|
|
|
Доктрина Национального единства Казахстана
Одобрена Администрацией Президента и направлена в Правительство 29 апреля 2010 года, одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 года заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана
См.также: текст, представленный Президентом Республики Казахстан на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана (Астана, 26 октября 2009 года)
См.также: Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2010 года № 468 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Доктрины национального единства Казахстана на 2010 год»
Исходя из стремления к созданию равных возможностей и достойных условий жизни для всех граждан Казахстана, признания Всеобщей декларации прав человека, осознания ответственности за судьбу нации, созидания и укрепления национальной государственности на исконной казахской земле и других основополагающих принципов, изложенных в Декларации о государственном суверенитете, Конституционном законе о государственной Независимости и в Конституции Республики Казахстан, предлагается обществу и нации
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Республика Казахстан является единственным правовым и историческим наследником многовековой государственности казахского народа и естественным продолжением его политического и государственного устройства. Казахстан принимает все меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности. История страны помнит немало драматичных страниц. Было время, когда само существование народа, его языка и культуры стояло перед угрозой исчезновения. Казахский народ, пройдя тяжелые испытания, не только выжил, но и создал свое государство, обрел независимость. В Декларации "О государственном суверенитете Казахской ССР" и в Конституционном законе «О государственной Независимости Республики Казахстан» были провозглашены два принципа, определившие основы суверенитета и дальнейшей консолидации нации: во-первых, право казахского народа на самоопределение, ставшее условием для создания государства Казахстан, во-вторых, равные возможности для всех граждан страны. Мудрость и толерантность народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства, вне зависимости от этнического происхождения, социальной, религиозной или иной принадлежности. В самые сложные годы становления Независимости, благодаря мудрости Народа и политике Первого Президента страны - Нурсултана Абишевича Назарбаева, в Казахстане удалось избежать столкновений на межэтнической почве и раскола общества. Тогда, в условиях преодоления постсоветского кризиса, выстраивания новых экономических и политических отношений, консолидация общества была достигнута на основе провозглашенного принципа внутриполитической стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия. «Единство в многообразии» стало нашим общим достоянием, а согласие между этносами - нашим главным достижением, символом Казахстана, гарантией и основой успешного социально-экономического и общественно-политического развития страны. В то же время жизнь не стоит на месте. За прошедшие годы многое изменилось. Стали другими мы сами. Наше сознание расстается с остатками тоталитарного прошлого, совершеннолетним стало поколение, рожденное в год обретения Независимости. Изменилась и ситуация в окружающем мире. Усилилось влияние глобализации. Казахстан стал не только активным членом мирового сообщества, но и объектом различных геополитических интересов. Во втором десятилетии нового века перед страной встали новые социально-экономические задачи по переходу на инновационно- индустриальное развитие. Все это требует от обновленного общества консолидации нового типа, основанной на осознании своего единства перед лицом изменившегося мира. Если на этапе становления государства главной задачей была консолидация общества на основе межэтнической толерантности и общественного согласия, то на новом этапе развития страны стратегическим приоритетом становится достижение Национального Единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов. Именно поэтому сейчас жизненно необходимо принятие Доктрины Национального Единства Казахстана, представляющей собой концентрированное выражение всех конструктивных предложений граждан, институтов гражданского общества и государства. Доктрина Национального Единства - основа для осознания народом необходимости сплотиться перед вызовом времени. Это - способ понять, что нас сближает и делает единым целым. Это - импульс к совместному продвижению в будущее. Ее необходимость рождена самой жизнью, она вытекает из логики истории, из нашей общей судьбы. Потому что без единства - нет Нации. Без Нации - нет государства. Без государства - нет будущего. Исходя из этого, провозглашаются следующие принципы Национального Единства Казахстана.
I. «ОДНА СТРАНА - ОДНА СУДЬБА»
Первым основным принципом, на котором основывается национальное единство, является осознание общности судьбы каждого гражданина и его Родины - Республики Казахстан. Наше национальное единство базируется на высокой степени соотнесения себя, независимо от этнического происхождения, с Казахстаном и его будущим. Стать гражданином какой-либо страны - судьба каждого человека. Но люди всегда имеют право выбора - и мы свой выбор сделали. Наш выбор глубоко индивидуален и одновременно объективен и именно он делает нас Соотечественниками. Ибо у нас - одно Отечество, одна Родина - Независимый Казахстан. Осознанность этого выбора - главное объединяющее начало для всех. Невозможно жить в одном государстве, а подчиняться законам другого, иметь все права гражданина и не нести его обязанностей. Это единство прав и обязанностей связывают воедино и нашу судьбу, и наше будущее. Невозможно жить общей судьбой, не созидая общее будущее. С обретением независимости мы получили исторический шанс вместе строить свою страну. И все мы на протяжении этих лет сообща трудились над созданием сильного, динамичного, современного государства. Благодаря единству, сплоченности и твердости нашего духа мы отстояли суверенитет страны, ее территориальную целостность, добились безопасности, экономического развития, гражданского согласия. Все это - результат нашего совместного труда. Поэтому каждый из нас должен понимать, что все мы - сыны и дочери одного Отечества, а наша Независимость - воплощенная мечта многих поколений, итог труда, героизма и воли народа. Независимость и развитие государственности, созданной на исконной казахской земле, - наша главная ценность. В новых исторических условиях перед казахским народом, давшим свое гордое имя стране, стоит новая историческая миссия: стать консолидирующим центром объединения Нации. И это налагает особую ответственность. Это ответственность перед предками и потомками за судьбу Казахстана.От этого сегодня зависит, пойдем ли мы вперед к процветанию, в сообщество равных и развитых стран, или останемся прозябать на задворках истории, находя утешение в славном прошлом, копя обиды и разочарования. Наша великая цель - независимо от своего этнического происхождения, сплотиться и стать Великой Нацией, бережно сохранив и передав нашим потомкам самое дорогое, что у нас есть - суверенный и независимый Казахстан. Во имя этого мы должны преодолеть все предрассудки и надуманные барьеры, которые до сих пор мешают нашему единству. Это означает, что каждый гражданин, общество и государство должны осознать свою ответственность перед народом и будущими поколениями и принять все необходимые действенные меры по обеспечению: · осознания всеми гражданами страны своего единства и глубинной связи с Родиной - Республикой Казахстан; · активного противостояния любому влиянию, разъединяющему нас и разъедающему нашу сплоченность; · незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и унитарного устройства Республики; · дальнейшего укрепления экономической, политической, безопасности и духовного суверенитета страны, недопущению информационной зависимости Казахстана, информационной экспансии или блокады со стороны других государств; · дальнейшей консолидации вокруг казахского народа всех граждан республики, направленной на укрепление независимости государства; · приоритета национальных интересов в сфере международного сотрудничества на основе незыблемости суверенитета страны; · бережного отношения к нашим главным богатствам - Независимости, земле, единству и духовности; · оказание содействия со стороны граждан и общества по укреплению государственности, защиты Независимости и территориальной целостности Казахстана.
II.«РАЗНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ - РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»
Вторым основным принципом, на котором основывается наше национальное единство, является равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения. Никто из нас не имеет изначальных преимуществ друг перед другом - этот принцип ложится прочным фундаментом под здание нашего единства. Он провозглашен в Конституции Республики Казахстан. Этот принцип означает, что каждый гражданин Казахстана имеет все шансы полностью реализовать свои возможности и добиться успеха, благодаря своим способностям, а не привилегиям или происхождению. Способности и талант, направленные на служение отечеству и обществу, должны развиваться свободно и не ограничиваться ничем. Это создает благоприятные условия для развития самого государства и общества: чем большее количество людей раскроют свои способности и возможности, тем крепче станет государство и сплоченнее общество. Государство создает справедливые и равные условия для всех. Это обеспечивает свободное развитие частной собственности - необходимого условия процветания страны. Жизненно важно для Казахстана, его настоящего и будущего создание экономических и правовых основ для ускоренного формирования среднего класса. Принцип равенства предполагает равный уровень жизни и культуры сельских жителей и горожан, а также вновь прибывших соотечественников, адаптацию приехавших в города и управляемость процессов урбанизации. Равенство возможностей означает, что каждый, независимо от этнического происхождения и вероисповедания, имеет право развивать свою культуру, традиции и язык, быть представленным во всех сферах общественной и государственной жизни. Наше главное богатство - единство в многообразии. Поэтому государство заботится о сохранении культурных и духовных традиций своего народа, как части национального достояния. Одним из инструментов этой поддержки призвана выступить Ассамблея народа Казахстана, уникальный институт развития межкультурного диалога. Мы многого добились, соблюдая принцип равенства возможностей, и добьемся еще большего, если граждане, общество и государство разделят ответственность и примут все необходимые действенные меры по обеспечению: · равенства прав и свобод человека и гражданина, вне зависимости от его расы, этнического происхождения, языка, вероисповедания, а также принадлежности к социальным группам или общественным организациям и партиям; · предупреждения и пресечения межэтнической и межконфессиональной розни в обществе; · законодательного запрещения политических организаций, формируемых по этническому или религиозному принципу; · объективного освещения в средствах массовой информации вопросов межэтнических отношений, с соблюдением общепринятых этических норм и принципов; · дальнейшего совершенствования механизмов реализации гражданского равноправия; · ускоренного формирования среднего класса как социальной базы укрепления национального единства; · соблюдения гражданских прав каждого и равной ответственности всех граждан перед законом; · социально-экономического и культурного развития сельских территорий, регулирования процессов миграции и урбанизации.
III. «РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА»
Третьим основным принципом национального единства является укрепление и развитие Духа Нации, как объединяющего и укрепляющего начала. Духовное начало - это сила, которая сплачивает Нацию в единое целое. Чем сильнее дух народа, тем выше перспективы его государственности. Это - главный двигатель истории и нашей судьбы. Именно Дух Нации определяет неповторимость облика любой страны, задает направление и дает импульс к развитию. Для подъема нашего Национального Духа главными приоритетами должны стать: дух традиций и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы. Дух нации опирается на тысячелетние традиции, ценности и культуру, на язык, как часть самосознания народа. Именно язык, традиционные ценности и наша уникальная культура на протяжении столетий поддерживали народ, не дав ему раствориться в истории. И сегодня они легли в основу нашей духовности, как неповторимой цельности, делающей нас особыми, непохожими на других.Поэтому возрождение и развитие духовности, культуры, традиций и языка являются одной из важнейших обязанностей государства. В первую очередь это относится к расширению сферы употребления государственного языка. Овладение им должно стать долгом и обязанностью каждого гражданина Казахстана, стимулом, определяющим личную конкурентоспособность и активное участие в общественной жизни. Это ключевой приоритет, главный фактор духовного и национального единства. Одновременно государство должно проявлять заботу об удовлетворении духовно-культурных и языковых потребностей всех этносов, живущих в Казахстане. Опора на традиционные ценности (уважение к языку и культуре, нравственность, семья, связь поколений, патриотизм и толерантность), являющиеся духовной основой общества, становится основой укрепления нашего единства и самобытности в современном мире. Сегодня время предъявляет все более жесткие требования к странам и нациям. Надежду на самостоятельное будущее имеют только те из них, кто, не растеряв свои традиции и ценности, нацелены на постоянное обновление, на модернизацию, на усиление конкурентных преимуществ. Это - веление времени, и мы должны соответствовать ему. Модернизация и конкурентоспособность, опирающиеся на традиции - основа подъема нашего национального духа в XXI веке. Только нации, нацеленные на достижение сверхзадач глобального масштаба, добиваются успеха. Поэтому ориентация на конкурентоспособность должна стать важнейшей частью нашего общенационального духа. Это основа и гарантия движения вперед, прорыва Нации к новым горизонтам. Каждый гражданин Казахстана должен прочувствовать это, как стремление стать лучше, богаче, умнее, как потребность сделать все, чтобы его страна процветала. Каждый должен развивать это качество, каждый должен сделать все, чтобы этот Дух победы стал частью его жизни, жизни общества и государства. Конкурентоспособность может быть достигнута только через модернизацию всех сфер жизнедеятельности общества. Но самое главное - модернизация, как постоянное стремление к обновлению, должна стать неотъемлемой частью нашего сознания. Это - наш ответ вызову времени, потому что Нация, лишенная стремления к развитию, обречена. Нам необходим интеллектуальный прорыв, который позволит пробудить потенциал Нации. Жизненно важно изменить отношение к знаниям, науке и инновациям. В XXI веке только интеллектуальная нация может рассчитывать на успех. Только так, опираясь на традиции, постоянно совершенствуясь и определяя для себя высокие планки, мы обеспечим единство нации и укрепление Национального Духа. Чтобы добиться этого, государство, каждый из нас и все общество в целом должны разделить ответственность и принять все необходимые действенные меры по обеспечению: · развития и укрепления Национального Духа, его влияния на жизненные ориентиры каждого гражданина страны; · приоритетности развития и распространения государственного языка, как важнейшего фактора укрепления национального единства; · создания условий для развития культуры, традиций, обычаев, языков этносов Казахстана; · сохранения и укрепления традиций, духовных и нравственных ценностей и мировоззренческих устоев, нацеленных на сплоченность Нации, государства, общества и семьи; · заботы о национальных ценностях и достоянии; · воспитания молодого поколения в духе взаимного уважения, патриотизма, честного служения Родине и своему народу; · постоянного совершенствования каждым своих знаний, навыков, способностей, профессионализма и конкурентоспособности; · совместной последовательной работы по дальнейшей модернизации всех сфер жизнедеятельности общества; · создания Интеллектуальной нации, как залога успешной конкурентоспособности Казахстана.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Доктрина выступает основой для создания целостной системы правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развития демократии, диалога культур и цивилизаций. Реализация Доктрины направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального потенциала страны в целях ускоренного развития Казахстана, достижения достойного уровня жизни каждого из нас, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Республики прав и свобод граждан. В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года Доктрина станет главным инструментом процесса консолидации казахстанского общества. Обеспечение национального единства является важным условием создания демократического, светского, правового и социального государства. Экономический рост, социальный прогресс и демократическое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства общества. Для решения этой задачи у Казахстана, как независимого, суверенного и признанного во всем мире государства, имеется политическая воля и все необходимые экономические и социальные ресурсы. Сохранение независимости и укрепления государственности, равенство возможностей и защита прав и свобод граждан, создание интеллектуальной нации и развитие национального духа должны стать краеугольным камнем нашего национального единства и жизненными принципами каждого из нас. Все это создаст основу для динамичного развития страны в предстоящие годы.
национального единства Казахстана
Представлена Президентом Республики Казахстан на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана (Астана, 26 октября 2009 года)
Содержание
1. Общие положения
Обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства является важным условием развития Казахстана, реализации стратегических задач социально-экономической и политической модернизации страны. Доктрина национального единства (далее - Доктрина) разработана в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан, данного на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 23 октября 2008 года. Доктрина основана на положениях Конституции, Закона «Об Ассамблее народа Казахстана» и других нормативно-правовых актов Республики Казахстан, а также нормах международного права в данной области. В Доктрине изложены цели, задачи, принципы национальной политики, а также основные направления ее реализации. Доктрина является основой для разработки программ, законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятных условий для дальнейшей консолидации общества.
2. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Казахстане на современном этапе и актуальность укрепления национального единства
На протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов - носителей различных культур, религий и традиций. В результате сложилась уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут представители 140 этносов и 40 конфессий. При этом длительное совместное проживание различных этносов сформировало в обществе устойчивые традиции толерантности. С первых дней обретения независимости консолидация казахстанского общества, обеспечение равноправного сосуществования всех этнических групп стали основополагающими направлениями национальной политики государства. В сложных условиях транзитного периода благодаря целенаправленной и последовательной политике государства в Казахстане не было столкновений на межэтнической почве, дестабилизации и раскола общества. Фундаментом согласия и стабильности в обществе стал изначальный выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности. Время доказало, что это самый разумный путь совмещения интересов всех граждан страны независимо от их этнической принадлежности. Сегодня в Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе. Созданы эффективные нормативно-правовые и концептуальные основы обеспечения межэтнического согласия. Конституция Республики Казахстан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. Нормы Основного закона заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами. Приоритеты обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия отражены в программной работе Президента Назарбаева Н.А. «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Концепции формирования государственной идентичности РК. Эта тема всесторонне раскрыта в книгах Главы государства «В потоке истории», «Критическое десятилетие», его докладах на сессиях Ассамблеи народа Казахстана и других выступлениях. Кроме того, по поручению Президента страны приняты Государственная программа развития и функционирования языков на 2001-2010 годы,Стратегия Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочный период (до 2011 года) и другие документы. Одним из главных инструментов национальной политики стала созданная в 1995 году Ассамблея народа Казахстана (АНК), объединяющий 818 этнокультурных й. Их руководители входят в состав АНК, а также малых ассамблей. 46 этносов имеют свои этнокультурные центры. В 2007 году в рамках конституционной реформы Ассамблея получила право избирать девять депутатов Мажилиса Парламента. Таким образом, введен конституционный механизм представительства интересов этнических групп в Парламенте. В 2008 году принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире. Важнейшим направлением деятельности государства в сфере межэтнических отношений стало проведение сбалансированной языковой политики. Согласно Конституции государственным языком является казахский, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана. Принята Концепция расширения сферы функционирования государственного языка, повышения его конкурентоспособности на 2007-2010 годы. Осуществляется поэтапный перевод делопроизводства на государственный язык в центральных и местных государственных органах. Во всех регионах страны действуют более 60 центров обучения казахскому языку, численность которых в 2009-2011 годах планируется довести до 120. В настоящее время 61% казахстанских школьников и 48% студентов обучаются на казахском языке. Наряду с этим, обеспечивается развитие языков других этносов, проживающих в Казахстане. В 1673 школах обучение ведется на русском языке. Действует 81 школа, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском и уйгурском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Открыто 195 специализированных этнолингвистических центров, где дети и взрослые могут изучать языки 30 этносов. Для изучения родных языков выделяются бюджетные средства воскресным школам. Уделяется большое внимание развитию многообразия культурной и информационной сферы. Так, кроме казахских и русских театров успешно функционируют 4 национальных (этнических) театра - узбекский, уйгурский, корейский и немецкий. Причем 3 из них - единственные на территории СНГ. Газеты и журналы выпускаются на 15 языках, радиопередачи выходят на 8-ми, телепередачи на 11 языках, государством выделяются средства на поддержку деятельности 19 этнических СМИ, а всего их 33. Стало традицией ежегодно проводить массовые народные празднования Наурыза, Масленицы, объявлены выходными религиозные праздники Курбан-айт и Православное Рождество. За годы независимости произошел настоящий ренессансрелигиив Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов. Начиная с 2003 года в нашей стране проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий, в которых принимают участие видные религиозные деятели и представители различных конфессий. Таким образом, в Казахстане накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающей мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. При этом главным фактором успешности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других. Вместе с тем существует ряд факторов, который может оказывать отрицательное влияние на межэтническую ситуацию. В частности, это усиление этно-религиозных противоречий в различных частях мира, в том числе и в некоторых соседних странах. Потенциальную опасность представляет проникновение в Казахстан извне различных форм этно-религиозного экстремизма и радикализма.Этническую окраску могут приобретать имеющиеся в обществе локальные социальные и бытовые проблемы. Возможные упущения в работе по воспитанию молодого поколения содержат опасность для преемственности традиций межэтнической и межкультурной толерантности населения полиэтничного Казахстана. Эти и другие аспекты требуют повышенного внимания как со стороны государства, так и всего общества. В целом, в полиэтничном обществе формирование и укрепление национального единства является базовым условием обеспечения безопасности и независимости государства, реализации стратегических приоритетов его социально-экономического и политического развития. Актуальность сплочения и консолидации казахстанского общества значительно возрастает в современных условиях, когда перед Казахстаном стоят задачи по реализации планов новой индустриализации, обеспечения инновационно-технологического прорыва страны в ХХI веке. В этой связи работу по обеспечению национального единства необходимо вывести на уровень долгосрочного стратегического приоритета государственной политики. Основные положения настоящей Доктрины должны войти в Стратегический план развития Казахстана до 2020 года.
3. Цель, задачи и принципы государственной политики, направленной на обеспечение национального единства
Целью настоящей Доктрины является определение приоритетов и механизмов обеспечения национального единства в Казахстане на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе. Под национальным единством понимается целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Казахстан, с существующей системой ценностей и идеалов. Основой национального единства казахстанского общества является общность ценностей, которые близки абсолютному большинству казахстанцев и консолидируют общество в единое целое. Объединяющим началом и предметом заслуженной гордости всех поколений казахстанцев является наша общая история. С обретением Независимости общими ценностями народа Казахстана стали свободный выбор своей собственной судьбы,сопричастность к строительству нового государства, совместная ответственность за судьбу страны и будущих поколений ее граждан. Для казахстанцев присущ высокий уровень толерантности по отношению к образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям представителей всех этносов, конфессий, социальных групп. В то же время разнообразие и диалог этнических культур в стране являются источником постоянного обогащения и развития всех казахстанцев. В казахстанском обществе глубоко укоренились нравственные ценности, почитание старших, уважение к институту семьи, традиции гостеприимства. Все это способствуют укреплению взаимопонимания и дружбы граждан различной этнической и религиозной принадлежности. Для достижения поставленной в Доктрине цели необходимо сконцентрировать усилия государства и общества на решении следующих основных задач: укрепление общеказахстанской идентичности, поддержка консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества; формирование эффективной системы взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических, межконфессиональных отношений; развитие государственного языка как фактора единения народа Казахстана; содействие сохранению и развитию этнокультурной, языковой самобытности казахстанских этносов; противодействие проявлениям экстремизма и радикализма, недопущение ущемления прав и свобод человека и гражданина. Реализация настоящей Доктрины, представляющей собой совокупность базовых установок, подходов и ориентиров политики государства в межэтнической сфере и направленной на обеспечение национального единства, строится на основе следующих принципов: равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, этнической принадлежности, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; запрета любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, этнической, языковой или религиозной принадлежности; пресечения деятельности, направленной на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, подрыв безопасности государства; уважения к государственному языку и его роли в обществе; уважения национальных традиций, содействия развитию этнических культур и языков; права каждого гражданина определять и указывать или не указывать свою национальную, религиозную принадлежность; своевременного и мирного разрешения противоречий и социальных конфликтов; унитарности и неделимости территории Республики Казахстан; защиты прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержки соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и традиций, в укреплении их связей с исторической Родиной.
4. Основные направления реализации Доктрины
Исходя из обозначенных выше цели и задач, Доктрина предусматривает следующие основные направления государственной национальной политики.
4.1. В сфере укрепления институтов межэтнического взаимодействия
Деятельность государства в данной сфере будет направлена на обеспечение эффективного участия Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных объединений и других институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, а также укреплении государственных органов, обеспечивающих её проведение. Предполагается реализация следующих мер. совершенствование организационной структуры и механизмов работы АНК и ее территориальных структур; создание при АНК на базе научно-экспертного совета аналитико-исследовательского центра по системному и целенаправленному исследованию межэтнических отношений; создание молодежного консультативного совета при АНК, работа которого будет направлена на выработку предложений по пропаганде межэтнического согласия и этнокультурной толерантности среди молодежи; развитие сети исследовательских учреждений, обеспечивающих научно-прикладную базу национальной политики государства; совершенствование механизмов взаимодействия государственных органов с этнокультурными объединениями, в том числе в области патриотического воспитания, изучения гражданами государственного языка; совершенствование механизма привлечения в систему государственной службы граждан, обладающих соответствующей квалификацией и способностями, из числа различных этнических групп. При этом важно осуществлять практику выдвижения представителей этнических групп, свободно владеющих государственным языком, на ответственные должности в системе государственной службы; регулярное финансирование этнокультурных объединений по линии государственного социального заказа; совершенствование правовой базы деятельности этнокультурных объединений; широкое вовлечение НПО в процесс консолидации общества и культивирования казахстанского патриотизма, распространения идей духовного единства, знаний об истории и культуре народа Казахстана, сохранения его исторического наследия; налаживание взаимодействия, эффективной совместной работы государственных структур и НПО по превентивному решению комплекса социальных проблем, способных негативно повлиять на развитие межэтнических, межконфессиональных отношений; широкое привлечение политических партий и общественных объединений к процессу формирования в казахстанском обществе культуры мира и ненасилия на основе толерантности и культурного многообразия. Перечисленные меры должны способствовать повышению эффективности институтов межэтнического взаимодействия, укреплению сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества в данной области.
4.2. В сфере языковой политики
Языковая политика призвана создать в стране гармоничное социолингвистическое пространство, стать фактором единения народа. Она должна быть направлена на расширение и укрепление социальных и коммуникативных функций государственного языка; сохранение диалоговой функции русского языка; развитие языков других этнических групп. В данном направлении будут приняты следующие меры:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |