемая стоимость - большее из двух значений: справедливой стоимости актива за вычетом расходов на продажу или стоимости от его использования.
Остаточная стоимость актива — расчетная сумма, которую организация получила бы на текущий момент от выбытия актива после вычета предполагаемых затрат на выбытие, если бы актив уже достиг конца срока полезного использования и состояния, характерного для конца срока полезного использования.
Компания признает объект основных средств в учете в качестве актива, когда: - существует вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды; - себестоимость актива для компании надежно оценена (например, на основании счета-фактуры).
В зависимости от имеющихся прав собственности основные средства Компании могут подразделяться на: - объекты, принадлежащие Компании на праве собственности (в том числе переданные в аренду, доверительное управление); - объекты, полученные Компанией в аренду, в том числе, на которые Компания не имеет права собственности (полученные в аренду). Основные средства, приобретаемые Компанией с целью использования в хозяйственной деятельности по назначению, отражаются в составе основных средств, а с целью перепродажи - в составе товарно-материальных запасов.
Основные средства отражаются в учете Компании на счете 2410 «Основные средства». Классификационные группы основных средств отражаются на аналитических счетах учета. (Компанией может быть представлена аналитика основных средств в разрезе субсчетов, определенных Рабочим планом счетов Компании в зависимости от специфики деятельности Компании).
К примеру: Счет 2410.01 - Земля; Счет 2410.02 - Здания и сооружения Счет 2410.03 - Машины и оборудование, передаточные устройства Счет 2410.04 - Транспортные средства - мобильный транспорт; Счет 2410.05 - Прочие основные средства, не вошедшие в другие группы.
Земля - основное средство, приобретенное Компанией на правах собственности, права постоянного землепользования, которое подтверждается Актом на право собственности или на право постоянного землепользования на земельный участок, учет которого ведется по количеству и стоимости. Здания и Сооружения - это архитектурно-строительные объекты недвижимости. а) Здание - объект, построенный для постоянных целей, состоящий из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, предназначенный для проживания, пребывания людей или животных, хранения предметов в зависимости от функционального назначения объекта. Жилое здание - строение, состоящее в основном из жилых помещений, а также нежилых помещений и иных частей, являющихся общим имуществом. Примечание - если менее, чем половина общей полезной площади используется для жилых целей, здание классифицируется как нежилое здание, в соответствии с его целевым дизайном. Нежилое здание - строение, которое в основном используется или предназначено не для жилых целей. Примечание - если половина общей полезной площади используется для жилых целей, здание классифицируется как жилое.
б) Сооружения - инженерно-строительный объект (кроме здания), назначением которого является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.
Машины и оборудование - устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. Примечание - в зависимости от основного (преобладающего) назначения машины и оборудование делятся на различные категории.
а) Силовые машины и оборудование - машины-генераторы, производящие энергию, машины двигатели, превращающие энергию в механическую, т. е. в энергию движения (тракторы, самоходные шасси, двигатели внутреннего сгорания, турбины, электродвигатели и др). б) Рабочие машины и оборудование - это основные средства, представленные в виде: машин, аппаратов и оборудования, предназначенного для механического, термического или химического воздействия на предмет труда в процессе создания продукции (станки, насосы, грейдеры, электромоторы и др.). в) Измерительные и регулирующие приборы, устройства, лабораторное оборудование - это приборы и устройства для измерений, регулирования производственных и технологических процессов (дозаторы, амперметры, водомеры и др.) г) Вычислительная техника и компьютеры - это машины для автоматизации процесса производства, управления.
Транспортные средства - мобильные основные средства, предназначенные для транспортировки грузов, людей (автомобильный, железнодорожный транспорт). Прочие основные средства - основные средства, которые служат для выполнения различных производственных операций. К прочим основным средствам Компании относятся: - инструмент; - производственный инвентарь и принадлежности; - хозяйственный инвентарь; - прочие основные средства, не вошедшие в другие группы. Основные средства, учитываемые на балансовых счетах, указанных в разрезе классификационных групп, закрепляются Компанией в полном объеме за материально- ответственными лицами (МОЛ) Компании. Для целей учета на каждый объект основных средств Компанией открывается Инвентарная карточка учета долгосрочных активов (Форма ДА-2). Для учета арендованных основных средств, полученных Компанией в текущую или в долгосрочную аренду, открывается Карточка учета арендованных (долгосрочно-арендованных) основных средств (Форма ОС-01).
Приложение 17 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562
Форма ДА-2
ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА УЧЕТА ДОЛГОСРОЧНЫХ АКТИВОВ
Инвентарная карточка учета долгосрочных активов применяется для учета долгосрочных активов, в том числе и для основных средств. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объектов основных средств, и их перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, по капитальному ремонту и списанию. В разделе «Краткая индивидуальная характеристика актива» записываются основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности ограничиваясь двумя-тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных, имеющейся в организации (у индивидуального предпринимателя) технической документации на объекты основных средств. При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой карточкой, старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ. Заполнение инвентарных карточек производится на основе первичных документов на приобретение основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение, перевод и списание данных активов. Инвентарные карточки составляются в момент оприходования основных средств, в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии. Приложение 23 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562
Форма ОС-1 Карточка учета арендованных (долгосрочно-арендованных) основных средств
Применяется для учета арендатором арендованных объектов основных средств
Инвентарные объекты Компании, отраженные в Инвентарных карточках систематизируется в Инвентарном списке долгосрочных активов (Форма Инв-12). Приложение 43 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 Форма Инв-12
Инвентарный список долгосрочных активов (по месту их нахождения
Применяется для пообъектного учета долгосрочных активов, в том числе, относящихся к основным средствам. Данные пообъектного учета основных средств по месту нахождения (эксплуатации) должны быть тождественны записям в инвентарных карточках учета основных средств, ведущихся в бухгалтерии
Первоначальная оценка основных средств (первоначальное признание)
Основные средства поступают в Компанию в результате их: - приобретения, - сооружения (строительства) или изготовления, - внесения взносов в уставный капитал, - обменных операций, - получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения, - других поступлений. Квалификация актива в качестве основного средства, определения его срока службы, последующих затрат производится постоянно - действующей комиссией, состоящей из производственных, технических и других специалистов Компании, созданной Приказом (другим внутренним документом) Компании. Оценку первоначальной стоимости (себестоимости) основных средств Компания может получить из: - суммы сделки, свидетельствующей о покупке; - суммы обменной операции, в результате которой произошел равноценный обмен активами; - суммы затрат по созданию актива собственными силами (материалы, рабочая сила, прочие затраты). Вновь приобретенные или созданные внутри Компании основные средства приходуются Компанией по себестоимости (фактической) стоимости. Обычно эта стоимость отражается в учете Компании на основании первичного документа на приобретение основного средства (накладной, Акта приемки-передачи долгосрочных активов (форма ДА-1), Акта приемки-передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) активов (форма А-5), документов, подтверждающих дарение (мену) и др.) Первоначальная стоимость основных средств Компании включает все затраты, непосредственно связанные с приобретением (возведением) актива, а также с приведением его в рабочее состояние в соответствии с намерениями руководства. Первоначальная стоимость основных средств включает, к примеру, следующие затраты: - фактические затраты Компании на приобретение (за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением, торговых скидок и возвратов): доставка, затраты на монтаж основных средств, сборка, установка и др. При приобретении основных средств по импорту кроме вышеперечисленных затрат, в фактические затраты на приобретение включаются также: НДС, уплаченный на таможне, при условии, что НДС невозмещаемый, то есть его нельзя отнести в зачет в соответствии с требованиями налогового законодательства), таможенные пошлины и сборы и др. платежи, определенные условиями договора; - затраты на демонтаж и удаление объекта основных средств и восстановление природных ресурсов на занимаемом ими участке, обязанность в отношении которых Компания берет на себя, либо при приобретении данного объекта, либо вследствие его эксплуатации на протяжении определенного периода времени в целях, не связанных с производством запасов в течение этого периода; - комиссионных (агентских) вознаграждений, уплачиваемых посредническим организациям, и иных затрат, непосредственно связанных с приобретением основных средств; - затрат по доведению основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию. К примеру, расходы, понесенные на запуск вновь приобретенного оборудования и стоимость продукции, произведенной при запуске оборудования; - вознаграждения по займам, полученным на приобретение квалифицируемого актива, удовлетворяющего определенным требованиям. К примеру, вознаграждение по займам, полученным на строительство объектов в соответствии с порядком учета, предусмотренным МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам». Актив, отвечающий определенным требованиям — актив, подготовка которого к использованию по назначению или для продажи обязательно требует значительного времени
Затраты, не включаемые в стоимость основного средства
Компания не включает в затраты на приобретение основных средств следующие расходы: - затраты на открытие нового производственного комплекса; - затраты, связанные с внедрением новых продуктов или услуг (включая затраты на рекламу и проведение мероприятий по их продвижению); - затраты, связанные с ведением коммерческой деятельности на новом месте или с новой категорией клиентов (включая затраты на обучение персонала); и - административные и прочие общие накладные расходы. Включение затрат в балансовую стоимость объекта основных средств прекращается, когда такой объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства предприятия. Таким образом, затраты, понесенные при использовании или перемещении объекта, не включаются в балансовую стоимость этого объекта К примеру: - перемещение объектов основных средств в процессе их использования, - затраты, понесенные в период, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства организации, еще не используется или функционирует не на полную мощность, - расходы, понесенные до достижения показателей эксплуатации основного средства в случае привлечения специалистов для оказания услуг по настройке оборудования после его монтажа и ввода в действие, - расходы по ликвидации повреждения, полученного во время транспортировки, произведенный ремонт в результате повреждения оборудования во время монтажа и др.
Зачисление объектов в состав основных средств Компании оформляется Актом приемки-передачи долгосрочных активов (Форма ДА-1, приложение 16 к Приказу МФ РК от 20 декабря 2012 года № 562), в котором отражается, помимо технической характеристики объекта, срок его полезного использования. Акт приемки-передачи долгосрочных активов с приложенными к нему паспортом, технической документацией, документами на приобретение подписывается членами постоянно - действующей комиссии Компании.
Приложение 16 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562
Форма ДА-1
приемки - передачи долгосрочных активов
Документ применяется для учета ввода объектов основных средств в эксплуатацию за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой (-му) организации (индивидуальному предпринимателю). При оформлении приемки-передачи основных средств, акт составляется в двух экземплярах на каждый отдельный объект или компонент объекта, приемочной комиссией, назначаемой распоряжением (приказом) руководителя организации (индивидуального предпринимателя) - получателя. Акт после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту (компоненту объекта), передается в бухгалтерию организаций (индивидуального предпринимателя), подписывается главными бухгалтерами и утверждается руководителями организаций (индивидуальным предпринимателем) или лицами, на это уполномоченными.
Отдельные документы предусмотрены Компанией для оформления движения основных средств: Акт о приемки актива для установки (форма А-2), Акт приемки-передачи актива в монтаж (форма А-3), Акт о выявленных дефектах актива (форма А-4).
Приложение 12 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 Форма А-2
Применяется для оформления поступивших на склад объектов основных средств для установки. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. В случаях поступления основных средств с поврежденной упаковкой, в состав комиссии включаются представитель организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющий доставку актива. При осуществлении монтажных работ подрядным способом в состав приемной комиссии входит также представитель подрядной монтажной организации. В случае невозможности произвести качественную приемку основных средств при их поступлении на склад, «Акт о приемки активов для установки» является предварительным, составленным по наружному осмотру. Приложение 13 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562
Форма А-3
приемки-передачи актива в монтаж
Применяется при передаче основных средств монтажным организациям (индивидуальному предпринимателю) оформляется «Актом приемки-передачи актива в монтаж». При осуществлении монтажных работ подрядным способом создается приемная комиссия, в состав приемной комиссии входят представитель организации (индивидуального предпринимателя), осуществлявшей доставку основного средства, также представитель подрядной монтажной организации (индивидуального предпринимателя). В этом случае отдельный акт на передачу основного средства в монтаж не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации (индивидуального предпринимателя) расписывается в акте, и ему передается копия акта.
Приложение 14 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562
Форма А-4
Применяется при обнаружении дефектов в процессе ревизии, монтажа или испытания основных средств.
Отражение в учете операций по приобретению основных средств Компания производит следующими бухгалтерскими записями:
В случае приобретения основных средств (единый комплекс имущества) с указанием их общей стоимости (паушальной цене) в документе на приобретение, без дифференцирования объектов, Компанией будет применяться распределение общей стоимости по разным активам на основе их относительной справедливой рыночной стоимости.
Пример: Компания приобретает у другой компании несколько активов по производству оборудования за 100 000 тенге:
Определение балансовой стоимости основных средств
1) Земля 45 000: 130 000 х100 000 = 34 615 2) Здание 65 000 : 130 000 х 100 000 = 50 000 3) Сооружение 20 000 : 130 000 х 100000 = 15 385 _________________________________________________________________ Итого 100 000 тенге
Порядок определения первоначальной стоимости основных средств при создании (строительстве) объекта
Первоначальная стоимость основных средств, созданных внутри Компании, определяется на основе тех же принципов, что и себестоимость приобретаемого актива. Создание основных средств Компанией может производиться путем строительства, выполняемого: а) хозяйственным способом (собственными силами Компании); б) подрядным способом (ведется сторонней подрядной организацией). Расходы по строительству, выполненному хозяйственным способом, могут включать затраты на материалы, оплату труда работников, амортизацию оборудования, используемого в строительстве, а также прочие затраты производственного характера, связанные со строительством. Расходы на строительство, выполняемое подрядным способом, включает затраты, указанные в первичных документах, выставленных в адрес Компании от подрядчиков по строительно-монтажным работам. Все затраты по строительству объектов для любого из способов строительства учитываются на счете 2930 «Незавершенное строительство», в разрезе объектов строительства и статей затрат, предусмотренных Рабочим планом счетов Компании. По мере завершения строительства, объект вводится в эксплуатацию по текущей стоимости (сложившимся затратам).
Отражение в учете операций по созданию объектов основных средств Компания производит следующей корреспонденцией счетов:
Порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных по договору безвозмездного получения (дарения)
Определение первоначальной стоимости основных средства, полученных безвозмездно или в качестве дара, определяются Компанией по справедливой (рыночной) стоимости на дату оприходования. При определении справедливой (рыночной) стоимости Компанией могут использоваться: - данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций - изготовителей; - сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; - экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Оцененная стоимость полученных безвозмездных основных средств на дату их получения будет отражаться Компанией в качестве доходов будущих периодов. В отчетном периоде Компанией будет признаваться доход в размере, равном признанному по нему расходу в отчетном периоде.
Например: Компания безвозмездно получила от организации «А» основное средство, справедливая (рыночная) стоимость которого составляет 1 000 000 тенге.
Отражение в учете операций по безвозмездному получению объектов основных средств Компания производит следующими бухгалтерскими записями:
В целях производственной необходимости может производиться перемещение основных средств внутри подразделений (цехов, отделов) Компании, которое отражается следующей бухгалтерской записью:
При оприходовании каждому объекту основных средств Компании присваивается инвентарный номер, путем разработанной в Компании системы кодификации. Объекты основных средств закрепляются за материально-ответственными лицами, о чем имеются их подписи в актах приемки-передачи. Техдокументация на объекты передается на хранение по месту эксплуатации объекта. Инвентарный объект - основное средство, которое не является частью какого-либо другого инвентарного объекта, имеющий самостоятельное значение и которому присваивается отдельный инвентарный номер. Присвоение инвентарного номера обозначается путем нанесения краской (другим способом) на каждый объект учета. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в Компании. Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым объектам в течение трех лет (срок определяется Компанией самостоятельно) по окончании года списания. Учет в качестве инвентарного объекта основных средств может производиться также в следующем порядке: 1) объект основных средств может возникать в Компании в результате объединения отдельных частей основных средств. Компания вправе объединять отдельные незначительные активы (инструменты, штампы и пр.) в одну учетную единицу и применять единые критерии учета к их общей стоимости. Решение об объединении частей принимается решением постоянно-действующей комиссии и закрепляется внутренним документом Компании.
Например: Для инструмента: перфоратор, гвоздодер, электродрель, приобретенного одновременно, постоянно-действующей комиссией Компании определен срок службы 2 года. Данные активы можно объединить в один инвентарный объект основных средств и применить одинаковую норму амортизации как к одному объекту.
2) в случаях, когда себестоимость компонента (отдельной составляющей части), входящего в состав этого основного средства существенна в сравнении со стоимостью объекта в целом, Компания ведет компонентный учет таких основных средств, т.е. учитывает каждую часть отдельно, в качестве самостоятельного основного средства. Это необходимо Компании в том случае, когда составные части данного объекта имеют разные сроки полезной службы или извлечения выгоды от использования отдельных частей происходит по различным схемам, требуя применения неодинаковых норм и методов амортизации. Решение о ведении компонентного учета по тем или иным объектам основных средств принимается руководством Компании на основании предложений постоянно-действующей комиссии Компании. Список основных средств с предполагаемым определением компонентов и указанием их процентного отношения к общей стоимости основного средства, разрабатывается постоянно - действующей комиссией и утверждается уполномоченным лицом Компании, либо определяется на основании его рыночной стоимости. В случае поступления новых объектов основных средств, требующих компонентного учета, решение о составе и процентном отношении компонентов в стоимости основных средств принимает постоянно - действующая комиссия, что оформляется внутренним документом, разработанным Компанией. Каждый компонент основного средства признается самостоятельным основным средством и амортизируется отдельно.
Например: Компания имеет Энергоустановку стоимостью 1 000 000 тенге, сроком службы 20 лет, в составе которой в качестве компонента учитывается турбина, срок службы которой составляет 5 лет. Компания применяет равномерный метод амортизации, остаточная стоимость равна 0. Постоянно действующая комиссия принимает решение, что турбина в общей Энергоустановке составляет 15%, следовательно, стоимость турбины составляет 150 000 тенге (1 000 000 х 15%), а стоимость оставшейся части энергоустановки составляет 850 000 тенге (1 000 000 - 150 000). Амортизация энергоустановки составляет 42 500 тенге (850 000 : 20) в год, амортизация турбины - 30 000 тенге в год (150 000: 5).
Последующая оценка основных средств (оценка основных средств после признания)
После первоначального признания последующая оценка основных средств может осуществляться по одному из методов, выбранному Компанией для определенного класса основных средств: - модель учета по себестоимости, - модель учета по переоцененной стоимости.
Например: Для здания и земли Компанией применяется модель переоценки, для остальных основных средств - модель учета по себестоимости.
1) Модель учета по себестоимости предполагает, что основное средство должно учитываться по его себестоимости (первоначальной стоимости) за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения. Порядок отражения расходов от обесценения основных средств отражен в Разделе «Обесценение основных средств» настоящей Главы.
2) Модель оценки по переоцененной стоимости предполагает, что основное средство будет учитываться по переоцененной величине, равной его справедливой стоимости на дату переоценки, за вычетом любой накопленной амортизации впоследствии и любых накопленных впоследствии убытков от амортизации.
Частота проведения переоценки зависит от изменения справедливой стоимости объектов основных средств, подлежащих переоценке. Если справедливая стоимость переоцененного актива существенным образом отличается от его балансовой стоимости, требуется дополнительная переоценка. Некоторые объекты основных средств характеризуются значительными и произвольными изменениями справедливой стоимости, что вызывает необходимость ежегодной переоценки. Такие частые переоценки не требуются для объектов основных средств, справедливая стоимость которых подвергается лишь незначительным изменениям. Потребность в переоценке таких объектов может возникать только один раз в 3-5 лет.
Доходы и расходы от переоценки при такой модели учета отражаются в составе счета «Резерв от переоценки» собственного капитала Компании. Для определения справедливой стоимости основных средств Компания производит переоценку основных средств путем привлечения профессиональных оценщиков. В случае, если Компании необходимо переоценить какое-либо основное средство из определенного класса основных средств, то все активы этого класса также будут переоцениваться. В случае, если после произведенной дооценки активов, произошла уценка активов, то расходы по такой переоценке списываются за счет суммы ранее отраженной дооценки в капитале. В случае образования отрицательной разницы в части «Резерва от переоценки», сумма превышения списывается Компанией на убытки в отчете о совокупном доходе. При списании суммы дооценки основных средств Компания может применить один из следующих подходов:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |